"Закон сохранения и превращения полной механической энергии"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме
Урок обобщения и повторения с использованием компьютерных технологий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshcheniya_i_povtoreniya_s_ispolzovaniem_kompyuternyh_tehnologii_po_teme.doc | 23 КБ |
pril1.ppt | 957 КБ |
pril2.ppt | 1003 КБ |
pril3.ppt | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и повторения с использованием компьютерных технологий по теме: "Закон сохранения и превращения полной механической энергии"
Задачи урока:
- Повторить и обобщить теоретические знания по теме урока.
- Закрепить навыки по применению закона при решении задач.
- Показать универсальность закона на примере раздела физики “Гидродинамика”.
- Показать применение закона при конструировании игрушек.
План урока:
- Вступительное слово учителя.
- Историческая справка об истории открытия закона.
- Фронтальный опрос по теме и создание обобщающей таблицы с помощью компьютера.
- Постановка и объяснение опытов.
- Презентация темы “Гидродинамика”.
- Решение задачи у доски и тестирование на компьютере.
- Презентация игрушек: банка-бумеранг и заводной механический робот.
- Проверка выполнения тестовых заданий и подведение итогов урока.
Ход урока
1. Вступительное слово учителя
В “Британской энциклопедии” 1771г. записано: “Энергия - слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего-либо…”. О законе сохранении энергии мы сегодня поговорим на уроке.
2. Историческая справка (готовят ученики)
Майер Юлиус Роберт (1814 -1874гг.) – немецкий врач, независимо от других сформулировал закон сохранения энергии. В статье, опубликованной в 1842 году, Майер ясно утверждает, что существует определенная связь между высотой, с которой подает некая масса, и выделившимся при ударе о землю некоторого количества теплоты. Майер попытался также вычислить механический эквивалент теплоты.
Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд Фон (31.08.1821 - 08.09.1894гг.) - один из величайших учёных XIX века. В 1847 году он опубликовал классическую работу “О сохранении энергии”, где изложил философские и физические основания закона сохранения и превращения энергии и дал его математическую формулировку. Работа вызвала большой шум в научных кругах. Аналогичные идеи были выдвинуты рядом других ученых, однако Гельмгольцу принадлежит наиболее четкая формулировка важнейшего закона.
3. Фронтальный опрос
- Какими видами энергии обладает макроскопическое тело?
- Какие тела обладают потенциальной энергией?
- Из каких теорем получаем формулы для потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела?
- Физический смысл потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела.
- Какие тела обладают кинетической энергией?
- Из какой теоремы получаем формулу кинетической энергии?
- Каков физический смысл кинетической энергии тела?
- Что мы понимаем под полной механической энергией?
- Сформулируйте закон сохранения и превращения полной механической энергии тела.
- Границы применимости закона сохранения энергии.
В ходе опроса на экране появляется схема, позволяющая обобщить знания по теме.(Приложение1)
4. Демонстрационные опыты:
- Пружинный и математический маятники.
- Система: пружина, нить, груз.
- Два пластилиновых шарика на нитях.
В ходе демонстрации дети объясняют: какие превращения энергии происходят в каждом случае.
5. Закон превращения и сохранения энергии лежит в основе Уравнения Бернулли - основного уравнения гидродинамики – раздела физики.
Презентацию темы “Гидродинамика” представляет ученица, которая ее подготовила.
( Приложение2)
6. Решение задачи
Шайба, брошенная с горизонтальной скоростью 25 м/с, скользя по поверхности, поднимается на горку высотой 15 м, вершина которой плоская. После чего шайба соскальзывает в воздух. Чему равна дальность полета шайбы в воздухе? Силу трения шайбы о поверхность не учитывать.
После решения задачи у доски детям предлагаю выполнить итоговый тест за компьютерами.
Текст теста смотри ( Приложение3).
