Рабочая программа по физике (9 класс)
рабочая программа по физике (9 класс)
Данная программа создана в соответствии с основными требованиями к рабочим программам (цели обучения, отличительная особенность рабочей программы, сроки реализации, формы и методы обучения, обоснование выбора УМК, календарно-тематический план, поурочное планирование, требования к уровню подготовки учащихся).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_fizika_fgos.docx | 53.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Верх-Камышенская средняя общеобразовательная школа»,
филиал муниципального казенного общеобразовательного учреждения
«Комарская средняя общеобразовательная школа»
«УТВЕРЖДАЮ» Директор МКОУ «Комарская средняя общеобразовательная школа» __________________ Бреднев И. М. Приказ №33 от «31» _08_2020 г. |
Рабочая программа
по физике 9 класс основного общего образования
на 2020-2021 учебный год
Составитель: Горлов А. В.,
учитель физики
Верх-Камышенка 2020
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по физике для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
1.Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-ФЗ от 29.12.2012
2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1576 от31.12.2015г.
3. Основная общеобразовательная программа основного общего «Верх-Камышенская сош».
4. Учебный план «Верх-Камышенская сош» на 2020-2021 учебный год.
5. Рабочая программа. Физика 7-9 классы. Авторы: Филонович, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017.
Цели изучения физики в основной школе следующие:
• усвоение учащимися смысла основных понятий и законов физики, взаимосвязи между ними;
• формирование системы научных знаний о природе, ее фундаментальных законах для построения представления о физической картине мира;
• систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы, о закономерностях процессов и о законах физики для осознания возможности разумного использования достижений науки в дальнейшем развитии цивилизации;
• формирование убежденности в познаваемости окружающего мира и достоверности научных методов его изучения;
• организация экологического мышления и ценностного отношения к природе;
• развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, а также интереса к расширению и углублению физических знаний и выбора физики как профильного предмета.
Достижение целей обеспечивается решением следующих задач:
• знакомство учащихся с методом научного познания и методами исследования объектов и явлений природы;
• приобретение учащимися знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях, физических величинах, характеризующих эти явления;
• формирование у учащихся умений наблюдать природные явления и выполнять опыты, лабораторные работы и экспериментальные исследования с использованием измерительных приборов, широко применяемых в практической жизни;
• овладение учащимися такими общенаучными понятиями, как природное явление, эмпирически установленный факт, проблема, гипотеза, теоретический вывод, результат экспериментальной проверки;
• понимание учащимися отличий научных данных от непроверенной информации, ценности науки для удовлетворения бытовых, производственных и культурных потребностей человека.
Место учебного предмета в учебном плане
В основной школе физика изучается с 7 по 9 класс. В 7, 8 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю, в 9 классе 105 часов (3 часа в неделю).
Результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
• сформированность познавательных интересов на основе развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно-ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты обучения физике в основной школе представлены в содержании курса по темам.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
9 класс (105 ч, 3 ч в неделю)
Законы взаимодействия и движения тел (34 ч)
Описание движения. Материальная точка как модель тела. Критерии замены тела материальной точкой. Поступательное движение. Система отсчета. Перемещение. Различие между понятиями «путь» и «перемещение». Нахождение координаты тела по его начальной координате и проекции вектора перемещения. Перемещение при прямолинейном равномерном движении. Прямолинейное равноускоренное движение. Мгновенная скорость. Ускорение. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении. Закономерности, присущие прямолинейному равноускоренному движению без начальной скорости. Относительность траектории, перемещения, пути, скорости. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Причина смены дня и ночи на Земле (в гелиоцентрической системе).
Причины движения с точки зрения Аристотеля и его последователей. Закон инерции. Первый закон Ньютона. Инерциальные системы отсчета. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона. Свободное падение тел. Ускорение свободного падения. Падение тел в воздухе и разреженном пространстве. Уменьшение модуля вектора скорости при противоположном направлении векторов начальной скорости и ускорения свободного падения. Невесомость.
Закон всемирного тяготения и условия его применимости. Гравитационная постоянная. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах. Зависимость ускорения свободного падения от широты места и высоты над Землей. Сила упругости. Закон Гука. Сила трения. Виды трения: трение покоя, трение скольжения, трение качения. Формула для расчета силы трения скольжения. Примеры полезного проявления трения. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью. Центростремительное ускорение. Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость.
Импульс тела. Замкнутая система тел. Изменение импульсов тел при их взаимодействии. Закон сохранения импульса. Сущность и примеры реактивного движения. Назначение, конструкция и принцип действия ракеты. Многоступенчатые ракеты. Работа силы. Работа силы тяжести и силы упругости. Потенциальная энергия. Потенциальная энергия упругодеформированного тела. Кинетическая энергия. Теорема об изменении кинетической энергии. Закон сохранения механической энергии.
