Модель ролевой игры «Слет специалистов оптики» (9 класс)
методическая разработка (физика, 9 класс) по теме
Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению материала по теме «Оптические явления в природе».
Задачи игры:
образовательные: обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений (радуга, мираж, гало, глории, нимбы, голубое небо, красное солнце, зеленый луч, сумерки);
способствовать формированию:
§ коммуникативной культуры;
§ информационной культуры;
§ навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;
научить:
§ выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;
развить:
§ критическое мышление
§ развитие умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами
Опорные знания: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды; явление полного внутреннего отражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модель ролевой игры "Слет специалистов оптики".doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Региональный конкурс
методических разработок внеклассных мероприятий
по физике, химии, биологии и экологии
«Педагогический фейерверк»,
посвященный Всероссийскому «Году учителя»
Модель ролевой игры «Слет специалистов оптики» (9 класс)
Да, путь познания не гладок
Но знаем мы со школьных лет
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет.
Цель игры: вовлечение обучающихся в работу по изучению материала по теме «Оптические явления в природе».
Задачи игры:
образовательные: обобщить знания обучающихся по оптическим явлениям посредством выявления физической сущности природных оптических явлений (радуга, мираж, гало, глории, нимбы, голубое небо, красное солнце, зеленый луч, сумерки);
способствовать формированию:
- коммуникативной культуры;
- информационной культуры;
- навыков учебно-исследовательской, проектной деятельности школьников;
научить:
- выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы;
развить:
- критическое мышление
- развитие умения презентовать и защищать свою работу перед оппонентами
Опорные знания: законы отражения, преломления, прямолинейного распространения света; понятие о дисперсии света, спектре, оптической плотности среды; явление полного внутреннего отражения.
Организационный замысел: класс делится на две группы: группа по изучению оптических явлений и группа «журналистов» известных научно-популярных изданий «Квант», «Наука и жизнь», «Вокруг света», и т.д. Тема «Загадочные оптические явления» изучается группой специалистов, однако каждое из них недостаточно знакомо с выводами и методами исследований своих коллег.
Задача участников слета: 1) изучить оптическое явление и ознакомить всех с вопросами, которые разрабатывались в данной группе (НИИ, лаборатории, научном коллективе). 2) подготовить интересные вопросы для проведения пресс-конференции.
Средства, дидактические материалы: мультимедийная установка, репродукции картин А.К. Саврасова, П.В. Кузнецова, А.И. Куинджи, И.А. Айвазовского и др., презентации учеников, оборудование для проведения эксперимента (по наличию в школьной лаборатории)
План слета специалистов: (вывешивается заранее в кабинете)
- Сообщение специалистов:
1. Радуга.
2. Миражи.
3. Гало, глории, нимбы.
4. Голубое небо и красное солнце.
5. Зеленый луч.
6. Сумерки.
- Пресс-конференция специалистов по загадочным оптическим явлениям.
Подготовка к мероприятию. Обучающиеся выбирают тему (в данном случае «Загадочные оптические явления») и роли. Тему разбивают на подтемы так, чтобы их число соответствовало числу групп «специалистов» в классе:
1. Радуга.
2. Миражи.
3. Гало, глории, нимбы.
4. Голубое небо и красное солнце.
5. Зеленый луч.
6. Сумерки.
Для каждой группы составляется информационная карта (в ней - название подтемы, перечень вопросов, которые нужно раскрыть, и список литературы), а также карточку демонстратора (там - название подтемы, список опытов, которые требуется осуществить, и указания, где они описаны). Готовят также наборы книг и пособия по физическому эксперименту, презентации в программе Power Point. Поясню на примере информационной карты по изучению явления миражи.
Название подтемы: Оптическое явление «Миражи»
План изучения явления:
- изучить теоретические основы явления;
- аргументировано объяснить оптическое явление;
- экспериментально смоделировать в нашей школьной лаборатории возможность наблюдения.
Рекомендуемая литература:
1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.
2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.
В карточке демонстратора по этой подтеме после ее названия стоит: 1) наблюдения явления мираж в школьной лаборатории. Лит.: Демонстрационный эксперимент по физике в старших классах средней школы.-М., 1967.-Ч. I .-С. 342- 343.
Ход урока.
На доске - план изучения нового материала, каждый пункт которого соответствует вопросам, предложенным группам, эпиграф. Основная часть урока - доклады специалистов. В качестве докладчиков выступают либо по очереди все члены группы, излагая каждый свою часть, либо ее представитель, который суммирует сказанное коллегами, а остальные дополняют сообщение. Все участники слета конспективно записывают в тетрадях доклады, задают вопросы, уточняют сведения.
Для успеха мероприятия, который рассчитан на 2 учебных часа, очень важно выдержать регламент:
1. вступительное слово учителя -5 мин,
2. выступления группы – для каждой группы 10 мин,
3. прения -5 мин. после выступления каждой группы,
4. подведение итогов - 5 мин.
Литература:
1. Элементарный учебник физики: Ландсберг Г.С. – Учебное пособие в 3-х т. Т. III. Колебания и волны. Оптика. Атомная и ядерная физика. – 10-е изд., перераб.- М.: Наука. Главная редакция физико-математической литературы, 1986.– 656 с., ил.
2. Перельман Я.И. – Занимательная физика – Изд. 12-е, «Наука», главная редакция физико-математической литературы – Москва 1976.
3. Комисарова О.В. Слет специалистов оптики,- Физика в школе, 2002, № 1
4. Проклова В.Ю. Оптические явления в природе, - Первое сентября. Физика, 2005, № 2
Web-сайты: www.log-in.ru/articles/486/
awesta.kosmopoisk.org/ksion.htm
dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/305682
www.avialine.com/country/6/articles/127/476/1160/0/2036.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления
Тема урока: Слет специалистов оптики: загадочные оптические явления. Предмет:...
Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка.
Статья на тему "Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка"...
Урок - ролевая игра Суд над Интернетом 11 класс
Обобщающий урок по теме "Компьютерные технологии" в 11 классе. Суд над Интернетом....
Урок-игра по теме: "Оптика" 8 класс
Вашему вниманию предлагается обобщающий урок по теме:"Оптика", рекомендованный для проведения в 8 классе. Целями урока является развитие творческих способностей у учащихся, работа в команде и индивиду...
Ролевая игра "Математик - бизнесмен" 7 - 8 класс
1.Современное постиндустриальное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане могли самостоятельно и активно действовать, принимать решения и адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. П...
Поваренная соль (Ролевая игра для учащихся 7-8 классов)
Каждый учебный год в нашей школе проводится декада химии, где организуются внеклассные, внешкольные мероприятия. Учитывая возрастные особенности, в 7-8 классах организуем ознакомление с известными, но...
Ролевые игры на уроках в младших классах с изучением английского языка.
Организация общения в рамках ролевой игры для формирования иноязычного общения в реальных условиях учебного процесса....