Рабочая программа по физике для 11 класса УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев (модифицированная)
методическая разработка по физике (11 класс) по теме

Денисова Галина Евгеньевна

Рабочая программа по физике   11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_fizike_11klass.doc370.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева и Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. Классы 7-11» Москва «Дрофа»2010г., разработанной в соответствии с требованиями обязательного минимума содержания федерального компонента государственного стандарта основного общего образования. Авторы планирования В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Тип программы : модифицированная

По программе-175ч

По плану-136 ч

Изменено количество часов на   изучение следующих тем:

                                               Основы электродинамики- 9ч.

                                               Колебания и волны- 4ч.

                                               Оптика-9ч.

                                               Квантовая физика-10ч.

 Добавлена тема : Строение Вселенной-8ч.

УМК:  Физика – 11/ Классический курс/ Учебник  для 11 кл. общеобразовательных учреждений /  Г.Я.Мякишев,  Б.Б. Буховцев, В.М.Чаругин. – М.:    Просвещение, 2009г.

                А.П.Рымкевич, П.А.Рымкевич, Сборник задач по физике, Москва,"Дрофа",2009г

               Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия. Классы 7-11» Москва «Дрофа»2010г.,

Учебники этих авторов заслужили авторитет при использовании их в качестве основных стабильных учебников для старшей школы. В настоящее время они переработаны в связи с утверждением Обязательного минимума  содержания среднего (полного) общего образования. Появилась дифференциация учебного материала: введены параграфы для обязательного изучения, номера которых напечатаны на прямоугольнике синего цвета синего фона, и параграфы для дополнительного чтения, номера которых заключены в рамку.

Структура документа

     Примерная программа по физике включает разделы: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по разделам курса, рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки выпускников.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание следует уделять не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркнем, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела « Физика как наука. Методы научного познания природы».

      Гуманитарное значение физики как составной части общего образовании состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

     Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

     Курс физики в примерной программе среднего (полного) общего образования структурируется на основе физических теорий: механика, молекулярная физика, электродинамика, электромагнитные колебания и волны, квантовая физика.

   

 Изучение физики в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о методах научного познания природы; современной физической картине мира: свойствах вещества и поля, пространственно-временных закономерностях, динамических и статистических законах природы, элементарных частицах и фундаментальных взаимодействиях, строении и эволюции Вселенной; знакомство с основами фундаментальных физических теорий: классической механики, молекулярно-кинетической теории, термодинамики, классической электродинамики, специальной теории относительности, квантовой теории;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости;

применение знаний по физике для объяснения явлений природы, свойств вещества, принципов работы технических устройств, решения физических задач, самостоятельного приобретения и оценки достоверности новой информации физического содержания, использования современных информационных технологий для поиска, переработки и предъявления учебной и научно-популярной информации по физике;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний, выполнения экспериментальных исследований, подготовки докладов, рефератов и других творческих работ;

воспитание духа сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента, обоснованности высказываемой позиции, готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, уважения к творцам науки и техники, обеспечивающим ведущую роль физики в создании современного мира техники;

использование приобретенных знаний и умений для решения практических, жизненных задач, рационального природопользования и защиты окружающей среды, обеспечения безопасности жизнедеятельности человека и общества.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

      Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Примерная программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

познавательная деятельность:

• использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;

• формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

• овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

• приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

информационно-коммуникативная деятельность:

• владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

рефлексивная деятельность:

• владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:

• организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

11 класс.  Содержание учебного материала.

(136часов,4 часа в неделю)

Основы электродинамики (продолжение)  (23 часа)

    Индукция магнитного поля. Принцип суперпозиции магнитных полей. Сила Ампера. Сила Лоренца. Электроизмерительные приборы. Магнитные свойства вещества.

    Магнитный поток. Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле. Правило Ленца. Самоиндукция. Индуктивность. Энергия магнитного поля.

Демонстрации

Магнитное взаимодействие токов.

Отклонение электронного пучка магнитным полем.

Магнитные свойства вещества.

Магнитная запись звука.

Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока.

Зависимость ЭДС самоиндукции от скорости изменения силы тока и индуктивности проводника.

Лабораторные работы

1.Наблюдения действия магнитного поля на ток

2.Изучения явления электромагнитной индукции

Колебания и волны (32ч)

   Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Переменный ток. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Активное сопротивление.   Электрический резонанс. Трансформатор. Производство, передача и потребление электрической энергии.

    Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.

Демонстрации

Свободные электромагнитные колебания.

Осциллограмма переменного тока.

Конденсатор в цепи переменного тока.

Катушка в цепи переменного тока.

Резонанс в последовательной цепи переменного тока.

Сложение гармонических колебаний.

Генератор переменного тока.

Трансформатор.

Излучение и прием электромагнитных волн.

Лабораторные работы

1.Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

Оптика (27 часов)

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность.    Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практические применения. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.

    Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии с импульсом и массой тела. Дефект массы и энергия связи.

Демонстрации

Отражение и преломление электромагнитных волн.

Интерференция и дифракция электромагнитных волн.

Поляризация электромагнитных волн.

Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.

Детекторный радиоприемник.

Интерференция света.

Дифракция света.

Полное внутреннее отражение света.

Получение спектра с помощью призмы.

Получение спектра с помощью дифракционной решетки.

Поляризация света.

Спектроскоп.

Фотоаппарат.

Проекционный аппарат.

Микроскоп.

Лупа

Телескоп

Лабораторные работы

1.Измерение показателя преломления стекла.

2.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

3. Измерение длины световой волны.

Квантовая физика (30 ч)

     Гипотеза М.Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты А.Г.Столетова. Уравнение А.Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты П.Н.Лебедева и С.И.Вавилова.

    Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучение света. Лазеры.

    Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада.    Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.

Демонстрации

Фотоэффект.

Линейчатые спектры излучения.

Лазер.

Счетчик ионизирующих частиц.

Камера Вильсона.

Фотографии треков заряженных частиц.

Лабораторные работы

1.Наблюдение линейчатых спектров.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества(3ч.)

Строение Вселенной (8 ч)

    Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики.     Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. «Красное смещение» в спектрах галактик.   Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.

Обобщающее повторение (14 ч)

Учебно-тематический план

11 класс

136

Электродинамика (продолжение)

23

Магнитное поле

11

 1 Наблюдение действия магнитного поля на ток

Электромагнитная индукция

12

 2. Изучение явления электромагнитной индукции

Колебания и волны

32

Механические колебания.

Электромагнитные колебания.

Производство, передача и потребление

электрической энергии.

Механические волны.

Электромагнитные волны

7

11

2

4

8

3. Определение ускорения свободного падения с помощью маятника

Оптика

27

Световые волны

17

 4. Измерение показателя преломления стекла

5.Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы

 6.Измерение длины световой волны

 7. Наблюдение интерференции и дифракции

света

Элементы

теории относительности

4

Излучение и спектры

6

 8. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров

Квантовая

физика

30

Световые кванты

7

Атомная физика

7

Физика атомного ядра.

Элементарные частицы

16

9. Изучение треков заряженных частиц

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества.

3

Строение и эволюция Вселенной

8

Обобщающее повторение

6

Механика

1

Молекулярная физика и термодинамика

1

Электродинамика

1

Квантовая физика

1

Итоговая контрольная работа

2

Лабораторный практикум

7

Календарно-тематическое планирование по физике -11 класс.

Магнитное поле (11ч)

      Дата

Дом.задание

                 ЗУН

1/1

Стационарное магнитное поле.

§1,2

Знать смысл физических понятий: магнитные силы, магнитное поле, правило «буравчика»

2/2

Решение задач на правило буравчика.

Уметь применять полученные знания при решении задач

3/3

Сила Ампера.

§3-5,стр.22-23(1)

Понимать смысл закона Ампера. Применять правило «левой руки» для определения FA

4/4

Лабораторная работа №1. Наблюдение действия магнитного поля на ток.

Уметь применять полученные знания на практике

5/5

Сила Лоренца.

§6,упр.1(4)

Уметь определять направление и модуль силы Лоренца

6/6

Решение задач.

Упр.1(2-3)

Уметь применять полученные знания при решении задач

7/7

Магнитные свойства вещества.

§7

Уметь объяснять пара- и диамагнетизм

8/8

Обобщающе-повторительное занятие по теме «Магнитное поле».

Стр.24-25

9/9

Зачет по теме «Стационарное магнитное поле».

10/10

Контрольная работа.

11/11

Коррекция знаний.

Электромагнитная индукция (12ч)

12/1

Явление электромагнитной индукции.

