элективный курс Военная техника 9 класс
элективный курс по физике (9 класс) на тему
Данный курс ставит целью помочь профориентации учащихся, углубить знания основного курса физики, повысить интерес к его изучению.
Курс содействует героико-патриотическому воспитанию школьников и углублению знаний у них по физике как основе военной техники, развитию познавательного интереса к научно-технической деятельности, формированию навыков и умений самостоятельной работы, воспитанию культуры и эстетики труда, любви и интереса к военным профессиям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voennaja_tehnika.zip | 10.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Орзуева Наталья Анатольевна
Учитель физики и математики
I квалификационной категории
МКОУ Таяндинская СОШ
Элективный курс для 9 класса
ФИЗИКА И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данный курс ставит целью помочь профориентации учащихся, углубить знания основного курса физики, повысить интерес к его изучению.
Курс содействует героико-патриотическому воспитанию школьников и углублению знаний у них по физике как основе военной техники, развитию познавательного интереса к научно-технической деятельности, формированию навыков и умений самостоятельной работы, воспитанию культуры и эстетики труда, любви и интереса к военным профессиям.
По содержанию программа согласуется с преподаванием физики в 9 классах и органически дополняет различные формы внеклассной работы по военно-патриотическому воспитанию школьников.
На занятиях ребята выполняют различные виды заданий: знакомятся с научно-популярной, специальной, справочной, мемуарной, художественной литературой; готовят доклады и сообщения из истории развития военного дела, о современном оружии, о выдающихся физиках — конструкторах боевой техники; проводят опыты, решают и составляют задачи военно-технического содержания.
Итогом поисковой творческой деятельности кружковцев является проектная работа (примерные темы: «Победная поступь советской военной техники», «Курская дуга — величайшее танковое сражение», «Физика в бою», «Физика и танк», «Верные сыны Отчизны», и др.)
Учебно - тематический план
№ | Тема курса | Кол-во часов |
1 | Вводное занятие | 1 ч |
2 | Военная игра | 1 ч |
3 | Механика в военном деле | 2 ч |
4 | Физика и сухопутные войска | 1 ч |
5 | Физика и Военно – Морской Флот | 1 ч |
6 | Тепловые явления | 1 ч |
7 | Тепловые двигатели в военной технике | 1 ч |
8 | Электрические и электромагнитные явления | 1 ч |
9 | Электромагнитная индукция | 1 ч |
10 | Физика на службе связи | 1 ч |
11 | Полярная система координат | 1 ч |
12 | Движение снаряда | 2 ч |
13 | Управление полетом | 1 ч |
14 | Гироскоп | 1 ч |
15 | Заключительное занятие. Итоги. | 1 ч |
ИТОГО | 17 часов |
Содержание учебно – образовательной информации
1. Вводное занятие (1 ч)
Российские Вооруженные Силы. Техническая оснащенность Российской Армии. Физика — основа военной техники. Роль физики в обучении и воспитании личного состава армии и флота.
Глубокие знания, практические умения, интерес, творчество, воля — необходимые качества конструктора военной техники.
Беседа «Без науки современную армию построить нельзя» Задачи кружка, план и порядок занятий.
Экскурсия в школьный музей . Беседа «Никто не забыт, ничто не забыто».
Книги и периодические издания о Советских Вооруженных Силах в школьной библиотеке. Встреча с библиотекарем. Беседа «Что и как читать».
Практические работы. Знакомство с журналами, газетами; подготовка рефератов, статей для стенгазеты. Выпуск стенгазеты «Все о Советской Армии».
2. Военная игра (1 ч)
Военная игра — верный способ научиться защищать Родину. Военные учения. Военно-спортивная игра «Зарница». Юнармеец — сильный, волевой, закаленный человек, хороший спортсмен, владеющий юнармейскими знаниями и умениями. Беседа «Боевое оружие и боевая техника юнармейцев».
Практические работы. Изготовление простейших моделей пистолетов, автоматов и других видов «оружия» юнармейцев.
3. Механика в военном деле (2ч)
Скорость. Возрастание скорости передвижения войск: пехоты, конницы, боевых машин пехоты, кораблей, самолетов. Скорости, движения снарядов: копья, стрелы, пули, гранаты, ракеты. Скорострельность оружия.
Простые измерения в военном деле и в играх юнармейцев.
Практические работы. Работа со справочниками и научно-популярными книгами с целью отыскания в них скоростей различных боевых машин и снарядов. Решение и составление задач на расчет пути, скорости и времени движения боевой техники.
