биофизика в жизни каждого
элективный курс по физике (9 класс) по теме

Куликова Галина Валерьевна

Веяние современного мира в том, что одна наука проникает и взаимодействует со многими, казалось бы отличными от неё науками. появились такие науки как космическая медицина, биохимия, биофизика и т.д. современный человек использует научные разработки, основанные на материале, который создала сама природа. например вертолёт и муха, птица и самолёт. со многими взаимосвязями внутри науки и познакомит этот элективный курс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon biofizika_v_zhizni_kazhdogo.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

  «Рекомендовано»                                            «Утверждаю»

руководитель методического совета:        директор школы

___________________                               ________________ (Холодова И..В.)

протокол № _______                                  «__» _________ 200__ год                  

от «__» _________ 200__ год

                         (предметно-ориентированный курс)

                                            АВТОР: Куликова Галина Валерьевна

                                                                      учитель физики

                                                          первой квалификационной категории

                                                                      МОУ «Энтузиастская оош»

                                                                               

                                             г. Юрьев  - Польский

                                                       2011 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

 Характерной чертой нашего времени является взаимное проникновение отдельных наук, образование комплексных наук и их бурное развитие. Биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы, поэтому я считаю, что чрезвычайно важно ознакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки и заложить в них фундамент для восприятия новых идей. Также немаловажным является создание в представлении учащихся общей картины мира, в его единстве и многообразии свойств живой и неживой природы.

Установление межпредметных связей между физикой и биологией даёт большие возможности для формирования материалистических убеждений. Учащиеся привыкают иллюстрировать законы физики не только примерами из техники, но и примерами из окружающей их природы живых организмов. С другой стороны, рассматривая жизнедеятельность растительных и животных организмов, они используют физические закономерности, физических аналогий.

Занятия по программе данного курса помогут приобрести знания более прочные и углубленные по некоторым темам, пробудит интерес к физике, а также поможет в дальнейшем учащимся сделать выбор профессии, согласуясь со своими склонностями и желаниями

ЦЕЛИ КУРСА

   -внушить охоту и воспитать вкус к изучению биофизики;

  - ознакомить учащихся с физическими методами исследования и

    воздействия, которые находят широкое применение в биологии и

    медицине:

  - показать нестандартные пути использования физических знаний в

    повседневной жизни.

 

ЗАДАЧИ КУРСА

Образовательные:

 -расширять и углублять знания по физике;

 -формировать биофизические знания и умения  в повседневной жизни.

Развивающие:

 -развивать умение научного познания через исследовательскую работу;

-развивать умение анализировать и устанавливать причинно–следственные

   связи;

 -развивать интерес учащихся к изучению физики;

 -пробуждать познавательную потребность к окружающей среде.

Образовательные:

 -способствовать расширению кругозора учащихся;

- воспитывать адекватное отношение к критике со стороны других:

 -воспитывать культуру общения ученик – ученик и ученик – учитель.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№/№

     Наименование разделов и тем курса

Кол-во

часов

Организационная

       форма

Примечание

   1.

Раздел

«Биофизике в механике»

5 ч






Тема №1

«Сила трения в организме животных»



Лекция с элементами беседы

Инструктаж по тб

Лабораторная работа

Тема №2

«Полёт в мире живой природы»


Лекция с элементами беседы

Плакат «скелет голубя»

Тема №3

«Реактивное движение в мире живой природы»


Лекция с элементами беседы

Решение задач

Опыт с воздушным шариком

Тема №4

«Сила Архимеда в мире живой природы»


Беседа, работа в группах

Лабораторная работа

Тема №5

«Строительная техника в мире живой природы»


Беседа, работа в группах

Доклады

   2.

Раздел «Молекулярная биофизика»

5 ч




Тема №1

 «Диффузия в растительном мире»

1 ч

Лекция с элементами беседы

Тема №2

«Дыхание. Кессонная болезнь и причины её возникновения»


1 ч


Лекция с элементами беседы

Тема №3

«Испарение в жизни живых организмов»


1 ч

Беседа.

Решение задач

Растения-компасы

Тема №4

«Закон сохранения и превращения энергии»


1 ч

Беседа, работа в группах

практикум

Лабораторная работа

Тема №5

 «Защита биосферы»

1 ч

Конференция

доклады

   3.

Раздел «Биофизика при изучении колебаний и звуковых волн»





Тема №1

«Биоритмы, звуковые волны»

1 ч

 Лекция с элементами беседы

Шумовые загрязнения

Тема №2

 «Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука»

1 ч


 Беседа, работа в группах

долклады


 Тема №3

«Слуховой аппарат человека»



1 ч



Беседа

 

Сообщения учащихся


Тема №4

«Эхо в мире живой природы»


1 ч




Беседа, работа в группах

Решение задач

эхолокация


Тема №5

«Звуки в природе и технике»


1 ч


Вечер биофизики

   4.

Итоговый контроль

2 ч

 Творческий отчёт

   5.

 Всего

17ч

                             5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.

№/№

Наименование раздела в курсе

              Краткое содержание

   1.

«Биофизике в механике»

Тема №1

«Сила трения в организме животных»

Повторение понятий сила, сила трения. Проведение лабораторной работы по определению силы трения на различных поверхностях, установление закономерностей для увеличения и уменьшения силы трения. Смазка, суставная жидкость у животных. Рабочие поверхности и увеличение силы трения

Тема №2

«Полёт в мире живой природы»

Строение пера птицы, эволюционные приспособления птицы к полёту(облегчение скелета, киль, крыло, обтекаемая форма), аэродинамика крыла, планирование птицы, дельтаплан.