Контрольная работа по теме «Законы взаимодействия и движения тел».
Лабораторные работы
1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости.
2. Измерение ускорения свободного падения.
Темы проектов
«Экспериментальное подтверждение справедливости условия криволинейного движения тел», «История развития искусственных спутников Земли и решаемые с их помощью научно-исследовательские задачи»
Механические колебания и волны. Звук (15 ч)
Примеры колебательного движения. Общие черты разнообразных колебаний. Динамика колебаний горизонтального пружинного маятника. Свободные колебания, колебательные системы, маятник. Величины, характеризующие колебательное движение: амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Зависимость периода и частоты маятника от длины его нити. Гармонические колебания.
Превращение механической энергии колебательной системы во внутреннюю. Затухающие колебания. Вынужденные колебания. Частота установившихся вынужденных колебаний. Условия наступления и физическая сущность явления резонанса. Учет резонанса в практике.
Механизм распространения упругих колебаний. Механические волны. Поперечные и продольные упругие волны в твердых, жидких и газообразных средах. Характеристики волн: скорость, длина волны, частота, период колебаний. Связь между этими величинами. Источники звука — тела, колеблющиеся с частотой 16 Гц — 20 кГц. Ультразвук и инфразвук. Эхолокация. Зависимость высоты звука от частоты, а громкости звука — от амплитуды колебаний и некоторых других причин. Тембр звука. Наличие среды — необходимое условие распространения звука. Скорость звука в различных средах. Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс.
Контрольная работа по теме «Механические колебания и волны. Звук».
Лабораторная работа
3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от длины его нити.
Темы проектов
«Определение качественной зависимости периода колебаний пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины», «Определение качественной зависимости периода колебаний нитяного (математического) маятника от величины ускорения свободного падения», «Ультразвук и инфразвук в природе, технике и медицине»
Электромагнитное поле (25 ч)
Источники магнитного поля. Гипотеза Ампера. Графическое изображение магнитного поля. Линии неоднородного и однородного магнитного поля. Связь направления линий магнитного поля тока с направлением тока в проводнике. Правило буравчика. Правило правой руки для соленоида. Действие магнитного поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу. Правило левой руки. Индукция магнитного поля. Модуль вектора магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Зависимость магнитного потока, пронизывающего площадь контура, от площади контура, ориентации плоскости контура по отношению к линиям магнитной индукции и от модуля вектора магнитной индукции магнитного поля. Опыты Фарадея. Причина возникновения индукционного тока. Определение явления электромагнитной индукции. Техническое применение явления. Возникновение индукционного тока в алюминиевом кольце при изменении проходящего сквозь кольцо магнитного потока. Определение направления индукционного тока. Правило Ленца. Явления самоиндукции. Индуктивность. Энергия магнитного поля тока. Переменный электрический ток. Электромеханический индукционный генератор (как пример — гидрогенератор). Потери энергии в ЛЭП, способы уменьшения потерь. Назначение, устройство и принцип действия трансформатора, его применение при передаче электроэнергии. Электромагнитное поле, его источник. Различие между вихревым электрическим и электростатическим полями. Электромагнитные волны: скорость, поперечность, длина волны, причина возникновения волн. Получение и регистрация электромагнитных волн. Высокочастотные электромагнитные колебания и волны — необходимые средства для осуществления радиосвязи. Колебательный контур, получение электромагнитных колебаний. Формула Томсона. Блок-схема передающего и приемного устройств для осуществления радиосвязи. Амплитудная модуляция и детектирование высокочастотных колебаний.
Интерференция и дифракция света. Свет как частный случай электромагнитных волн. Диапазон видимого излучения на шкале электромагнитных волн. Частицы электромагнитного излучения — фотоны (кванты). Явление дисперсии. Разложение белого света в спектр. Получение белого света путем сложения спектральных цветов. Цвета тел. Назначение и устройство спектрографа и спектроскопа. Типы оптических спектров. Сплошной и линейчатые спектры, условия их получения. Спектры испускания и поглощения. Закон Кирхгофа. Спектральный анализ. Атомы — источники излучения и поглощения света. Объяснение излучения и поглощения света атомами и происхождения линейчатых спектров на основе постулатов Бора.
Контрольная работа по теме «Электромагнитное поле».
Лабораторные работы
4. Изучение явления электромагнитной индукции.
5. Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания.