Проведение простейших измерений на местности: измерение расстояния шагами, с помощью формулы тысячной. Определение скоростей пешеходов, машин. Ориентировка на местности по предметам, запоминание характерных размеров объектов (высота столба, ширина машины и др.).
4. Физика и сухопутные войска (1ч)
Сила упругости, вес тела, давление. Из истории пехоты. Механизация пехоты — увеличение скорости ее движения, физические основы проходимости машин пехоты, бронетранспортеров; уменьшение давления на поверхность, модернизация подвески.
Танк — главная сила сухопутных войск. История изобретения танка. Физические характеристики танка: скорость, запас хода, подвижность и броневая защита. Оптимальный вес танка.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений «Подвиги пехотинцев в годы гражданской и Отечественной войн», «Боевые машины пехоты» и др. Решение и составление задач на расчет давления, работы и мощности машин. Выпуск стенгазеты «Физика на службе сухопутных войск».
Изготовление для музея славы макетов танков, бронетранспортеров, автомобилей и других машин.
5. Физика и Военно-Морской Флот (1ч)
Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закономерности плавания тел в жидкости - основа расчета конструкций военных кораблей.
Из истории морского флота. Надводные и подводные корабли — основа Советского Военно-Морского Флота. Физические основы плавания подводных лодок.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений «Морская боевая техника в древности», «Борьба за увеличение скорости военных кораблей», «Суда на подводных крыльях», «Подводные лодки в Великой Отечественной войне» и др. Выпуск стенгазеты «Физика в морском бою».
Подготовка и проведение опытов, демонстрирующих условия плавания тел. Изготовление для музея боевой славы моделей кораблей, понтона для подъема затонувшего корабля и др. Прове дение игр, соревнований с изготовленными моделями.
6. Тепловые явления (1 ч)
Теплопроводность. Физические основы различия формы одежды для военнослужащих.
Количество теплоты. Из истории взрывчатых веществ (возрастание температуры и мощности взрыва). Энергия топлива. Использование достижений физики и химии в создании различных видов топлива для боевой техники.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений: «Танк Т-34», «Взрывчатые вещества в бою». Подготовка и проведение занимательной викторины по теплоте.
Решение и составление задач военно-технического содержания на расчет количества теплоты, энергии топлива, закона сохранения и превращения энергии.
7. Тепловые двигатели в военной технике (1 ч)
Тепловые двигатели. История изобретения двигателей внутреннего сгорания, дизеля, реактивного; использование их в военной технике. Сравнительные характеристики двигателей различных видов боевой техники (автомобилей, танков, боевых машин пехоты, самолетов и др.).
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений «Современные боевые машины», «Конструкторы двигателей», «Двигатель — сердце боевой техники».
Решение и составление задач на расчет скорости движения танка, бронетранспортера и других машин по заданной их массе и мощности двигателя при использовании различных видов топлива:
8. Электрические и электромагнитные явления (1 ч)
Источники и потребители электрической энергии. Аккумуляторы и генераторы на боевых машинах. Рост потребления электрической энергии в армии. Электростанция на колесах: двигатель: (дизельный, карбюраторный, газотурбинный) и генератор электрической энергии. Атомные электростанции.
Закон Джоуля — Ленца. Применение закона в военном деле. Комбинезон «пингвин» для танкистов. Электрическое освещение машин, мест боевых действий и др.
9.Электромагнитная индукция (1 ч)
Электромагнитные приборы «в военной технике. Подвиг советских физиков в Великой Отечественной войне — создание электромагнитной защиты кораблей.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений «Советские физики в борьбе против минного оружия фашистов», «Подвиги советских саперов».
Изготовление электрифицированного «оружия» и приборов для военно-спортивных игр «Зарница» и «Орленок»: пистолеты, автоматы, сигнальные фонари, действующие миноискатели и др. Проведение военных игр.
10. Физика на службе связи (1 ч)
Сравнительная характеристика средств связи по скорости передачи информации (из истории войн). Возрастание требований к средствам связи в современном бою: устойчивость, мобильность. Телеграфная связь: ее достоинства, недостатки. Радио- и. телевизионная связь в военном деле.
Практические работы. Овладение простейшими средствами сигнализации: флажковая, звуковая.
Изготовление простейшего телефонного и телеграфного аппаратов. Изучение азбуки Морзе. Соревнования по приему и передаче сигналов.
11. Полярная система координат (1 ч)
Система отсчета. Использование в артиллерии полярной системы координат; координаты: радиус-вектор (наклонная дальность), азимут и угол места цели. Использование полярной си стемы координат в современных радиолокаторах для определения места нахождения объекта. Навигационная служба.
