Рабочая программа по физике для 7 класса
рабочая программа по физике (7 класс) по теме

 

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г. Обучение ведется по учебнику «Физика – 7», автор А. В. Перышкин, издательство ДРОФА. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_fizika_-_7.doc322 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 513 Невского района Санкт-Петербурга

«Утверждено»

Руководитель ШМО

_____        /______________        /

ФИО

Протокол № ____        от

«___» _________201__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

_____        /______________/

ФИО

«___» _________        201_ г.

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ гимназии № 513

_____        /Г. В. Зубковская/

ФИО

Приказ № ______ от

«___» _________        201_г.

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по физике для 7-1 класса

Ковалевой Светланы Геннадьевны

учителя физики высшей категории

  1. - 2013  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание сле-дует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Изучение физики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. освоение знаний о механических явлениях, величинах, характеризующих эти явления, законах, которым они подчиняются, методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
  2. овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений, представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические закономерности, применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
  3. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний, при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
  4. воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
  5. использование полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности свой жизни, рационального использования и охраны окружающей среды.

 2. Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ:

1) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. Проект (доработка 15 февраля 2011 года)

2) Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 13 января 1996 г., 16 ноября 1997 г., 20 июля, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 13 февраля, 21 марта, 25 июня, 25 июля, 24 декабря 2002 г., 10 января, 7 июля, 8, 23 декабря 2003 г., 5 марта, 30 июня, 20 июля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 18, 21 июля, 31 декабря 2005 г., 16 марта, 6 июля, 3 ноября, 5, 28, 29 декабря 2006 г., 6 января, 5, 9 февраля, 20 апреля, 26, 30 июня, 21 июля, 18, 24 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 24 апреля, 23 июля, 27 октября, 25 декабря 2008 г., 10, 13 февраля, 3 июня, 17 июля, 10 ноября, 17, 21, 27 декабря 2009 г., 8 мая, 17 июня, 27 июля, 28 сентября, 8 ноября, 8, 28, 29 декабря 2010 г., 2 февраля, 3, 16, 17, 27 июня, 1, 18 июля, 8, 16 ноября, 3 декабря 2011 г., 28 февраля, 1 апреля 2012 г.)

3) Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196 "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" (с изменениями от 23 декабря 2002 г., 1 февраля, 30 декабря 2005 г., 20 июля 2007 г., 18 августа 2008 г., 10 марта 2009 г.)

4) Примерная программа среднего (полного) общего образования по физике

5) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 29.06.2011) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы")

6) Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.11.2002 N 44 (ред. от 29.12.2010) "О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.1178-02" (вместе с "Санитарно-эпидемиологическими правилами "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 25.11.2002)

7)Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога»

3.         Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе примерной программы по физике под редакцией В. А. Орлова, О. Ф. Кабардина, В. А. Коровина и др., авторской программы по физике под редакцией Е. М. Гутник, А. В. Перышкина, федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по физике 2004 г. Обучение ведется по учебнику «Физика – 7», автор А. В. Перышкин, издательство ДРОФА. Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

Данная программа используется для УМК Перышкина А. В, Гутник Е. М., утвержденного Федеральным перечнем учебников. Для изучения курса рекомендуется классно-урочная система с использованием различных технологий, форм, методов обучения.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов учителем, выполнение лабораторных работ учащимися. Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса: 13 лабораторных работ, 8 контрольных работ.

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Место предмета в базисном учебном плане

Материалы для рабочей программы составлены на основе:

  1. Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;
  2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования;
  3. Примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  4. Федеральный перечень учебников,  рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  5. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

        В обязательный минимум, утвержденный в 2004 году, вошла тема, которой не было в предыдущем стандарте: «Центр тяжести». В связи с введением в стандарт нескольких новых (по сравнению с предыдущим стандартом) требований к сформированности экспериментальных умений в данную программу в дополнение к уже имеющимся включены четыре новые. Для приобретения или совершенствования умения «использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени … давления» в курс включены три лабораторные работы: «Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности», «Определение центра тяжести твердого тела» и «Измерение давления твердого тела на опору». В целях формирования умений «представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: … силы упругости от удлинения пружины, силы трения скольжения от силы нормального давления» включены две лабораторные работы: «Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины», «Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления».