Темы проектов
«Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней», «Метод спектрального анализа и его применение в науке и технике»
Строение атома и атомного ядра (20 ч)
Сложный состав радиоактивного излучения, α-, β- и γ-частицы. Модель атома Томсона. Опыты Резерфорда по рассеянию ос-частиц. Планетарная модель атома. Превращения ядер при радиоактивном распаде на примере ос-распада радия. Обозначение ядер химических элементов. Массовое и зарядовое числа. Закон сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях. Назначение, устройство и принцип действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона. Выбивание ос-частицами протонов из ядер атома азота. Наблюдение фотографий образовавшихся в камере Вильсона треков частиц, участвовавших в ядерной реакции. Открытие и свойства нейтрона. Протонно-нейтронная модель ядра. Физический смысл массового и зарядового чисел. Особенности ядерных сил. Изотопы.
Энергия связи. Внутренняя энергия атомных ядер. Взаимосвязь массы и энергии. Дефект масс. Выделение или поглощение энергии в ядерных реакциях. Деление ядра урана. Выделение энергии. Условия протекания управляемой цепной реакции. Критическая масса. Назначение, устройство, принцип действия ядерного реактора на медленных нейтронах. Преобразование энергии ядер в электрическую энергию. Преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций.
Биологическое действие радиации. Физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза. Влияние радиоактивных излучений на живые организмы. Период полураспада радиоактивных веществ. Закон радиоактивного распада. Способы защиты от радиации. Условия протекания и примеры термоядерных реакций. Источники энергии Солнца и звезд.
Контрольная работа по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер».
Лабораторные работы
6. Измерение естественного радиационного фона дозиметром.
7. Изучение деления ядра атома урана по фотографии треков.
8. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома).
Тема проекта
«Негативное воздействие радиации (ионизирующих излучений) на живые организмы и способы защиты от нее»
Строение и эволюция Вселенной (5 ч)
Состав Солнечной системы: Солнце, восемь больших планет (шесть из которых имеют спутники), пять планет-карликов, астероиды, кометы, метеорные тела. Формирование Солнечной системы. Земля и планеты земной группы. Общность характеристик планет земной группы. Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет- гигантов. Малые тела Солнечной системы: астероиды, кометы, метеорные тела. Образование хвостов комет. Радиант. Метеорит. Болид. Солнце и звезды: слоистая (зонная) структура, магнитное поле. Источник энергии Солнца и звезд — тепло, выделяемое при протекании в их недрах термоядерных реакций. Стадии эволюции Солнца. Галактики. Метагалактика. Три возможные модели нестационарной Вселенной, предложенные А. А. Фридманом. Экспериментальное подтверждение Хабблом расширения Вселенной. Закон Хаббла.
Темы проектов
«Естественные спутники планет земной группы», «Естественные спутники планет-гигантов»
Итоговое повторение (3 ч)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Перышкин А. В., Гутник Е. М. Физика. 9 класс. Учебник. – Дрофа: М., 2018
- Рабочая программа. Физика 7-9 классы. Авторы: Филонович, Е. М. Гутник. – М.: Дрофа, 2017.
- Физика. Самостоятельные и контрольные работы к учебнику А.В. Перышкина. 9 класс Марон А.Е., Марон Е.А., 2018 г.
- Физика. Методическое пособие к учебнику А.В. Перышкина. 9 класс. Гутник Е. М. – М.: Дрофа, 2016 г.
Тематическое планирование
(105 ч, 3 ч в неделю)
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Тип урока | Формы контроля | Основные виды учебной деятельности | ||
план. | факт. | ||||||
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТЕЛ (34 ч) | |||||||
Материальная точка. Система отсчета (§ 1) | НЗ | — Наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; — определять по ленте со следами капель вид движения тележки, пройденный ею путь и промежуток времени от начала движения до остановки; — обосновывать возможность замены тележки ее моделью — материальной точкой — для описания движения | |||||
Перемещение (§ 2) | ОМН | — Приводить примеры, в которых координату движущегося тела в любой момент времени можно определить, зная его начальную координату и совершенное им за данный промежуток времени перемещение, и нельзя, если вместо перемещения задан пройденный путь | |||||
Определение координаты движущегося тела (§ 3) | ОМН | СР | — Определять модули и проекции векторов на координатную ось; — записывать уравнение для определения координаты движущегося тела в векторной и скалярной форме, использовать его для решения задач | ||||
Скорость прямолинейного равномерного движения (§ 4) | ОМН | — Давать определение прямолинейного равномерного движения; — понимать, что характеризует скорость; определять проекции вектора скорости на выбранную ось; — решать задачи на расчет скорости тела при прямолинейном равномерном движении; — строить график скорости тела при прямолинейном равномерном движении | |||||
