Рабочая программа по физике для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2010 г..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_7-2012-2013.doc183.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса (Далее – программа) составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2010 г.. При составлении рабочей программы учтены рекомендации инструктивно-методического письма «О преподавании предмета «Физика» в общеобразовательных учреждениях Белгородской области в 2012-2013 учебном году».

Изучение физики в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

- развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Для реализации программы используется учебно-методический комплект, включающий:

Перышкин А.В. Физика 7 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений/А.В. Перышкин – 12-е издание, доработанное – М.: Дрофа, 2009;

Лукашик В.И. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений/В.И. Лукашик, Е.В.Иванова. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2004

Чеботарева А.В. Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В. Перышкина «Физика. 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений»/ А.В. Чеботарева – 3-е издание, стереотип. – М.: Издательство «Экзамен», 2010.

Согласно базисному учебному плану на предмет «Физика» в 7 классе отведено 2 часа и в  программе для общеобразовательных учреждений. Физика. 7-9 классы /авт.-сост. Е.М. Гутник, А.В. Перышкин - М.: Дрофа, 2010 г. также 2 часа в неделю, за год – 70 часов (35 недели).

Резервное время в рабочей программе распределено следующим образом:

В течение года запланировано:

Контрольных работ – 6

Лабораторных работ - 10

При организации учебного процесса используется следующая система уроков:

        Комбинированный урок - предполагает выполнение работ и заданий разного вида.         

        Урок решения задач - вырабатываются у учащихся умения и навыки решения задач на уровне обязательной и возможной подготовке.

        Урок – тест - тестирование проводится с целью диагностики пробелов знаний, тренировки технике тестирования.

        Урок – самостоятельная работа - предлагаются разные виды самостоятельных работ.

        Урок – контрольная работа - урок проверки, оценки  и корректировки знаний. Проводится с целью контроля знаний учащихся по пройденной теме.

         Урок – лабораторная работа - проводится с целью комплексного применения знаний.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения физики  7 класса ученик должен

знать/понимать:

смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро,

смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, импульс, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,

смысл физических законов: Паскаля, Архимеда, Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и механической энергии

уметь:

описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию, теплопроводность, конвекцию

использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры;

представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления

выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

решать задачи на применение изученных физических законов;

осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;

рационального применения простых механизмов

Календарно-тематическое планирование

№ п\п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Плановые сроки прохождения

Примечание

ТЕМА 1: Введение

4 ч

1

Что изучает физика. Наблюдения и опыты

04.09

2

Физические величины. Измерение физических величин. Точность измерений

07.09

3

Лабораторная работа № 1

«Определение цены деления измерительного прибора»

11.09

4

Физика и техника

14.09

ТЕМА 2: Первоначальные сведения о строении вещества

5

Строение вещества. Молекулы

18.09

6

Лабораторная работа № 2

«Измерение размеров малых тел»

21.09

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах

25.09

8

Взаимное притяжение и отталкивание молекул

28.09

9

Три состояния вещества. Различия в строении веществ

02.10

10

Обобщающий урок по теме «Первоначальные сведения о строении вещества»

05.10

ТЕМА 3:   Взаимодействие тел

21ч

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение

1ч.

09.10

12

Скорость. Единицы скорости

12.10

13

Расчет пути и времени движения. Решение задач

16.10

14

Явление инерции. Решение задач

19.10

15

Взаимодействие тел

23.10

16

Масса тела. Единицы массы. Измерение массы

26.10

17

Лабораторная работа №3

«Измерение массы тела на рычажных весах»

06.11

18

Лабораторная работа №4

«Измерение объема тела»

09.11

19

Плотность вещества

13.11

20

Лабораторная работа №5

«Определение плотности твердого тела»

16.11

21

Расчет массы и объема тела по его плотности

20.11

22

Решение задач по теме «Взаимодействие тел»

23.11

23

Контрольная работа №1 по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

27.11

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести

30.11

25

Сила упругости. Закон Гука

04.12

26

Вес тела

07.12

27

Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела

11.12

28

Динамометр. Лабораторная работа №6

 «Градуирование пружины и измерение сил динамометром» 

14.12

29

Сложение двух сил, направленных вдоль одной прямой

18.12

30

Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя

21.12

31

Трение в природе и технике. Контрольная работа №2 по теме «Сила. Равнодействующая сила»

