"Закон сохранения и превращения полной механической энергии"
методическая разработка по физике (9 класс) по теме

Урок обобщения и повторения с использованием компьютерных технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Урок обобщения и повторения с использованием компьютерных технологий по теме: "Закон сохранения и превращения полной механической энергии"

Задачи урока:

  1. Повторить и обобщить теоретические знания по теме урока.
  2. Закрепить навыки по применению закона при решении задач.
  3. Показать универсальность закона на примере раздела физики “Гидродинамика”.
  4. Показать применение закона при конструировании игрушек.

План урока: 

  1. Вступительное слово учителя.
  2. Историческая справка об истории открытия закона.
  3. Фронтальный опрос по теме и создание обобщающей таблицы с помощью компьютера.
  4. Постановка и объяснение опытов.
  5. Презентация темы “Гидродинамика”.
  6. Решение задачи у доски и тестирование на компьютере.
  7. Презентация игрушек: банка-бумеранг и заводной механический робот.
  8. Проверка выполнения тестовых заданий и подведение итогов урока.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

В “Британской энциклопедии” 1771г. записано: “Энергия - слово греческого происхождения, означает могущество, достоинство или действенность чего-либо…”. О законе сохранении энергии мы сегодня поговорим на уроке.

2. Историческая справка (готовят ученики)

Майер Юлиус Роберт (1814 -1874гг.) – немецкий врач, независимо от других сформулировал закон сохранения энергии. В статье, опубликованной в 1842 году, Майер ясно утверждает, что существует определенная связь между высотой, с которой подает некая масса, и выделившимся при ударе о землю некоторого количества теплоты. Майер попытался также вычислить механический эквивалент теплоты.

Гельмгольц Герман Людвиг Фердинанд Фон (31.08.1821 - 08.09.1894гг.) - один из величайших учёных XIX века. В 1847 году он опубликовал классическую работу “О сохранении энергии”, где изложил философские и физические основания закона сохранения и превращения энергии и дал его математическую формулировку. Работа вызвала большой шум в научных кругах. Аналогичные идеи были выдвинуты рядом других ученых, однако Гельмгольцу принадлежит наиболее четкая формулировка важнейшего закона.

3. Фронтальный опрос 

  1. Какими видами энергии обладает макроскопическое тело?
  2. Какие тела обладают потенциальной энергией?
  3. Из каких теорем получаем формулы для потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела?
  4. Физический смысл потенциальной энергии тела поднятого над землей и упругодеформированного тела.
  5. Какие тела обладают кинетической энергией?
  6. Из какой теоремы получаем формулу кинетической энергии?
  7. Каков физический смысл кинетической энергии тела?
  8. Что мы понимаем под полной механической энергией?
  9. Сформулируйте закон сохранения и превращения полной механической энергии тела.
  10. Границы применимости закона сохранения энергии.

В ходе опроса на экране появляется схема, позволяющая обобщить знания по теме.(Приложение1)

4. Демонстрационные опыты: 

  1. Пружинный и математический маятники.
  2. Система: пружина, нить, груз.
  3. Два пластилиновых шарика на нитях.

В ходе демонстрации дети объясняют: какие превращения энергии происходят в каждом случае.

5. Закон превращения и сохранения энергии лежит в основе Уравнения Бернулли - основного уравнения гидродинамики – раздела физики.

Презентацию темы “Гидродинамика” представляет ученица, которая ее подготовила.

( Приложение2)

6. Решение задачи

Шайба, брошенная с горизонтальной скоростью 25 м/с, скользя по поверхности, поднимается на горку высотой 15 м, вершина которой плоская. После чего шайба соскальзывает в воздух. Чему равна дальность полета шайбы в воздухе? Силу трения шайбы о поверхность не учитывать.

После решения задачи у доски детям предлагаю выполнить итоговый тест за компьютерами.

Текст теста смотри ( Приложение3).

7. Презентация игрушек 

  1. Банка – бумеранг (изготовлена и представлена учеником): в пустой банке из под кофе пропускается резинка с грузом по середине. Действие игрушки основано на превращении потенциальной энергии резинки в кинетическую энергию вращательного движения банки.
  2. Заводной робот работает по тому же принципу.