Перемещение при прямолинейном равномерном движении (§ 4) | ОМН | — наблюдать и описывать прямолинейное равномерное движение тележки с капельницей; — записывать формулы: для нахождения проекции и модуля вектора перемещения тела, для вычисления координаты движущегося тела в любой заданный момент времени; доказывать равенство модуля вектора перемещения пройденному пути и площади под графиком скорости; — строить график скорости | |||||
Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равномерном движении (§ 4) | ОМН | — Строить график скорости тела при прямолинейном равномерном движении; — строить график прямолинейного равномерного движения; — уметь по графикам определять вид движения, необходимые характеристики движения | |||||
Средняя скорость (§ 5). Стартовая диагностическая работа | ОМН | КР | — Решать задачи на расчет средней путевой скорости и модуля средней скорости перемещения | ||||
Анализ контрольной работы. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение (§ 5) | НЗ | Т | — Объяснять физический смысл понятий: мгновенная скорость, ускорение; приводить примеры равноускоренного движения; — записывать формулу для определения ускорения в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; — применять формулу для расчета ускорения при решении расчетных задач | ||||
Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости (§ 6) | Р | ФД | — Записывать формулу скорости тела при прямолинейном равноускоренном движении в векторном виде и в виде проекций на выбранную ось; — читать и строить графики скорости; — решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул | ||||
Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении (§ 7) | НЗ | — Записывать формулу проекции перемещения тела при прямолинейном равноускоренном движении; приводить формулу пути; — записывать уравнение прямолинейного равноускоренного движения x(t); — решать расчетные и качественные задачи с применением этих формул | |||||
Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости (§ 8 | Р | Т | — Наблюдать движение тележки с капельницей; — делать выводы о характере движения тележки; — вычислять модуль вектора перемещения, совершенного прямолинейно и равноускоренно движущимся телом за п-ю секунду от начала движения, по модулю перемещения, совершенного им за k-ю секунду | ||||
Лабораторная работа № 1 «Исследование равноускоренного движения без начальной скорости» | Р | ЛР | — Измерять пройденный путь и время движения бруска; — рассчитывать ускорение бруска и его мгновенную скорость при прямолинейном равноускоренном движении; — работать в группе (парами); — использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту; — приводить примеры прямолинейного равноускоренного движения в быту и технике, различных числовых значений ускорения движения тел | ||||
Решение расчетных задач на прямолинейное равноускоренное движение | Р | СР | — Решать расчетные задачи на прямолинейное равноускоренное движение | ||||
Графики зависимости кинематических величин от времени при прямолинейном равноускоренном движении | ОМН | — Строить графики скорости и ускорения при прямолинейном равноускоренном движении; — строить график прямолинейного равноускоренного движения; — уметь по графикам определять вид движения, необходимые характеристики движения | |||||
Решение графических задач на прямолинейное равноускоренное движение | Р | — Понимать и уметь анализировать графики скорости, ускорения, график прямолинейного равноускоренного движения; — строить графики скорости, ускорения, график прямолинейного равноускоренного движения | |||||
Контрольная работа № 1 по теме «Кинематика» | РК | КР | — Применять знания о прямолинейном равноускоренном движении к решению задач | ||||
Анализ контрольной работы. Относительность движения (§ 9) | НЗ | — Наблюдать и описывать движение маятника в двух системах отсчета, одна из которых связана с землей, а другая с лентой, движущейся равномерно относительно земли; — сравнивать траектории, пути, перемещения, скорости маятника в указанных системах отсчета; приводить примеры, поясняющие относительность движения; — пользоваться полученными знаниями об относительности механического движения в повседневной жизни | |||||
Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона (§ 10) | ОМН | — Наблюдать проявление инерции; — приводить примеры проявления инерции; — решать качественные задачи на применение первого закона Ньютона | |||||
Второй закон Ньютона (§ 11) | ОМН | — Записывать формулу второго закона Ньютона в векторном и скалярном виде; — решать расчетные и качественные задачи на применение второго закона Ньютона | |||||
Третий закон Ньютона (§ 12) | ОМН | — Наблюдать, описывать и объяснять опыты, иллюстрирующие справедливость третьего закона Ньютона; — записывать третий закон Ньютона в виде формулы; решать качественные и расчетные задачи на применение этого закона | |||||
Свободное падение тел (§ 13) | ОМН | ФД | — Наблюдать падение одних и тех же тел в воздухе и разреженном пространстве; — делать выводы о движении тел с одинаковым ускорением при действии на них только силы тяжести | ||||