§8,9

Понимать смысл явления электромагнитной индукции

13/2

Индукционное (вихревое) электрическое поле.

§12

Знать закон электромагнитной индукции и уметь определять направление индукционного тока

14/3

Направление индукционного тока. Правило Ленца.

§10

Знать закон электромагнитной индукции и уметь определять направление индукционного тока

15/4

Решение задач на применение правила Ленца.

Упр.2(1-6)

Уметь применять полученные знания на практике

16/5

Лабораторная работа №2. Изучение явления электромагнитной индукции.

Уметь применять полученные знания на практике

17/6

Закон электромагнитной индукции.

§11,13)

тока Знать закон электромагнитной индукции и уметь определять направление индукционного

18/7

Решение задач на закон электромагнитной индукции.

Упр.2(8-10)

Уметь применять полученные знания на практике

19/8

Вихревые токи и их использование в технике.

§12

Уметь объяснять причины возникновения индукционного тока в проводниках и рассчитывать

20/9

Явление самоиндукции. Индуктивность.

§15-16

Знать формулу для вычисления ЭДС самоиндукции и уметь определять направление тока самоиндукции

21/10

Обобщающее – повторительное занятие по теме «Электромагнитная индукция».

§17

Знать формулы для расчёта энергии магнитного поля

22/11

Зачет по теме «Электромагнитная индукция».

23/12

Коррекция знаний.

Колебания и волны (32ч)

Механические колебания (7ч)

1/1

Свободные и вынужденные механические колебания.

§18,19

Понимать смысл свободных и вынужденных колебаний. Знать общее уравнение колебательных систем.

2/2

Динамика колебательного движения. Уравнение движения маятника.

§21,22

Знать уравнение движения тела, колеблющегося под действием сил упругости

3/3

Гармонические колебания.

§22,23

Знать уравнение

4/4

Решение задач с использованием характеристик пружинного и математического маятников.

Стр.71(1-3)

5/5

Лабораторная работа №3. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника.

Уметь применять полученные знания на практике

6/6

Превращение энергии при гармонических колебаниях.

Упр.3(7,8)

Уметь рассчитывать полную механическую энергию системы в любой момент времени

7/7

Вынужденные механические колебания. Резонанс.

§25,26,36

Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний.

Электромагнитные      колебания (11ч)

8/1

Свободные и вынужденные электромагнитные колебания.

§27,28

Знать устройство колебательного контура, характеристики электромагнитных колебаний.

9/2

Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями.

§29

Знать уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре

10/3

Уравнение свободных электромагнитных колебаний в закрытом колебательном контуре.

§30

Знать уравнение, описывающее процессы в колебательном контуре

11/4

Решение задач по теме «Электромагнитные колебания».

Упр.4(1-3)

Уметь применять полученные знания при решении задач

12/5

Переменный электрический ток.

§31,37

Понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения

13/6

Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения.

§32

Понимать смысл действующих значений силы тока и напряжения

14/7

Емкостное и индуктивное сопротивления в цепи переменного тока.

§33,34

15/8

Решение задач.

Упр.4(6)

Уметь применять полученные знания на практике

16/9

Решение задач.

Стр.101-102(3,4)

Знать об условиях резонанса

17/10

Резонанс в электрической цепи.

§35

Уметь рассчитывать параметры цепи при различных видах сопротивлений

18/11

Электрические автоколебания. Генератор на транзисторе.

§36

Знать об условиях резонанса

Производство, передача и использование электрической энергии (2ч)

19/1

Трансформаторы.

§38упр.5(3-7)

Знать строение и принцип работы генератора переменного тока, устройство и условия работы трансформатора на холостом ходу и под нагрузкой.

20/2

Производство, передача и использование электрической энергии.

§39-41

Знать способы производства электроэнергии. Знать основных потребителей электроэнергии и её  способы передачи

Механические волны (4ч)

21/1

Волна. Свойства волны.

§42-46

Знать понятия: волна, поперечные и продольные волны, формулу длины и скорости волны.

22/2

Основные характеристики волны.

§48,54

23/3

Звуковые волны.

§47

Знать звуковые волны в различных средах.

24/4

Решение задач на свойства волн.

Упр.6(1-5)

Уметь применять полученные знания на практике

Электромагнитные волны (8ч)

25/1

Опыты Герца.

§49,50

Знать смысл теории Максвелла. Объяснять возникновение и распространение электромагнитного поля. Описывать и объяснять основные свойства электромагнитных волн.

