физика и ИКТ
статья по физике по теме
Доклад " Изучениение физики с использованием ИКТ и Интернета",представлен на МО учителей физики и математики.В докладе рассмотрены возможности использования ИКТ на уроках физики,умения,формируеме при использовании ИКТ на уроке,приведён план - конспект урока с использованием ЭОР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizika_i_ikt_.doc | 78 КБ |
Предварительный просмотр:
Краснокустовский филиал МБОУ Мучкапской сош
«Обучение физике с использованием ИКТ и Интернета»
учитель физики Епрынцева ЕВ.
2012г.
Оглавление
1.Введение.
2. Использование ИКТ на уроках физики.
3. Формирование физических компетенций учащихся.
4. Пример плана- конспекта урока с использованием ЭОР.
5. Заключение.
6.Литература.
Введение.
Современные образовательные технологии и инновации в процессе обучения позволяют не просто “вложить” в каждого обучаемого некий запас знаний, но, в первую очередь, создать условия для проявления познавательной активности учащихся.
На современном этапе развития школы выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования – задача которой, воспитание грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе. Естественной в учебно-воспитательном процессе становится установка на самостоятельное получение знания обучаемыми, на их самообразование и на самопознание. В связи с этим в настоящее время особое внимание уделяется индивидуальному (ориентированному на личность) подходу при обучении учащихся, созданию условий, для того чтобы ребёнок овладел многообразными способами самостоятельного получения и усвоения знаний, развивал свой творческий потенциал.
Одним из важнейших направлений, решающих эту задачу является внедрение информационных технологий.
Под информационными технологиями понимаются совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки и передачи информации обучаемому средством осуществления, которого является компьютер.
Использование компьютера позволяет решать ряд важных задач в процессе обучения школьников:
последовательную реализацию деятельностного подхода к процессам учения и обучения;
использование на уроке различных типов (и форм) познавательной деятельности учащихся в зависимости от их уровня развития;
развитие личностных качеств ученика;
включение в содержание образования методов научной деятельности;
реализацию исследовательского подхода в обучении.
Использование ИКТ на уроках физики
Использование ИКТ на уроках физики способствует повышению интереса у учащихся к изучению предмета, расширяют возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов, повышают интерес к обучению. Курс физики средней школы включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, сопоставлять. В любом разделе курса физики есть главы, трудные для понимания учащимися. Например, в 7 классе «Молекулярная физика», в 8 классе «Электрические явления», в 9 классе «Оптика» и т. д. Чтобы понять суть непростых физических явлений и процессов, нужно обладать и эрудированностью, и наглядно-образным мышлением, что развито не у всех ребят. В этом случае на помощь приходит одно из распространенных средств обучения ИКТ – персональный компьютер (далее ПК).
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ. Недостаток физических приборов кабинета не всегда позволяет провести программные лабораторные работы, а тем более показывать эксперименты, требующие более сложного оборудования. В этом случае выручает ПК, который позволяет, например, проводить достаточно сложные лабораторные работы. В них ученик может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов. Наблюдать, как изменится в результате само явление, анализировать увиденное, делать соответствующие выводы.
Обратим внимание на то, что некоторые физические явления и процессы так же трудно продемонстрировать в школьных условиях. Например, невозможно показать атомы и молекулы, рентгеновское излучение из-за отсутствия приборов в физическом кабинете сельской школы. Это приводит к тому, что некоторые ученики испытывают трудности в изучении физики, так как не в состоянии мысленно представить необходимые процессы и явления. Программы ПК позволяют создать модель сложных физических явлений, изменить условия протекания процесса, замедляя или ускоряя тот или иной процесс.
Например, электронные учебники (ЭОР) содержат опыты, записанные в виде анимации (процесс кипения жидкости) или видеоролика, сопровождающегося голосовым объяснением. Этот материал можно использовать при объяснении новой темы. На уроке включаем такой видеофрагмент, и ученик объясняет происходящее, проверяем правильность ответа тут же, включив звук ролика. Таким образом, в короткий момент времени дважды повторяется домашнее задание, что является бесспорным плюсом в вопросе о запоминании материала. Чтобы представить процессы, используем интерактивные модели и графические программы, налагая их друг на друга, видно, как и насколько меняется значение одной величины при изменении другой. В программе Microsoft Excel учащиеся самостоятельно сравнивают с помощью диаграмм величины плавления твердых тел, самостоятельно выстраивают диаграммы на самое тугоплавкое и легкоплавкое тела. С помощью компьютера мы решаем обучающие и тренировочные задачи. Это вполне целесообразно, так как имеется наглядность и возможность неоднократно объяснить решение в обучающих задачах, а в тренировочных проходит быстрая обработка материала, плюс возможность вызвать справку.