В курс физики 7 класса входят следующие разделы:

Тема

Количество часов

Общее

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

1.

Введение

4

1

1

2.

Первоначальные сведения о строение вещества

6

1

1

3.

Взаимодействие тел

20

6

2

4.

Давление твердых тел жидкостей и газов

22

3

3

5.

Работа и мощность. Энергия.

12

2

1

В каждый раздел курса включен основной материал, глубокого и прочного усвоения которого следует добиваться, не загружая память учащихся множеством частных фактов. Таким основным материалом являются: механическое движение, взаимодействие тел, плотность, сила тяжести, сила упругости, закон Гука, давление и сила давления,  закон Паскаля, выталкивающая сила, закон Архимеда, механическая работа, мощность, «золотое правило» механики. В программе и работе отражена роль в развитии физики и техники следующих ученых: Р. Гук, Б. Паскаль, Э. Торричелли, Архимед.

На повышение эффективности усвоения основ физической науки направлено использование принципа генерализации учебного материала – такого его отбора и такой методики преподавания, при которых главное внимание уделено изучению основных фактов, понятий, законов, теорий.

Задачи физического образования решаются в процессе овладения школьниками теоретическими и прикладными знаниями при выполнении лабораторных работ и решении задач.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ), а в ряде случаев и некоторых внесистемных единиц, допускаемых к применению.

Основная форма организации образовательного процесса – классно-урочная система.

Предусматривается применение следующих технологий обучения:

  1. традиционная классно-урочная
  2. игровые технологии
  3. элементы проблемного обучения
  4. технологии уровневой дифференциации
  5. здоровьесберегающие технологии
  6. ИКТ
  7.     лабораторные и практические занятия.
  8.     решение экспериментальных задач.

Виды и формы контроля: промежуточный, предупредительный контроль; контрольные работы.

  1. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА

(70 часов)

Физика и физические методы изучения природы. (4 ч)

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации.

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений. Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты.

Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности. Измерение длины. Измерение температуры.

Первоначальные сведения о строении вещества. (6 ч)

Строение вещества. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации.

Диффузия в газах и жидкостях. Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда. Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторная работа. Измерение размеров малых тел.

Взаимодействие тел. (20 ч)

Механическое движение. Относительность механического движения. Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Неравномерное движение. Явление инерции. Масса тела. Измерение массы тела с помощью  весов. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности. Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил, действующих по одной прямой. Сила упругости. Закон Гука. Методы измерения силы. Динамометр. Графическое изображение силы.  Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой. Вес тела. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники. Центр тяжести тела.

Демонстрации.

Равномерное прямолинейное движение. Относительность движения. Явление инерции. Взаимодействие тел. Сложение сил. Сила трения.

Лабораторные работы.

Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости. Измерение массы тела на рычажных весах. Измерение объема твердого тела. Измерение плотности твердого тела. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления. Определение центра тяжести плоской пластины.

Давление твердых тел, газов, жидкостей. (22ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

 Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Методы измерения давления. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Закон Архимеда. Условие плавания тел. Плавание тел. Воздухоплавание.

Демонстрации. Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры. Обнаружение атмосферного давления. Измерение атмосферного давления барометром-анероидом. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Закон Архимеда.

Лабораторные работы.

Измерение давления твердого тела на опору. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

Работа и мощность. Энергия. (12 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность. Кинетическая энергия движущегося тела. Потенциальная энергия тел. Превращение одного вида механической энергии в другой.  Методы измерения работы, мощности и энергии.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел. «Золотое правило» механики. Коэффициент полезного действия.

Демонстрации. Простые механизмы.

Лабораторные работы.