Движение тела, брошенного вертикально вверх. Невесомость (§ 14) | Р | — Наблюдать опыты, свидетельствующие о состоянии невесомости тел; — сделать вывод об условиях, при которых тела находятся в состоянии невесомости; — приводить примеры свободного падения в быту и технике, числового значения ускорения свободного падения тел | |||||
Лабораторная работа № 2 «Измерение ускорения свободного падения» | Р | ЛР | — Измерять пройденный путь (высоту падения) и время движения бруска; — рассчитывать ускорение свободного падения бруска; — работать в группе (парами); — использовать знания и навыки измерения пути и времени движения в быту | ||||
Закон всемирного тяготения (§15) | НЗ | — Понимать смысл закона всемирного тяготения; объяснять явление притяжения тел и использовать эти знания в повседневной жизни; — записывать закон всемирного тяготения в виде математического уравнения; — решать расчетные задачи на применение этого закона | |||||
Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах (§ 16) | ОМН | СР | — Выводить формулу для определения ускорения свободного падения — понимать, как зависит ускорение свободного падения от географической широты места и высоты тела над поверхностью Земли; — использовать эти знания в повседневной жизни; решать расчетные задачи на применение формулы для определения ускорения свободного падения | ||||
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью (§17, 18) | НЗ | — Приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; — называть условия, при которых тела движутся прямолинейно и криволинейно; — вычислять модуль центростремительного ускорения; изображать на рисунках векторы скорости и центростремительного ускорения при движении точки по окружности; — объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности | |||||
Решение задач по кинематике на равномерное движение точки по окружности с постоянной по модулю скоростью | Р | — Понимать и уметь объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении точки по окружности; — решать расчетные и качественные задачи на равномерное движение точки по окружности | |||||
Искусственные спутники Земли (§ 19) | ОМН | Т | — Рассказывать о движении ИСЗ; — понимать и выводить формулу первой космической скорости; — называть числовые значения первой и второй космических скоростей; — слушать доклады об истории развития космонавтики | ||||
Импульс тела (§ 20) | НЗ | — Давать определение импульса тела, знать его единицу; — объяснять, какая система тел называется замкнутой, приводить примеры замкнутой системы; — использовать знания об импульсе тела и его изменении в повседневной жизни | |||||
Закон сохранения импульса (§ 21) | ОМН | — Записывать закон сохранения импульса; понимать смысл закона сохранения импульса; — использовать знания о законе сохранения импульса в повседневной жизни | |||||
Реактивное движение. Ракеты (§21) | ОМН | — Наблюдать и объяснять полет модели ракеты; приводить примеры реактивного движения в природе и технике; — использовать знания о реактивном движении и ракетах в повседневной жизни | |||||
Решение задач на реактивное движение, на закон сохранения импульса | Р | — Понимать и уметь объяснять реактивное движение; — решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения импульса при реактивном движении | |||||
Вывод закона сохранения механической энергии (§ 22) | ОМН | — Использовать знания о превращении механической энергии в повседневной жизни; — приводить примеры превращения одного вида механической энергии в другой; — понимать смысл закона сохранения механической энергии; —решать расчетные и качественные задачи на применение закона сохранения механической энергии | |||||
Контрольная работа № 2 по теме «Динамика. Законы сохранения в механике» | РК | КР | — Применять знания о законе сохранения импульса и законе сохранения механической энергии к решению задач | ||||
МЕХАНИЧЕСКИЕ КОЛЕБАНИЯ И ВОЛНЫ. ЗВУК (15 ч) | |||||||
Анализ контрольной работы. Колебательное движение (§ 23) | НЗ | — Определять колебательное движение по его признакам; — приводить примеры колебаний в природе, быту и технике | |||||
Свободные колебания. Колебательные системы. Маятник (§ 23) | ОМН | — Описывать динамику свободных колебаний пружинного и математического маятников; — измерять жесткость пружины | |||||
Величины, характеризующие колебательное движение (§ 24) | ОМН | — Называть величины, характеризующие колебательное движение; — записывать формулу взаимосвязи периода и частоты колебаний; — проводить экспериментальное исследование зависимости периода пружинного маятника от массы груза и жесткости пружины | |||||
Гармонические колебания (§25). Промежуточная диагностическая работа | ОМН | — Определять гармонические колебания по их признакам; — приводить примеры гармонических колебаний в природе, быту и технике | |||||
Лабораторная работа № 3 «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний маятника от его длины» | Р | ЛР | — Определять количество (число) колебаний маятника, измерять время этого количества колебаний; рассчитывать период и частоту колебаний маятника; — работать в группе (парами); — использовать знания зависимости периода и частоты колебаний маятника от его длины в быту | ||||
