Электрический ток в полупроводниках
методическая разработка по физике (10 класс) по теме
Методическая разработка урока "Эл. ток в полупроводниках" При проведении урока используется обучающий диск по физике
"интерактивные лекции TeachPro ФИЗИКА 7-11 класс."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
el._tok_v_poluprovodnikah.rar | 2.68 МБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) «САРАНСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Разработала преподаватель
физики Рязина С.Е.
САРАНСК
Тема урока: «Электрический ток в полупроводниках. Полупроводниковые приборы».
Цели урока:
Образовательная:
Расширить знания учащихся о полупроводниках, дать понятие р-n-перехода и его использование в полупроводниковом диоде, сформировать знания о применении полупроводников, расширить, углубить знания учащихся о полупроводниках.
Развивающая:
Развивать у учащихся умение применять полученные знания о полупроводниках к практическому применению их в технике, развивать интерес к знаниям, способность анализировать, обобщать, выделять главное.
Воспитательная:
воспитывать гордость за свою республику, являющейся центром полупроводниковой промышленности России, раскрыть учащимся важность и перспективу использования полупроводников в технике, значение АО "Электровыпрямитель" в производстве полупроводниковых выпрямителей.
Методическая:
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке физика.
Тип урока: усвоение новых знаний на основе имеющихся.
Методы проведения: объяснение учителя с применением наглядных пособий; информационный; репродуктивный, частично-поисковый, проблемный, сообщения учащихся, выполнение теста.
Методическое оснащение и оборудование:
Высказывание на доске:
Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Фирдоуси
Полупроводниковые приборы, фоторезисторы, солнечные батареи, таблицы, периодическая система, кроссворд, физическое домино, тесты, интерактивные лекции TeachPro ФИЗИКА 7-11 класс.
Межпредметные связи: химия - ковалентная связь, использование периодической системы Менделеева, астрономия - солнечные батареи, производственное обучение - электротовары, электротехника, история родного края.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент
(объявление темы, задач и целей урока, психологическая подготовка учащихся к уроку).
Вступительное слово преподавателя: Ребята сегодня мы на уроке должны выяснить, как ведут себя полупроводниковые материалы при пропускании по ним электрического тока, какие технические задачи разрешает промышленность с помощью полупроводников. Мы с вами узнаем историю развития полупроводниковой промышленности в Республике Мордовия, какой вклад внёс завод «Электровыпрямитель» в освоении серийного производства полупроводниковых приборов.
2.Актуализация опорных знаний
(При опросе учащихся используется презентация к уроку, в которую включены все этапы повторения материала, используемые при проведении урока).
Воспроизведение основных положений изученного на предыдущих уроках материала:
1.Электрическая проводимость полупроводников.
2.Полупроводники с донорной примесью.
3.Полупроводники с акцепторной примесью.
4.Разгадавание кроссворда.
1П | р | и | м | е | с | н | а | я | |||||||||
2к | О | в | а | п | е | н | т | н | а | я | |||||||
3п | о | Л | о | ж | и | т | е | л | ь | н | ы | й | |||||
4с | У | р | ь | м | а | ||||||||||||
5а | к | ц | е | П | т | о | р | н | а | я | |||||||
6г | е | Р | м | а | н | и | й | ||||||||||
7с | О | б | с | т | в | е | н | н | а | я | |||||||
8с | о | п | р | о | т | и | В | л | е | н | и | е | |||||
9д | О | н | о | р | н | а | я | ||||||||||
10Д | ы | р | к | и | |||||||||||||
11э | л | е | к | т | р | о | Н | ы | |||||||||
12к | р | е | м | н | И | й | |||||||||||
13м | ы | ш | ь | я | К |
1 - тип проводимости.
2 – связь между атомами Si (кремния).
3 – заряд «дырки».
4 – 5-ти валентный полупроводник.
5 – примесь.
6 - полупроводник.
7 – тип проводимости.
8 – величина, уменьшающаяся при нагревании полупроводника.
9 - примесь.
10 – частицы, создающие проводимость полупроводника р-типа.
11 - частицы, создающие проводимость полупроводника n-типа.
12 – 4-x полупроводник.
13 - 5-ти валентный полупроводник.
5.Дополнительные вопросы.
1.Что надо сделать, чтобы электропроводность германия и кремния стала такой же, как и электропроводность металла? диэлектрика?
(Ответ: нагреть, охладить.)