Выяснение условия равновесия рычага. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

Итоговое повторение (6 ч)

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Всего часов

Лабораторные и практические работы

Контрольные и диагностические работы

 1: Введение

4

1

1

1.1.

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1

1.2.

Физические величины. Измерение физических величин.

1

1.3.

Лабораторная работа № 1 «Определение цены деления измерительного прибора с учетом абсолютной погрешности».

1

1

1.4.

Физика и техника. Контрольная работа № 1

1

1

2: Первоначальные сведения о строении вещества

6

1

1

2.1.

Строение вещества. Молекулы.

1

2.2.

Лабораторная работа № 2 «Измерение размеров малых тел».

1

1

2.3.

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

2.4.

Взаимное притяжение и отталкивание молекул.

1

2.5.

Три состояния вещества.

1

2.6.

Обобщающий урок. Кратковременная контрольная работа № 2

1

1

3: Взаимодействие тел

20

6

2

3.1.

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

3.2.

Скорость. Единицы скорости. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».

1

1

3.3.

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

3.4.

Инерция. Решение задач.

1

3.5.

Контрольная работа № 3

1

1

3.6.

Взаимодействие тел.

1

3.7.

Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

3.8.

Плотность вещества.

1

3.9.

Лабораторная работа № 4 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

1

3.10.

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

3.11.

Решение задач.

1

3.12.

Сила. Сила тяжести. Лабораторная работа № 5 «Определение центра тяжести фигуры»

1

1

3.13.

Закон Гука.

1

3.14.

Лабораторная работа № 6 «Измерение жесткости твердого тела»

1

1

3.15.

Вес. Тела. Единицы силы.

1

3.16.

Динамометр. Лабораторная работа № 7.

1

1

3.17.

Сложение двух сил направленных по одной прямой.

1

3.18.

Сила трения. Трение покоя.

1

3.19.

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 8

1

1

3.20.

Контрольная работа № 4

1

1

4: Давление  твердых тел, жидкостей и газов

22

3

3

4.1.

Давление. Единицы давления. Лабораторная работа № 9 «Определение давления твердого тела на опору»

1

1

4.2.

Давление газа.

1

4.3.

Закон Паскаля.

1

4.4.

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа № 5

1

1

4.5.

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

4.6.

Решение задач.

1

4.7.

Сообщающиеся сосуды.

1

4.8.

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

4.9.

Опыт Торричелли.

1

4.10.

Барометр-анероид. Давление на разных высотах.

1

4.11.

Решение задач.

1

4.12.

Манометры. Кратковременная контрольная работа № 6

1

1

4.13.

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

4.14.

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

4.15.

Архимедова сила.

1

4.16.

Лабораторная работа № 10 «Определение выталкивающей силы».

1

1

4.17.

Плавание тел.

1

4.18.

Решение задач.

1

4.19.

Лабораторная работа № 11 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

1

4.20.

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

4.21.

Повторение темы.

1

4.22.

Контрольная работа № 7.

1

1

 5: Работа и мощность. Энергия.

12

2

1

5.1.

Механическая работа.

1

.52.

Мощность.

1

5.3.

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

5.4.

Момент силы.

1

5.5.

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 12.

1

1

5.6.

Применение закона равновесия рычага к блоку.

1

5.7.

Решение задач.

1

5.8.

КПД. Лабораторная работа №13.

1

1

5.9.

Решение задач.

1

5.10.

Энергия. Потенциальная и кинетическая.

1

5.11.

Контрольная работа № 8.

1

1

5.12.

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

Повторение

6

Итого

70

13

8

  1. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

Основными методами проверки знаний и умений учащихся по физике являются устный опрос, письменные и лабораторные работы. К письменным формам контроля относятся: физические диктанты, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса.

Четверть

Формы контроля

1 четверть

2

 четверть

3

четверть

4

 четверть

Учебный год

количество

Самостоятельная работа - СР

2

3

2

2

9

Контрольная работа - КР

3

1

3

1

8

Тест

1

1

4

6

Физический диктант - ФД

1

1

3

1

6

Лабораторная работа – ЛР

3

6

2

2

13

Фронтальный опрос - ФО

5

3

10

5

23

Решение задач - РЗ

3

6

11

7

27

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения курса физики 7 класса ученик должен:

знать/понимать

  1. смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;
  2. смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;
  3. смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;

уметь

  1. описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,  передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;
  3. представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;
  4. выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
  6. решать задачи на применение изученных физических законов;
  7. осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;
  2. рационального применения простых механизмов;
  3. контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

  1. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

1. Учебник «Физика. 7 класс»,  А. В Пёрышкин., 2007 г.

2. «Сборник задач по физике 7-9 класс для общеобразовательных учреждений» В.И. Лукашик, Е.В. Иванов, 21 издание, М., Просвещение 2007 г.

3. «Сборник задач по физике 7-8 класс для общеобразовательных учреждений» Г. Н. Степанова

4. Мультимедийные программы

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов на год: в неделю 2, всего 68.

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Форма контроля

Что длжен знать и уметь обучающийся

1 четверть

1

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения. Опыты, измерения.

1

Беседа

Виды физических явлений. Знать смысл понятия «вещество»

Понимать метод научного познания, уметь применять.

2

Физические величины. Измерение физических величин.

1

ФО

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин. Выражать результаты в СИ

Цена делений шкалы прибора.

Сравнение значений двух величин.

3

Точность и погрешность измерений. ЛР: «Определение цены деления измерительного прибора и абсолютной погрешности»

1

ЛР № 1

Погрешность измерений. Вычисления по формулам. Единицы измерения величин.

4

Физика и техника.

1

КР  № 1

Знать смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, тело, величина.

Уметь использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин.

5

Строение вещества, молекулы.

1

ФО

Иметь понятие о дискретности строения вещества. Знать что такое атомы и молекулы.

6

ЛР: «Измерение размеров малых тел»

1

ЛР № 2

Изучение дискретного строе ния вещества с помощью современных методов.

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах.

1

ФО

Уметь описывать и объяснять физические явления броуновское движение и диффузия – общее и различия

8

Взаимное притяжение молекул.

1

ФО

Силы притяжения и отталкивания между молекулами, примеры в природе

9

Три состояния вещества.

1

Таблица

Различие между веществами в зависимости от расположения и взаимодействия молекул.

10

Обобщение. Контрольная работа

1

КР № 2

Описывать явление диффузии. Знать. Что такое атом. Объяснять строение вещества в зависимости от молекулярного строения

11

Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение.

1

ФО, РЗ

Механическое движение. Относительность покоя и движения. Траектория. Путь. Время. Единицы пути и времени. Измерение вре мени. Равномерное прямолинейное движение.

12

Скорость. Единицы скорости. Лабораторная работа №3 «Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости».        

1

ЛР № 3

Скорость. Единицы ско рости. Графики пути и скорости при равномерном прямолинейном       движении.

13

Расчет пути и времени движения. Решение задач.

1

РЗ, СР

Нахождение пути по графику скорости. Неравномерное движение. Средняя скорость

14

Инерция. Решение задач.

1

ФД

Явление инерции. Примеры в природе и технике

15

Контрольная работа

1

КР № 3

Знать и понимать смысл понятий равномерное и неравномерное движение; знать смысл физических величин скорость, путь, перемещение.  Уметь описывать движение, рассчитывать физические величины при помощи формул и представлять результаты в виде графиков.

16

Взаимодействие тел.

1

ФО, РЗ

Знать, что мерой любого взаимодействия тел является сила. Устанавливать связь между взаимодействием тел и изменением скорости.

17

Масса тела. Измерение массы тела на рычажных весах.

1

СР

Понятие массы. Способы измерения массы, единицы измерения.

18

Плотность вещества.

1

тест

Понятие плотности. Сравнение плотностей различных тел. Использование таблиц.