Практические работы. Изготовление пространственной мо дели полярной системы координат.
Решение задач на определение положения материальной точки в декартовой и полярной системах координат; определение скорости движения самолета или другого объекта с помощью полярной системы координат.
Ориентировка на местности, определение азимута с помощью компаса и расстояния до объекта, используя формулу тысячной. Ориентировка по Солнцу.
12. Движение снаряда (2 ч)
Движение под действием силы тяжести. Баллистика — наука, изучающая движение снаряда внутри ствола огнестрельного ору жия и после вылета из него. Зависимость форм траектории от начальной скорости.
Классификация стрелкового оружия (пистолеты, автоматы и др.), артиллерийского оружия (пушки, гаубицы, минометы) по видам траекторий полета снарядов.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений «Слава русских полководцев», «Оружейники России», «Автомат Калашникова» и др.
Решение и составление задач на расчет траектории полета снаряда (дальности и высоты).
Экспериментальная работа по обоснованию стрельбы по мишени на закрытых позициях из миномета. Изготовление арбалета для микро тира. Проведение соревнований с ним.
13. Управление полетом (1 ч)
Аэродинамика—наука, изучающая движение тел в воздухе. Аэродинамическое обоснование управления движением самолетов и ракет в воздухе (аэродинамические рули) и в безвоздушном пространстве (газовые рули). Использование авиации в военном деле. Развитие военной авиации: увеличение скорости, маневренности полета, бронирование машин, появление новых видов авиационного оружия.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений «Подвиги советских авиаконструкторов в Великой Отечественной войне», «Летчики — Герои Советского Союза», «Физика в воздушном бою» и др.
Изготовление и запуск воздушных змеев различных конструкций, качественное определение подъемной силы. Проведение соревнований.
14. Гироскоп (1 ч)
Закон сохранения количества движения и момента количества движения. Гироскоп, его свойство сохранять ориентацию в пространстве, использование его в приборах навигации.
Гирокомпас — прибор, определяющий угловые координаты в пространстве, его использование в военной технике. Управляемые и неуправляемые реактивные устройства. Гвардейские минометы-«катюши»; современные баллистические ракеты.
Практические работы. Подготовка докладов и сообщений: «Легендарные «катюши», «Циолковский — учитель, ученый, конструктор», «История ГИРД» и др.
Решение задач военно-технического содержания на закон сохранения количества движения. Изучение свойств гироскопа на примере детской игрушки — волчка.
15. Заключительное занятие. Итоги. (1 ч)
ЛИТЕРАТУРА
Для руководителей кружка
- Воспитание учащихся и подготовка их к труду при обучении физике / Сост. А. В. Чеботарева.— М.: Просвещение, 1981.
- Горский В. А. Техническое творчество и военно-патриотическое воспи тание.— М.: Изд-во ДОСААФ, 1983.
- Календарь воина.— М.: Воениздат, 1984.
- Полезные советы воину.— М.: Воениздат, 1975.
Для кружковцев
- Ермаков А.М. Простейшие авиамодели. – М.: Просвещение, 1984.
- Заворотнов В.А. От идеи до модели. – М.: Просвещение, 1982.
- Журналы: «Популярная механика», «Техника - молодежи», «Техника и вооружение»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу для 8 класса "Бизнес- курс за школьной партой"
Рабочая программа с календарно -темтическим планированием по элективному курсу для 8 класса "Бизнес-курс за школьной партой" в рамках предпрофильной подготовки....
Программа элективного курса для 11 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (11 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Программа элективного курса для 10 классов «Информационно-коммуникационные технологии в учебных проектах (10 класс)» (68 часов) межпредметный элективный курс
Учебная программа соответствует требованиям стандарта базового курса «Информатика и ИКТ» для старшей ступени обучения, предназначена для изучения информационных – коммуникационных технологий в 11 клас...
Авторская программа элективного курса " Военно-прикладная физическая подготовка"
Авторская программа элективного курса "Военно - прикладная физическая подготовка"...
Программа элективного курса для IX классов «Военное искусство России IX- XIX вв.».
Предлагаемый элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9х классов посвящён одному из направлений в истории России. Русское военное искусство сыграло большую роль в становлении государства....
Программа элективного курса "История техники"
Программа элективного курса "История техники" для 10-11кл....
Элективный курс для 11 класса «Техника написания сочинения по литературе».
Цель элективного курса: подготовить выпускников к успешному написанию итогового сочинения, выявить уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать ...