Некоторые размышления о подготовке учащихся к экзамену по физике
статья по физике (11 класс) на тему
Одна из трудностей, которая возникает у учащихся при решении комбинированных задач по физике - это боязнь их решения. Как помочь учащемуся не запутаться в море формул, находить "тропинки от одной темы к другой - эта ставтья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proshina_g.m.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Курловская средняя общеобразовательная школа №2 Гусь-Хрустальный район. |
Некоторые советы по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по физике |
Выступление на методическом семинаре по физике, ноябрь 2011года. |
Выполнил учительвысшей категорииПрошина Галина Михайловна2011 год |
Конечная цель физики — описать вселенную одним-единственным уравнением, которое могло бы уместиться на майке.
»
Физика – очень интересный и в то же время очень непростой предмет. Причем основные затруднения возникают при решении задач. На сегодняшний день написано достаточно пособий и руководств на эту тему, определены основные подходы к решению, прописаны даже пошаговые планы, используя которые, можно научиться легко решать задачи по физике. Однако, подавляющая часть школьников так и не овладевает умением решать задачи.
В чем же кроется секрет решения задач? На этот вопрос нельзя ответить одной фразой, овладеть методикой на одном уроке, прочитав одну статью или книгу.
Большинство учащихся умеет решать простые задачи, в которых необходимо в известную формулу подставить числовые значения физических величин. Решение же более сложных примеров, в которых формулу нужно вывести из других соотношений или использовать законы из других разделов курса физики, вызывает непреодолимые трудности. Поэтому решение задач по физике на каждом уроке, при любой нехватке времени в правильно логическом ключе является очень актуальным вопросом. Здесь уместно помнить поговорку: «лучше меньше, …»
Для решения многих задач существуют определенные приемы и методы. Но есть и такие задачи, к которым стандартные методы неприменимы; при их решении необходимо или ввести дополнительные условия, или составить несколько математических уравнений и затем их решить. Именно такие задачи и содержатся в части С экзамена ЕГЭ по физике. Именно это и является трудностью для учащихся, их боязнь перед этими заданиями.
Приступая к решению очередной задачи, пусть даже самой простой, нужно внимательно прочитать условие, попытаться распознать явление (или несколько явлений), представить его мысленно (уловить суть), обсудить его протекание ( желательно с кем-то или самостоятельно, очень хорошо, когда это делается в слух), определить основные законы, которые «работают» (применяются) в задаче, а уж затем приступать к поиску ответа на поставленный вопрос. Но все же при всем при этом мало у кого получается решить, даже если учащийся знает все формулы и законы физики!
В чем кроется основная проблема? Обнаружилось: на самом деле нужно хорошо владеть двумя умениями – понимать физический смысл, отражающий суть задания, и правильно выстраивать цепочку мини-вопросов, ведущих к ответу на главный вопрос задачи, а затем и отвечать на них. На самом деле, столкнувшись с задачей, правильно начинать с вопроса: «Почему так происходит? Что за физический закон или физическое явление здесь присутствует?». Эти вопросы, по сути, и открывают цепочку мини-вопросов, ведущих к правильному решению. Решающий, волей не волей задает себе такие вопросы, но не всегда правильно и в нужной последовательности. Безусловно, если не знать физический смысл законов, то уже первый и самый главный вопрос останется без ответа. Поэтому, только сочетая сразу два умения можно добиться успеха и найти правильный ответ.
Но данным умениям необходимо детей учить, и работа эта не одноразовая, а систематическая. В данной статье, хочу поделиться некоторыми приемами, которые я применяю в своей работе.
- Поиграем в ассоциации. (Круги на воде).
Задачи части чаще всего требуют привлечения знания законов и формул из нескольких разделов физики: Механика + электродинамика; Механика + квантовая физика; и т.д. Следовательно, учащиеся должны уметь выстраивать логические цепочки, «мостики» приводящие их от одних понятий к другим.
Для обучения этому процессу, по окончании темы предлагаю ученикам слово, их задача записать ассоциации, которые у них возникают в связи с этим словом. Работают в парах, на листочках, которые после сдаются ( наиболее интересные варианты оцениваю). Пример (слайд1)
Пример: Фотон- энергия- частота – период – колебания -колебательный контур, и т.д.
Фотон- энергия – потенциальная – кинетическая - скорость и т.д.
Анализируя работы учащихся, видно разделение класса на «физиков» и «лириков». «Физики» более привязаны к исходному понятию, а «лирики» могут уйти далеко от первоначального слова. При разборе заданий стараюсь указать на это, поощряю полет фантазии.
Пример: Фотон – частичка – горошинка – зеленая - вкусная-«Оливье»- Новый год. ( из реальной ребячьей работы).
- Работа с формулами.
