Исследовательский метод обучения на уроке физики
методическая разработка по физике (7 класс) по теме

Методическая разработка содержит цель исследовательского метода обучения, рекомендации по его применению, листы -задания и самоподготовки по теме "Действие жидкости на погруженное в нее тело." Система логико аналитических задач и памятки по ОУУН помогут реализовать исследовательский метод обучения на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Исследовательский метод обучения на уроке физики»

Обучение учащихся началам научного исследования возможно через различные организационные формы, но основной формой является урок, так как именно на уроке закладываются, формируются и совершенствуются умения и навыки, в совокупности образующие инструмент познания.

Существует множество видов нетрадиционных уроков, предполагающих выполнение учениками учебного исследования или его элементов: урок – исследование, урок – лаборатория, урок – творческий отчёт, урок изобретательства, урок – защита исследовательских проектов…

Различают три уровня исследовательского метода обучения:

1-й уровень — преподаватель ставит перед учеником проблему и подсказывает пути ее решения;

2-й уровень — преподаватель только ставит проблему, а ученик самостоятельно выбирает метод исследования;

3-й уровень — и постановка проблемы, и выбор метода, и само решение осуществляются учеником.

Исследовательский метод предполагает самостоятельное прохождение учеником всех этапов исследования: выдвижение гипотезы, разработку плана ее проверки, отработку всех этапов эксперимента и его проведение, анализ результатов.

Целью исследовательского метода является развитие следующих умений:

  1. видеть проблемы;
  2. задавать вопросы;
  3. выдвигать  гипотезы;
  4. давать определения понятиям;
  5. классифицировать;
  6. наблюдать;
  7. умения и навыки проводить эксперимент;
  8. структурировать полученный в ходе исследования материал;
  9. делать выводы, умозаключения;
  10. формулировать цель исследования;
  11. устанавливать предмет и объект исследования;

Сущность исследовательского метода заключается в самостоятельной поисковой деятельности учащихся (практической или теоретической).

Для успешной исследовательской деятельности необходимо выработать у учащихся элементарные навыки этой работы и пробудить интерес к исследовательской работе.

На первых уроках физики, давая представление о физических величинах, рассказывая об основных методах физики - наблюдениях и опытах, приводя примеры, раскрывающие их значение  в научных исследованиях, необходимо  использовать исследовательский метод обучения, этапы которого позволят учащимся проводить сравнение, осмысливать цели наблюдений, выполнять правильные приемы измерений, при этом можно использовать памятки по развитию общеучебных умений и навыков учащихся, создавать модели, например,  модели кубического метра (из проволоки, на углах скрепляя ее картофелем), модели школы, вулкана... использовать систему межпредметных логико аналитических задач, решение которых совершенствует конкретные операции и приемы мышления. В качестве домашнего задания учащиеся выполняют расчет площади своей комнаты, как один вариантов подготовки учащихся к исследовательской деятельности может быть создание учащимися домашней лаборатории, в которой,  пользуясь только подручными средствами, можно выполнить не менее 5 опытов по любой теме. Первой страничкой  в описании домашних лабораторных исследованиях будет, например, раскрыто понятие вещество (в файл вкладывается физическое тело-карандаш, пластмассовая линейка, ключ…) и на листочке учащийся представляет интересную, по его мнению, информацию о данном веществе, которую он собирает, используя различные источники информации - от энциклопедии до интернета. Свою работу учащийся представляет на уроке, такие сообщения вызывают повышенный интерес одноклассников. Помогая учащимся создавать домашнюю лабораторию, я  рекомендую список необходимой  литературы, а конкурс домашних лабораторий позволяет выявить наиболее способных учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся может быть организована и при изучении теории, и при решении задач, при выполнении лабораторных работ.

 «Начальной фазой мыслительного процесса,- говорит С.Л.Рубинштейн,- является более или менее отчетливое осознание проблемной ситуации. Осознание проблемной ситуации может начаться с чувства удивления… впечатлением необычайности». Для создания проблемной ситуации на уроке можно показать опыт, который вызывает «удивление», или послужит поводом к возникновению мышления в определенном направлении, сформулировать  наводящие вопросы, которые восстановят в памяти учащихся жизненные и общеизвестные факты.

В качестве использования исследовательского метода,  рассмотрим этапы урока  «Действие жидкости на погруженное в нее тело. Архимедова сила».

1 этап Актуализация знаний учащихся При изучении закона Архимеда актуализирующими  фактами могут явиться: плавание некоторых тел  на поверхности жидкости, кажущееся уменьшение веса тела в жидкости, незначительность усилий для поддержания человеческого тела при плавании. Можно показать опыт с уменьшением показаний динамометра при погружении в жидкость подвешенного к нему тела.

2 этап Постановка проблемы Таким образом, на основе увиденного возникает перед учащимися проблемная ситуация, требующая для своего разрешения дальнейшего изучения.

3 этап Исследовательская деятельность учащихся организуется через постановку опытов, которые показывают зависимость выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела, от рода жидкости, от веса тела. Работа выполняется в группе (2-3 учащихся), заполняется бланк – задание, в котором учащиеся ставят свою подпись после ознакомления с техникой безопасности при проведении данного опыта. Формулируют цель опыта, определяются с необходимым оборудованием, заполняют таблицу результатов наблюдений и измерений, проводимых в данном опыте, делают вывод о зависимости выталкивающей силы от объема, погруженного в жидкость тела, от рода жидкости, от веса тела. На выполнение  одного опыта 7-8 минут, далее учащиеся меняются рабочими местами, так как изучение в движении мотивирует учащихся на внимание к происходящему на уроке, на развитие познавательного интереса, обеспечивает обмен знаниями между учащимися для принятия эффективного совместного решения, устанавливаются отношения взаимопонимания между учащимися.

