Физика вокруг нас
материал по физике по теме

Физика вокруг нас

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fizika_i_ekologiya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Физика и экология

Физика-это наука,  занимающаяся изучением самых общих свойств окружающего нас материального мира. Физика-наука экспериментальная, ее цели, во-первых, отыскать наиболее общие законы природы, во-вторых, объяснить конкретные процессы действием этих общих (фундаментальных) законов. В то же время физика и количественная наука. Все основные законы формируются на математическом языке. И этот язык надо знать, а он не  прост.

Так для чего же нам нужна эта наука?

1. Во-первых, для разъяснения сущностей явлений природы и предсказывания времени их наступления.

Явления, обсуждаемые в учебнике физики, рассматриваются чаще всего на основе лабораторных опытов или процессов, происходящих в технических устройствах. В природе эти явления имеют более сложный характер под влиянием дополнительных факторов, и в том числе человеческой деятельности.

Например, нужно ли знать, почему дуют ветры, куда может ударить молния, почему происходят землетрясения, почему на одной почве хорошо растет картофель, а на другой-огурцы, почему в теплице тепло, хотя она не отапливается?

 Таким образом, целесообразность необходимости науки физики не вызывает сомнения.

2. Для изучения принципов действия различных технических устройств, а также о возможностях новых  конструкций.

Например, важно ли знать, как работает автомобильный мотор или компьютер; почему чистая вода ток не проводит; почему тяжелый вертолет летает, а трактор нет; как с помощью речного потока осветить и обогреть город? Важность познания данных явлений также не вызывает сомнения.

Какой из названных двух задач физика уделяет больше внимания? Думаю, что большинство ответят верно - применению в технике, потому что так сложилось исторически, так было нужно человеческому обществу.

Не так давно возникла новая задача, которая становится одной из самых важных.

3. Использование физики для сохранения устойчивого окружающего мира, природы.

Экология человека зародилась на основе обобщения данных о взаимоотношении растительных и животных организмов между собой и с окружающей средой  и использования фундаментальных знаний из различных областей биологии, физики и учения о человеке.  Человек, вооруженный наукой и техникой, стал действительно новой «геологической» силой, сравнимой с природными силами.

             А если посмотреть на Землю из Космоса, то мы увидим зелено-голубой шар       с белыми пятнами облаков на фоне черного пространства с яркими капельками звезд.

Связаны ли между собой процессы, происходящие на Земле, с процессами, происходящими в космосе? Несомненно.

Ранее в курсе «природоведение» обсуждались явления природы, свойства воды, воздуха и почвы, состав горных пород, роль растений и животных в формировании внешнего мира. Рассматривались и вопросы окружающей среды. На этом уровне изучения больше внимания уделялось тому, какие негативные явления происходят в природе, но не затрагивались вопросы об устранении причин и источниках их возникновения. Человек, построив новую атомную электростанцию, теперь более реально, чем когда-либо, стал понимать, что «мирный» атом также грозит здоровью и жизни человека.

Большую роль в ответе на разрешение большой глобальной экологической проблемы играет физика, так как  в основе большинства природных и технологических процессов лежат физические явления, описываемые физическими законами.

Если мы хорошо будем знать причину опасных явлений в окружающей среде, то сумеем найти способы их устранения. Каждый из нас понимает, что Земля это - наш общий дом, который нужно беречь и украшать. Об этом хорошо сказал французский писатель и летчик Антуан де Сент-Экзюпери в своей сказке «Маленький принц»: «Есть такое правило: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу приведи в порядок свою планету».

Каким образом выше перечисленное можно применить на уроке физики? Предлагаем примерную программу экологического воспитания учащихся на уроках физики.

№ класса

Тема урока по физике

Экологическое воспитание и образование

7  

Диффузия

Проникновение вредных веществ в почву. Распространение вредных газов.

 

Способы уменьшения и увеличения давления

Разрушение почвенного покрова колёсами и гусеницами автомашин и тракторов.

 

Сообщающиеся сосуды

При объяснении работы шлюзов рассказать о вредном воздействии плотин. Плотины создают непреодолимое препятствие на путях миграции рыб, поднимающихся на нерест. Повышается уровень грунтовых вод. Застаивается вода (загрязняется, цветёт).

 

Воздушная оболочка земли

Чистота атмосферы, вредные выбросы.

 

Плавание судов

Нефтеперевозки. Чистота воды.

8

Примеры теплопередачи в природе и технике

Тепловое загрязнение.

 

Энергия топлива

Выбросы в атмосферу. Парниковый эффект.

 

Испарение

Испарение аммиака, формальдегидов, бензина.

 

Двигатель внутреннего сгорания

Различные выбросы в атмосферу шум, вибрация, разрушение почвы.

 

Паровая турбина

Выбросы, вибрация.

 

Электризация веществ

Электризация одежды, ковров, линолеумов. Статическое электричество.

 

Источники электрического тока

Выделение вредных газов из аккумуляторов.

 

Действия электрического тока

Вредные действия тока на живой организм.

 

Магнитное поле

Вредное действие магнитного поля.

 

Электрический двигатель

Вибрация, шум, магнитное поле.

8

Источники света

Вредное действие мощного или высокочастотного света на глаза.

 

Глаз

Вредное действие на глаза химических веществ, ультрафиолетового излучения.

9

Резонанс

Вредность вибрации.

 

Источники звука, звуковые колебания

Вредность шума.

 

Ультразвук и инфразвук

Действие инфразвука на человеческий организм.

 

Электромагнитное поле

Вредное действие электромагнитных полей на организм.