25.12

ТЕМА 4: Давление твердых тел, жидкостей и газов

24ч

32

Давление. Единицы давления

28.12

33

Способы изменения давления

15.01

34

Давление газа

18.01

35

Закон Паскаля

22.01

36

Давление в жидкости и газе. Контрольная работа№3 по теме «Давление. Закон Паскаля»

25.01

37

Расчет давления на дно и стенки сосуда

29.01

38

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

01.02

39

Сообщающие сосуды

05.02

40

Вес воздуха. Атмосферное давление

08.02

41

Измерение атмосферного давления. Опыт Торричелли

12.02

42

Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах

15.02

43

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

19.02

44

Манометры. Контрольная работа №4 по теме «Давление в жидкостях и газах»

22.02

45

Поршневой жидкостной насос

26.02

46

Гидравлический пресс

01.03

47

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело

05.03

48

Архимедова сила

08.03

49

Лабораторная работа №7 «Определение выталкивающей  силы, действующей на погруженное в жидкость тело»

12.03

50

Плавание тел

15.03

51

Решение задач по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

19.03

52

Лабораторная работа №8 «Выяснение условий плавания тела в жидкости»

22.03

53

Плавание судов

02.04

54

Воздухоплавание

05.04

55

Контрольная работа№5 по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

09.04

ТЕМА 5: Работа и мощность. Энергия

13ч

56

Механическая работа

13.04

57

Мощность

16.04

58

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге

19.04

59

Момент силы

23.04

60

Рычаги в технике, быту и природе. Лабораторная работа №9 «Выяснение условия равновесия рычага»

26.04

61

« Золотое правило механики» Равенство работ при использовании механизмов.

30.04

62

Решение задач по теме «Работа и мощность»

03.05

63

Коэффициент полезного действия механизма.

07.05

64

Лабораторная работа №10 «Определение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости»

10.05

65

Решение задач по теме «Работа и мощность»

14.05

66

Энергия

17.05

67

Превращение энергии. Закон сохранения энергии

21.05

68

Контрольная работа№6 по теме «Работа и мощность»

24.05

ТЕМА 6: Повторение

69

Повторение. Взаимодействие тел

28.05

70

Повторение. Давление твердых тел, жидкостей и газов

31.05

        

        СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I.  Введение (4 ч)

Предмет и методы физики. Экспериментальный метод изучения природы. Измерение

физических величин.

Погрешность измерения. Обобщение результатов эксперимента.

 Наблюдение простейших явлений и процессов природы с помощью органов чувств (зрения, слуха, осязания). Использование простейших измерительных приборов. Схематическое изображение опытов. Методы получения знаний в  физике. Физика и техника.

Лабораторная работа.

1.Определение цены деления измерительного прибора.

II. Первоначальные сведения о строении вещества (6 ч)

Гипотеза о дискретном строении вещества. Молекулы. Непрерывность и хаотичность движения частиц вещества.

Диффузия. Броуновское движение. Модели газа, жидкости и твердого тела.

Взаимодействие частиц вещества. Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

Три состояния вещества.

Лабораторная работа 

2.Измерение размеров малых тел.

III. Взаимодействие тел (21 ч)

Механическое движение. Равномерное и не равномерное движение. Скорость.

 Расчет пути и времени движения. Траектория. Прямолинейное движение.

Взаимодействие тел. Инерция. Масса. Плотность.

Измерение массы тела на весах. Расчет массы и объема по его плотности.

Сила. Силы в природе: тяготения, тяжести, трения, упругости. Закон Гука. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой тела.  Динамометр. Сложение двух сил, направленных по одной прямой. Трение.

Упругая деформация.

Лабораторная работа 

3.Измерение массы тела на рычажных весах.

4.Измерение объема тела.

5.Измерение плотности твердого вещества.

6.Градуирование пружины и измерение сил динамометром.

IV. Давление твердых тел, жидкостей и газов (25 ч)

Давление. Опыт Торричелли.

Барометр-анероид.

Атмосферное давление на различных высотах. Закон Паскаля. Способы увеличения и уменьшения давления.

Давление газа. Вес воздуха. Воздушная оболочка. Измерение атмосферного давления. Манометры.

Поршневой жидкостный насос. Передача давления твердыми телами, жидкостями, газами.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

Сообщающие сосуды. Архимедова сила.  Гидравлический пресс.

Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.

Лабораторная работа 

7.Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

8.Выяснение условий плавания тела в жидкости.

V. Работа и мощность. Энергия (12 ч)

Работа. Мощность. Энергия.  Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Закон сохранения механической энергии. Простые механизмы. КПД механизмов.

Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Момент силы. Рычаги в технике, быту и природе.

Применение закона равновесия рычага к блоку. Равенство работ при использовании простых механизмов. «Золотое правило» механики.

Лабораторная работа 

9.Выяснение условия равновесия рычага.

10.Измерение КПД при подъеме по наклонной плоскости.

                                                 VI. Повторение (2ч)

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных на уроках по данным темам (курс физики 7 класса).

ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

        Структурный элемент Рабочей программы «Формы и средства контроля» включает систему контролирующих материалов (контрольные и лабораторные работы) для оценки освоения школьниками планируемого содержания. Тексты контрольных работ  прилагаются. Лабораторные работы  используются из учебника Пёрышкин, А.В. Физика. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений/ А.В. Пёрышкин, -    М.: Дрофа, 2009 г. стр.159-171.

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА №1

ТЕМА: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

ВАРИАНТ – 1

Скорость автомобиля 54 км/ч . Какой путь он проедет за 5 минут?

Масса алюминиевой детали 300 г, её объём 150 см. Есть ли в этой детали пустоты?

Почему трактор, ведя на буксире автомобиль, не должен резко изменять скорость движения?

Девочка купила 2 л подсолнечного масла. Какова масса масла?

Длина точильного бруска равна 30 см, ширина — 5 см и толщина — 2 см. Масса бруска  1,2 кг. Определите плотность вещества, из которого сделан брусок ( в кг/м и г/см ).

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА №1

ТЕМА: «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

ВАРИАНТ  2

Скорость зайца 15 м/с. Какое расстояние он пробежит за 4 секунды?

Определите объём льдинки, масса которой 108 г. Плотность льда 0,9 г/см .

Укажите вещества , из которых состоят следующие тела: ножницы, стакан, карандаш, ложка (в виде таблицы: тело — вещество).

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №2

ТЕМА: ««Сила. Равнодействующая сила»

Хоккеист массой 65 кг равномерно движется по льду на коньках, Определите силу тяжести, действующего на хоккеиста.

Определите жесткость пружины динамометра, если под действием силы 80 Н она удлинилась на 5 см.

Один мальчик толкает санки сзади с силой 20 Н, а другой тянет их за веревку с силой 15 Н. Изобразите эти силы графически, считая, что они направлены горизонтально и найдите их равнодействующую.

Найдите вес 20 л керосина. Плотность керосина 800 кг/м .

Приведите примеры, показывающие, что трение может быть полезным и вредным.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №3

ТЕМА «Давление. Закон Паскаля»

Уровень  А

1.На столе лежат три бруска  одинаковых размеров и массы. Какой из них производит

    большее давление на поверхность стола?

  А) №1

  Б) №2                                                                                                

  В) №3

  Г) все одинаково                        № 1                                   №2                        №3  

2.Какое давление принято за единицу давления?

   А) 1 Н/см2;           Б) 1 кН/м24   В)   1 кН/см2;      Г) 1 Н/м2;    

3.Определите давление, оказываемое на пол шкафом, вес которого 800Н, а площадь поверхности  одной ножки 25 см2.

   А) 32кПа;   Б) 0,8кПа;      В) 8 кПа;     Г) 80 кПа

4.Давление газа при повышении температуры…

   А) не изменяется,   Б) увеличивается, В)уменьшается,  Г) то увеличивается, то уменьшается, в зависимости от занимаемого объёма  

5.Как передают жидкости и газы то внешнее давление, которое на них оказывают?

   А) в направлении действующего на них давления,  Б) в направлении дна  сосуда

   В) по  всем направлениям, причём одинаково,  Г) это давление не передаётся

6.Как можно уменьшить  давление на опору ведра с мёдом?

   А) отлить часть мёда,  Б) подложить под ведро широкий лист фанеры              

   В) передвинуть ведро, Г) в данном случае изменить  давление нельзя

             

Уровень  В

7.Куда бы вы перелили сок из литровой банки, чтобы его давление на дно сосуда стало больше:  в пятилитровую кастрюлю или в литровую бутылку?   Ответ поясните?

8.Поставьте в соответствие физической величине формулу

 

 Физическая величина                                                              Формула

    А) давление твёрдого тела                                                1) p=F/S;       2) p=F/ρ;    3) p=ρg/h

    Б) давление  жидкости                                                      4) p=gρh;      5) P=mg

А

Б

 

9.Какова  масса  трактора, если опорная площадь его гусениц равна 1,3м2, а давление на почву  составляет  40кПа?