Затухающие колебания. Вынужденные колебания (§ 26) | ОМН | — Объяснять причину затухания свободных колебаний; называть условие существования незатухающих колебаний; — пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни | |||||
Резонанс (§27) | ОМН | — Понимать физическую сущность явления резонанса; объяснять, в чем заключается явление резонанса; приводить примеры полезных и вредных проявлений резонанса и пути устранения вредных проявлений резонанса | |||||
Распространение колебаний в среде. Волны (§ 28) | НЗ | — Различать поперечные и продольные волны; описывать механизм образования волн; — называть физические величины, характеризующие волновой процесс; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Длина волны. Скорость распространения волн (§ 29) | ОМН | — Называть физические величины, характеризующие упругие волны; — записывать формулы взаимосвязи между ними; применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Источники звука. Звуковые колебания (§ 30) | ОМН | ФД | — Называть диапазон частот звуковых волн; приводить примеры источников звука; — приводить обоснование того, что звук является продольной волной; — использовать полученные знания в повседневной жизни | ||||
Высота, тембр и громкость звука (§ 31) | ОМН | — Называть физические величины, характеризующие звуковые волны; — на основании увиденных опытов выдвигать гипотезы относительно зависимости высоты тона от частоты, а громкости — от амплитуды колебаний источника звука; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Распространение звука. Звуковые волны (§32) | ОМН | — На основании увиденных опытов выдвигать гипотезы о зависимости скорости звука от свойств среды и от ее температуры; — объяснять, почему в газах скорость звука возрастает с повышением температуры; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Отражение звука. Эхо. Звуковой резонанс (§ 33) | ОМН | Т | — Объяснять наблюдаемый опыт по возбуждению колебаний одного камертона звуком, испускаемым другим камертоном такой же частоты; — уметь объяснять принцип действия рупора; применять полученные знания в повседневной жизни | ||||
Решение задач на механические колебания и волны | Р | — Решать расчетные и графические задачи на механические колебания и волны | |||||
Контрольная работа № 3 по теме «Механические колебания и волны. Звук» | РК | КР | — Применять знания о характеристиках механических колебаний и волн к решению задач | ||||
ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ ПОЛЕ (25 ч) | |||||||
Анализ контрольной работы. Магнитное поле и его графическое изображение (§ 34) | ОМН | — Объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле проводника с током; — делать выводы о замкнутости магнитных линий и об ослаблении магнитного поля с удалением от проводника с током; — изображать графически линии магнитного поля постоянного полосового магнита, прямого проводника с током, соленоида | |||||
Однородное и неоднородное магнитные поля (§ 34) | ОМН | — Делать выводы о замкнутости магнитных линий; — изображать графически линии однородного и неоднородного магнитных полей | |||||
Направление тока и направление линий его магнитного поля (§ 35) | ОМН | — Объяснять наблюдаемые опыты по поведению магнитной стрелки в магнитном поле прямого проводника с током и соленоида; — формулировать правило буравчика для прямого проводника с током; — формулировать правило правой руки для соленоида; определять направление электрического тока в проводниках и направление линий магнитного поля | |||||
Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки (§ 36) | НЗ | — Применять правило левой руки; — определять направление силы, действующей на электрический заряд, движущийся в магнитном поле; — определять знак заряда и направление движения заряженной частицы в магнитном поле | |||||
Индукция магнитного поля (§37) | ОМН | — Записывать формулу взаимосвязи модуля вектора магнитной индукции магнитного поля с модулем силы, действующей на проводник длиной 1, расположенный перпендикулярно линиям магнитной индукции, и силой тока в проводнике | |||||
Магнитный поток (§ 38) | ОМН | СР | — Понимать, что такое магнитный поток, что он характеризует; — описывать зависимость магнитного потока от индукции магнитного поля, пронизывающего площадь контура и от его ориентации по отношению к линиям магнитной индукции | ||||
Явление электромагнитной индукции (§ 39) | НЗ | — Наблюдать и описывать опыты, подтверждающие появление электрического тока в замкнутом контуре при изменении магнитного поля, пронизывающего контур, делать выводы; — приводить примеры технического использования явления электромагнитной индукции | |||||
Лабораторная работа № 4 «Изучение явления электромагнитной индукции» | Р | ЛР | — Проводить исследовательский эксперимент по изучению явления электромагнитной индукции; — анализировать результаты эксперимента и делать выводы; | ||||
Направление индукционного тока. Правило Ленца (§ 40) | НЗ | — Наблюдать взаимодействие алюминиевых колец с постоянным магнитом; — объяснять физическую суть правила Ленца и формулировать его; — применять правило Ленца и правило правой руки для определения направления индукционного тока в проволочном витке и катушке | |||||
