биофизика в жизни каждого
элективный курс по физике (9 класс) по теме
Веяние современного мира в том, что одна наука проникает и взаимодействует со многими, казалось бы отличными от неё науками. появились такие науки как космическая медицина, биохимия, биофизика и т.д. современный человек использует научные разработки, основанные на материале, который создала сама природа. например вертолёт и муха, птица и самолёт. со многими взаимосвязями внутри науки и познакомит этот элективный курс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biofizika_v_zhizni_kazhdogo.doc | 88.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рекомендовано» «Утверждаю»
руководитель методического совета: директор школы
___________________ ________________ (Холодова И..В.)
протокол № _______ «__» _________ 200__ год
от «__» _________ 200__ год
(предметно-ориентированный курс)
АВТОР: Куликова Галина Валерьевна
учитель физики
первой квалификационной категории
МОУ «Энтузиастская оош»
г. Юрьев - Польский
2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характерной чертой нашего времени является взаимное проникновение отдельных наук, образование комплексных наук и их бурное развитие. Биофизика – наука, изучающая действие физических факторов на живые организмы, поэтому я считаю, что чрезвычайно важно ознакомить учащихся с основными тенденциями развития современной науки и заложить в них фундамент для восприятия новых идей. Также немаловажным является создание в представлении учащихся общей картины мира, в его единстве и многообразии свойств живой и неживой природы.
Установление межпредметных связей между физикой и биологией даёт большие возможности для формирования материалистических убеждений. Учащиеся привыкают иллюстрировать законы физики не только примерами из техники, но и примерами из окружающей их природы живых организмов. С другой стороны, рассматривая жизнедеятельность растительных и животных организмов, они используют физические закономерности, физических аналогий.
Занятия по программе данного курса помогут приобрести знания более прочные и углубленные по некоторым темам, пробудит интерес к физике, а также поможет в дальнейшем учащимся сделать выбор профессии, согласуясь со своими склонностями и желаниями
ЦЕЛИ КУРСА
-внушить охоту и воспитать вкус к изучению биофизики;
- ознакомить учащихся с физическими методами исследования и
воздействия, которые находят широкое применение в биологии и
медицине:
- показать нестандартные пути использования физических знаний в
повседневной жизни.
ЗАДАЧИ КУРСА
Образовательные:
-расширять и углублять знания по физике;
-формировать биофизические знания и умения в повседневной жизни.
Развивающие:
-развивать умение научного познания через исследовательскую работу;
-развивать умение анализировать и устанавливать причинно–следственные
связи;
-развивать интерес учащихся к изучению физики;
-пробуждать познавательную потребность к окружающей среде.
Образовательные:
-способствовать расширению кругозора учащихся;
- воспитывать адекватное отношение к критике со стороны других:
-воспитывать культуру общения ученик – ученик и ученик – учитель.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№/№ | Наименование разделов и тем курса | Кол-во часов | Организационная форма | Примечание |
1. | Раздел «Биофизике в механике» | 5 ч |
Тема №1 «Сила трения в организме животных» | 1ч | Лекция с элементами беседы | Инструктаж по тб Лабораторная работа |
Тема №2 «Полёт в мире живой природы» | 1ч | Лекция с элементами беседы | Плакат «скелет голубя» |
Тема №3 «Реактивное движение в мире живой природы» | 1ч | Лекция с элементами беседы Решение задач | Опыт с воздушным шариком |
Тема №4 «Сила Архимеда в мире живой природы» | 1ч | Беседа, работа в группах | Лабораторная работа |
Тема №5 «Строительная техника в мире живой природы» | 1ч | Беседа, работа в группах | Доклады |
2. | Раздел «Молекулярная биофизика» | 5 ч |
