Мастер - класс "Почему звучит камертон?"
методическая разработка (физика) на тему

Погожева Маргарита Анатольевна

Мастер - класс с использованием здоровьесберегающих технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_zvuk.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

   

Мастер-класс "Почему звучит камертон?"  с применением здоровьесберегающих технологий

Цель: применить  знания для объяснения физических процессов и решения задач, находить связи между физическими характеристиками звука и его восприятием, сформировать ЗОЖ.

Оборудование: металлическая линейка, камертон, модель уха, штатив, шарик на нити

Эпиграф:

"Все без здоровья - ничто". ( Сократ)

"Физика - самый идеальный полигон для тренировки ума". ( Эйнштейн) 

Ход занятия

Этап 1. Вызов

Слайд     Звучат звуки. Шелест листвы, чириканье птиц, шум прибоя, капли дождя, эхо

Слайд  Обращаюсь к залу На востоке есть сказка: «`Соловей - разбойник поймал трех путников и согласился отпустить их, если они зададут ему невыполнимую задачу. Один попросил сделать растущее дерево золотым, другой – заставить реку потечь вспять. Соловей шутя справился с этим и заколдовал  обоих путников. Остался третий путник...»

Уважаемые коллеги, поставьте себя на место этого путника и предложите Соловью - разбойнику невыполнимую задачу. (Предлагаются разные версии.)

«...А третий свистнул и сказал: “Пришей к этому пуговицу!” – и соловей - разбойник был посрамлен».

  1. Как вы думаете о чём пойдёт речь? Ответы зала
  2. Как вы уже догадались сегодня мы будем говорить, о звуке

Итак, тема моего занятия «Почему звучит камертон?» взять со стола камертон, ударить молоточком и на этих словах задать вопрос

      Обращаюсь к группам. Мы живём в мире звуков, которые позволяют нам получать информацию о том, что происходит вокруг. Шум моря и ветра, пение птиц и крики животных, раскаты грома и звуки движущихся машин, позволяют легче ориентироваться в нашем мире

Для того, чтобы выяснить «Почему звучит камертон?», мы должны

  1. Давайте с вами при помощи ключевых слов (у них в файле) заполним граф – схему. Мы должны выяснить
  1. Что мы знаем о звуке?
  2. Что мы хотим узнать?

И в конце нашего занятия, заполним третью графу  

  1. Что мы узнали?

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Звук

Источники звука

Почему звучит камертон?

Почему одни колебания мы слышим, а другие нет?

   Для того, чтобы выяснить

  1. Почему звучит камертон?
  2. Почему одни колебания мы слышим, а другие нет?

Мы должны с вами разделится на группы

 Для того, чтобы узнать как возникает звук, как он воздействует на человека, я предлагаю поработать в группах. У нас будут - теоретики, экспериментаторы, музыканты и биологи, которые покажут свои знания

Теоретики

На столе задание с текстом

Задание: Вам предлагается текст, из которого вы должны выяснить, что является источником звука и    каков диапазон звуковых волн. 

                Звуковые волны переносят энергию, которая используется человеком. Но главное – это огромный диапазон выразительных средств, которыми обладают речь и музыка. Ещё с древних времён звуки служили людям средством связи и общения друг с другом. Звуки – наши неизменные спутники. Они по – разному действуют на человека: радуют и раздражают, умиротворяют и придают силы, ласкают слух и пугают свой неожиданностью.

Существуют естественные и искусственные источники звука. Для того, чтобы тело создавало звук, необходимо, чтобы оно колебалось. Колебания, способные вызвать у человека слуховые ощущения, называются звуковыми колебаниями или просто звуком. Человеческое ухо способно воспринимать упругие волны с частотой от 16 до 20000 Гц. Любое тело, колеблющееся со звуковой частотой, является источником звука.

Подсказка: источником звука является колеблющееся тело.

Частота колеблющегося тела должна быть  не менее 16 Гц и не более 20000Гц (Герц).

Экспериментаторы

   Задание: 1) У вас на столе имеется оборудование – камертон, молоточек, теннисный шарик на  нити. При помощи него, покажите, что ветви звучащего камертона,  колеблются.

        2) Перед вами самая обычная металлическая линеечка, вы её используете очень часто на уроках математики. Попробуйте заставить эту линейку звучать.

Подсказка: ударив, молоточком по ветвям камертона, придвиньте к ним шарик, подвешенный на нити.

Ответ: шарик отскакивает, потому, что ветви камертона колеблются

2) Перед вами самая обычная металлическая линеечка, вы её используете очень часто на уроках математики. Попробуйте заставить эту линейку звучать.

Для этого давайте вспомним то, о чём нам говорили теоретики. Частота колеблющегося тела должна

быть  не менее 16 Гц и не более 20000 Гц. Это означает, что тело должно совершать колебания не менее 16 раз в секунду

Подсказка: попробуйте колебать линейку не менее 16 раз в секунду

 Ответ: Линейка звучит.