Явление самоиндукции (§41) | ОМН | — Наблюдать и объяснять явление самоиндукции; понимать физический смысл индуктивности и то, что появление индукционного тока при размыкании цепи свидетельствует об энергии магнитного поля тока | |||||
Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор (§ 42) | ОМН | ФД | — Рассказывать об устройстве и принципе действия генератора переменного тока; — называть способы уменьшения потерь электроэнергии при передаче ее на большие расстояния; — рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия трансформатора и его применении | ||||
Электромагнитное поле (§ 43) | ОМН | — Понимать причину возникновения электромагнитного поля; — описывать различия между вихревым электрическим и электростатическим полями | |||||
Электромагнитные волны (§ 44) | ОМН | — Наблюдать опыт по излучению и приему электромагнитных волн; — понимать, что скорость распространения электромагнитных волн есть самая большая скорость в природе, что она равна скорости света в вакууме; — уметь читать шкалу электромагнитных волн | |||||
Конденсатор | Р | — Записывать формулу электроемкости; — понимать, что электроемкость не зависит от заряда проводников и напряжения между ними; — приводить примеры различных видов конденсаторов, их применение в технике; — записывать формулу энергии конденсатора | |||||
Колебательный контур. Получение электромагнитных колебаний (§ 45) | НЗ | — Наблюдать свободные электромагнитные колебания в колебательном контуре; — делать выводы; — решать расчетные задачи на формулу Томсона | |||||
Принципы радиосвязи и телевидения (§ 46) | ОМН | — Рассказывать о принципах радиосвязи и телевидения; — слушать доклад «Развитие средств и способов передачи информации на далекие расстояния с древних времен и до наших дней»; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Электромагнитная природа света (§ 47) | ОМН | — Называть различные диапазоны электромагнитных волн; — понимать двойственность свойств света, т. е. его дуализм; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Преломление света. Физический смысл показателя преломления (§ 48) | ОМН | — Объяснять физический смысл показателя преломления; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Дисперсия света. Цвета тел (§ 49) | ОМН | Т | — Наблюдать разложение белого света в спектр при его прохождении сквозь призму и получение белого света путем сложения спектральных цветов с помощью линзы; — объяснять суть и давать определение дисперсии света; — применять полученные знания в повседневной жизни | ||||
Спектроскоп и спектрограф (§49) | ОМН | — Рассказывать об устройстве и принципе действия двухтрубного спектроскопа, его применении; — рассказывать о назначении, устройстве, принципе действия спектрографа и его применении | |||||
Типы оптических спектров (§ 50) | ОМН | — Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; — называть условия образования сплошных и линейчатых спектров испускания | |||||
Лабораторная работа № 5 «Наблюдение сплошного и линейчатых спектров испускания» | Р | ЛР | — Наблюдать сплошной и линейчатые спектры испускания; — анализировать результаты эксперимента и делать выводы; — зарисовывать различные типы спектров испускания; — работать в группе (парами) | ||||
Поглощение и испускание света атомами. Происхождение линейчатых спектров (§51) | ОМН | — Объяснять излучение и поглощение света атомами и происхождение линейчатых спектров на основе постулатов Бора | |||||
Решение задач на электромагнитные колебания и волны | Р | — Решать расчетные и графические задачи на электромагнитные колебания и волны | |||||
Контрольная работа № 4 по теме «Электромагнитное поле» | РК | КР | — Применять знания о электромагнитных колебаниях и волнах к решению задач | ||||
СТРОЕНИЕ АТОМА И АТОМНОГО ЯДРА (20 ч) | |||||||
Анализ контрольной работы. Радиоактивность (§ 52) | НЗ | — Описывать опыты Резерфорда по обнаружению сложного состава радиоактивного излучения | |||||
Модели атомов (§ 52) | ОМН | — Описывать опыты Резерфорда по исследованию с помощью рассеяния альфа-частиц строения атома; — описывать модели атомов Томсона и Резерфорда | |||||
Радиоактивные превращения атомных ядер (§ 53) | ОМН | — Понимать и объяснять суть законов сохранения массового числа и заряда при радиоактивных превращениях; — применять эти законы при записи уравнений ядерных реакций | |||||
Экспериментальные методы исследования частиц (§ 54) | ОМН | — Рассказывать о назначении, устройстве и принципе действия счетчика Гейгера и камеры Вильсона | |||||
Лабораторная работа № 6 «Измерение естественного радиационного фона дозиметром» | Р | ЛР | — Измерять мощность радиационного фона дозиметром; — сравнивать полученный результат с наибольшим допустимым для человека значением; — работать в группе (парами) | ||||
Открытие протона и нейтрона (§ 55) | ОМН | СР | — Применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнений ядерных реакций | ||||
Состав атомного ядра. Ядерные силы (§ 56) | ОМН | — Объяснять физический смысл понятий: массовое и зарядовое числа; — понимать, чем различаются ядра изотопов | |||||