Компьютер с помощью специально разработанных тестовых заданий, имевших специфическую форму, позволяет ученику убедиться в эффективности своих действий, наряду с этим происходит неосознанная подготовка ученика к дистанционному обучению, где снимается барьер прохождения элективных тестов после прохождения каких-либо курсов, тем более, что село находится далеко от края, а дистанционные курсы можно пройти даже в Москве, никуда при этом не выезжая. При машинном способе тренировочные упражнения и контрольные задания выполняются на экране дисплея. Учащиеся тут же получают подкрепление правильности своих ответов, что является одним из главных преимуществ программированного обучения. Основные организационные трудности проведения компьютерных занятий по такой модели, могут быть связаны с ограниченным числом компьютеров и отсутствием доступа в Интернет.
Компьютерные презентации ,созданные обучающимися, вызывают интерес к происходящему на уроке, а простота их создания и удобство применения привлекает многих ребят.
Таким образом, использование ПК в учебном процессе позволяет нам значительно улучшить качество обучения за счет его индивидуализации, наглядности, активизации творческой и самостоятельной работы учащихся. Надо отметить, что индивидуализация является необходимой при процессе восприятия и усвоения, особенно при изучении нового материала. К каждому ребенку нужен свой подход, так как понимание физики происходит по-разному: одни учащиеся усваивают быстрее материал, другие – медленнее. Неодинаков и способ восприятия, так как обращение идет к внутренней системе образованности тесно связанной с логикой и эмоциональностью каждой конкретной личности.
Формирование физических компетенций учащихся.
Умения, возникающие при использовании ИКТ на уроках:
Изучение нового материала.
При изучении нового материала в 8-м классе по теме «Механические колебания» учащимся создаем условия для формирования следующих умений:
упорядочивать знания;
решать проблемы, если таковые возникают при изучении;
самостоятельно заниматься и организовывать свою работу;
извлекать пользу из полученного (т. е. как эти знания можно использовать в жизни).
Поиск информации.
Использование дистанционного обучения или электронного учебника приводит к созданию условий следующих умений:
правильно набирать искомую информацию в Интернете;
получать информацию;
консультироваться с учителем-предметником;
сотрудничать с другими ребятами, участвующими в одноименном проекте в пределах одной темы;
работать с документами.
Обработка информации.
При выполнении заданий с использованием интерактивной доски или электронной лаборатории создаем условия для развития умений:
анализировать информацию (как частей материала, так его в совокупности);
противостоять сомнениям (неуверенности) и сложности;
оценивать физические составляющие явлений и процессов;
принимать решение.
Адаптация к окружающей среде.
Использование ИКТ на уроках физики, способствует возникновению межпредметной связи: физика – химия (молекулярная физика), физика – литература (факты об ученых), физика – математика (оптика, механика, решение задач) и т. д. Чтобы эта нить (преемственность других предметов) была прочной, на уроках с применением ИКТ создаю условия для формирования таких умений, как:
находить новое решение;
вовремя приниматься за дело;
планировать свою деятельность, выполняя условия;
нести ответственность за принятие конкретного решения;
применять физические знания в быту.
Ориентируясь на те умения,что формируются при использовании ИКТ на уроках физики, корректируем деятельность ученика при изучении предмета для ликвидации пробелов.
Необходимо также отметить,что использование компьютеров на уроках физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения. Есть возможность в соответствии с уроком отобрать необходимый материал, подать его ярко, наглядно и доступно. Использование ИКТ на уроке повышает мотивацию обучающихся к процессу учения, педагог создает условия для эффективного проявления фундаментальных закономерностей мышления, для приобретения учащимися средств познания и исследования мира, оптимизирует познавательный процесс.
На уроках физики ПК можно использовать:
1. В качестве технического средства обучения;
2. Для моделирования разнообразных физических процессов учителем и учениками;
3. Как современное средство математической обработки результатов;
4. Для самостоятельной работы школьников, а также диагностики и контроля их знаний;
5. Во внеурочной деятельности, индивидуальных творческих заданиях и проектной деятельности учащихся.
Итак, опираясь на все ранее указанные преимущества использования ИКТ на уроках, приходим к выводу, что данные средства являются необходимыми в процессе обучения в школе. Наряду с этим, компьютер – это средство, позволяющее оперативно решать задачи с наглядностью, с помощью ПК учитель может корректировать свою деятельность, ориентируясь на новые технологии обучения.
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИЗИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР.
Сила трения.
Класс 7 Базовый учебник А.В. Перышкин «Физика 7 класс» Тема « Взаимодействие тел» |
Тема урока «Сила рения. Трение в природе и технике.»
Цель урока: Дать понятие силы трения .Выяснить особенности этой силы .Обсудить роль трения в природе и технике.
Задачи:
обучающие:
формировать умение планировать и проводить физические опыты,
объяснять физические явления.
развивающие:
формировать умение систематизировать изученное,
раскрывать взаимосвязь между изученным теоретическим материалом и явлением в жизни,
воспитательные:
формировать умение взаимодействовать при групповой форме работы.