7. Презентация игрушек
- Банка – бумеранг (изготовлена и представлена учеником): в пустой банке из под кофе пропускается резинка с грузом по середине. Действие игрушки основано на превращении потенциальной энергии резинки в кинетическую энергию вращательного движения банки.
- Заводной робот работает по тому же принципу.
8. Проверка тестовых заданий
Проводится на большом экране. В ходе проверки выясняем, что ключевым словом теста является слово “ЗАКОН” , т. е. то, что было темой урока. Еще раз формулируем закон сохранения и превращения энергии и подводим итоги урока. На этом урок завершается, учитель благодарит детей за работу на уроке.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Опыт с окрашенной струей жидкости. Гидродинамика – раздел физики, изучающий движение жидкостей и газов, а также движение твердых тел в жидкостях и в газах. Основные понятия: 1. Линия тока- траектория движения частицы жидкости. 2. Трубка тока- часть потока жидкости , ограниченная линиями тока. Линия тока Трубка тока V Линия тока
S 1 m 1 l V 1 m 2 S 2 V 2 Жидкость несжимаема: сколько жидкости втекает через S1 за определенное время, столько же и вытекает за то же время через S2 . Условие неразрывности струи: Свойства жидкости
Уравнение Бернулли Сумма давлений и плотностей кинетической и потенциальной энергии при стационарном течении несжимаемой жидкости одинакова.
По закону сохранения энергии: А=Е 2 -Е 1. Следовательно, данное выра-жение равносильно уравнению Бернулли.
*Замечание! Плотность потенциальной энергии: Плотность кинетической энергии:
2) 1) Формула Торричелли Трубка Пито 1)Манометр Торричелли 2)Трубка Пито
Подъемная сила крыла создает аэродинамическую силу, направленную перпендикулярно крылу , если самолет взлетает, -сила лобового сопротивления (двигатель самолета совершает работу по преодолению силы сопротивления)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Закон сохранения механической энергии выполняется: Р. Всегда. В. В любых системах отсчета без учета сил трения. З. В инерциальных системах отсчета без учета сил трения. Г. В инерциальных системах отсчета при наличии сил сопротивления.
2. Шар массой 0,2 кг брошен со скоростью 5 м/с. Определите энергию шара. П. Кинетическая энергия равна 25 Дж. О. Потенциальная энергия равна 2,5Дж. Л. Полная механическая энергия равна 25 Дж. А. Кинетическая энергия равна 2,5 Дж.
3. Теорема о потенциальной энергии имеет вид: Ш. А=Ек2-Ек1. С. А=Еп2-Еп1. К. А=Еп1-Еп2. М. А= U2-U1 .
4. Тело бросили под углом к горизонту с начальной скоростью 20 м/с.Найти его скорость на Высоте 10 м. Н. 41 м/с. О. 14 м/с Я. 0,14 м/с. Ф. 0,41 м/с
5. Два тела одинаковой массы движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями. Определите количество теплоты, выделившееся при неупругом ударе. Е. Q=2mV 2 З. Q=mV 2 / 2 Н. Q=mV 2 А. Q=4mV 2
Вы прошли тестирование. Поздравляю!
Ключевое слово: ЗАКОН. В инерциальных системах отсчета без учета сил трения. Кинетическая энергия равна 2,5 Дж. А=Еп1-Еп2. 14 м/с. Q=mV 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». 8 класс.
Конспект урока разработан с учетом интегрального и деференциального стиля мышления учащихся, по модульной технологии. Цель урока: осознать закон сохранения энергии, наблюдать переход энергии от о...
Презентация к уроку физики по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии"
Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако...
Конспект урока «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»
Как сказал философ (Хевеши) «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Надеюсь, что к концу урока будет нам и счастье и г...
Презентация по теме Энергия. Закон сохранения полной механической энергии
для учащихся 7, 9, 10 классов...
План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»
В рамках дистанционного обучения возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....
Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.
В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...
Презентация по физике _Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах урок по физике 8 класс
Презентация по физике _Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах_...