   

    А) 5т;            Б) 6т            В) 2,5т       Г)5,2т  

     

Уровень  С    

10.Почему стволы огнестрельного оружия изготавливают  из особо прочных сортов стали?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №4

ТЕМА: «Давление в жидкостях и газах»

Какое давление оказывает вода на ныряльщика на глубине 10 м?

На какой глубине давление воды в море равно 309 кПа, если плотность морской воды равна 1030 кг/м3 ?

У подножия горы барометр показывает давление 760 мм рт.ст., а на ее вершине – 730 мм рт. ст. Какова примерная высота горы ?

Рассчитайте силу с которой атмосфера давит на пластину размерами 50 см на 2 м, если атмосферное давление равно 101300 Па.

Какова плотность жидкости налитой доверху в сосуд высотой 50 см и оказывающей на дно давление равное 4,5 кПа?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №5

ТЕМА: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

1. Вычислите выталкивающую силу, действующую на мраморную глыбу, которая при полном погружении в воду вытесняет 0,5 м3 воды.

2. Тело размерами 2,5 м на 1,2 м на 0,5м полностью погружено в керосин. Вычислите архимедову силу, действующую на тело?

3. Какова плотность жидкости, если известно, что на тело объемом 1000 см3 погруженным в нее действует Архимедова сила равная 8 Н ?

4. Какую силу надо приложить, чтобы поднять под водой камень массой 30 кг, объем которого 0,012 м3 ?

5. На большой поршень гидравлического пресса площадью 400см2 поставлена гиря массой 5кг. Какой массы гирю надо поставить на малый поршень площадью 80см2, чтобы жидкость в прессе была в равновесии?

6. Тело объёмом 4дм3 имеет массу 4 кг. Утонет ли это тело в бензине?

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА  №6  

ТЕМА «Работа и мощность»

Уровень   А

1. В каком из названных здесь случаев  совершается работа?  

    А) лифт поднимает человека на верхний этаж,  Б) ребёнок  смотрит телепередачу,

    В) пассажир поезда в метро,  Г) птица сидит  на ветке дерева

2. Какой из приведённых ответов КПД, полученных учащимися при решении задачи  неверный?

    А) 85%;       Б) 90%;      В) 60%        Г) 105%  

3. Чему равна мощность двигателя, производящего работу  равную  175000Дж  за  35 секунд?

    А) 500Вт;   Б) 50Вт;   В) 5кВт;     Г)50кВт  

4. Какие из названных тел  обладают   потенциальной энергией?  

    А) растянутая пружина;   Б) снаряд, вылетевший из ствола орудия;

    В) плывущий прогулочный катер;   Г) сосулька на крыше

5. Рассчитайте кинетическую энергию тела массой 4кг, движущегося со скоростью 3м/с.  

    А) 1,8Дж;   Б) 9Дж;    В) 18 Дж;    Г) 90 Дж

6. По рисунку определите, какие в данной системе  блоки -  подвижные

   А) №1  и №3

   Б) №1  и  №2

   В) №3  и  №4

   Г) №1  и № 3

Уровень  В

7. Известно, что при передвижении контейнера массой 450кг производится работа, равная  90 кДж. На какое расстояние передвинут контейнер?  

    А) 2м;    Б) 20м;     В) 200м;   Г) 0,5м

8. На одно плечо рычага длиной 30 см действует сила 20Н, на другое – сила 100Н. Какой длины  должно быть второе плечо, чтобы рычаг находился в равновесии?

    А) 5см;     Б) 6см;    В) 60см;   Г) 50см

9. Поставьте в соответствии физической величине формулу:  

    Физическая   величина;                                                              Формула:  

 

    А) механическая  работа                                                       1. P=mg    

    Б) мощность                                                                             2. Ν= А/t

    В) потенциальная энергия                                                    3. Р=F/S  

                                                                                                        4. А=FS                                

                                                                                                        5. Еп =gmh  

А


Б


В

                                                                     

Уровень  С

10. Определите КПД наклонной плоскости, длина которой 5м,  высота 1м, если при подъёме по  ней груза весом 350 Н его тянули вверх силой 80 Н.  

мёд

Название раздела

Количество часов по авторской программе

Внесенные изменения

Количество часов в рабочей программе

Введение

4

4

Первоначальные сведения о строении вещества

5

+1

6

Взаимодействие тел

21

21

Давление  твердых тел, жидкостей и газов

23

+1

24

Работа и мощность. Энергия

13

13

Повторение

-

+2

2

Резервное время

4

-4

ИТОГО

70

70

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...