урок физики в 8 классе "Повторение материала по теме "Тепловые явления""
методическая разработка по физике (8 класс) по теме
Научить видеть физику в окружающем мире.Стимулировать мотивацию изучения физики, используя задания на образное представление явлений, Показать интегральную связь физики, основ безопасности жизнедеятельности, литературы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_fiziki_u_kostra.docx | 17.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок физики у костра
Цели урока:
1.Повторить материал по тепловым явлениям, предусмотренный программой.
2. Научить видеть физику в окружающем мире.
3. Стимулировать мотивацию изучения физики, используя задания на образное представление явлений.
4. Показать интегральную связь физики, основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), литературы.
Оборудование урока: спиртовка, термометр, термос, заварной чайник, чашки с блюдцами, различные кружки, чайные ложки, сахар, печенье, шоколад.
ХОД УРОКА
I.Друзья мои! Я знаю о том, что вы очень любите ходить в поход. Поэтому я решила провести урок в условиях, приближенных к походным.
Всегда приятно посидеть у костра, огонь всегда располагает к беседе, а говорить можно, например о явлениях, с которыми ознакомились на уроках физики и о проявлении которых в обычных ситуациях вы может быть не задумывались.
Вот вы ощущаете тепло от костра, но каким способом оно передаётся?
А почему дым от костра поднимается вверх?
( Ответ: воздух- плохой проводник тепла, поэтому, это не теплопроводность, а при конвекции тёплый воздух поднимается вверх т.о. мы ощущаем тепло от костра за счёт излучения)
СКОРО ЧАЙНИК ЗАКИПИТ? -Верное это предложение или нет?
( Ответ: нет. Скоро вода в чайнике закипит?)
Скажите какое явление лежит в основе нагревания воды, ведь теплота передаётся снизу, а вода- плохой проводник тепла?
(Ответ: энергия переносится струями жидкости, благодаря этому вода нагревается по всему объёму и этот процесс называется конвекцией).
Когда вода быстрее закипит, если крышку открыть или закрыть?
(Ответ: если закрыть крышку. При открытой крышке часть молекул , имеющих большую кинетическую энергию, будет улетать из чайника унося с собой энергию).
В связи с последним вопросом уместно привести в пример пословицу: « Без крышки самовар не кипит, без матери ребёнок не резвится».
При какой же температуре вода закипит?
(Ответ: 1000С)
Всегда ли вода кипит при 1000С?
(Ответ: нет. Температура кипения воды зависит от атмосферного давления, при нормальном атмосферном давлении оно равно 1000С, а ,например, высоко в горах она ниже).
ВОТ И ВОДА В ЧАЙНИКЕ ЗАКИПЕЛА!
Из носика наружу вырывается пар, но ведь пар невидим! Что же это на самом деле? (Ответ: это капельки воды в воздухе – туман).
Послушайте строки из стихотворения Ю.П. Кузнецова.
Вот самовар мерцающий, потливый
Стоит со шпорой крана, как петух.
Почему самовар бывает « потливым»?
(Ответ: когда вода в самоваре холодная, то влага, содержащая в воздухе, конденсируется на нём в виде «пота»).
Что такое кипение?
(Ответ: кипение – это процесс интенсивного парообразования внутри жидкости).
Сейчас мы заварим чай и разольём по кружкам и чашкам, а пока скажите, пожалуйста, зачем в крышке заварочного чайника делается дырочка?
( Ответ: если бы дырочки не было, то над водой скапливался бы пар, давление повышалось и вода выливалась из носика).
ОБЖ
Какие кружки вы берёте с собой в поход и какие – наиболее безопасные?
(Ответ: пластмассовые, глиняные).
Если кружка металлическая, то налив в неё горячий чай, вы не сможете держать её в руках. Почему?
( Ответ: металлы обладают хорошей теплопроводностью, поэтому кружка очень быстро нагревается).
ОБЖ
Что будет, если на поверхность кожи попадёт кипяток?
( Ответ: ожог).
Какая первая помощь при ожогах?
( Ответ: необходимо обожженное место обильно полить холодной водой).
А теперь давайте пить чай
Как надо поступить, наливая кипяток в стакан, чтобы он не лопнул?
(Ответ: надо опустить в стакан металлическую ложку, она примет часть тепла, температура воды станет ниже, тепловое расширение внутренних стенок будет меньше и деформация окажется не разрушительной).
Посмотрите, Асель пьёт чай из стакана, вставленного в металлический подстаканник. Для чего он нужен?
(Ответ: такой подстаканник охлаждает чай, так как сам быстро нагревается благодаря малой удельной теплоёмкости и высокой тепловодности металла).
Некоторые же пьют чай из блюдца. Очевидно, так он быстрее остывает. Почему?
(Ответ: у чая, налитого в блюдце большая поверхность соприкосновения с воздухом, поэтому интенсивно идут теплообмен и испарение – чай быстро остывает. Если подуть на поверхность чая, то процесс испарения ускорится, что также понизит температуру).
Пьём чаи и отвечаем на вопросы
Что можно сделать, чтобы чай как можно дольше оставался горячим?
(Ответ: уменьшить теплообмен).
Каким образом?(Ответ: накрыть чашку блюдцем, поместить её в чашку большего диаметра).
Поскольку одного чайника кипятка на всех мало, мы взяли с собой ещё и термос с горячей водой.
Почему в термосе вода медленно остывает? (Ответ: термос состоит из стеклянного сосуда с двойными стенками, поверхность которых покрыта блестящим металлическим слоем, а из пространства между ними выкачан воздух. Безвоздушное пространство не проводит тепло, а блестящий слой препятствует передаче энергии излучением).
Вот и заканчивается наше чаепитие. Мы обсудили явления, над которыми раньше не очень – то задумывались. Будет хорошо, если вы в дальнейшем станете обращать внимание на окружающую природу и сможете объяснить происходящие явления.
Мне приятно, что многие из вас активно работали. Они заслужили высокие оценки.
Теперь о домашнем задании. Этот костёр, я думаю, дал пищу вашему художественному воображению. Поскольку ваш класс – Художественно – эстетический, вам и кисти в руки.
Изобразите явления, наблюдавшиеся и обсуждавшиеся на уроке, можно в весёлых картинках, в камиксах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока физики в 7 классе по теме: «Явление трения. Сила трения».
Конспект содержит экспериментальное задание по определению силы трения....
Урок физики в 8 классе "Обьяснение электрических явлений"
"Обьяснение электрических явлений"...
Урок физики в 8 классе "Объяснение электрических явлений"
"Объяснение электрических явлений"...
Презентация урока физики в 11 классе по теме "Явление электромагнитной индукции .Магнитный поток. Правило Ленца. Закон электромагнитной индукции"
В презентации иллюстрируются опыты Фарадея по ЭМИ, дается понятие магнитного потока, устанавливается правило Ленца и закон ЭМИ....
конспект урока Физика и чаепитие из раздела тепловые явления
Урок пстроен в форме беседы . Рассматриваются аспекты связи физики и чаепития. Урок проведён учащимися профильной группы для своих одноклассников...
Урок физики в 8 классе "Объяснение электрических явлений. Электризация тел"
повторительно-обобщающий урок с выполнением экспериментальных заданий...
Урок физики в 9 классе на тему "Явление электромагнитной индукции"
Учебник (УМК): Перышкин А.В. Физика. 9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2009.Тема урока: Явление электромагнитной индукции.Тип урока: Урок «открытия» нового знанияОборудо...