2.Как известно, при температурах, близких к абсолютному нулю, некоторые металлы переходят в сверхпроводящее состояние, то есть сопротивление падает до нуля. Можно ли путём понижения температуры получить сверхпроводящий германий и кремний?
(Ответ: Нет, так как при понижении температуры сопротивление полупроводника возрастает.)
3.Энергии, необходимые для образования электронов проводимости в германии Е1 = 1,12·10-19 Дж, в кремнии Е2 = 1,76·10-19 Дж. В каком из этих полупроводников при данной температуре будет большая концентрация собственных электронов проводимости.
(Ответ: В германии, так как для образования электронов проводимости у него требуется меньшая энергия.)
4.Почему при изготовлении полупроводниковых материалов обращается исключительное внимание на степень их чистоты?
(Ответ: Примесь увеличивает проводимость полупроводников.)
5.Какого типа будет проводимость германия, если к нему добавить примесь фосфора (5-ти вал.)?
(Ответ: электронная.)
6. Какого типа будет проводимость германия, если к нему добавить примесь цинка (2-х вал.)?
(Ответ: дырочная.)
7.Почему измерения электропроводности полупроводников производят обычно при слабом освещении или в темноте?
(Ответ: Электропроводность полупроводников зависит от освещения, которая может исказить результаты измерения.)
6.Программированный опрос.
Полупроводники | |
1.Каким типом проводимости обладают полупроводники без примесей? | А.в основном электронной. Б. в основном дырочной. В.в равной мере электронной и дырочной. Г.не проводят ток. Д.среди ответов нет правильного. |
2.Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы с акцепторными примесями? | А. в основном электронной. Б. в основном дырочной. В. в равной мере электронной и дырочной. Г. не проводят ток. Д. среди ответов нет правильного. |
3. Каким типом проводимости обладают полупроводниковые материалы с донорными примесями? | А. в основном электронной. Б. в основном дырочной. В. в равной мере электронной и дырочной. Г. не проводят ток. Д. среди ответов нет правильного. |
4.Полупроводниковый материал обладает в основном электронной проводимостью. Какие примеси присутствуют в кристалле? | А.донорные. Б.акцепторные. В.примесей нет. Г.создана равная концентрация акцепторных и донорных примесей. Д. среди ответов нет правильного. |
5.Полупроводник обладает в основном дырочной проводимостью. Какие примеси присутствуют в кристалле? | А. донорные. Б. акцепторные. В. примесей нет. Г. создана равная концентрация акцепторных и донорных примесей. Д. среди ответов нет правильного. |
3.Объяснение нового материала.
1.Из истории полупроводников.
Мы продолжаем изучать тему «Электрический ток в полупроводниках». Давайте ещё раз вспомним, что же такое полупроводники? Электротехника разделяет все вещества на 3 группы: проводники, диэлектрики и полупроводники. Проводники, в основном металлы, обладают очень малым удельным сопротивлением, поэтому металлы применяются для передачи тока.
У диэлектриков, наоборот, сопротивление огромно, они практически ток совсем не проводят. Их применяют там, где нужно преградить дорогу электрическому току и обезопасить от него людей.
Полупроводники занимают промежуточное положение, сопротивление у них более или менее большое, то есть они проводят электрический ток, но плохо.вот это промежуточное положение – ни проводники, ни диэлектрики – и послужило причиной того, что полупроводники долгое время были изгнаны из электротехники. В начале ХХ века становились на ноги такие изобретения как электродвигатель, трансформатор, линия передач и поэтому электротехника занялась решением двух проблем: пропускание тока и защита от высоких напряжений. А полупроводниками – полу изоляторами интересовались мало.
Всю историю полупроводников можно разбить на 2 этапа: до 1948 года и после. Первый этап характеризуется тем, что полупроводники в промышленности почти не применялись. Единственным исключением был силен, особыми свойствами которого заинтересовались ещё в 70-х годах ХIХ века. Но такое положение не могло продолжаться долго – техника развивается и ищет новые материалы. И полупроводники постепенно начали проникать в различные отрасли электротехники, но это были случайные, не связанные между собой применения, так как полупроводники применяли, либо совсем не подозревая, что это полупроводники, либо не придавая этому факту никакого значения.
У нас в России в Петербурге в 1931 году академик Иоффе организует научный центр изучения полупроводников. Появились первые теоретические и экспериментальные работы физиков: Френкеля, Иоффе и других. Уже тогда Иоффе предсказывал, что с помощью полупроводниковых элементов можно будет превращать свет и тепло в электроэнергию для нужд промышленности и быта.
1948 год в истории полупроводников имеет большое значение. В конце этого года американские физики Бардин и Браттейн изобрели полупроводниковый триод, заменяющий радиолампу.
Это событие произвело переворот в полупроводниковой технике. Это изобретение открыло глаза на несправедливо забытых пасынков электротехники полупроводников – и помогло увидеть, какие необъятные перспективы открывают они для развития техники.
После 1948 года полупроводниками стали заниматься целые армии исследователей и инженеров, полупроводники вошли в промышленность, в народное хозяйство.
2.Использование полупроводников в устройстве:
- термисторов,
- фоторезисторов.
- сообщение учащегося.
Какие же технические задачи разрешает промышленность с помощью полупроводников?
1) Превращают переменный ток в постоянный.
2) Усиливают высокочастотные колебания.
3) Регулируют силу тока и напряжения.
4) Разрешают разнообразные задачи автоматики и телеуправления.
5) Измеряют температуру и освещённость помещений.
6) Сигнализируют на десятки километров о присутствии светящихся или нагретых тел.
7) Превращают тепловую энергию в электрическую.
8) Создают с помощью электрического тока тепло и холод.
9) Превращают энергию солнечных лучей в электрическую (солнечные батареи).
10) Усиливают в миллионы раз самые слабые пучки электронов.
Самыми простейшими полупроводниковыми приборами являются термисторы и фоторезисторы. Эти полупроводниковые приборы по конструкции предельно просты. Они представляют собой всего-навсего небольшие кристаллики полупроводника с контактами. Однако, благодаря, замечательным физическим свойствам полупроводников, даже эти простейшие приборы способны решать множество трудных, важных и интересных задач в самых разных областях науки и техники.
1) ТЕРМИСТОРЫ (терморезисторы, термосопротивления).
Мы знаем, что в полупроводниках сопротивление очень сильно зависит от температуры. Термисторы – это приборы, которые используют зависимость сопротивления полупроводников от температуры.
Выпускают термисторы в виде стержней, трубок, дисков, шайб и бусинок размером от нескольких микрометров до нескольких сантиметров.
Где же используются термисторы?
Выступление учащегося.
Термисторы используются:
- в качестве термометров для измерения и регулирования температуры в диапазоне от 1 К до температуры расплавленной стали 1800 К.
- для стабилизации различных элементов электротехнической и радиоэлектронной аппаратуры.
- для контроля тепловых режимов машин, механизмов.
- для контроля температуры тяжёлобольных в реанимационных палатах
- для дистанционного наблюдения за состоянием здоровья редких и ценных животных.
- для изучения спектра Солнца и звёзд.
- для измерения температуры, противопожарной сигнализации, что позволяет определять температуру любого числа помещений или предметов из одного наблюдательного пункта.
На больших теплоходах несколько тысяч термисторов размещают по всему кораблю и контролируют температуру везде, где это представляет интерес. Термисторы могут не только контролировать, но и поддерживать желаемую температуру в данном помещении.
Преподаватель:
Вы будущие работники пищевой промышленности, где также используются эти устройства для измерения и поддерживания температуры в плитах, жарочных шкафах и других устройствах.
2)ФОТОРЕЗИСТОРЫ.
Фоторезистор – это полупроводниковый прибор, сопротивление которого меняется под действием света. Основу любого фоторезистора составляет полупроводниковая пластинка или плёнка. В этих приборах используется явление фотоэффекта (явление вырывания электронов из вещества под действием света), которое мы будем с вами изучать на 2 курсе и ещё встретимся с этими приборами и рассмотрим их более глубоко и научно. Миниатюрность и высокая чувствительность фоторезисторов позволяет использовать их в самых различных областях науки и техники.
Что же умеют фоторезисторы?
Выступление учащегося.
Один впечатляющий пример.
В июне 1982 года, когда английские десантники захватили порт Стенли – административный центр Фолклендских островов, в Южном полушарии, была зима. Как писала газета «Известия» немалую роль в развитии событий сыграло то обстоятельство, что любая попытка аргентинских солдат обогреться и развести костёр, немедленно приводила к накрытию костра, а с ним, как правило, миномётной или артиллерийской позиции, английской ракетой с головкой самонаведения. Фоторезистор, по сигналам которого наводилась ракета, реагировал на инфракрасное излучение костра.
