"Агрегатные состояния вещества"
методическая разработка (физика, 8 класс) по теме
"Агрегатные состояния вещества" разработка урока по физике 8 класс к учебнику А.В.Перышкина.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
agregatnye_sostoyaniya_veshchestva.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Агрегатные состояния вещества».
Даузе М.Г. учитель физики МБОУ «Краснохолская сош №2 им С.Забавина»
Цели урока:
Образовательная: повторение сведений о строении вещества, выявление связи между агрегатным состоянием вещества и внутренней энергией.
Развивающая: совершенствование умений самостоятельно делать выводы, активизация мышления.
Воспитательная: развитие познавательного интереса к предмету, ориентация учащихся на использование теоретических знаний в жизни и практической деятельности, воспитание чувства взаимопонимания и взаимопомощи в процессе совместной деятельности.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы приступаем к изучению нового раздела, который называется «Изменение агрегатных состояний вещества». Мы вспомним свойства тел, находящихся в разных агрегатных состояниях. И выясним как связана внутренняя энергия с агрегатным состоянием вещества. Запишите тему урока «Агрегатные состояния вещества» Слайд1. И начертите в тетрадях таблицу: слайд2.
Я знаю | Хочу узнать | Узнал |
|
|
|
Повторение материала.
Для того чтобы заполнить первый столбик таблицы давайте вспомним особенности строения твердых тел, жидкостей и газов.
Класс делится на три группы. Каждой группе выдается набор карточек. На карточках перечислены особенности строения трех состояний и свойства твердых тел, жидкостей и газов. Учащимся каждой группы, необходимо отобрать карточки, относящиеся к тому или иному агрегатному состоянию. ( Работа в группах). Давайте озвучим, что у вас получилось.
И так давайте запишем, что мы уже знаем по данной теме в таблицу.
А что вы хотите узнать?
Объяснение нового материала.
В жизни мы часто наблюдаем переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Слайд3.
С поверхности океанов, морей, рек испаряется вода, (слайд4) при охлаждении водяного пара образуются облака, роса, туман, снег, зимой реки и озера замерзают, весной снег и лед тают.
Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое широко используют в практике. (Слайд5) В металлургии плавят металлы, получают сплавы: чугун, сталь, бронзу, латунь и др. Пар, полученный при нагревании воды, используется на электростанциях в паровых турбинах и для многих других целей. Сжиженными газами пользуются в холодильных установках.
Для понимания процессов, происходящих в природе, и умения управлять многими из них необходимо знать, когда, при каких условиях вещество находится в том или ином агрегатном состоянии. Следует изучить свойства каждого из этих состояний, а также знать, при каких условиях происходит переход вещества из одного агрегатного состояния в другое.
Рассмотрим, какие возможны переходы вещества из одного состояния в другое и как такие переходы называются. Слайд6
Слайд7. Мы уже знаем, что молекулы одного и того же вещества в твердом, жидком и газообразном состоянии ничем не отличаются друг от друга. То или иное агрегатное состояние вещества определяется расположением, характером движения и взаимодействия молекул. В газах при атмосферном давлении расстояния между молекулами много больше размера самих молекул. В связи с этим притяжение молекул газа мало. Средняя кинетическая энергия молекул газа вполне достаточна, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. Поэтому, если газу не помешают стенки сосуда, его молекулы разлетятся.
В жидкостях и твердых телах, плотность которых во много раз больше плотности газа, молекулы расположены ближе друг к другу. Средняя кинетическая энергия их уже недостаточна для того, чтобы совершить работу по преодолению сил молекулярного притяжения. Поэтому молекулы в жидкостях и особенно в твердых телах не могут далеко удаляться друг от друга.
Учитель: Давайте вспомним, что такое внутренняя энергия тела?
Ученик: Кинетическая энергия всех молекул, из которых состоит тело, и потенциальная энергия их взаимодействия составляют внутреннюю энергию. Слайд8
Учитель: Давайте подумаем, в каком агрегатном состоянии вещество обладает минимальным запасом внутренней энергии? Почему?
Ученик: Твердое состояние. Так как кинетическая энергия молекул очень маленькая (молекулы колеблются), следовательно, внутренняя энергия данного твердого агрегатного состояния наименьшая.
Учитель: В каком агрегатном состоянии вещество обладает максимальным запасом внутренней энергии? Почему?
Ученик: В парообразном состоянии. Молекулы движутся с большими скоростями, обладают большой кинетической энергией, следовательно, внутренняя энергия максимальна.
Учитель: А как вы думаете , чем можно сильнее обжечься: кипятком, температурой 1000С или паром той же температуры?
Ученик: Паром обжечься можно сильнее, так как его внутренняя энергия больше.
А теперь давайте вернемся к нашей таблице и запишем, что же мы узнали нового сегодня.
IV. Закрепление. Слайд 9- 13
Посмотрите на экран. Какая общая тема этих картин? (Природа). Какой вы видите воду на этих картинах? (Снег, лед, ручей, река и др.)