2 четверть

19

Лабораторная работа № 4 «Определение плотности вещества твердого тела»

1

ЛР № 4

Уметь измерять объем с помощью мензурки, уметь пользоваться рычажными весами, уметь рассчитывать плотность тела по его объему и массе

20

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

ФО, РЗ

Знать формулу расчета плотности, уметь рассчитывать массу и объем

21

Решение задач.

1

РЗ, СР

Уметь решать задачи на применение изученных физических законов

22

Сила. Сила тяжести. Лабораторная работа № 5 «Определение центра тяжести фигуры»

1

ЛР № 5

Сила. Измерение силы. Единица силы - ньютон. Понятие центра тяжести и центра масс. Явление тяготения. Сила тяжести. Связь между силой тяжести и массой.

23

Закон Гука.

1

ФО, РЗ

Действие и противодействие. Деформация. Деформирующая си ла и сила упругости.

24

Лабораторная работа № 6 «Измерение жесткости твердого тела»

1

ЛР № 6

Уметь пользоваться динамометром для измерения силы. Строить зависимость силы упругости от удлинения. Уметь делать выводы о зависимости удлинения от массы груза подвешенного к динамометру

25

Вес. Тела. Единицы силы.

1

РЗ, СР

Вес тела. Невесомость. Перегрузка. Уметь различать понятия вес тела и масса тела

26

Динамометр. Лабораторная работа № 7.

1

ЛР № 7

Принцип действия динамометра

27

Сложение двух сил направленных по одной прямой.

1

РЗ, СР

Равнодействующая сила. Определение равнодействующей сил, действующих по одной прямой. Уметь составлять схемы векторов сил, действующих на тело.

28

Сила трения. Трение покоя.

1

ФО, РЗ

Трение. Сила трения. Виды трения. Способы изменения силы трения. Знать зависимость силы трения от веса тела. Уметь приводить примеры.

29

Трение в природе и технике. Лабораторная работа № 8

1

ЛР № 8

ФД

Уметь устанавливать зависимость силы трения от веса тела. Проводить эксперимент по установлению причин, от которых зависит сила трения.

30

Контрольная работа № 4

1

КР № 4

Уметь решать задачи по теме «Взаимодействие тел»

31

Давление. Единицы давления. Лабораторная работа № 9 «Определение давления твердого тела на опору»

1

ЛР № 9

Давление. Единицы давления. Способы изменения давления. Знать формулу для расчета давления тела на опору.

32

Давление газа.

1

Тест

Давление газа. Объяснение давления газа на основе молекулярно-кинетических представлений. Зависимость давления газа от его объема и температуры.

3 четверть

33

Закон Паскаля.

1

ФД

Уметь объяснять давление в жидкостях. Условия возникновения давления в жид костях. Передача давления жидкостями и газами. Знать смысл закона Паскаля.

34

Давление в жидкости и газе. Кратковременная контрольная работа № 5

1

КР № 5

Уметь использовать изученные закономерности для решения задач.

35

Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

ФО, РЗ

Знать формулу для расчета давления жидкости на дно и стенки сосуда, понимать зависимость давления жидкости от высоты этой жидкости в сосуде

36

Решение задач.

1

РЗ, СР

Уметь применять формулу для расчета давления жидкости, записывать результаты в единицах СИ

37

Сообщающиеся сосуды.

1

ФО

Гидростатическое давление. Гидростатический парадокс. Сооб щающиеся сосуды. Шлюзы, водопровод

38

Вес воздуха. Атмосферное давление.

1

ФО

Аэростатическое давление. Атмосфера Земли. Атмосферное дав ление.

39

Опыт Торричелли.

1

ФО

Опыт Торричелли. Измерение атмосферного давления.

40

Барометр-анероид. Давление на разных высотах.

1

ФО, РЗ

Баро метры. Внесистемные единицы давления. Изменение атмосферного давления с высотой. Влияние изменения атмосфер ного давления на организм человека.

41

Решение задач.

1

РЗ, ФД

Уметь рассчитывать давление атмосферы на различных высотах.