Фоторезисторы установленные на спутниках, следят за запуском чужих ракет. Каждый такой запуск сопровождается характерной и очень мощной вспышкой. Анализ характера вспышки позволяет судить о том, какого типа ракета запущена.
Способность фоторезисторов реагировать на тепловое излучение используют и в мирных целях – для измерения температуры расплавленной стали и чугуна в металлургической промышленности и раскалённой массы материала в керамической, цементной и многих других отраслях промышленности.
Фотосопротивления также находят широкое применение:
- для целей сигнализации и автоматики.
- для управления на расстоянии производственными процессами.
- для сортировки изделий по их размерам.
- для автоматического регулирования освещённости и др.
3.Контакт двух полупроводников (р-n-переход).
Но огромное практическое применение получил контакт двух полупроводников или р-n-переход, который обладает односторонней проводимостью, то есть пропускает ток только в одном направлении.
Что же собой представляет р-n-переход?
Использование интерактивного диска
TeachPro ФИЗИКА 7-11 класс.
Вывод: В связи с тем, что р-n-переход пропускает электрический ток только в одном направлении, его используют для выпрямления переменного тока.
4.Использование р-n-перехода в полупроводниковом диоде, его устройство, принцип действия, применение.
Известно, что все электростанции производят переменный ток. Однако имеется множество потребителей, которые не могут обойтись без постоянного тока. Это:
- городской транспорт: троллейбусы, трамваи, метро;
- электролиз;
- зарядка аккумуляторов;
- гальванические покрытия деталей (золочение, серебрение, никелирование, хромирование и т.д.);
- химическая промышленность;
- нефтяная промышленность;
- судостроение и т.д.
Раньше для выпрямления электрического тока использовали ртутные выпрямители, которые выпускал завод «Электровыпрямитель» и которые можно увидеть в музее этого предприятия. Ртутные выпрямители имели низкий КПД, они очень хрупкие, громоздкие. недолговечные и в них используется ядовитая ртуть.
В настоящее время используются полупроводниковые выпрямители – полупроводниковые диоды, которые изготавливают в основном из германия и кремния. Вообще любой полупроводниковый выпрямительный элемент состоит из электронного и дырочного полупроводников.
Использование интерактивного диска TeachPro ФИЗИКА 7-11 класс.
Преимущества полупроводниковых диодов:
- высокая надёжность,
- практически неограниченный срок службы,
- компактны, удобны в транспортировке,
- просты по устройству, экономичны.
Недостатки:
- могут работать в ограниченном интервале температур (от 700С до 1250С).
Полупроводниковые приборы нашли применение в радиотехнике: в приёмниках, телевизорах, магнитофонах, на искусственных спутниках Земли, электронно-вычислительных машинах.
Наша республика Мордовия занимает одно из ведущих мест в полупроводниковой промышленности России. У нас в Саранске имеется флагман полупроводниковой промышленности акционерное общество «Электровыпрямитель», которое выпускает высококачественные полупроводниковые приборы, которые находят широкое применение во многих отраслях народного хозяйства.
Демонстрация коллекции полупроводниковых приборов.
5.Сообщение учащегося о музее Трудовой славы АО "Электровыпрямитель".
Завод «Электровыпрямитель» начал свою биографию в грозные годы Великой Отечественной войны. 4 августа 1941 года в Ленинграде (ныне Петербург) эшелон с оборудованием для нового завода и ста специалистами эвакуировался на восток, сначала в город Балашов, а затем в посёлок Базарный Карабулак Саратовской области, где разместился в полусгоревшем здании районного Дома культуры.
Преодолев много трудностей, в мае 1942 года завод начал выпускать продукцию: купруксные, селеновые и ртутные выпрямители, в которых нуждались автотранспорт, авиация, бронетанковые войска. Однако, как бы высок ни был трудовой энтузиазм коллектива завода, развиваться в Базарном Карбулаке он не мог: не хватало воды, электроэнергии, большие трудности возникали из-за удаленности от железной дороги (7—8 км).
На основании распоряжения Совета Народных Комиссаров СССР в сентябре 1944 года завод перебазируется в город Саранск.
С этого времени начинается бурное развитие предприятия. С годами росло производство полупроводниковых приборов и преобразователей, увеличился объём производства и количество работников завода. К 1960 году производство новых аппаратов и выпрямительных устройств на полупроводниках увеличилось в 52 раза. Продукция завода экспонировалась на ВДНХ СССР и получила высокую оценку.
