Проект урока "Обобщение материала по теме "Динамика движения по окружности"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Урок решения задач по теме "Динамика движения по окружности". В процессе решения задач в группах просходит взаимное обучение учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoritelno-obobshchayushchiy_urok_po_razdelu_dinamika.docx | 969.79 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ №82
Проект урока по физике
в 9 классе с углубленным изучением физики и математики
Тема урока: «Повторение и обобщение материала по разделу «Динамика движения по окружности»»
Выполнила: учитель физики
Пешкова Елена Александровна
Нижний Новгород
2008
Место урока в разделе «Динамика»
При работе в данном классе используются:
Программа: Программа по физике для 8, 9 классов с углубленным изучением физики
Авторы программы: Данилова В.Ю.
Учебник: Физика: Механика. 10 кл.: Учеб. для углубленного изучения физики/М.М.Балашов, А.И.Гомонова, А.Б.Долицкий и др.; Под ред. Г.Я.Мякишева. – 6-е изд., стереотип. – М.:Дрофа, 2004.-496 с.: ил.
На изучение раздела «Динамика», согласно программе, отводится 48 часов. Из них, согласно календарно-тематическому планированию, 24 часа отведено на теоретические занятия, 6 часов на лабораторные занятия. После завершения освоения теоретических вопросов проводится система занятий на применение законов динамики при решении конкретных задач.
Умения и навыки, полученные на данном уроке, будут способствовать систематизации и углублению знаний по данной теме. Урок является уроком подготовки к контрольной работе по разделу «Динамика».
Проект урока
Тема: Повторение и обобщение материала по разделу «Динамика движения по окружности»
Тип урока: Урок повторения и обобщения материала.
Цели урока: Научить применять законы динамики при решении задач на движение тел по окружности.
Задачи урока:
Дидактические задачи:
- Актуализировать знания, полученные при изучении темы «Динамика вращательного движения»;
- Создать условия для применения знаний и умений в знакомой и новой учебной ситуациях;
- Совершенствовать навыки решения задач разного типа и уровня;
- Подготовить к контрольной работе по разделу «Динамика».
Развивающие задачи:
- Развивать умение применять полученные теоретические знания при решении задач;
- Развивать способности учащихся строить логические рассуждения;
- Развивать рациональное мышление;
- Развивать познавательную мотивацию.
Воспитывающие задачи:
- Воспитывать самостоятельность при поиске решения задач;
- Воспитывать уважительное отношение к мнению другого человека;
- Формирование способности эффективно использовать время на уроке
- Формирование учебного сотрудничества.
Общеобучающие задачи:
- Продолжить работу по формирования умения доказывать свою точку зрения;
- Продолжить формирование умения самоконтроля и самооценки.
Диагностика умений и навыков:
К моменту повторения и обобщения по разделу «Динамика движения по окружности» учащиеся овладели следующими знаниями, умениями и навыками:
- Ориентируются в физических терминах раздела «Динамика»;
- Знают основные законы раздела «Динамика»;
- Знакомы с теоретическими основами динамики движения тела по окружности;
- Умеют использовать законы динамики при решении задач.
Методы обучения: активные.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая
Ожидаемый результат урока:
В результате учебной деятельности, на запланированном уроке, учащиеся должны:
- Закрепить знания по теме «Динамика движения тела по окружности»;
- Научиться решать задачи различного типа и уровня сложности по теме «Динамика движения тела по окружности»;
- Усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки;
- Подготовиться к контрольной работе.
Оборудование:
Для учителя:
- Учебник «Физика 10», под.ред. Г.Я.Мякишева;
- Сборник задач «Физика 9», автор Л.А.Кирик;
- Мультимедийное обеспечение;
- Листы бумаги в клеточку для самостоятельной работы;
- Доска, цветные мелки.
Для учащихся:
- Учебник «Физика 10», под.ред. Г.Я.Мякишева;
- Сборник задач «Физика 9», автор Л.А.Кирик;
- Тетрадь;
- Дидактический материал (карточки с задачами);
- Канцелярские принадлежности;
- Калькулятор.