Мы продолжаем разговор об агрегатных состояниях вещества на примере воды, которая волшебным образом может превращаться в зависимости от времени года в снег, лед, пар, иней.
У вас на столах лежит таблица. Слайд14
Информация о воде из стихотворений. | Устойчивое агрегатное состояние | Переходный процесс | Время года |
Ручей петляет осторожно | Жидкое | весна |
Сквозь талый вылинявший снег | Твердое и жидкое | плавление | весна |
Снег тает | Плавление | весна |
Пар восходит от земли | Испарение | весна |
Снег лежит | Твердое | зима |
Иней | Твердое | зима |
И речка подо льдом блестит | Твердое | зима |
Снегом, снежною каймой | Твердое | зима |
Тучи без конца | Жидкое | осень |
Дождик так и льется | Жидкое | осень |
Лужи у крыльца | Жидкое | осень |
Сейчас я прочитаю стихотворение поэтессы Ольги Меньшиковой. И мы вместе попробуем заполнить несколько строк нашей таблицы.
Ручей петляет осторожно
Сквозь талый вылинявший снег.
Кричат грачи, и невозможно
Остановить весны разбег.
О каком времени года идет речь? (весна).
Какая информация о воде есть в этих строках? (ручей петляет, талый снег). Слайд15. Сейчас я вам зачитаю еще несколько отрывков.
Ваша задача – найти в этих строчках информацию о воде, определить устойчивое агрегатное состояние или переходный процесс, скрывающийся за необычным описанием. Слайд 16 -19
1.Вот уж снег последний в поле тает, Теплый пар восходит от Земли, И кувшинчик синий расцветает, И зовут друг друга журавли. А. Толстой | 2. Под голубыми небесами, Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит. Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. А.С Пушкин |
3.Белая береза под моим окном Принакрылась снегом, точно серебром На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой… С.Есенин | 4. Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца; Что же ты рано в гости Осень к нам пришла? Еще просит сердце Света и тепла! А.Н.Плещеев |
Слайд 20. Давайте посмотрим что у вас получилось?
V. Контроль за усвоением знаний. Взяли карточки, лежащие на столе и заполняем .слайд 21
В каждой фразе точки есть, затрудняют всё прочесть. Я хочу вам предложить словом точки заменить.
I) Тела, у которых частицы располагаются в определенном порядке, называются …
II) Расстояние между двумя молекулами меньше размеров молекул, если вещество находится в … агрегатном состоянии.
III) В условиях действия силы тяжести вещество принимает форму сосуда, в котором оно находится, так как притяжение между молекулами не настолько велико, чтобы сохранить свою форму. Это вещество находится в …. агрегатном состоянии.
IV) Движение частиц представляет собой колебания около определенных точек (положений равновесия), частицы не могут уйти от этих точек. Вещество находится в ….. агрегатном состоянии.
V) Расстояния между молекулами много больше размеров самих молекул, поэтому молекулы слабо притягиваются друг к другу. Вещество находится в … агрегатном состоянии.
VI) Молекулы расположены почти вплотную друг к другу, силы взаимодействия удерживают их друг около друга. Вещество находится в … агрегатном состоянии.
VII) Вещество заполняет весь предоставленный объем, если находится в … агрегатном состоянии.
Ответы к тесту дополнения. I-кристаллическими; II-жидком; III-жидком; IV-твердом; V-газообразном; VI-твердом. VII-газообразном. Слайд 23
VI. Домашнее задание. Слайд 22
Итог урока. Проверка тестов. Слайд 24
Научимся любить природу, видеть ее красоту и с успехом объяснять процессы, происходящие в природе. Выглянем в окно, как много тайн хранит природа. Познавайте ее, изучайте ее, преобразуйте ее разумно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок по физики "Изменение агрегатных состояний вещества"
Цели урока: образовательная: повторить, обобщить и систематизировать материал темы, совершенствование навыков решения качественных и расчетных задач. развивающая: развитие коммуника...
тест по теме: Агрегатные состояния вещества
тематический тест для 8 класса...
Изменение агрегатных состояний вещества. Испарение и конденсация.
Комбинированный урок для 8 класса....
Урок повторенияи обобщения по теме:"Агрегатные состояния вещества"
В интересной увлекательной форме повторить,закрепить, обобщить и систематизировать знания по теме....
Урок обобщающего повторения по теме :"Изменение агрегатного состояния вещества"
Цели: Развивающая :повысить творческую активность учащихся, расширить их кругозор, применить знания в различных областях, активизировать мышление школьников. Обучающая: повторить основные формул...
анализ урока на тему "агрегатные состояния вещества" 8кл
Анализ урока «Агрегатное состояние вещества» физика 8 класс.Готовясь к уроку я прежде всего ставлю для себя цель - слова Уильяма Блейка – “ Истину нельзя объяснить так, чтобы её поня...
План-конспект урока по теме "Агрегатное состояние вещества"
В данном материале размещен план-конспект урока по физике для восьмого класса по теме "Агрегатное состояние вещества"...