26/2

Изобретение радио А.С.Поповым. Принцип радиосвязи.

§51-53

Уметь описывать и объяснять принципы радиосвязи. Знать устройство и принцип действия радиоприёмника А.С. Попова

27/3

Распространение радиоволн в атмосфере. Радиолокация.

§54-55

Уметь описывать физические явления: распространение радиоволн, радиолокация

28/4

Современное состояние и развитие средств связи.

§56-58,стр.154.

29/5

Обобщающее – повторительное занятие по теме «Колебания и волны».

Стр.73,103,115,130

30/6

Решение задач.

Уметь применять полученные знания при решении соответствующих задач

31/7

Контрольная работа.

32/8

Коррекция знаний.

Оптика (27ч)

Световые волны (17ч)

1/1

Введение в оптику.

Стр.155-157

Знать развитие теории взглядов на природу света, принцип Гюйгенса, закон отражения света, выполнять построение изображений.

2/2

Методы определения скорости света.

§60

Знать методы Ремера и Физо.

3/3

Основные законы геометрической оптики.

§61-62

Понимать закон преломления света и выполнять построение изображений

4/4

Явление полного отражения света. Волновая оптика.

§62,упр.8(12)

Знать использование явления полного отражения в волновой оптике

5/5

Решение задач по геометрической оптике.

Упр.8(1-3),(5-11)

Уметь применять полученные знания при решении соответствующих задач

6/6

Линзы.

§63-64

Знать основные характеристики линзы и лучи, используемые для построения изображений

7/7

Формула тонкой линзы.

§65,упр.9(7)

Знать формулу тонкой линзы

8/8

Решение задач.

Упр.9(1-4.6)

Уметь применять полученные знания при решении соответствующих задач

9/9

Лабораторная работа №4. Измерение показателя преломления стекла.

Уметь применять полученные знания на практике

10/10

Лабораторная работа №5. Определение оптической силы и фокусного расстояния собирающей линзы.

Уметь применять полученные знания на практике

11/11

Дисперсия света.

§66

Понимать смысл физ. явлений: дисперсия света, интерференция

12/12

Интерференция волн.

§67-69

Понимать смысл физ. явления: интерференция. Знать условия возникновения устойчивой интерференционной картины. Уметь определять минимум и максимум интерфер.картины

13/13

Дифракция механических и световых волн.

§70-71,упр.10(3,4)

Знать и уметь объяснять причины дифракции, теорию дифракции на щелях

14/14

Поперечность световых волн. Поляризация света.

§73-74

Знать применение просветлённой оптики

15/15

Решение задач на волновые свойства света.

Упр.10(1,2),

Уметь применять полученные знания на практике

16/16

Лабораторная работа №6. Измерение длины световой волны.

Стр.209-210.

Уметь применять полученные знания на практике

17/17

Лабораторная работа. Наблюдение интерференции и дифракции света.

Уметь применять полученные знания на практике

Элементы теории относительности (4ч)

18/1

Элементы теории относительности. Постулаты Эйнштейна.

§75-78,упр.11(1,4)

Знать постулаты теории относительности

19/2

Элементы релятивисткой динамики.

§79-80,упр.11(2,3)

Знать формулы преобразования относительности одновременности, расстояний и промежутков времени

20/3

Решение задач. Самостоятельная работа.

Уметь применять полученные знания на практике

21/4

Коррекция знаний.

Излучение и спектры (6ч)

22/1

Излучение и спектры. Шкала электромагнитных излучений.

§81-87

Знать особенности видов излучения и спектров

23/2

Лабораторная работа №7. Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.

Уметь применять полученные знания на практике

24/3

Обобщающее – повторительное занятие по теме «Оптика».

25/4

Решение задач.

Уметь применять полученные знания на практике

26/5

Контрольная работа.

27/6

Коррекция знаний по теме «Оптика»

Квантовая физика (30ч)

Световые кванты (7ч)

1/1

Зарождение науки, объясняющей квантовые свойства  света.

Стр.241-242

2/2

Законы фотоэффекта.

§88-89

Знать законы фотоэффекта, уравнение Эйнштейна для фотоэффекта.

3/3

Решение задач.

Упр.12(1,2,4-6)

Уметь применять полученные знания на практике

4/4

Фотоны. Гипотеза де Бройля.