 

Радиоактивность

Вредность радиоактивности.

 

Ядерный реактор. Атомная энергетика

Радиоактивные выбросы.

Экологические таблицы по физике.

Для ознакомления учащихся с конкретными экологическими сведениями можно изготовить следующие таблицы. Экологические таблицы и дополнительные материалы к ним можно использовать фрагментарно при изучении той или иной темы курса физики, а также на специально организованных занятиях, посвященных вопросам экологии или при повторении учебного материала.

Таблица 1

Антропогенное воздействие на окружающую среду

Антропогенное воздействие

Результат

Следствия

Сжигание угля и нефти

Накопление в атмосфере СО, парниковый эффект.

Потепление климата, повышение влажности (в районах выше 45° широты), усиление процесса опустынивания земли (ниже 45° широты).

Выброс в атмосферу фреонов

Фреоны, попавшие в атмосферу, под действием УФ-излучения Солнца разлагаются, при этом освобождается хлор, служащий катализатором разложения озона.

Разрушение озонового слоя в атмосфере Земли.

Ядерные взрывы. Производство атомной энергии.

Реактивные загрязнения, изменение электропроводности воздуха вследствие его ионизации.

Изменение электрического заряда Земли, изменение её магнитного поля; возникновение гроз без молний (снижают концентрацию озона в атмосфере).

Вырубка лесов

Уменьшение концентрации кислорода в атмосфере.

“Кислородный голод”.

Мелиорация почвы

Засоление почвы

Снижение урожайности.

“Мой дом – моя крепость”, – гласит популярная английская пословица. В своем доме каждый человек должен быть уверенным в том, что ничто не угрожает его здоровью. Однако для этого надо знать, какие именно могут возникнуть опасности и как их избежать. Краткие сведения об этом приведены в таблице 2.

Таблица 2.

Физика и экология жилища.

Фактор опасности

Опасное действие

Как оно возникает

Как уменьшить (избежать) это действие

Радон

Повышенная радиация

Радон просачивается в помещение вместе с воздухом из грунта.

Герметизация полов, вентиляция подпола и проветривание комнат.

Радиоактивность стройматериалов.

Повышенная радиация

Стройматериалы (особенно вулканического происхождения – гранит пемза, туф) содержат радиоактивные породы.

Не допускать использования радиоактивных стройматериалов, контролировать уровень радиации в помещениях.

Бытовой уголь (для отопления и приготовления пищи.)

Радиация золы и дыма

Уголь содержит радиоактивные примеси

Контролировать Радиоактивность угля.

Электромагнитные волны

Ухудшение здоровья человека.

Их излучают линии электропередач, электропроводка, радио–телеаппаратура

Не строить дома ближе сотен метров от ЛЭП, ограничивать время работы радио– теле– устройств, стараться не быть в непосредственности близости от них..

Питьевая вода.

Попадание в организм примесей твердых частиц, растворенных вредных веществ.

Загрязнение источников кислотными дождями, промышленными стоками.

Использовать фильтры для очистки воды.

Акустический фон.

Ухудшение здоровья в случае превышения шумового фона на 20–30 дБ и наличия в нем инфра – и ультразвуков

Вследствие работы  транспортных магистралей промышленных предприятий. Громкого звучания музыки и т.п.

Установка третьего стекла в окнах или шумоизолирующих стеклопакетов.

Уничтожение бытовых источников шума (например “гудения” труб и кранов). Тихая речь и музыка.

Литература.

1.А.П.Рыженков. Физика Человек Окружающая среда. Москва «Просвещение» 1996 г.

2.В.А.Волков «Поурочные разработки по физике. Москва «Веко» 2005.

3.Программа по физике.

4.Китанович Б. Ценностные аспекты науки и проблемы экологии.-М.:Мысль,1981.-278 с.

5.Дмитириев А.Д. Экология и здоровье человека. Учебник для 9 класса средней школы. Чебоксары, 1999 г. -174 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по физике «Физика вокруг нас"

Внеклассное мероприятие по физике для 7-х классов с использованием ИКТ. Цель мероприятия : в интересной, игровой форме, с помощью наглядностей и ИКТ обобщить, закрепить знания учащихся, науч...

Элективный курс по физике "Физика вокруг нас"

Курс разработан для учащихся 9-10 классов на 17 часов. В курсе сочетаются теоретические и практические знания....

Семинар – практикум по физике. 11 класс. Защита фантастического проекта. «Физика вокруг нас».

Физика – это удивительная наука! Это наука из наук! Еще из незапамятных времен она всегда держалась на трех китах:- гипотеза- эксперимент- закон.   Сегодня нам предстоит быть свидетелями тог...

Мастер -класс по физике на тему "Физика вокруг нас"

Этот мастер -класс я представляла на конкурсе "Учитель года Мясниковского района - 2015"...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-ЫХ КЛАССОВ Игра «Физика вокруг нас».

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ПО ФИЗИКЕДЛЯ  УЧАЩИХСЯ  7-ЫХ  КЛАССОВИгра «Физика вокруг нас»....

Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов «Физика вокруг нас»

Внеклассное мероприятие по физике для 7-9 классов«Физика вокруг нас».Цель мероприятия: привить интерес к физике, расширение кругозора учащихся с помощью демонстрации занимательных опы...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА ПО ФИЗИКЕ ДЛЯ 8 КЛАССОВ «Физика вокруг нас» НА 2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД

Учебный курс «Физика вокруг нас» для учащихся 8 классов составлен с использованием программы по физике основной общеобразовательной школы. Курс рассчитан на 17 часов в год, 0,5 часа в неде...