В 1966 году 19 июня завод был награждён орденом Трудового Красного Знамени за большой вклад в разработку и освоение серийного производства полупроводниковых приборов.
За разработку технологии изготовления и внедрения в серийное производство силовых кремниевых вентелей пятеро представителей завода в 1966 году были удостоены Ленинской премии.
С годами завод превратился в крупнейшее объединение, продукция которого экспортировалась в 50 стран мира, оно выпускало в начале 90-х годов свыше 200 наименований изделий.
Многие предприятия нашей страны оснащены полупроводниковой техникой завода «Электровыпрямитель». Это Красноярский и Братский алюминиевые заводы, Норильский горно-металлургический комбинат и др. преобразовательные установки работают на многих ГЭС и ГРЭС, на атомных ледоколах.
В 90-х годах, как и вся страна завод испытывал огромные трудности, он стал акционерным обществом, снизилось производство, уменьшился рынок сбыта. Количество рабочих с 10 тыс. до 4 тыс. чтобы как-то остаться на плаву завод стал выпускать товары народного потребления: соковыжималки, камины, стабилизаторы и др.
6.Заключение.
Да достойная биография у гиганта полупроводниковой промышленности завода «Электровыпрямитель», славный путь он прошёл за 70 неполных лет своего существования. Хочется надеяться, что и наше тяжёлое время наш гигант восстановит свою былую мощь, расправит свои богатырские плечи, пойдёт дальше, вписывая славные страницы в свою биографию. Залог этому – замечательные люди, работающие на этом предприятии.
4.Закрепление и обобщение нового материала.
(Проверка качества, закрепление и обобщение изученного, выводы.)
Вопросы для закрепления:
- Можно ли получить р-n-переход, производя вплавление олова в германий или кремний? (Ge – 4-x вал., Si – 4-x вал., Sn – 4-х вал.)
(Ответ: получить р-n-переход на основе германия – олово или кремний – олово нельзя, так как олово также 4-х вал., и атоиы олова, попадая в решётку кремния или германия, не создадут в ней ни дырок, ни дополнительных электронов.)
- В лаборатории имеется столбик, вырезанный из монокристалла германия, а также цинк и фосфор. Каким образом из этих веществ можно получить р-n-переход? (Ge – 4-x вал., Zn – 2-x вал., P – 5-ти вал.)
(Ответ: р-n-переход можно получить, производя вплавление в столбик германия с одной стороны цинка, а с другой стороны фосфора.)
- какие преимущества и недостатки имеют полупроводниковые приборы?
(Ответ: преимущества: высокий кпд, малые размеры, длительный срок службы, малая потребляемая мощность; недостатки: температурная зависимость характеристик приборов.)
6.Подведение итогов урока.
(Выставление оценок и их комментарий.)
7.Задание на дом: § 117, 118, 119; Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев «ФИЗИКА – 10».
Подготовить рефераты на тему: «Полупроводниковые приборы и их использование»
Я познаю мир: Дет.энциклопедия: Изобретения / А.Леонович, под ред. Е.М.Ивановой.- М.: ООО «Издательство АСТ», 2001 год
Большая серия знаний. Физика / Брилёв Д.В., М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги»», 2006 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электрический ток в полупроводниках
Электрический ток в полупроводниках...
урок в 11 классе по теме«Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках»
разработка урока по теме«Полупроводники.Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках»...
презентация "Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках"
презентация :"Полупроводники. Собственная и примесная проводимость полупроводников. Электрический ток в полупроводниках"...
Презентация по физике на тему: "Электрический ток в полупроводниках"
Презентация по физике на тему: "Электрический ток в полупроводниках"...
Изучение электрических свойств полупроводников
Методические указания для выполнения лабораторной работы Изучение электрических свойств полупроводниковЦель работы: на опыте убедиться в односторонней проводимости диода и графически представить ...
Группа ПК 1 Физика Тема1 "Электрический ток в вакууме и полупроводниках"
Электрический ток в вакуумеЗаданиеПрочитать материал учебника 9.4. стр. 156Дать определения высокого, среднего и низкого вакуума.Что называют электрическим током в вакууме.Чем обеспечивается проводимо...
Электрический ток в полупроводниках
Лекция на тему «Электрический ток в полупроводниках»...