§90,упр.12(3,7)

5/5

Применение фотоэффекта на практике.

§91

Уметь применять полученные знания при решении задач

6/6

Квантовые свойства света : световое давление.

§92

Понимать давление света

7/7

Химическое действие света. Фотосинтез, фотография.

§93

Атомная физика  (7ч)

8/1

Строение атома. Опыт Резерфорда.

§94,упр.13(2)

Знать строение атома по Резерфорду

9/2

Квантовые постулаты Бора. Излучение и поглощение света атомами.

§95-96

Понимать квантовые постулаты Бора

10/3

Решение задач.

Упр.13(1,3)

Уметь применять полученные знания при решении задач

11/4

Лазеры.

§97

Иметь понятие о вынужденном индуцированном излучении. Знать свойства лазерного излучения, принцип действия лазеров.

12/5

Обобщающее – повторительное занятие по темам «Световые кванты», «Атомная физика».

Уметь применять полученные знания при решении задач

13/6

Контрольная работа.

14/7

Коррекция знаний.

Физика атомного ядра. Элементарные частицы.(16ч)

15/1

Экспериментальные методы регистрации заряженных частиц.

§98

Знать принцип действия приборов регистрации и наблюдения элементарных

16/2

Лабораторная работа. Изучение треков заряженных частиц по готовым фотографиям.

Уметь применять полученные знания при решении задач

17/3

Радиоактивность.

§99-101

Уметь объяснять физические явления: радиоактивность, альфа-, бета- и гамма- излучения.

18/4

Закон радиоактивного распада.

§102,упр.14(2,3)

Знать закон радиоактивного распада

19/5

Состав ядра атома.

Понимать строение ядра и энергию связи нуклонов. Решать задачи на составление ядерных реакций

20/6

Энергия связи атомных ядер.

Уметь применять полученные знания при решении задач

21/7

Ядерные реакции.

Уметь объяснять деление ядра урана, цепную реакцию, принцип термоядерной реакции. Приводить примеры использования ядерной энергии в технике

22/8

Энергетический выход ядерных реакций.

Знать применение радиоактивных изотопов

23/9

Цепные ядерные реакции. Атомная электростанция.

Знать применение радиоактивных изотопов

24/10

Решение задач.

Уметь применять полученные знания при решении задач

25/11

Применение физики атомного ядра на практике. Биологическое действие радиоактивных излучений.

Уметь объяснять физическую картину мира

26/12

Элементарные частицы.

Уметь объяснять строение вещества с точки зрения МКТ.

27/13

Обобщающе –повторительное занятие по теме «Физика атомного ядра. Элементарные частицы».

28/14

Контрольная работа.

29/15

Коррекция знаний.

30/16

Резерв учителя.

Значение физики для объяснения мира и развития производительных сил общества (3ч)

1/1

Физическая картина мира.

Уметь объяснять физическую картину мира

2/2

Физика и научно-техническая революция.

Понимать роль физики в НТР.

3/3

Физика как часть человеческой культуры.

Строение и эволюция Вселенной(8ч.)

1/1

Строение Солнечной системы.                                                                    

Знать смысл понятий: планета, звезда. Знать названия планет. Порядок их расположения.

2/2

Система  Земля-Луна

Применять знание законов физики для объяснения природы космических объектов.

3/3

Общие сведения о Солнце.

Описывать Солнце как источник жизни на Земле

4/4

Определение расстояний

 до тел Солнечной системы и разме ров этих небесных тел

Уметь определять расстояния. Знать понятие параллакса.

5/5

 Физическая природа звёзд                                                

Уметь объяснять процессы, происходящие в недрах звезд.

6/6

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.                                                                                        

Знать источники энергии и процессы ,протекающие внутри Солнца.

7/7

Наша Галактика

Знать понятия: галактика, наша Галактика.

8/8

Происхождение и эволюция галактик и звёзд.

Применять знание законов физики для объяснения природы космических

Лабораторный практикум(7ч)

1

Работа  №1 «Определение длины звуковой волны и частоты колебаний звукового генератора

Знать формулу Томсона.

Уметь находить длину волны.

2

Работа  №2 «Изучение свободных и вынужденных колебаний».

Знать определение колебаний. Уметь объяснять причины их возникновения.

3

Работа  №3 «Определение индукции магнитного поля постоянного магнита».