 А теперь обратимся к биологам. А как же человек слышит звуки?

Биологи

   Задание. 1) По предлагаемой модели уха, расскажите, как человек слышит.

                   2) Почему мы слышим звук летящего комара, а полёт бабочки нет?

Подсказка: 1) Звуковые волны исходящие, от источника звука достигая человеческого уха, заставляют барабанную перепонку  совершать колебания звуковой частоты, вызывая у человека определенные слуховые ощущения.

Частое посещение дискотек и чрезмерное увлечение аудиоплеерами вредно влияют на эластичность барабанной перепонки и могут привести к потере слуха.

Подсказка: 2) Частота взмахов крыльев комара входит в диапазон звуковых волн, а бабочки - нет.

 

(Обратиться к таблице на слайде).

Я читаю. Радость и горе, бодрость и уныние, буйство и печаль, т.е. наше настроение, чувства могут быть выражены звуком. Обращение к лирикам.

                                                                                           Лирики.

Задание. Воспользовавшись словами для вставок, составьте стихотворение о звуке.

                                                           Мы живем в… ….мире.

                                                           ….. всюду нам слышны,

                                                            Часто слышим мы в эфире

                                                             Сотни ……..тишины

                                                             

                                                              Вся природа – мир …….

                                                               Шелест листьев на ветру,

  Дятла стук в глубокой чаще,

     Дождь шумящий по утру.

           Есть особенные………….   -

Это музыки полёт.

В час веселья и разлуки

    Нас прекрасный мир влечёт.

Ощущенье света, тени,

Мир прохлады и тепла.

Пёстрый мир тревог, волнений

Нам  природа в дар дала

…………леса, поля, моря

Каждый день и каждый час,

……….радости и боли

В сердце каждого из нас

                                                               

Слова для вставок: звучащем, звуки, звуков, звучащий, звуки, звуки, звуки.

  Работая в группах, мы убедились, что звуки дают нам много информации об окружающем мире. Давайте теперь составим кластер (это опорный конспект, каждый элемент которого заключен в гроздь)

Подсказка: сделанный конспект в папках

        На доске делаю конспект

Звук

Источники звуки – колеблющиеся тела

Звуковые колебания – частота колеблющего частота 16-20000Гц

Синквейн

Звук

Звучащий, колеблющийся

Музыка

Теперь вернёмся к нашей граф – схеме и заполним третью колонку. Что же  сегодня мы узнали на занятии? Давайте вернёмся к  ключевым словам

Знаем

Хотим узнать

Узнали

Звук

Источники звука

Почему звучит камертон?

Почему одни колебания мы слышим, а другие нет?

Источником звука является колеблющееся тело

Частота колеблющегося тела от 16 – 20000Гц

Сегодня я познакомила вас с понятием звука и источниками звука.

Итак вернёмся к теме нашего занятия и ответим на вопрос «Почему же звучит камертон?» (Ударяет по камертону)

Подсказка: ветви звучащего камертона колеблются с частотой в диапазоне от 16 – 20000Гц, а точнее 440Гц

И конечно, любой урок обязательно заканчивается рефлексией.

  1. Как вы думаете можно ли применить данную методику на вашем уроке?
  2. Я хочу закончить мастер класс словами Д. Данина:

"Увидеть новое большая заслуга.

А, увидев, не пройти мимо - заслуга не меньшая.

Напротив - гораздо - большая".

В заключение я хочу сказать, что физика – это наука о природе

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.    

Ф.И.Тютчев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

урок в 5 классе разработан с элементами  технологии критического мышления....

Презентация к уроку в 5 классе "Звуки скрипки так дивно звучали..."

Презентация  к  уроку  "Звуки скрипки так дивно звучали..." поможет учителю активизировать внимание учеников, разнообразить урок, познакомит учащихся с портретами композиторов, исп...

презентация: "Звуки скрипки так дивно звучали."

Автор: учитель технологии  и музыки МОУ ООШ «Основная общеобразовательная школа села Бессоновка Саратовской области Новоузенского района» Адрес учреждения:МОУ ООШ села Бессоновка413350Сарато...

<Кадет звучит гордо!>

Социальный проектРазработчик проекта Зацепина О.В. воспитатель, классный руководительПродолжительность проекта: всего времени-6 лет Возраст учащихся-12-18 лет Основная концепция: Здоровье-развитие-о...

Волонтер это звучит гордо!

Статья опубликована в школьной газете "Эхо школы"...

Литературно-музыкальная композиция "Эхо Афгана будет долгим укором звучать "

Литературно-музыкальная композиция "Эхо Афгана будет долгим укором звучать " Цель: - гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти; - укрепление связи поколений ...

Звучи, звучи, живая речь Поэта Александра Блока!

Поэтический спектакль о жизни и творчестве А.Блока...