4 этап Основной - устанавливается закон Архимеда Следующая стадия работы, соответствующая абстрактному мышлению, является основной. Необходимо показать опыт, который раскроет главную физическую сущность явления, ввести точные терминологии, определить физические величины и их функциональные связи, сформулировать закон. Задача учителя заключается в том, чтобы у учащихся создались научные знания об изучаемых явлениях, чтобы учащиеся в последствии оказались в состоянии описывать изучаемое научными словами (терминами) и сознательно формулировать законы. Для рассматриваемого примера в этой стадии суммируются наблюдения, произведенные ранее (обнаружение выталкивающей силы, ее зависимость от объема тела ..) и на основе демонстрационного опыта с ведерком устанавливается закон Архимеда.

5 этап Проверка практикой – решение задач Физическое исследование явлений только тогда может считаться завершенным, когда станет ясна его истинность, т.е. когда будет показана применимость его результатов к другим явлениям. Критерием истинности служит проверка практикой, т.е. когда учащиеся научатся прилагать установленные закономерности к посильному для них объяснению физических явлений в природе, а также познакомятся с использованием их в практических целях, в быту и в технике. Для достижения данной цели необходимо использовать наглядные пособия (модели, видеозапись, презентации…), огромное значение в этом отношении имеет решение задач. После установления закона Архимеда оставшееся время урока позволит только решить одну или две задачи, рассмотрение же следствий закона (условия плавания тел) и различных приложений (ареометр, подводная лодка, подъем затонувших судов, применение поплавков в военном деле…) выполняется на следующем уроке.

6 этап Домашнее задание может включать как решение задач, так и индивидуальные задания по подготовке сообщения учащимися.

По окончании изучения данной темы для контроля усвоения материала каждый  учащийся используя лист самоподготовки, отрабатывает теоретическую и практическую подготовку.

Продолжить учебное исследование учащимся позволит выполнение домашнего задания исследовательского характера, при углубленном изучении предмета реализация учебно-исследовательской деятельности обучающихся возможна через факультативные занятия.

Изучая силу упругости с учащимися 7 класса, мы пришли к созданию исследовательского проекта, который был представлен ребятами на Всероссийском конкурсе научных работ обучающихся «Научный потенциал нового поколения: проекты, инновация, перспективы» (с международным участием) в секции «Физико-математические, технические науки, информатизация ноосферы» и отмечен  дипломом за 3 место (авторы проекта учащиеся 7 а класса Шарипов С., Халиуллин Р.)

Свой доклад  мне бы хотелось закончить  словами В.П. Вахтёрова, которые сегодня звучат актуально  «Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и умеет добывать эти знания». Исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации.

Лист самоподготовки

Теоретическая подготовка

  1. Кем и когда было установлено существование выталкивающей силы?
  2. С помощью какого опыта можно определить значение архимедовой силы?
  3. Сформулируйте закон Архимеда
  4. Какое заключение можно сделать о величине архимедовой силы на Луне, где сила тяжести в 6 раз меньше, чем на Земле

Практическая подготовка

  1. Каким будет показание динамометра, если железную гирю объемом 150см3полностью погрузить в бензин?
  2. Брусок размерами 2*5*10см3 помещен в воду сначала на глубину 10 см, а затем на глубину 30 см. Убедитесь путем расчетов, что выталкивающая сила, действующая на брусок в том и в другом случае, одинакова.
  3. Напишите около каждого из нижеследующих утверждений имя ученого (Архимед, Б.Паскаль, Г.Галилей, Э. Торричелли), которому принадлежит указанный результат исследования:
  1. Открыл закон падения тел и существование явления инерции
  2. Установил, что давление, оказываемое на жидкость или газ, передается по всем направлениям одинаково
  3. Первым измерил атмосферное давление
  4. Выяснил, что на тело, находящееся в жидкости или газе, действует выталкивающая сила

        Экспериментальные задания

  1. Пробирка с кусочком пластилина плавает в жидкости. Изменится ли глубина погружения пробирки, если из нее вынуть пластилин и прикрепить его ко дну пробирки снаружи?
  2. В сосуде с водой плавает кусочек льда, внутри которого находится кусочек свинца. Что будет с уровнем воды после таяния льда?

Памятка по развитию общеучебных умений и навыков учащихся

Учись проводить сравнение

Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения:

  1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
  2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
  3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
  4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
  5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
  6. Найди и объясни причины сходства и различия.

Структура логико – аналитических задач

Логико – аналитические задачи состоят из учебного материала, который учащийся должен проанализировать, выделить структуру и найти ключевые слова; несколько разнотипных и разноуровневых заданий, задания для выполнения учащимися с повышенным уровнем подготовки.

Задания на развитие приемов формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение) - №1 -17

Задания на развитие представления о содержании понятия, объеме понятия -№ 18 – 24

Задания показывающие признаки понятий (сравнимые и совместимые)  -

№ 25 -28

Отношения между понятиями - №29 - 32

Задания на построение логических связок,  использование суждение как одну из форм мышления -  № 33 -40.

Лист –задание _____________________      Класс _____  

                                                                     ФИО учащегося  

Исследование архимедовой силы

Цель эксперимента: исследовать зависимость архимедовой силы от плотности жидкости.