Тема №1 «Диффузия в растительном мире» | 1 ч | Лекция с элементами беседы |
Тема №2 «Дыхание. Кессонная болезнь и причины её возникновения» | 1 ч | Лекция с элементами беседы |
Тема №3 «Испарение в жизни живых организмов» | 1 ч | Беседа. Решение задач | Растения-компасы |
Тема №4 «Закон сохранения и превращения энергии» | 1 ч | Беседа, работа в группах практикум | Лабораторная работа |
Тема №5 «Защита биосферы» | 1 ч | Конференция | доклады |
3. | Раздел «Биофизика при изучении колебаний и звуковых волн» | 5ч |
Тема №1 «Биоритмы, звуковые волны» | 1 ч | Лекция с элементами беседы | Шумовые загрязнения |
Тема №2 «Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука» | 1 ч | Беседа, работа в группах | долклады |
Тема №3 «Слуховой аппарат человека» | 1 ч | Беседа | Сообщения учащихся |
Тема №4 «Эхо в мире живой природы» | 1 ч | Беседа, работа в группах Решение задач | эхолокация |
Тема №5 «Звуки в природе и технике» | 1 ч | Вечер биофизики |
4. | Итоговый контроль | 2 ч | Творческий отчёт |
5. | Всего | 17ч |
5.СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
№/№ | Наименование раздела в курсе | Краткое содержание |
1. | «Биофизике в механике» | Тема №1 «Сила трения в организме животных» Повторение понятий сила, сила трения. Проведение лабораторной работы по определению силы трения на различных поверхностях, установление закономерностей для увеличения и уменьшения силы трения. Смазка, суставная жидкость у животных. Рабочие поверхности и увеличение силы трения |
Тема №2 «Полёт в мире живой природы» Строение пера птицы, эволюционные приспособления птицы к полёту(облегчение скелета, киль, крыло, обтекаемая форма), аэродинамика крыла, планирование птицы, дельтаплан. |
Тема №3 «Реактивное движение в мире живой природы» Реактивный движитель на примере движения головоногих моллюсков. Демонстрация реактивного движения на примере воздушного шарика. Ускорение и перегрузки. Опыт с динамометром. Выпуклый мост и мёртвая петля. Решение задач |
Тема №4 «Сила Архимеда в мире живой природы» Экспериментальная проверка формулы Архимеда. Условия плавания тел. Смачиваемость и несмачиваемость. Работа в группах выяснение условия плавания тел: - на примере рыбы - на примере утки - на примере водных растений |
Тема №5 «Строительная техника в мире живой природы» Земляные работы (подземные ходы дождевого червя) Конструирование (создание гнезда) Плетение паутины Стебли злаков и фабричные трубы. Применение природной строительной техники в современной архитектуре. |
2. | «Молекулярная биофизика» | Тема №1 «Диффузия в растительном мире» Явление диффузии. Зависимость скорости протекания диффузии от внешних факторов и строения вещества. Дыхание и питание растений. Роль диффузии в этих процессах. Обогащение водоёмов кислородом. Осторожно! Нефть в океане. |
Тема №2 «Дыхание. Кессонная болезнь и причины её возникновения» Дыхание человека. Вдох и выдох. Схема газообмена в лёгких и тканях. Газовая эмболия. Особенности строения дыхательной системы кашалота. |
Тема №3 «Испарение в жизни живых организмов» Явление испарения и зависимость скорости испарения от факторов внешней среды и строения вещества. Значение испарения в жизни растений. Растение – компас. Роль испарения в жизни животных. Решение задач. |
Тема №4 «Закон сохранения и превращения энергии» Роль Майера Р. в выявлении энергетических процессов в растениях и животных. Закон сохранения и превращения энергии в замкнутой системе и в реальной жизни. Групповая работа: -превращение энергии в живых клетках нервной системы различных органов. |
Тема №5 «Защита биосферы» Доклады по темам: - проблемы «чистого воздуха». Парниковый эффект - охрана растительного и животного мира (заповедники и заказники) - как человек пишет Красную книгу. Экологический кодекс |
3. | «Биофизика при изучении колебаний и звуковых волн» | Тема №1 «Биоритмы, звуковые волны» Колебания и волны. Приливы и отливы. Резонанс. Колебательные системы в природе. Сердце. Звуковая волна. Голосовой аппарат человека. Шумовые загрязнения. |