« Физика также как и человек, имеет свой собственный язык. Пытливому искателю знаний она с готовностью приоткрывает свои великие тайны, разговаривая с ним языком формул. Ведь большинство физических законов, на которых зиждется вся наша Вселенная, могут быть описаны нами с помощью формул и уравнений. Физические законы являются теми кирпичиками, из которых человек строит свое восприятие окружающей его действительности, а роль скрепляющего раствора здесь играют уравнения и формулы…».
Без знания формул немыслимо решение задач по физике. Но единожды встреченная формула, практически через 20 минут забывается.
Все физиологические процессы в организме подвержены влиянию такого параметра, как время. Если не обращаться многократно к ячейкам памяти и не использовать находящуюся в них информацию, то она будет постепенно стираться. И чем чаще мы к ней обращаемся, тем дольше она хранится. Но требование к ученикам просто вызубрить формулы не принесет положительного результата. Чрезмерная нагрузка не тренирует память, а ослабляет. Перенапряжение памяти особенно опасно для детей. Многие психологи и педагоги не одобряют механического заучивания длинных стихотворений, дат, имен, математических формул. Однако то, что память нуждается в тренировке, - бесспорно.
- Самый простой, и на этапе знакомства необходимый прием: физический диктант. ( Прием всем знакомый, описывать не буду).
- После знакомства с формулами, всегда обращаю внимание детей на звучание формул, говорю что данный порядок букв складывался годами и давайте послушаем музыку формул: например:«ро-же-аш» , предлагаю детям поменять порядок букв в формуле и посмотреть что получилось (смех в классе).
- При работе с формулами при подготовке к экзаменам обязательно обращаю внимание на схожесть написания формул из разных разделов физики, что говорит о единстве природы физических явлений:
E=mv22 W=CU22 W=LI22; (можно привести и другие примеры).
- Продолжаем «играть в ассоциации», но теперь с формулами: (слайд 2)
Записываем , например 2 закон Ньютона и предлагаю от каждой буквы построить цепочки из соответствующих формул:
Сила- упругости, Архимеда, тяжести, трения и т.д.
Масса- из плотности, из силы тяжести, веса, и т.д.
Ускорение- формулы кинематики.
- Иногда учащиеся, зная формулы не могут выразить из них необходимую величину, - играем в «Футбол». К доске вызываю ученика - вратарь, даю формулу,( или ее предлагают учащиеся), и просим выразить какую- либо величину из этой формулы. Задание можно дифференцировать слабым учащимся – по-проще, сильным – по сложнее. Каждый правильный ответ- балл ученику, неверный – «гол». Любят играть и большие и маленькие. При этом отрабатывается, дополнительно умение видеть « а что можно еще взять из этой формулы», т.е. мы возвращаемся к формированию умения выстраивать мини-цепочку.
В основу предложенных методов ложатся принципы работы зрительной, слуховой, ассоциативной, двигательной и моторной памяти. Каналы получения информации у каждого ребенка работают по-своему: с разной надежностью и разной скоростью обработки поступающей через них информации, разной чувствительностью к внешним раздражителям.
- « Анти-забывалки»
Повторение - мать-учения- истина стара, но как нельзя кстати, подходящая в нашей ситуации. Повторяя в 11 классе, физику по темам, замечаешь, что вскоре повторенное уходит. Для преодоления этого я использую материал, найденный как-то в Интернете : серия контрольных работ, состоящих из простеньких задач по всем темам. ( слайд 3).
- Дифференцированные контрольные работы.
В практику моей работы давно вошли трехуровневые контрольные работы.
(Слайд 4)
- Интернет-рессурсы
Сайт учителя физики Жуковского А.И и др. ( слайд5)
Вебинары (Слайд 6,7).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зачетная система подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА по математике
Для подготовки учащихся к экзамену в форме ГИА в короткие сроки эффективно использовать зачетную систему....
Рекомендации психологов по подготовке учащихся к экзаменам
Рекомендации психологов по подготовке учащихся к экзаменам...
Психологическая подготовка учащихся к экзаменам(ЕГЭ)
Постоянное обращение к данному материалу учащихся 11 класса поможет им...
Эффективные способы подготовки учащихся к экзамену по химии в форме ЕГЭ. Технология современных методов обучения и контроля по химии (тестирование).
Обобщение педагогического опыта...
Психологическая подготовка учащихся к экзаменам (ЕГЭ)
Презентация, отражающая наиболее значимые психологические качества, требуемые при подготовке к ЕГЭ, стратегии подготовки к ЕГЭ, стратегии деятельности на экзамене. Также в презентации дается сравнител...
Некоторые особенности психологической подготовки учащихся к выступлению
В работе рассматриваются причины, последствия сценического волнения и способы решения этих проблем. А так же, какой должен быть предконцертный режим, особенности характера личности учеников....
Некоторые проблемы психологической подготовки учащихся к публичным выступлениям.
В своей многолетней педагогической практике постоянно сталкиваюсь с проблемой сценического волнения учащихся при подготовке к публичным выступлениям. Обобщая накопл...