Оборудование:  динамометр, твердое тело, стакан с водой, стакан с концентрированным раствором кухонной соли, нитка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Не разливайте воду.                                                                                                   С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _____________________________

                                                                                                       Подпись учащегося

Ход работы:

1.Определить цену деления динамометра. Ц.д = …………………….……………….  Н

2.Подвесьте к динамометру тело. Измерьте его вес  Р в воздухе. Запишите в отчетную таблицу.

3.Опустите тело в воду до его полного погружения, но не опускайте его на дно сосуда (придерживайте погруженное тело за нить). Запишите показания динамометра в таблицу. Это будет вес Р1 тела в воде.

4.Определите выталкивающую силу по формуле        FА = Р – Р1.

Запишите результат вычислений  в таблицу.

5. Выясните, зависит ли  FА от  плотности  ρж  жидкости. Для этого погрузите тело в

раствор кухонной (поваренной) соли. Определите вес тела в соленой воде,

вычислите выталкивающую силу и результаты измерений и вычислений

запишите в таблицу.

№ опыта

Условия опыта

Р, Н

Р1, Н

FА, Н

1

Тело полностью погружено в воду (у дна сосуда)

2

Тело полностью погружено в раствор кухонной соли.

    Вывод:

Сделайте вывод о зависимости FА от плотности жидкости ρж :

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист –задание _____________________      Класс _____  

                                                                     ФИО учащегося  

Исследование архимедовой силы

Цель эксперимента: исследовать зависимость архимедовой силы от объема, погруженного в жидкость тела.

Оборудование:  динамометр, твердое тело, стакан с водой, нитка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Не разливайте воду.                                                                                                   С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _____________________________

                                                                                                       Подпись учащегося

Ход работы:

1.Определить цену деления динамометра. Ц.д = …………………….……………….  Н

2.Подвесьте к динамометру тело. Измерьте его вес  Р в воздухе. Запишите в отчетную таблицу.

3. Выяснить, зависит ли сила Архимеда от объема погруженной части тела, опускайте тело в воду постепенно: сначала на ¼ объема, затем на 1/3 и т.д. Каждый раз вычисляйте архимедову силу по формуле: FА = Р – Р1, результат записывайте в таблицу.

№ опыта

Условия опыта

Р, Н

Р1, Н

FА, Н

1

Тело  погружено в воду на 1/4 объема

2

Тело  погружено в воду на 1/2 объема

3

Тело  погружено в воду на 3/4 объема

4

Тело полностью погружено в воду (у дна сосуда)

     Вывод:

     Сделайте вывод о зависимости FА от объема, погруженного в жидкость тела:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лист –задание _____________________      Класс _____  

                                                                     ФИО учащегося  

Исследование архимедовой силы

Цель эксперимента: исследовать зависимость архимедовой силы от веса тела.

Оборудование:  динамометр, твердое тело, стакан с водой, нитка.

Правила техники безопасности. Внимательно прочитайте правила и распишитесь в том, что обязуетесь их выполнять.

Осторожно! Стекло! Будьте осторожны при работе со стеклянной посудой. Помните, стекло – хрупкий материал, легко трескается при ударах. Не разливайте воду.                                                                                                   С правилами ознакомлен(а), обязуюсь выполнять. _____________________________

                                                                                                       Подпись учащегося

Ход работы:

1.Определить цену деления динамометра. Ц.д = …………………….……………….  Н

2.Подвесьте к динамометру тело. Измерьте его вес  Р в воздухе. Запишите в отчетную таблицу.

3.Опустите тело в воду до его полного погружения, но не опускайте его на дно сосуда (придерживайте погруженное тело за нить). Запишите показания динамометра в таблицу. Это будет вес Р1 тела в воде.

5. Выясните, зависит ли  FА от  веса тела. Определите вес тела в  воде, вычислите выталкивающую силу по формуле  FА = Р – Р1 и результаты измерений и вычислений запишите в таблицу.

№ опыта

Условия опыта

Р, Н

Р1, Н

FА, Н

1

Тело полностью погружено в воду (у дна сосуда)

2

Тело полностью погружено в воду (у дна сосуда)

    Вывод:

Сделайте вывод о зависимости FА от веса тела :

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Структура логико – аналитических задач

Логико – аналитические задачи состоят из учебного материала, который учащийся должен проанализировать, выделить структуру и найти ключевые слова; несколько разнотипных и разноуровневых заданий, задания для выполнения учащимися с повышенным уровнем подготовки.

Задания на развитие приемов формирования понятий (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение) - №1 -17

Задания на развитие представления о содержании понятия, объеме понятия -№ 18 – 24

Задания показывающие признаки понятий (сравнимые и совместимые)  -

№ 25 -28

Отношения между понятиями - №29 - 32

Задания на построение логических связок,  использование суждение как одну из форм мышления _ № 33 -40.

Вопросы и задания:

  1. С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?
  2. Какие признаки объекта считаются существенными? Приведите пример.
  3. Что такое понятие? Приведите примеры понятий, выраженных одним суще ствительным, и понятий, выраженных словосочетанием.
  4. Посмотрев в толковые словари, перечислите существенные признаки, со ставляющие содержание следующих понятий: агроном, брейк, видеоклип, дюйм, жалюзи, камбала, мультипликация, пастила,   универсальный.
  5. Приведите 2—3 примера слов-омонимов, выражающих различные понятия.
  6. Приведите 2—3 примера слов-синонимов, выражающих одно понятие.
  7. Можно ли выражать понятие существительным во множественном числе?
  8. Чем отличается реально существующий объект от понятия? Приведите примеры понятий из повседневной жизни, а также из курсов математики, русского языка, истории, географии и информатики.
  9. Как правило, в загадке в замысловатой форме дается описание существен ных признаков некоторого объекта. На основании этой информации требуется дога даться, о каком объекте идет речь. Найдите или придумайте сами загадки для объек тов «телефон», «стол», «дискета», «записная книжка», «мышка», «школа».
  10.  Сосчитайте, сколько треугольников в фигурах, изображенных на рисунках:


а)
                                                               б)

     

  1. Внимательно проанализируйте условие и дайте ответы на следующие вопросы:

а)        На столе стояло 3 стакана с вишнями. Оксана съела один стакан вишен.
Сколько стаканов осталось?

б)        Зажгли 7 свечей, 2 из них погасли. Сколько свечей осталось?

в)        Чем кончаются день и ночь? Чем заканчивается лето и начинается
осень?

  1. Отгадайте следующие загадки, мысленно представив объект как единое це лое по его отдельным признакам:

а)        Без языка живет, не ест и не пьет, а говорит и поет.

б)        На что не взглянет этот глаз, всё на картинке передаст.

в)        Не куст, а с листочками, не рубашка, а сшита, не человек, а рассказывает.

г)        Моря есть — плавать нельзя, дороги есть — ехать нельзя, земля есть —
пахать нельзя. Что это?

д)        Выходили двенадцать молодцев, выносили пятьдесят два сокола, выпус
кали триста шестьдесят пять лебедей. Что это?

  1. Катя, Соня, Галя и Тамара родились 2 марта, 17 мая, 2 июля и 20 марта. Соня и Галя родились в одном месяце, а дни рождения Гали и Кати обозначаются одинаковыми числами. Назовите дату рождения каждой девочки.
  2. Однажды в Артеке за круглым столом оказалось пятеро ребят родом из Москвы, Санкт-Петербурга, Новгорода, Перми и Томска: Юра, Толя, Алеша, Коля и Витя. Москвич сидел между томичем и Витей, петербуржец — между Юрой и Толей, а напротив него сидели пермяк и Алеша. Коля никогда не был в Санкт-Петербурге, а Юра не бывал в Москве и Томске, а томич с Толей регулярно перепи сываются.

Определите, в каком городе живет каждый из ребят.   Для решения задачи ис пользуйте таблицу:

Город

Имя

Юра

Толя

Алеша

Коля

Витя

Москва

Санкт-Петербург

Новгород

Пермь

Томск

  1. Сравните между собой данные последовательности и найдите среди них та кие, которые образованы при помощи одного и того же общего свойства. Что это за свойство?

а)  2, 4, 6, 8, 10, ...

б) 2, 4, 8, 16, 32, ...

в) 1, 2, 3, 4, 5, ...

г) 2, 5, 8, 11, 14, ...

  1. Найдите закономерность и продолжите последовательность:

а)        а, б, в, г, ...

б)        а, в, д, е, ...

в)        Анна, Борис, Валентина, Геннадий, ...

г)        о, д, т, ч, п, ...

д)        Москва, Астрахань, Норильск, Киев, ...

  1. Из слогов «бор», «кос», «гон», «ход», «рог», «бег», «мол», «вар», «жар»
    выберите такой, чтобы он был последним слогом для первого слова и первым — для
    второго:

а)        по (        ) ан;        е) по (        ) ец;

б)        по (        ) гон;        ж) по (        ) от;

в)        по (        ) ожа;        з) по (        ) ун;

г)        по (        ) ок;        и) по (        ) г;

д)        по (        ) ода;        к) по (        ) а.

  1. Укажите наименьшее число яблок, которое нужно вместе взять из ящика, чтобы среди них оказалось хотя бы 2 яблока одного сорта, если в ящике находятся
    яблоки:

а)        двух сортов;

б)        трех сортов;

в)        четырех сортов;

г)        п сортов.

  1. Известно следующее правило умножения на 11: чтобы умножить число на 11, надо приписать к нему нуль и прибавить первоначальное число. Обобщите это правило для случаев умножения на 101 и 1001.
  2. Коля рассказывает Пете: «Я вчера смотрел кинофильм. Кинофильм мне по нравился». Объясните, общим или единичным в данной ситуации является понятие «кинофильм».
  3. Определите для каждого из приведенных понятий, общее оно или единичное:

а)        число;

б)        столица России;

в)        учебник;

г)        житель Москвы;

д)        столица;

е)        самая высокая гора;

ж)        А. С. Пушкин;

з)        сказочный персонаж;
и) Баба Яга.

  1. Выделите попарно общие и единичные понятия и заполните соответствую щие столбцы таблицы.

Общее понятие

Единичное понятие

  1. Понятия: композитор, Пушкин, художник, Чайковский, озеро, горы, Репин, поэт, Байкал, Париж, Карпаты, философ, город, Сократ, полководец, Чита, Суво ров, ученый, река, Ньютон, Лена, город.

Составьте пары сравнимых понятий и укажите их общий признак.

Сравнимые понятия

Общий признак

Понятие 1

Понятие 2

Понятия: веселье, весна, осень, монитор, клавиатура, грусть, стол, береза, ав томобиль, диван, осина, каша, гуляш, самолет.

  1. В каких отношениях могут находиться совместимые понятия?

Приведите пример понятий:

а)        тождественных;

б)        перекрещивающихся;

в)        подчиняющихся и подчиненных.

  1. Установите соответствие между словами из первого и второго столбиков, которые могут обозначать одинаковые понятия:

невысокий        фотография

неглубокий        низкий

неверно        мелкий

бегемот        неправильно

снимок        гиппопотам

правило        закон

народная мудрость        пословица

  1. В одном множестве 40 элементов, а в другом — 30. Сколько элементов мо жет быть в их:

а)        пересечении;

б)        объединении?