Структура урока:
№ | Этап урока | Содержание | Время |
1 | Организационный момент | Приветствие учащихся; Фиксация учащихся. | 2 мин |
2 | Повторение пройденного материала | Индивидуальный опрос учащихся у доски; Фронтальный опрос. | 7 мин |
3 | Обобщение и систематизация знаний | Индивидуальное решение задач; Обсуждение решения задач в группах. | 10 мин 12 мин |
4 | Проверка усвоения пройденного материала | Самостоятельная работа. | 10 мин |
5 | Подведение итогов урока | Вывод по уроку; Оценивание работы на уроке. | 2 мин |
6 | Домашнее задание | Запись домашнего задания. | 2 мин |
Конспект урока:
Ход урока: | Психологическое обоснование | |
Деятельность учителя | Прогнозируемая деятельность учащихся | |
| ||
Приветствие учащихся | Приветствие учителя | Переключение внимания учащихся на учебную деятельность |
Фиксация учащихся, проверка готовности учащихся к уроку | Настраиваются на урок | |
Сообщение темы урока | ||
| ||
Вызывает 5 учеников к доске. Задание: расставить силы, действующие на тело и ускорения в следующих случаях:
| Выполняют задание на доске | Проверка знаний, полученных на предыдущих уроках |
С остальными учащимися проводится фронтальный опрос (Приложение 1) | Отвечают на вопросы | Актуализация изученных знаний для повторения и закрепления навыков, полученных ранее |
Проверяет выполнение индивидуального задания учащимися у доски. Задает дополнительные вопросы. | Проверяют выполнение задания. Отвечают на дополнительные вопросы. | Установление правильности выполнения задания, коррекция ошибок. Подготовка к решению учебных задач |
Подведение итогов повторения | Оценивают ответы на вопросы | Эмоциональная оценка, поощрение учащихся |
| ||
Объяснение правил деятельности учащихся на уроке | Записывают в тетради число и тему урока. | Переключение внимания учащихся |
Раздает карточки с заданиями по вариантам каждому ученику (Приложение 2) | Самостоятельно в тетрадях решают задачи | Развитие умения самостоятельного использования полученных знаний в процессе решения задач |
Предлагает учащимся систему подсказок | Желающие ученики решают задачи с использованием карточек-подсказок | Стимулирование учащихся; помощь ученикам при затруднении. |
Делит класс на группы по 4 человека | Объясняют решение своей задачи остальным учащимся; происходит обсуждение задач в группах | Анализ и обсуждение полученного результата. Развитие умения слушать другого ученика. |
| ||
Объясняет условия проведения проверочной работы | Переключение внимания учащихся на проверочную работу | |
Раздает задания проверочной работы по вариантам (Приложение 3) | Самостоятельно на листочках решают задачи | Дифференциация учащихся по уровню обучаемости для самостоятельного закрепления способов решения задач с использованием новых знаний:
|
| ||
Обобщает результаты урока. Оценивает работу учащихся на уроке. Выставляет оценки в журнал и дневники. | Оценивают свою работу на уроке | Акцентирование внимания учащихся на основных моментах урока и полученных знаниях, умениях, навыках. Оценка работы на уроке класса и отдельных учащихся |
| ||
Задает домашнее задание:
| Записывают задание в дневник | Постановка учебной задачи по закреплению изученного материала для самостоятельного выполнения дома. Перспективное планирование дальнейшей деятельности. |
Приложение 1
(Мультимедийная презентация)
Слайд 1:
Алгоритм решения задач на динамику:
- Расставить силы, действующие на тела и ускорения с которыми эти тела движутся;
- Записать II закон Ньютона в векторном виде;
- Выбрать направление осей координат и записать II закон Ньютона в проекциях на эти оси;
и.т.д.
Слайд 2:
Центростремительное ускорение:
Слайд 3:
Нормальное и тангенциальное ускорение:
Слайд 4:
Кому легче удержаться на вращающемся диске, Саше или Пете?
Слайд 5:
Кто из девочек, Оля или Лена, сможет преодолеть закругление большего радиуса, если они движутся с одинаковой скоростью?
Лена Оля
Приложение 2
Задачи для работы учащихся в группах
- Самолет, летящий со скоростью 720км/ч, описывает «мертвую петлю» радиусом 200м в вертикальной плоскости. Чему равна сила, прижимающая летчика к сиденью в наивысшей точке, если масса летчика 70кг? [2]
- Найти силу упругости нити в момент, соответствующий рисунку, если масса груза равна 100г, скорость 2м/с, угол отклонения нити от вертикали 600, длина нити 40см.
- Определите радиус круга, который может описать мотоциклист, если он едет со скоростью 36км/ч, а предельный угол его наклона к дороге равен 600.