42

Манометры. Кратковременная контрольная работа № 6

1

КР № 6

Манометры. Знать принцип действия. Где применяются на практике

43

Поршневой жидкостный насос. Гидравлический пресс.

1

ИС

гидравлические машины: гидравлический пресс, гидравлический тормоз – принцип действия, применение на практике.

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело.

1

ФО, РЗ

Понимать какие силы действуют на тело при погружении его в жидкость

45

Архимедова сила.

1

ФО, РЗ

Знать формулу для расчета силы Архимеда. Понимать от чего зависит выталкивающая сила

46

Лабораторная работа № 10 «Определение выталкивающей силы».

1

ЛР № 10

Уметь определять выталкивающую силу в зависимости от веса тела в воздухе и в жидкости,; уметь определять объем погруженной части тела.

47

Плавание тел.

1

ФО, РЗ

Уметь объяснять условия плавания тел, в зависимости от соотношения между силой тяжести и силой Архимеда

48

Решение задач.

1

РЗ, СР

Уметь применять формулу для расчета силы Архимеда и записывать полученный результат в единицах СИ.

49

Лабораторная работа № 11 «Выяснение условий плавания тела в жидкости».

1

ЛР № 11

Уметь проверять на практике условия плавания тел

50

Плавание судов. Воздухоплавание.

1

Тест

Знать принцип плавания судов, основные понятия – ватерлиния, осадка, грузоподъемность.

Знать что такое подъемная сила и понимать ее связь с выталкивающей силой

51

Повторение темы.

1

РЗ, ФД

Систематизировать изученные закономерности.

52

Контрольная работа № 7

1

КР № 7

Уметь воспроизводить и находить физические величины по формуле закона Архимеда. Использовать закон Паскаля.

53

Механическая работа.

1

ФО, РЗ

Понимать смысл понятия – механическая работа, знать формулу для расчета механической работы совершаемой над телом.

54

Мощность.

1

ФО, РЗ

Понимать смысл физической величины – мощность, как характеристики быстроты совершения работы. Знать единицы измерения в СИ.

4 четверть

55

Простые механизмы. Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

ФО, РЗ

Знать что такое простые механизмы, где они применяются на практике. Виды простых механизмов. Принцип действия рычага.

56

Момент силы.

1

ФО, РЗ

Понимать смысл физической величины – момент сил, знать формулу для расчета, единицы измерения в СИ

57

Рычаги в технике, быту, природе. Лабораторная работа № 12.

1

ЛР № 12

Уметь на практике применять правило моментов, для объяснения условия равновесия рычага

58

Применение закона равновесия рычага к блоку.

1

ФО, РЗ

Знать, что такое блок. Виды блоков. Выигрыш в силе. «Золотое правило» механики

59

Решение задач.

1

РЗ, СР

Уметь решать задачи на расчет момента сил, длины плеч, нахождения условия равновесия

60

КПД. Лабораторная работа №13.

1

ЛР № 13

Понимать смысл понятия – КПД, знать формулу для расчета КПД, уметь на практике рассчитывать КПД наклонной плоскости

61

Решение задач.

1

РЗ

Уметь решать задачи на расчет КПД различных простых механизмов, записывать результаты вычислений в единицах СИ

62

Энергия. Потенциальная и кинетическая.

1

ФО, РЗ, СР

Понимать смысл физической величины – энергия. Виды энергии. Сходство и различия. Единицы измерения.

63

Превращение одного вида механической энергии в другой.

1

ФО, ФД, РЗ

Закон сохранения энергии – понимать смысл, уметь объяснять физические явления с точки зрения закона сохранения энергии

64

Контрольная работа № 8.

1

КР № 8

Знать формулы нахождения физических величин: работа, мощность КПД, энергия.

65

Повторение.

1

66

Повторение.

1

Тест

67

Повторение.

1

Тест

68

Повторение.

1

тест

69

Повторение

1

Тест

70

Повторение

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...