  1. В детском саду 52 ребенка. Каждый из них любит или пирожные, или моро женое, или и то и другое. Половина детей любят только пирожные, а 20 человек — и пирожные, и мороженое. Сколько детей любят только мороженое?
  2. Каждый ученик VIA класса — или отличник, или увлекается лыжным спортом, или спортсмен-лыжник, учащийся на «отлично». Сколько в классе уча щихся, если известно, что лыжным спортом увлекаются 28 человек, отличников в классе — 12, причем отличников-спортсменов — 10?
  3. Внимательно рассмотрите приведенные ниже примеры:

Отношение

Пример

Целое — часть

Окунь — плавник

Вид — род

Ландыш — цветок

Вид — вид

Ромашка — василек

Последовательность

Понедельник — вторник

Причина — следствие

Жара — жажда

Для каждого отношения придумайте 2—3 собственных примера.

  1. В каких отношениях (тождества, пересечения, подчинения, соподчинения,
    противоположности, противоречия) между собой находятся следующие понятия:

а)        А. С. Пушкин,   автор поэмы «Руслан и Людмила»;

б)        добрый, злой;

в)        легковой автомобиль, автомобиль марки «Мерседес»;

г)        море, река;

д)        мебель, диван;

е)        веселый, невеселый;

ж)        Париж, столица Франции;

з)        круг, квадрат?

  1. Зачеркните «лишнее» слово, присутствующее в каждой строке. Будьте гото вы объяснить, почему вы так считаете.
  1. Щука, карась, окунь, рак;
  2. ромашка, ландыш, сирень, колокольчик;
  3. Саша, Лена, Коля, Маша, Егорова;
  4. ветка, листик, яблоко, цветок, птичка;
  5. заяц, волк, кабан, лось, овца;
  6. ухо, лицо, нос, язык, глаз;
  7. рысь, медведь, тигр, лев, кошка;
  8. шайба, коньки, качели, клюшка;
  9. гусь, лебедь, павлин, курица, кролик;
  10. пот, потолок, потливый, запотевший;
  11. горе, нагорный, горевать, горемыка;
  12. Тибет, Кавказ, Альпы, Байкал;
  13. Россия, Франция, Екатеринбург, Китай;
  14. Африка, Индия, Австралия, Южная Америка;
  15. диван, кровать, тетрадь, шкаф, парта;
  16. дряхлый, старый, изношенный, маленький, ветхий;
  17. молоко, сыр, сливки, сметана, сало;
  18. подлежащие, глагол, дополнение, определение;
  19. пять, пятерка, пятерня;
  20. четырехугольник, четыре, четверка;
  21. ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки;
  22. брюки, хлопоты, дверцы, вилы;
  23. дебри, прения, игры, шахматы;
  24. носок, мозоль, георгин, помидор;
  25. метель, олень, гвоздь, рояль;
  26. магистраль, вестибюль, бандероль, лазурь;
  27. озимь, цитадель, фланель, панцирь;
  28. горошинка, соломинка, изюминка, снежинка;
  29. подстаканник, подорожник, подснежник, подлокотник;
  30. текст, число, график, бумага;
  31. клавиатура, джойстик, сканер, принтер;
  32. монитор, графопостроитель, принтер, мышь;
  33. винчестер, дискета, компакт-диск, процессор;
  34. обработка, хранение, калькулятор, передача.

  1. Определите отношения между понятиями и изобразите их с помощью диа грамм Эйлера-Венна:

а)        конструктор, игрушка, заводная игрушка, заводной автомобиль;

б)        птица, воробей, перелетная птица, ласточка, аист.

  1. Чем определение отличается от описания? Приведите пример описания како го-либо объекта в художественном произведении.

В. В. Маяковский писал:

Если тебе «корова» имя, У тебя должно быть молоко и вымя. Достаточно ли указанных поэтом признаков для определения понятия «коро ва»?

Каким способом чаще всего определяются понятия?

  1. Закончите определения.

а)        Информатика — это наука ...

б)        География — это наука  ...

в)        Фонетика — это раздел науки о   ...

г)        Ботаника — это раздел науки о  ...

д)        Имя существительное — это самостоятельная часть речи,   ...

е)        Глагол — это самостоятельная часть речи,   ...

ж)        Земледельцы — это люди,   ...

з)        Животноводы — это люди,   ...

  1. Какая логическая ошибка присутствует в определении «Книга — источник знаний»? Как можно определить понятие «книга»?
  2.  Выделите субъект, предикат и связку в следующих суждениях:

а)        Все яблоки имеют круглую форму.

б)        Некоторые девочки носят косички.

в)        Все мальчики — футбольные болельщики.

г)        Все апельсины являются оранжевыми.

д)        Некоторые четырехугольники не являются квадратами.

е)        Никакие волки не могут читать.

  1. Употребляя слова «все», «некоторый», «каждый», «ни один», укажите отно шения между следующими понятиями:

а)        прямоугольный треугольник и равнобедренный треугольник;

б)        равносторонний треугольник и равнобедренный треугольник;

в)        прямоугольник и ромб;

г)        прямоугольник и квадрат;

д)        квадрат и прямоугольник;

е)        ромб и квадрат;

ж)        прямоугольник и окружность;

з)        квадрат и ромб.