8. Проверка тестовых заданий

Проводится на большом экране. В ходе проверки выясняем, что ключевым словом теста является слово “ЗАКОН” , т. е. то, что было темой урока. Еще раз формулируем закон сохранения и превращения энергии и подводим итоги урока. На этом урок завершается, учитель благодарит детей за работу на уроке.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Гидродинамика

Слайд 2

Опыт с окрашенной струей жидкости. Гидродинамика – раздел физики, изучающий движение жидкостей и газов, а также движение твердых тел в жидкостях и в газах. Основные понятия: 1. Линия тока- траектория движения частицы жидкости. 2. Трубка тока- часть потока жидкости , ограниченная линиями тока. Линия тока Трубка тока V Линия тока

Слайд 3

S 1 m 1 l V 1 m 2 S 2 V 2 Жидкость несжимаема: сколько жидкости втекает через S1 за определенное время, столько же и вытекает за то же время через S2 . Условие неразрывности струи: Свойства жидкости

Слайд 4

Уравнение Бернулли Сумма давлений и плотностей кинетической и потенциальной энергии при стационарном течении несжимаемой жидкости одинакова.

Слайд 5

По закону сохранения энергии: А=Е 2 -Е 1. Следовательно, данное выра-жение равносильно уравнению Бернулли.

Слайд 6

*Замечание! Плотность потенциальной энергии: Плотность кинетической энергии:

Слайд 7

2) 1) Формула Торричелли Трубка Пито 1)Манометр Торричелли 2)Трубка Пито

Слайд 8

Подъемная сила крыла создает аэродинамическую силу, направленную перпендикулярно крылу , если самолет взлетает, -сила лобового сопротивления (двигатель самолета совершает работу по преодолению силы сопротивления)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

итоговый тест закон сохранения механической энергии

Слайд 2

1. Закон сохранения механической энергии выполняется: Р. Всегда. В. В любых системах отсчета без учета сил трения. З. В инерциальных системах отсчета без учета сил трения. Г. В инерциальных системах отсчета при наличии сил сопротивления.

Слайд 3

2. Шар массой 0,2 кг брошен со скоростью 5 м/с. Определите энергию шара. П. Кинетическая энергия равна 25 Дж. О. Потенциальная энергия равна 2,5Дж. Л. Полная механическая энергия равна 25 Дж. А. Кинетическая энергия равна 2,5 Дж.

Слайд 4

3. Теорема о потенциальной энергии имеет вид: Ш. А=Ек2-Ек1. С. А=Еп2-Еп1. К. А=Еп1-Еп2. М. А= U2-U1 .

Слайд 5

4. Тело бросили под углом к горизонту с начальной скоростью 20 м/с.Найти его скорость на Высоте 10 м. Н. 41 м/с. О. 14 м/с Я. 0,14 м/с. Ф. 0,41 м/с

Слайд 6

5. Два тела одинаковой массы движутся навстречу друг другу с одинаковыми скоростями. Определите количество теплоты, выделившееся при неупругом ударе. Е. Q=2mV 2 З. Q=mV 2 / 2 Н. Q=mV 2 А. Q=4mV 2

Слайд 7

Вы прошли тестирование. Поздравляю!

Слайд 8

Ключевое слово: ЗАКОН. В инерциальных системах отсчета без учета сил трения. Кинетическая энергия равна 2,5 Дж. А=Еп1-Еп2. 14 м/с. Q=mV 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах». 8 класс.

Конспект урока разработан с учетом интегрального и деференциального стиля мышления учащихся, по модульной технологии. Цель урока: осознать закон сохранения энергии, наблюдать переход энергии от о...

Презентация к уроку физики по теме "Закон сохранения и превращения механической энергии"

Задачи урока:• Ввести понятие полной механической энергии замкнутой системы.•Добиться усвоения учащимися формулировки закона сохранения энергии, научить школьников записывать уравнение зако...

Конспект урока «Закон сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах»

Как сказал философ (Хевеши) «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока ему не удастся связать воедино разрозненные факты, им наблюдаемые». Надеюсь, что к концу урока будет нам и  счастье и г...

План урока 9 Г класс (четверг) Тема «Полная механическая энергия. Закон сохранения и изменения полной механической энергии. Общефизический закон сохранения энергии»

В рамках дистанционного обучения  возникает необходимость разработки подробного плана занятий для школьников в соответствии со школной программой и поурочным планированием....

Рекомендуемый план урока для обучающихся 9 класса инженерного профиля по теме "Полная механическая энергия. Законы сохранения и изменения полной механической энергии" Урок №81 в соответствии учебным планом.

В рамках дистанционного обучения обучающимся предложен план занятий по отработке решения задач с опрой на видио материалы В.И.Чивелева по решению задач на закон сохранения и изменения механической эне...

Презентация по физике _Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах урок по физике 8 класс

Презентация по физике _Закон сохранения и превращения энергии в тепловых и механических процессах_...