4

Работа  №4 «Определение индуктивности катушки

Знать определение и единицы измерения индуктивности.

5

Работа  №5 «Определение длины световой волны с помощью дифракционной решетки».

Знать формулу дифракционной решетки.

6

Работа  №6 «Изучение треков движения частиц /по готовым фотографиям/».

Уметь применять законы Ньютона.Понимать правило левой руки для нахождения силы Лоренца.

7

Работа  №7 «Изучение устройства и работы трансформатора».

Знать устройство трансформатора.

Повторение(6ч.)

1

Повторение темы : «Механика»

Разбор и решение тестовых заданий из вариантов ЕГЭ

2

Повторение темы: «Термодинамика»

Разбор и решение тестовых заданий из вариантов ЕГЭ

3

Повторение темы : «Электродинамика»

Разбор и решение тестовых заданий из вариантов ЕГЭ

4

Повторение темы : «Атомная физика»

Разбор и решение тестовых заданий из вариантов ЕГЭ

5-6

Итоговая контрольная работа.

В результате изучения физики в 11 классе ученик должен

знать/понимать:

  1. смысл понятий: магнитное поле; магнитное взаимодействие, магнитный поток; электромагнитное поле; электромагнитная индукция, самоиндукция; колебательный  контур; полупроводник; электромагнитная волна и её характеристики, отражение и преломление света, дисперсия света; линза, фокус; интерференция  и дифракция света; дифракционная решётка, фотоэффект; корпускулярно-волновой дуализм, атом, ядро, радиоактивность;
  2. смысл физических величин и их единиц измерения: сила тока, напряжение, индукция магнитного поля; индуктивность, вектор магнитной индукции, энергия магнитного поля тока, ёмкостное и индуктивное сопротивление; фокус, оптическая сила линзы; работа выхода электрона, энергия, красная граница ,энергия связи;
  3. смысл физических законов: закон Ампера; закон электромагнитной индукции; закон сохранения и превращения энергии к электромагнитным колебаниям в контуре; законы прямолинейности распространения света, отражения и преломления; закон  радиоактивного распада; закон сохранения массового числа и заряда.  

Уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления и зависимости:  взаимодействие проводника с током и магнитного поля; явление электромагнитной индукции; действие магнитного поля на движущийся заряд; явление резонанса в колебательном контуре; явление фотоэффекта;
  2. использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения  величин: источник тока, амперметр, вольтметр, миллиамперметр; гальванометр; прибор  для измерения длины световой волны;
  3. пользоваться таблицами:  индукция магнитного поля, диапазон длин волн; виды радиосвязи; работа выхода для металла; периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;
  4. переводить единицы величины в дольные и кратные;
  5. изображать пользуясь правилом буравчика, левой руки, силы Лоренца и Ампера; линии индукции магнитного поля и направление тока в проводнике; изображение предмета в плоском зеркале и линзах;  
  6. решать качественно задачи на применение закона Ампера, закона электромагнитной индукции, закона отражения и преломления света; значение  сохранения массового и зарядового числа;
  7.  решать расчётные задачи с применением изученных формул для расчёта модуля вектора магнитной индукции, силы Ампера, магнитного потока, силы Лоренца, ЭДС индукции, энергии магнитного поля, длины волны, периода и частоты, формулы тонкой линзы, уравнения Эйнштейна; энергии связи, массы и импульса фотона.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования электрооборудования в домашнем обиходе; использования средств радио- и телекоммуникационной связи;
  2. защиты опасного воздействия на организм человека и другие  организмы радиоизлучений;
  3. предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

Требования к уровню подготовки выпускников:

В результате изучения физики на базовом уровне в средней (полной) школе  ученик должен

Знать/понимать:

-     смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;

-      смысл физических величин и их единиц измерения: скорость, ускорение, перемещение. Сила, масса тела, импульс. Работа, количество теплоты, мощность, энергия. Температура, абсолютная температура, давление, объем, внутренняя энергия. Напряженность, потенциал, электроемкость. Сила тока, напряжение, сопротивление, удельное сопротивление, ЭДС источника тока; работа и мощность эл.тока. Период, частота, длина  и скорость волны. Магнитный поток, магнитная индукция, ЭДС-индукции, индуктивность, емкость, энергия электромагнитного поля.  Показатель преломления, фокус, оптическая сила линзы.