  1. Приведите 2—3 примера простых общеутвердительных, общеотрицательных, частноутвердительных и частноотрицательных суждений из истории, географии, биологии, математики, русского языка, литературы, информатики.
  2. Приведите по одному примеру сложных высказываний, образованных с по мощью связок «и», «или», «неверно, что» и «если ..., то».
  3. Дополните следующие суждения подходящими по смыслу логическими связ ками «необходимо», «достаточно», «необходимо и достаточно»:

а)        Чтобы сварить суп, ... иметь воду.

б)        Чтобы земля на грядках была мокрой, ..., чтобы прошел дождь.

в)        Для того чтобы число делилось на 4, ..., чтобы оно было четным.

г)        Чтобы число делилось на 3, ..., чтобы оно делилось на 9.

д)        Чтобы купить в магазине книгу, ... иметь деньги.

е)        Чтобы играть в хоккей, ... иметь клюшку.

ж)        Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, ..., чтобы каждое из них равнялось нулю.

з)        Чтобы произведение двух чисел равнялось нулю, ..., чтобы хотя бы одно из них равнялось нулю.

и) Чтобы умножить сумму нескольких чисел на какое-нибудь число, ... каж дое слагаемое умножить на это число и произведения сложить.

к) Чтобы произведение нескольких чисел разделить на какое-нибудь число, ... разделить на это число только один из сомножителей и полученное частное умножить на остальные сомножители.

л) Для того чтобы сумма двух чисел была четным числом, ..., чтобы каждое из слагаемых было четным числом.

м) Для того чтобы число делилось на 10, ..., чтобы оно делилось на 5.

н) Для того чтобы число делилось на 30, ..., чтобы оно делилось на 3 и на 10.

о) Для того чтобы число делилось на 5, ..., чтобы оно делилось на 15.

п) Чтобы четырехугольник был квадратом, ..., чтобы все его стороны были равны.

р) Чтобы прямоугольник был квадратом, ..., чтобы все его стороны были рав ны.

с) Чтобы периметр квадрата был равен 20 см, ..., чтобы длина его стороны была равна 5 см.

т) Чтобы площадь прямоугольника была равна 20 см2, ..., чтобы длины его сторон были равны 4 см и 5 см.



Предварительный просмотр:

План изучения теории.

  1. Опытные факты, послужившие основанием для разработки теории /эмпирический базис теории/.
  2. Основные понятия теории.
  3. Основные положения /принципы/ теории.                                        Ядро
  4. Математический аппарат теории /основные законы, уравнения/.  теории
  5. Круг явлений, объясняемых данной теорией.                            Следствия
  6. Явления и свойства, предсказываемые теорией.                        из теории.

Этапы конспектирования

1. Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты; составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь план.

2. Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

З. Вторичное чтение сочетай с записью основных мыслей автора и их иллюстраций. Запись веди своими словами, не переписывай текст статьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.

4. Прочитай конспект еще раз, доработай его.

ПЛАН    -   КОНСПЕКТ

   Это сжатый в форме плана пересказ прочитанного или услышанного.

ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСПЕКТА:

  краток, прост, быстро составля ется и запоминается; учит выбирать главное, четко и логично излагать мысли,  дает возможность усвоить материал еще в процессе его изучения. Все это делает его незаменимым при быстрой подготов ке доклада, выступления. Однако работать с ним через некоторое время трудно, так как плохо восстанавливается в памяти содержание.

ЭТАПЫ  РАБОТЫ

  1. Составь план прочитанного текста или воспользуйся готовым.
  2. Разъясни кратко и доказательно каждый пункт плана, выбери разумную и эффективную форму записи.
  3. Сформулируй и запиши вывод.

Т Е К С Т У А Л Ь Н Ы Й  /цитатный/   К О Н С П Е К Т

 Это конспект, созданный из отрывков подлинника – цитат.

ЭТАПЫ  РАБОТЫ

1. Прочитай текст, отметь в нем основное содержание, главные мысли, выдели те цитаты, которые войдут в конспект.

2. Пользуясь правилами сокращения цитат, выпиши их в тетрадь. Форма записи       может  быть разной, например:

1/… /цитата/;

2…/цитата/;

  …/вывод/.

3/основные вопросы; доказательства /цитаты/;  выводы.

3. Прочти написанный текст, сверь его с оригиналом.

  1. Сделай общий вывод.

С В О Б О Д Н Ы Й  К О Н С П Е К Т

Это сочетание выписок, цитат, тезисов.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

  1. Используя имеющиеся источники, выбери материал по интересующей теме, изучи его и глубоко осмысли.
  2. Сделай необходимые выписки основных мыслей, цитат, составь тезисы.
  3. Используя подготовленный материал, сформулируй основные положения по теме.

Т Е М А Т И Ч Е С К И Й   К О Н С П Е К Т

 Это конспект ответа на поставленный вопрос или конспект учебного материала темы.

ЭТАПЫ РАБОТЫ

1. Изучи несколько источников и сделай из них выборку материала по

определенной теме или хронологии.

2. Мысленно оформи прочитанный материал в виде плана.

 3. Пользуясь этим планом, коротко,  своими словами изложи осознанный материал.

К А К   С О С Т А В И Т Ь   Т Е З И С Ы

Тезис - это положение, кратко излагающее какую-либо идею, а также одну из основных мыслей лекции, доклада, сочинения.

1. Познакомься с содержанием материала, обрати внимание на шрифтовые               выделения, эта подсказка тебе поможет в работе.

2. Разбей текст на смысловые блоки /с помощью плана или отчеркиванием/.

3. Определи главную мысль каждой части /можно подчеркиванием/.

4. Осмысли суть выделенного, сформулируй своими словами или найди подходящую формулировку в тексте.

  1. Тезисы пронумеруй - это позволит сохранить логику авторских суждений.
  2. Отделяй пробельной строкой один тезис от другого - это облегчит последующую работу с ними.

К А К   П О Д Г О Т О В И Т Ь   Р Е Ф Е Р А Т

Реферат – краткое изложение содержания книги, статьи и т.п.

1. Подбери литературу по изучаемой теме, познакомься с ее содержанием.

2. Пользуясь закладками, отметь наиболее существенные        места или сделай  выписки.

3.  Составь план реферата.

4.  Используя рекомендации по составлению тематического конспекта и        составленный план, напиши реферат, в заключении которого обязательно вырази свое отношение к излагаемой теме и ее содержанию.

5.  Прочитай текст и отредактируй его.

  1. Правильно оформи реферат /на титульном листе укажи тему реферата, сведения о себе; текст пиши на одной стороне листа, начни с плана, не забудь оставить широкие поля, не пользуйся сокращени ями, в конце реферата приведи список литературы, укажи автора книги, ее название, издательство, год выпуска, оставь два чистых листа для написания рецензии /.

П Р А В И Л А   З А П О М И Н А Н И Я

  1. Сосредоточься, отвлекись от других мыслей, нацелься на запоминание.
  2. Старайся понять основной смысл излагаемого материала, иначе будет действовать механическая память, которая менее продуктивна, чем логическая.
  3. Удели особое внимание структуре материала, уясни, чем вызвана такая последовательность его изложения.
  4. Отдели основополагающий материал от иллюстративного, который запоминать не надо.
  5. Произнеси несколько раз новые слова, даты.
  6. Проговори вслух формулировки выводов, законов.
  7. Воспроизведи весь материал по плану.

У Ч И С Ь   С Л У Ш А Т Ь

  1. Приведи в порядок рабочее место – пусть ничто не отвлекает внимание.
  2. Настройся на восприятие материала, прими удобную позу. Помни:

     когда расслаблено тело, расслабляется и внимание.

  1. Вникни в формулировку темы лекции.
  2. Осознай поставленную цель.
  3. Изучи план лекции.
  4. Обращай внимание на интонацию изложения материала учителем, следи за повторами в его рассказе  – таким образом учитель выделяет главные, существенные мысли.
  5. Старайся представить услышанное.
  6. Сопоставляй услышанное с уже имеющимися знаниями.
  7. Выдели в лекции основные мысли, положения, объедини их вокруг темы лекции.

У Ч И С Ь   В Е С Т И   З А П И С И    С   Г О Л О С А

  1. Не начинай записывать материал с первых слов учителя, сначала выслушай высказываемую им мысль до конца и пойми ее.
  2. Приступай к записи в тот момент, когда учитель, заканчивая изложение одной мысли, начинает ее комментировать.
  3. Не старайся записать материал дословно /при этом чаще теряется главная мысль, такую запись трудно вести/, отбрасывай второстепенные слова, те без которых не теряется главный смысл.
  4. Сокращай слова, некоторые из них обозначай значками. После сокращений оставляй место, чтобы закончить запись дома.
  5. Старайся записать быстро /не менее 120 букв в минуту/.
  6. Если в лекции встречаются непонятные места – оставь место в тетради, после урока уточни их у учителя и запиши.
  7. Используй общие правила написания конспекта /соблюдай отступы, делай выделения и т. д./.
  8. В ближайшие дни обработай текст конспекта: выправь стиль, расставь знаки препинания, допиши текст, подчеркни главное и т. д.

У Ч И С Ь   П Р А В И Л Ь Н О   В Ы Р А Ж А Т Ь   С В О И   М Ы С Л И

  1. Чтобы научиться грамотно говорить, надо научиться читать и слушать.
  2. Читая, не только вникай в смысл написанного, но и старайся увидеть, услышать, понять и запомнить художественные особенности языка, речевые обороты.
  3. Накоплению активного запаса слов поможет специальная работа: заведи словарь для записи новых слов, тренируй себя в их запоминании и произнесении, подбирай к словам антонимы и синонимы, изучай слова, употребляемые в переносном смысле.
  4. Стремись не только понять смысл речи оратора, но и запоминай приемы ее построения.
  5. Следи за тем, чтобы в рассказе не встречались слова–паразиты, не допускай не нужных повторов – это обедняет речь.
  6. Следи за построением предложений, избегай особенно сложных.
  7. Ежедневно читай вслух по 15-20 минут, вникай в смысл текста, определяй, где нужно сделать ударение, паузу, какой оттенок придать речи.

У Ч И С Ь   Р А Б О Т А Т Ь   Н А Д   П О Н Я Т И Е М

Понятие – логически оформленная мысль о предмете.

  1. Назови рассматриваемое понятие, дай его определение.
  2. Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.
  3. Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.
  4. Попробуй связать его с другими понятиями данного предмета и смежных с ним дисциплин.
  5. Употребляя данное понятие, составь небольшой рассказ.

П Р А В И Л А   З А П И С И    Т Е К С Т А

  1. Запись должна быть компактной, убористой, чтобы на странице уместилось как можно больше текста – это улучшает его обозреваемость.
  2.  В тексте необходимо применять выделения и разграничения: подчеркивания и отчеркивания /для выделения заголовков и подзаголовков, выводов, отделения одной темы от другой/. В процессе первой записи выделения лучше делать чернилами, которыми написан весь текст; вторичное выделение можно делать другим цветом /при этом только не следует превращать текст в пестрые картинки/; отступы /для обозначения абзацев и пунктов плана/; пробельные строки /для отделения одной мысли от другой/; нумерацию; выделение текста с помощью рамки /обычно в рамку заключают определения, формулы, правила, законы /.