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы: фронтальная, групповая
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, выход в Интернет.( урок можно провести в компьютерном классе, тогда возможна индивидуальная работа обучающихся)
Структура и ход урока ( таблица1)
Этап урока | Название ЭОР, порядковый № ЭОР из таблицы 2 | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Проверка домашнего задания | 1.Трение(слайд1) | Формулирует цели и задачи урока, проверяет и корректирует выводы учащихся оказывает помощь в ответах | Отвечают на вопросы, приводят примеры. |
Введение нового материала | 2.Трение в природе и технике | Отвечает на вопросы учащихся, контролирует правильность работы с ЭОР | Самостоятельно изучают материал ЭОРа «Трение», « Трение в природе и технике» |
Закрепление и повторение материала | Отвечает на вопросы учащихся. | Знакомятся с заданием и задают вопросы, по его условию. |
3.сила трения. Трение в природе и технике. | Обеспечение усвоения новых знаний и формирования умений применять их в ходе своей деятельности. Анализирует результаты выполнения учащимися заданий. | Выполняют тестирование |
Контроль знаний и умений учащихся | Оценивает работу учащихся, оказывает необходимую помощь | Самостоятельно выполняют задания ЭОРа«Трение» ( слайдВ) |
Подведение итогов урока, рефлексия, информация о домашнем задании. | Направляет на правильное построение выводов урока | Самостоятельно фиксируют выводы урока, записывают домашнее задание. |
Перечень ЭОР, используемых на данном уроке.
№ | Название ЭОР | Тип вид ресурса | Форма предъявления информации | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1. | Трение | информационный | Слайд- шоу | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5242-e921-s11dc-95ff-0800200c9a66/3_17.wf |
2. | Трение в природе итехнике | информационный | Слайд - шоу | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aedc7284-3436-4b6c-817c-50404bd1f0b9/7_104.swf |
3. | Сила трения. Трение в природе и технике. | тест | Слайд - шоу |
Заключение
Применение ИКТ на уроках физики способствует повышению мотивации обучения данного предмета у учащихся. Написание конспектов уроков с применением ИКТ требует от учителя огромной заинтересованности, терпения, усидчивости, самое главное, желания самому осваивать новые программы, разбираться в тонкостях компьютерных приложений, создавать модели физических явлений и процессов. Отметим, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, «живых» опытов и экспериментов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опираясь на собственный опыт работы, могу с уверенностью сказать, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, включают в работу всех, даже слабых ребят, способствуют формированию компетенций:
изучение нового материала;
поиск информации;
обработка информации;
адаптация к окружающей среде,
необходимых не только физике, но и других предметах. Исходя из всего сказанного доказано: средства ИКТ являются необходимыми в условиях современного образования (конкретно – на уроках физики).
Литература и Интернет ресурсы.
1.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года// Вестник образования России. – 2002. - № 6. – С. 11-40.
2. Оспенникова Е.В. Использование ИКТ в преподавании физики в средней общеобразовательной школе//Изд. «Бином» 2011г.
3. http://ido.rudn.ru/vestnik/2007/2007-3/2.pdf
4.http://uralschool.ru/
5. http://nsportal.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетный материал по физике для 12 класса по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра".
Зачетный материал по физике для 12 класса вечерней (сменной) школы по теме "Атомная физика. Физика атомного ядра"...
Внеклассное мероприятие по физике.(Экскурсия в кабинет физики) "Путешествие по страницам устного журнала "Чудеса? Нет, физика""
Данное внеклассное мероприятие разработано мною в целях повышения у учащихся интереса к предмету "Физика". Занимательные опыты, интересные загадки о физических явлениях, увлекательные факты из мира фи...
формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА
ВСЕ - формулы физики ОПТИКА, КВАНТОВАЯ ФИЗИКА, АТОМНАЯ ФИЗИКА...
Конспект итогового урока по физике «О физике, о физиках и не только...» для 11 класса
Разработка последнего школьного урока по физике в 11 классе. Форма проведения: урок - игра. Ведь игра самое увлекательное из всех видов занятий и в любом возрасте. Игра состоит из пяти этапов. 1 этап:...
Рабочая программа по физике 10-11 класс (Базовый уровень) к учебнику "Физика 10" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский, "Физика 11" авт. Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев
Программа по физике для полной общеобразовательной школы составлена на основе фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам полного общего образования, представл...
Элективный курс по физике "Экспериментальная физика" для учащихся 8-9 классов как подготовка к экспериментальной части ОГЭ по физике.
Данная программа разработана для тогго, чтобы подготовить учащихся к выполнению экспериментальной части на ОГЭ по физике....
презентации: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"
Презентации к недели физики: "Физика и искусство", "Знаешь ли ты физику", "Физика на весенней тропе", "Пословицы и поговорки"...