-  смысл физических законов: законы Ньютона, закон сохранения импульса и энергии. Закон Всемирного тяготения и закон Гука. Газовые законы. Первый закон термодинамики. Закон сохранения электрич заряда и закон Кулона. Закон Ома для участка цепи и для полной цепи, закон Джоуля - Ленца; закон электролиза.  Закон классической механики, электромагнитной индукции, фотоэффекта. Законы отражения, преломления и прямолинейного распространения света.

 Уметь:

-  описывать и объяснять физические явления и свойства тел: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела;  движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; броуновское движение; электризация тел при соприкосновении; взаимодействие проводников с током, действие магнитного поля на проводник с током; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект; радиоактивность.

- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры, влажности воздуха, силы тока, напряжения, электрического сопротивления, работы и мощности электрического тока;

- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза, температуры остывающего тела от времени, силы тока от напряжения на участке цепи, угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;

- выражать в единицах Международной системы результаты измерений и расчетов;

- приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях;

- решать задачи на применение изученных физических законов;

- проводить самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- обеспечения безопасности своей жизни при использовании  транспортных средств, бытовой электротехники, средств радио- и телекоммуникационной связи;

- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

- сознательного выполнения правил безопасного движения транспортных средств и пешеходов;

- определение собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

- оценки безопасности радиационного фона;

- защиты опасного воздействия на организм человека и другие  организмы радиоизлучений;

- предупреждения опасного воздействия на организм человека электрического тока и электромагнитных излучений.

 

Перечень учебно-методических средств обучения.

Основная и дополнительная литература:

Государственный образовательный стандарт общего образования. // Официальные документы в образовании. – 2004. № 24-25.

Закон Российской Федерации «Об образовании» // Образование в документах и комментариях. – М.: АСТ «Астрель» Профиздат. -2005. 64 с.

Учебник: Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б.,В.М.Чаругин.Физика: Учеб. Для 11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2008.

Сборники задач: Физика. Задачник. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учреждений / Рымкевич А.П. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009г.. – 192 с.

Методическое обеспечение:

О.И. Громцева.Самостоятельные и контрольные работы. Тесты.11 .М. «Экзамен», 2010

Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

Кирик Л.А., Генденштейн Л.Э., Дик Ю.И. Физика 10 класс. Методические материалы для учителя. Под редакцией В.А. Орлова. М.: Илекса, 2005

Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002

Маркина В. Г.. Физика 11 класс: поурочные планы по учебнику Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева. – Волгоград: Учитель, 2006

Шаталов В.Ф., Шейман В.М., Хайт А.М.. Опорные конспекты по кинематике и динамике. – М.: Просвещение, 1989.

        Дидактические материалы :

Контрольные работы по физике в 7-11 классах средней школы: Дидактический материал. Под ред. Э.Е. Эвенчик, С.Я. Шахмаев. – М.: Просвещение, 1991.

Кабардин О.Ф., Орлов В.А.. Физика. Тесты. 10-11 классы. – М.: Дрофа, 2000.

Кирик Л. А.: Физика. Самостоятельные и контрольные работы. Механика. Молекулярная физика. Электричество и магнетизм. Москва-Харьков, Илекса, 1999г.

Каменецкий С.Е., Орехов В.П.. Методика решения задач по физике в средней школе. – М.: Просвещение, 1987.

Коровин В.А., Степанова Г.Н. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников средней (полной) школы по физике. – Дрофа, 2001-2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 11 класс (3 ч в неделю) авторы: Г.Я. Мякишев. Б.Б. Буховцев

Содержание:1. Пояснительная записка2. Учебно-тематический план3. Содержание курса4. Требования к уровню подготовки учащихся5. Календарно-тематическое планирование6. Оценка ответов учащихся7. ЦОР8. Спи...

Рабочая программа по физике 10 класс. Авторы учебника Г.Я.Мякишев,Б.Б.Буховцев, Н.Н. Сотский.

Рабочая программа по физике 10 класс. Авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский...

Рабочая программа по физике 11 класс. Авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин

Рабочая программа по физике 11 класс. Авторы учебника Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, В.М. Чаругин...

Рабочая программа по физике 11 класс . УМК Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, В.М.Чаругин

Программа разработана на основе программы для общеобразовательных учреждений. Физика, астрономия. 7-11 классы /сост.  В.С.Данюшенков, О.В.Коршунова - М.: Дрофа, 2013г./...