     Со временем у Вас вырабатывается своя система выделения.

  1. При записи текста необходимо пользоваться сокращениями.

К А К   Д Е Л А Т Ь   В Ы П И С К И

Выписать – записать, списать нужную мысль из источника.

  1. Вчитайся в название статьи, осмысли его.
  2. Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай основные мысли.
  3. Стремись к краткости записи.
  4. Отделяй одну мысль от другой.
  5. Закончив работу, выпиши все данные источники.

К А К   С О С Т А В И Т Ь   К О Н С П Е К Т

Конспект – краткое изложение или краткая запись содержания.

Виды конспектов: план-конспект, текстуальный/цитатный/, свободный, тематический, схематический.

Основные требования к написанию конспекта:

 системность и логичность изложения материала, краткость, убедительность и доказательность.

С А М О С Т О Я Т Е Л Ь Н А Я    Р А Б О Т А   С   У Ч Е Б Н И К О М

Изучение нового материала.

Определение основных положений темы:

  1. Ознакомьтесь с заголовком параграфа, названием статей в нем.
  2. Найдите в тексте разъяснение каждого положения /название статьи/.
  3. Уделите внимание разъяснению основных положений.
  4. Обращайте внимание на слова, предложения, особо выделенные шрифтом, изучайте рисунки, схемы, помещенные в тесте.
  5. Кратко запишите в виде плана, схемы, таблицы основное содержание материала.

П О Д Г О Т О В К А   К   О Т В Е Т У   Н А    З А Ч Е Т Е

  1. Внимательно прочтите /или выслушайте/ вопрос.
  2. Все ли в вопросе понятно, какова должна быть цель вашего ответа? /описание, прослеживание стадий процесса, оценка биологического события, раскрытие закономерностей/.
  3. Составьте план ответа, проиллюстрируйте ответ примерами из учебника, наблюдениями в природе и т.д.
  4. При ответе пользуйтесь таблицами, иллюстрациями. Подтверждайте ответ рисунками.

У Ч И С Ь   П Р О В О Д И Т Ь   С Р А В Н Е Н И Е

Сравнить – поставив рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

Порядок сравнения:

  1. Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?
  2. Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.
  3. Выдели существенные признаки каждого предмета.
  4. Сопоставь оба или несколько сравниваемых предметов по одним и тем же выделенным признакам.
  5. Выясни все признаки сходства и различия объектов.
  6. Найди и объясни причины сходства и различия.

У Ч И С Ь   П Р О В О Д И Т Ь   А Н А Л И З

Анализ –процедура мыслительного и реального расчленения предмета       /явления, процесса/, а также выделения отдельных частей, признаков, свойств.

Порядок анализа:

  1. Мысленно расчлени объект, предмет, явление на отдельные составные части, имеющие определенное функциональное значение.
  2. Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали, изучаемого предмета.
  3. Подумай о причинах такого разделения на блоки.

У Ч И С Ь   П Р О В О Д И Т Ь   С И Н Т Е З

Синтез – мысленное объединение отдельных элементов, частей, признаков в единое целое.

Порядок синтеза:

  1. Синтез необходимо начинать с нахождения ответа на вопрос: на основе чего происходит соединение изучаемых частей в единое целое?
  2. Для ответа на этот вопрос проведи подробный анализ изучаемых явлений.
  3. Найди связи между отдельными частями явления, объедини их, обобщи полученные сведения.

У Ч И С Ь   П Р О В О Д И Т Ь   О Б О Б Щ Е Н И Е

Обобщение – мысленный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

  1. Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых фактах или явлениях.
  2. Определи их сходство.
  3. Установи связь между ними.
  4. Сформулируй общий вывод.

У Ч И С Ь   П Р А В И Л Ь Н О   Н А Б Л Ю Д А Т Ь

  1. Осмысли цель наблюдения.
  2. Уточни предмет наблюдения.
  3. Разработай план наблюдения.
  4. Определи форму записи наблюдаемых явлений /в процессе наблюдения или сразу после его окончания/.
  5. Наблюдение повтори два-три раза с целью повышения его объективности.
  6. При описании наблюдаемых явлений обрати внимание на то, как они протекали во времени и при каких условиях.
  7. Помни, что цель описания явлений – выявить наиболее точно и полно их признаки.
  8. При описании результатов наблюдений обрати внимание на то, что существенно новое было обнаружено и что общего с ранее известным.
  9. Полученные результаты оформи в виде письменного отчета или графически /в виде рисунков, схем/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский метод обучения на уроках математики

Исследовательская работа - одна из форм постановки и решения проблемной задачи....

Поисково-исследовательский метод используемый на уроках физики

Поисково-исследовательский метод используемый на уроках физики...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ НА УРОКЕ ФИЗИКЕ

Важнейшая проблема, волнующая всех учителей, перед образованием на всех его звеньях стоит задача существенного повышения качества и эффективности урока. Снижение уровня знаний учащихся в значительной ...

Исследовательский метод обучения на уроках биологии и экологии

Основная деятельность  на первом этапе принадлежит учителю, я являюсь помощником, соратником в поисках истины, приобщаю учеников к предмету.Второй этап является продолжением первого. Только на эт...

Метапредметные связи и исследовательский метод обучения на уроках истории в рамках ФГОС второго поколения

Статья описывает использование образовательной технологии фокус-групп...

Доклад - "Исследовательский метод обучения на уроках географии"

Выступление на ШМО учителей естественно - географического цикла...