Подбор алгоритмов решения задач
материал по физике (10 класс) по теме

В данном материале подобраны алгоритмы решения задач по механике и тепловым явлениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podbor_algoritmov_resheniya_zadach_po_fizike.docx13.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрим алгоритм решения задач по кинематике. Для овладения методом решения кинематических задач учащиеся должны усвоить следующие понятия: что такое система отсчета, скорость, ускорение; уравнения, определяющие зависимость координат и скорости от времени при равномерном и равноускоренном движения. В процессе решения задач необходимо выявить общность в последовательности действий и сформулировать следующий алгоритм решения задач по кинематике:  

-прочитать условие задачи;

-выделить тела, находящиеся в движении, и вид движения;

-кратко записать условие задачи;

-записать основные уравнения кинематики в векторной форме;

-выбрать систему отсчета, это предполагает выбор тела отсчета, начало системы координат, положительного направления осей, момента времени, принимаемого за начальный;

-осуществить перевод уравнений кинематики из векторной формы в скалярную (записать в проекциях на избранные направления координатных осей);

-решить полученную систему уравнений относительно искомых величин в общем виде;

- проверить  размерностью ответ;

-подставить  в решение общего вида заданные значение величин в системе СИ и произвести вычисления;

 Алгоритм решения задач по динамике материальной точки. (Для овладения методом решения задач учащиеся должны усвоить следующее: понятие силы как вектора, имеющего модульное значение, направление и точку приложения; понятие ускорения как вектора; формулировки и физическую сущность трех законов Ньютона; виды сил: силы тяготения, упругости, трения):

-прочитайте условие задачи;

-уясните основной вопрос задачи;

-кратко запишите условие задачи;

-выберите систему отсчета;

- найдите все силы, действующие на тело, и изобразите их на чертеже, определите направление ускорения и изобразите его на чертеже;

-запишите уравнение второго закона Ньютона в векторной форме и перейдите к скалярной записи, заменив все векторы их проекциями на оси координат;

-исходя из физической природы сил, выразите силы через величины, от которых они зависят;

-если в задаче требуется определить положение или скорость точки, то к полученным уравнениям динамики добавьте кинематические уравнения;

-решите полученную систему уравнений относительно искомых величин;

-проверьте правильность решения задачи в общем виде действием над размерностью величин, входящих в формулы;

-подставьте числовые данные в СИ в решение общего вида и произведите вычисления;

-оцените полученный результат решения.

 Алгоритм решения задач по статике. (Для успешного овладения решения задач по статике учащиеся должны усвоить следующие понятия: понятие силы, понятие о сложении сил и равнодействующей, понятие о плече силы и моменте силы, два условия равновесия тела, понятие о центре тяжести тела). Среди задач по статике можно выделить: задачи, в которых используется только первое условие равновесия; задачи, в которых используется только второе условие равновесия; задачи, в которых должны использоваться оба условия равновесия; задачи на нахождение центра тяжести.

-выберите систему отсчета;

-найдите все силы, приложенные к телу, находящемуся в равновесии;

-напишите уравнение, выражающее первое условие равновесия, в векторной форме и перейдите к скалярной записи;

-выберите ось, относительно которой целесообразно определить моменты сил;

-определите плечи сил и напишите уравнение, выражающее второе условие равновесия;

-исходя из природы сил, выразите силы через величины, от которых они зависят, и решите полученную систему уравнений относительно искомых величин.

Алгоритм решения задач на закон сохранения импульса.

-выбрать систему отсчета;

-выделить систему взаимодействующих тел и выяснить, какие силы для нее являются внутренними, а  какие – внешними;

-определить импульсы всех тел системы до и после взаимодействия;

-если в целом система незамкнутая, но сумма проекций сил на одну из осей равна нулю, то следует написать закон сохранения импульса лишь в проекциях на эту ось;

-если внешние силы пренебрежимо малы в сравнении с внутренними, то следует написать закон сохранения суммарного импульса в векторной форме и перейти к скалярной (если на тела системы действуют внешние силы и ими нельзя пренебречь, то следует написать закон изменения импульса в векторной форме и перейти к скалярной).

Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса.

-выделить тела, участвующие в тепловом обмене, и определите         процессы, в которых участвует каждое тело;

-записать уравнение теплового баланса в общем виде (Q¹±Q²=0);

-записать уравнение теплового баланса(для конкретных тел и заданных для них процессов);

-решить полученные уравнения относительно искомой величины и проверить правильность его решения путем действий с наименованием;

-подставить числовые значения в решение общего вида и произвести вычисления;

-оценить достоверность полученного результата решения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритм решения задач по органической химии

Алгоритм для решения задач на нахождение молекулярной формулы органического вещества...

Мастер-класс " Алгоритмы решения задач по физике"

Полезный материал для работающих с учениками учителей. Разобраны задания из ЕГЭ, которые легко решить с помощью алгоритмов....

Алгоритмы решения задач с помощью систем уравнений

В курсе алгебры 9 класса отводится всего 4 часа на решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Это задачи на движение, совместную работу и задачи с геометрическим содержанием. Для каждого...

Алгоритм решения задач по химии "Выход продукта"

Данная презентация поможет учителю дать основные понятия при решении задач. Ее можно использовать как 8, так и в 9 классе. Был опыт ее использования и в 11 классах.Материал очень четко продуман и педа...

Программно-методический комплекс «Конструктор алгоритмов» как своеобразный алгоритмический «Кубик Рубика», ориентированный на отработку навыка составления алгоритмов решения задач, развития логического и алгоритмического мышления учащихся (в индивидуа

Многие годы работая учителем информатики, я на собственном опыте убедилась, как тяжело даётся детям навык и умение логически мыслить, создавая алгоритмы решения различных задач (и не только на уроке и...

Алгоритмы. Разработка алгоритма решения задачи

План – конспект дистанционного урока по теме «Алгоритмы. Разработка алгоритма решения задачи»...

Алгоритм решения задач по физике 7кл с примерами решения задач.

Всегда хотелось найти универсальный способ решения задач, но, наверное, его просто не существует. Однако  можно составить рекомендации для решения отдельных групп задач. В предлагаемом материале ...


 

Комментарии

Некрасов Александр Григорьевич

Неплохо бы подкрепить примерами. Коллегам понятно, что Вы хотели сказать, а вот некоторым читателям, в частности, ученикам, думаю будет не очень понятно. Извините.

Александр Григорьевич! Спасибо за внимание к моему материалу.В ближайшее время рассмотрим примеры решения задач с использованием алгоритмов.С уважением В.М.

Александр Григорьевич! Спасибо за внимание к моему материалу.В ближайшее время рассмотрим примеры решения задач с использованием алгоритмов.С уважением В.М.