Энергия связи. Дефект масс (§57) | НЗ | — Объяснять физический смысл понятий: энергия связи, дефект масс | |||||
Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер | Р | СР | — Решать расчетные задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер | ||||
Деление ядер урана. Цепная реакция (§ 58) | ОМН | — Описывать процесс деления ядра атома урана; объяснять физический смысл понятий: цепная реакция, критическая масса; — называть условия протекания управляемой цепной реакции | |||||
Лабораторная работа № 7 «Изучение деления ядра урана по фотографии треков» | Р | ЛР | — Применять закон сохранения импульса для объяснения движения двух ядер, образовавшихся при делении ядра атома урана; — применять законы сохранения массового числа и заряда для записи уравнения ядерной реакции | ||||
Ядерный реактор. Преобразование внутренней энергии атомных ядер в электрическую энергию (§ 59) | ОМН | СР | — Рассказывать о назначении ядерного реактора на медленных нейтронах, его устройстве и принципе действия | ||||
Атомная энергетика (§ 60) | ОМН | — Называть преимущества и недостатки АЭС перед другими видами электростанций; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Биологическое действие радиации (§61) | ОМН | — Называть физические величины: поглощенная доза излучения, коэффициент качества, эквивалентная доза; — слушать доклад о биологическом действии радиоактивных излучений; — применять полученные знания в повседневной жизни | |||||
Закон радиоактивного распада (§ 61) | ОМН | — Давать определение физической величины период полураспада; — понимать физический смысл закона радиоактивного распада; — записывать формулу закона радиоактивного распада | |||||
Термоядерная реакция (§ 62) Лабораторная работа № 8 « Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям» (выполняется дома) | ОМН | ЛР | — Называть условия протекания термоядерной реакции; — приводить примеры термоядерных реакций | ||||
Элементарные частицы. Античастицы | НЗ | — Понимать смысл слов: «элементарный», «антивещество»; — называть частицы: позитрон, антинейтрон, антипротон; — рассказывать, в чем заключается процесс аннигиляции | |||||
Итоговая диагностическая работа | РК | КР | — Применять знания к решению задач по курсу физики основной школы | ||||
Решение задач на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада | Р | — Решать расчетные задачи на дефект масс и энергию связи атомных ядер, на закон радиоактивного распада | |||||
Контрольная работа № 5 по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | РК | КР | — Применять знания к решению задач по теме «Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер» | ||||
СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ (5 ч) | |||||||
Анализ контрольной работы. Состав, строение и происхождение Солнечной системы (§ 63) | НЗ | — Наблюдать слайды или фотографии небесных объектов; — называть группы объектов, входящих в Солнечную систему; — приводить примеры изменения вида звездного неба в течение суток | |||||
Большие планеты Солнечной системы (§ 64) | ОМН | — Анализировать слайды или фотографии планет; сравнивать планеты земной группы, планеты- гиганты | |||||
Малые тела Солнечной системы (§65) | ОМН | СР | — Описывать фотографии малых тел Солнечной системы | ||||
Строение, излучения и эволюция Солнца и звезд (§ 66) | ОМН | СР | — Объяснять физические процессы, происходящие в недрах Солнца и звезд; — называть причины образования пятен на Солнце; анализировать фотографии солнечной короны и образований в ней | ||||
Строение и эволюция Вселенной (§ 67) | ОМН | — Описывать три модели нестационарной Вселенной, предложенные Фридманом; — объяснять, в чем проявляется не стационарность Вселенной; — записывать закон Хаббла | |||||
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (3 ч) | |||||||
Законы взаимодействия и движения тел | Р | — Решать задачи на законы взаимодействия и движения тел | |||||
Механические колебания и волны | Р | — Решать задачи по теме «Механические колебания и волны» | |||||
Электромагнитное поле | Р | — Решать задачи по теме «Электромагнитное поле» | |||||
Резервное время 3 часа |
Сокращения:
Тип урока | Формы контроля | Информационно-методическое обеспечение |
НЗ – урок открытия нового знания Р – урок рефлексии ОМН – урок общеметодологической направленности РК – урок развивающего контроля | ФД – физический диктант Т – тест ЛР – отчет по лабораторной работе СР – самостоятельная работа КР – контрольная работа |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.
Предлагаю рабочую программу к учебнику "Физика-7", автор А. В. Перышкин....
Рабочая программа по физике 9 класс
Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое планирование составлено на основе стандарта РФ основного общего...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10
Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11
Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 10 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.
Тематическое планирование для 10 класса...
Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.
Рабочие программы по физике по учебникам Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...