Тема №3

«Реактивное движение в мире живой природы»

Реактивный движитель на примере движения головоногих моллюсков. Демонстрация реактивного движения на примере воздушного шарика. Ускорение и перегрузки. Опыт с динамометром. Выпуклый мост и мёртвая петля. Решение задач

Тема №4

«Сила Архимеда в мире живой природы»

Экспериментальная проверка формулы Архимеда. Условия плавания тел. Смачиваемость и несмачиваемость.

Работа в группах выяснение условия плавания тел:

- на примере рыбы

- на примере утки

- на примере водных растений

Тема №5

«Строительная техника в мире живой природы»

Земляные работы (подземные ходы дождевого червя)

Конструирование (создание гнезда)

Плетение паутины

Стебли злаков и фабричные трубы. Применение природной строительной техники в современной архитектуре.

   2.

 «Молекулярная биофизика»

Тема №1

 «Диффузия в растительном мире»

Явление диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от внешних факторов и строения вещества. Дыхание и питание растений. Роль диффузии в этих процессах. Обогащение водоёмов кислородом. Осторожно! Нефть в океане.

Тема №2

«Дыхание. Кессонная болезнь и причины её возникновения»

Дыхание человека. Вдох и выдох. Схема газообмена в лёгких и тканях. Газовая эмболия. Особенности строения дыхательной системы кашалота.

Тема №3

«Испарение в жизни живых организмов»

Явление испарения и зависимость скорости испарения от факторов внешней среды и строения вещества. Значение испарения в жизни растений. Растение – компас. Роль испарения в жизни животных. Решение задач.

Тема №4

«Закон сохранения и превращения энергии»

Роль Майера Р. в выявлении энергетических процессов в растениях и животных. Закон сохранения и превращения энергии в замкнутой системе и в реальной жизни.

Групповая работа:

-превращение энергии в живых клетках нервной системы различных органов.

Тема №5

 «Защита биосферы»

Доклады по темам:

- проблемы «чистого воздуха». Парниковый эффект

- охрана растительного и животного мира (заповедники и заказники)

- как человек пишет Красную книгу. Экологический кодекс

   3.

«Биофизика при изучении колебаний и звуковых волн»

Тема №1

«Биоритмы, звуковые волны»

Колебания и волны. Приливы и отливы. Резонанс. Колебательные системы в природе. Сердце. Звуковая волна. Голосовой аппарат человека. Шумовые загрязнения.

Тема №2

 «Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука»

Строение слухового органа рыб. Сравнение строения ушной раковины у травоядных животных и хищников. Диапазон частот, воспринимаемых органом слуха человека, сверчка, кузнечика и лягушки.

Доклады по характеристикам звука:

- громкость звука

- тон звука

- тембр звука

 Тема №3

«Слуховой аппарат человека»

Строение слухового аппарата человека. Передача звуковых колебаний. Порог слышимости. Порог болевого ощущения. Громкость звука. Гигиена слухового аппарата.

Тема №4

«Эхо в мире живой природы»

Эхо и его природа. Эхолокатор. Применение в технике. Ультразвук и его роль в биологии. Локационный аппарат летучих мышей. Гидролокация дельфинов. Решение задач.

Тема №5

«Звуки в природе и технике»

Физический вечер в виде конкурсной программы для двух команд.

   4.  

Итоговый контроль

 Творческий отчёт по портфолио.

   

      6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

фронтальные опросы;

самостоятельные работы;

тесты;

практические работы;

лабораторные работы;

подготовка материала для портфолио;

доклады

                         

                              7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

                                            УЧАЩИХСЯ.

Учащийся должен знать:

методы научного познания,

следующие понятия: биофизика, аэродинамика, реактивный движитель, эхолокация и эхо, газовая эмболия, порог слышимости, порог болевого ощущения, биоритмы

Учащийся должен уметь:

применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения биофизических понятий и законов;

ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;

читать графики, диаграммы, схемы;

 анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;

решать качественные задачи практической направленности;

проводить наблюдения за живыми организмами в их естественной среде обитания;

пользоваться лабораторным оборудованием для проведения экспериментов и опытов.

                             8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся

1.  Герасимов И.И. «Биосфера Земли» - М., Педагогика, 1976

2. Зарембо Л.К. «Школьникам о современной физике»- М., Просвещение, 1990

3. Малис С.А. «Книга для чтения по зоологии» - М., Просвещение, 1986

4. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 4, «Рыбы»,- М., Просвещение, 1989

5. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 7, «Млекопитающие»,- М., Просвещение, 1989

6.Чуянов В.А.»Энциклопедический словарь юного физика», - М., Педагогика, 1984

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя

1. Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики» - М., Просвещение, 1988

2. Касьян А.А. «Современные проблемы экологии» - М., Просвещение, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве

План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...

Здоровье- неоценимое счастье в жизни каждого человека!

Здравствуйте ребята! Я вам говорю здравствуйте, а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда - нибудь  о том, почему в присутствии людей заложено пожелание друг дру...

«СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО»

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : «СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО» для учащихся 5-6 классов...

«Ты в жизни каждого из нас, родная школа»

Творческие работы учащихся, посвященные юбилею школы...

Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико

Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....

« Нравственные и моральные истины должны стать целью жизни каждого ребенка»

В воспитании ребенка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны , но и стали бы целью жизни каждого ребенка, предметом собственных стремлений и личного счаст...