- На вращающемся горизонтальном столике, на расстоянии 50см от оси вращения лежит груз массой 1кг. Коэффициент трения груза о поверхность столика 0,25. Какова сила трения, удерживающая груз, если столик вращается с частотой 0,2Гц? Определите максимальную силу трения покоя.
Приложение 3
Самостоятельная работа
ВАРИАНТ 1:
- Конькобежец движется со скоростью 12м/с по закруглению радиусом 50м. Под каким углом к горизонту он должен находиться, чтобы сохранить равновесие.
- Чему равен минимальный радиус дуги, которую может описать мотоциклист, если его скорость 21м/с, а коэффициент трения резины о землю 0,3?
- Поезд движется по закруглению радиусом 765м со скоростью 72км/ч. Определить, на сколько внешний рельс должен быть выше внутреннего, чтобы сила давления на рельсы была одинаковой. Расстояние между рельсами принять 1,5м. (При расчетах считайте угол наклона α малым, т.е. tg α = sin α)
ВАРИАНТ 2:
- Человек стоит неподвижно на краю круглой горизонтальной платформы, вращающейся вокруг вертикальной оси. Определите линейную скорость человека при вращении платформы, если ее радиус 4м, а коэффициент трения равен 0,2.
- Диск вращается в горизонтальной плоскости с частотой 0,5Гц. На расстоянии 20см от оси вращения на диске лежит тело. Каким должен быть коэффициент трения, чтобы тело удержалось на диске?
- Тело массой 1 кг, помещенное на расстоянии 40см от оси на горизонтальном плоском диске, оказалось сброшенным с него в тот момент, когда диск стал вращаться, совершая 30 оборотов за минуту. Найдите коэффициент трения тела о поверхность диска. Определите силу трения тела по диску при частоте 0,1Гц.
ВАРИАНТ 3:
- Самолет, летящий со скоростью 720км/ч, описывает «мертвую петлю» радиусом 200м в вертикальной плоскости. Чему равен вес летчика в нижней точке мертвой петли, если масса летчика 70кг.
- С какой скоростью должен лететь самолет, чтобы в верхней точке «мертвой петли» летчик испытал состояние невесомости. Радиус орбиты 360м.
- Ведро с водой вращается в вертикальной плоскости. С какой минимальной частотой нужно вращать ведро, чтобы вода не выливалась. Длина веревки, к которой привязано ведро 1м.
ВАРИАНТ 4:
- Определите массу шарика, если сила натяжения нити в момент времени, соответствующий рисунку равна 2Н. Скорость шара в этот момент равна 2 м/с, угол отклонения нити от вертикали 300. Длина нити 1м.
- Определите силу натяжения нити в момент прохождения шариком положения равновесия, если известно, что в момент времени, соответствующий рисунку, сила натяжения 2Н, скорость шарика 1м/с, угол отклонения нити от вертикали 300. Скорость шарика в момент прохождения равновесия 2 м/с. Длина нити 1м.
- Груз, подвешенный на нити длиной 60см, двигаясь равномерно, описывает в горизонтальной плоскости окружность. С какой скоростью движется груз, если во время его движения нить образует с вертикалью постоянный угол 300.
α l
[1] Иллюстрации и задания с диска «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки физики. 10 класс», 2007.
[2] Задачи из сборника Кирик Л.А. Физика-9. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: ИЛЕКСА, 2008. – Самостоятельная работа № 24.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок изучения нового материала по теме "Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности." 9 класс
Урок изучения новой темы с использованием призентации, видеоролики....
Решение задач по теме: «Движение по окружности» Подготовка к ЕГЭ задание «В»
Решение задач по теме "Движение по окружности"....
Самостоятельная работа по теме движение по окружности 9 класс
Данная работа представлена для систематизация и закрепление полученных на уроках теоретических знаний и умений....
Самостоятельная работа по теме "Движение по окружности. Вращательное движение"
Работа предназначена для учащихся 10 класса, представлена в двух вариантах. Задания на знания определений, графические задачи и задания на соответствия....
Прямолинейное и криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной скоростью.
Представление о криволинейном движении, частоте, угловом перемещении, угловой скорости, периоде, формулы для нахождения этих величин и единицами измерения....
Презентация "Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью."
Опорный конспект по теме "Криволинейное движение. Движение по окружности с постоянной по модулю скоростью."...
Дидактический материал по теме: "Задачи на движение по окружности"
Дидактический материал по теме: "Задачи на движение по окружности" содержит подборку задач по данной теме. Их можно использовать на уроках математики, во внеурочной деятельности (математичес...