Тема №2 «Биоакустика рыб, как животные определяют направление звука» Строение слухового органа рыб. Сравнение строения ушной раковины у травоядных животных и хищников. Диапазон частот, воспринимаемых органом слуха человека, сверчка, кузнечика и лягушки. Доклады по характеристикам звука: - громкость звука - тон звука - тембр звука |
Тема №3 «Слуховой аппарат человека» Строение слухового аппарата человека. Передача звуковых колебаний. Порог слышимости. Порог болевого ощущения. Громкость звука. Гигиена слухового аппарата. |
Тема №4 «Эхо в мире живой природы» Эхо и его природа. Эхолокатор. Применение в технике. Ультразвук и его роль в биологии. Локационный аппарат летучих мышей. Гидролокация дельфинов. Решение задач. |
Тема №5 «Звуки в природе и технике» Физический вечер в виде конкурсной программы для двух команд. |
4. | Итоговый контроль | Творческий отчёт по портфолио. |
6. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
фронтальные опросы;
самостоятельные работы;
тесты;
практические работы;
лабораторные работы;
подготовка материала для портфолио;
доклады
7. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ.
Учащийся должен знать:
методы научного познания,
следующие понятия: биофизика, аэродинамика, реактивный движитель, эхолокация и эхо, газовая эмболия, порог слышимости, порог болевого ощущения, биоритмы
Учащийся должен уметь:
применять основные положения молекулярно-кинетической теории для объяснения биофизических понятий и законов;
ориентироваться в учебниках, работать с дополнительной и справочной литературой;
читать графики, диаграммы, схемы;
анализировать и отбирать материал для творческого отчёта;
решать качественные задачи практической направленности;
проводить наблюдения за живыми организмами в их естественной среде обитания;
пользоваться лабораторным оборудованием для проведения экспериментов и опытов.
8. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учащихся
1. Герасимов И.И. «Биосфера Земли» - М., Педагогика, 1976
2. Зарембо Л.К. «Школьникам о современной физике»- М., Просвещение, 1990
3. Малис С.А. «Книга для чтения по зоологии» - М., Просвещение, 1986
4. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 4, «Рыбы»,- М., Просвещение, 1989
5. Соколов В.Е. «Жизнь животных», том 7, «Млекопитающие»,- М., Просвещение, 1989
6.Чуянов В.А.»Энциклопедический словарь юного физика», - М., Педагогика, 1984
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ для учителя
1. Кац Ц.Б. «Биофизика на уроках физики» - М., Просвещение, 1988
2. Касьян А.А. «Современные проблемы экологии» - М., Просвещение, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План- конспект к уроку в 7 классе.Жизнь каждого дня- большая тема в искусстве
План- конспект к уроку изобразительного искусства в 7 классе и презентации к урокам в 6 и 7 классах.резентации...
Здоровье- неоценимое счастье в жизни каждого человека!
Здравствуйте ребята! Я вам говорю здравствуйте, а это значит, что я вам всем желаю здоровья! Задумывались ли вы когда - нибудь о том, почему в присутствии людей заложено пожелание друг дру...
«СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО»
ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ : «СЕМЬЯ- ГЛАВНОЕ В ЖИЗНИ КАЖДОГО» для учащихся 5-6 классов...
«Ты в жизни каждого из нас, родная школа»
Творческие работы учащихся, посвященные юбилею школы...
Пусть в жизни каждого из вас будет свой Хатико
Классный час о любви к природе и ее творениям - животным....
Конспект урока "Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве. Что я знаю о "Малых голландцах""
Конспект открытого урока ИЗО в 7 классе с применением ИКТ...
« Нравственные и моральные истины должны стать целью жизни каждого ребенка»
В воспитании ребенка важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны , но и стали бы целью жизни каждого ребенка, предметом собственных стремлений и личного счаст...