Рабочая программа по физике в 10 классе школы глухих
рабочая программа по физике (10 класс) по теме
Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma._fizika_10klass_2011-2012uchebnyy_god.docx | 81.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ГСОУ школа-интернат г. Вышнего Волочка
«Рассмотрено» на заседании методического объединения школы протокол № _______________ от _______________________ Руководитель МО _________________________ /_________________________/ | «Согласовано» заместитель директора по УВР _______________ /Потемичева А.В./ от ____________________ | «Утверждено» Директор ГСОУ школы-интерната ____________ /Рудаковский И.В./ Приказ № ____________ от ___________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету: физика
10 класс
Составитель: Богданова В.И.
_______________________________
2011 – 2012 учебный год
Физика
10 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена с учетом федерального компонента стандарта основного общего образования по физике и на основе обязательного минимума содержания физического образования для основной школы в соответствии с базисным учебным планом образовательных учреждений. Основой для рабочей программы по физике в 10 классе является примерная программа авторов С.В. Громова, Н.А.Родиной (программы для общеобразовательных учреждений: Физика. Астрономия. 7-11 кл. Сост. Ю.И.Дик, В.А.Коровин. – М.:Дрофа, 2000.с. 37-43). Рабочая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В. Громовым и Н.А. Родиной.
Учебная программа по физике в специальной (коррекционной) школе 1 вида имеет следующие особенности, а именно:
1.В планировании осуществлено перераспределение часов по всем темам курса. Прежде всего это связано с различием в распределении времени преподавания физики I cтупени (см. сравнительную таблицу):
Общеобразовательная (основная) школа | Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа |
7 класс (68 часов, 2часа в неделю) | |
8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) | 8 класс (68 часов, 2 часа в неделю) |
9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) | 9 класс (68 часов, 2 часа в неделю) |
10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) | |
11 класс (102 часа, 3 часа в неделю) |
2.Содержание рабочей программы по физике адаптировано с учетом общего уровня развития учащихся, особенностей и закономерностей обучения детей с нарушенным слухом.
3. Отличительной особенностью тематического планирования является не только увеличение количества часов на изучение всех тем курса физики, но и использование более гибкой структуры уроков, включающих практические работы, индивидуальный опрос учащихся, решение разнообразных задач в целях усиления практической направленности обучения.
4.В рабочей программе, кроме перечня элементов учебной информации, предъявляемой учащимся, содержится перечень демонстраций, лабораторных работ и школьного физического оборудования, необходимого для формирования у глухих школьников умений, указанных в требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы.
5.Обучение физике тесно связано с формированием словесной речи глухих учащихся. Уроки физики обогащают речь учащихся специальной терминологией и фразеологией, а также не специфичным для физики, но необходимым для ее усвоения речевым материалом. Совершенствование педагогического процесса в старших классах при непрерывном развитии словесного общения глухих учащихся требует от учителя:
-специального выделения базовых лексико-грамматических структур для оформления знаний по различным темам курса физики;
-повышения уровня развития речемыслительной деятельности школьников;
-увеличения информативной насыщенности уроков за счет личностно-ориентированного рассмотрения изучаемых явлений.
6.Перечень основного речевого материала, который школьники должны понимать и активно использовать, представлен в тематическом планировании в разделе «Физические термины и типовые фразы».
7.В организации учебного процесса, в выборе методов обучения учитель физики руководствуется системой дидактических принципов: научности, сознательности и активности, доступности, наглядности, прочности, индивидуального подхода и др. При этом, предполагается своеобразие их реализации в школе для глухих детей.
.Учитель физики использует специфические принципы, учитывающие особенности и закономерности обучения детей с нарушенным слухом:
-коррекционной направленности обучения;
-единства обучения основам наук и словесной речи;
-интенсификации речевого общения.
Используемый математический аппарат не выходит за рамки элементарной математики и соответствует уровню математических знаний учащихся данного возраста. Все уравнения записываются в скалярном виде. Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ) и лишь в отдельных случаях допускает к применению такие внесистемные единицы, как миллиметр ртутного столба и киловатт-час.
В задачи обучения физики входят:
- развитие мышления глухих учащихся, формирование у них умений самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;
-овладение школьными знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки; о современной научной картине мира; о широких возможностях применения физических законов в технике и технологии;
- усвоение школьниками идей единства строения материи и неисчерпаемости процесса ее познания, понимание роли практики в познании физических явлений и законов;
- формирование познавательного интереса к физике и технике, развитие творческих способностей, осознанных мотивов учения; подготовка к продолжению образования и сознательному выбору профессии.
Значение физики в школьном образовании определяется ролью физической науки в жизни современного общества, её влиянием на темпы развития научно-технического прогресса.
Изучение физики в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о механических, тепловых, электромагнитных и квантовых явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;
- овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;
- обогащение речи учащихся специальной терминологией и умение самостоятельно использовать речь в связи с освоением физического материала;
- воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;
- применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Программа
10 класс (102 ч, 3ч в неделю)
1. Механические явления (продолжение)
Колебания и волны (27ч)
Механические колебания. Амплитуда, период и частота колебаний. Превращения энергии при колебаниях. свободные и вынужденные колебания. Резонанс. Механические волны. Скорость и длина волны. Сейсмические волны. Звуковые волны. Звук в различных средах. Скорость звука. Громкость звука и высота тона. Эхо. Инфразвук и ультразвук.
Демонстрации
- Опыты, демонстрирующие форму графика колебаний нитяного и пружинного маятников.
- Явление резонанса.
Фронтальная лабораторная работа
Изучение колебаний нитяного маятника.
2. Тепловые явления (61ч).
Внутренняя энергия (33ч).
Тепловое движение. Температура. Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии: совершение работы и теплообмен. Виды теплообмена. Количество теплоты. Удельная теплоемкость. Закон сохранения внутренней энергии. Уравнение теплового баланса.
Демонстрации
1. Явление диффузии.
2. Явление превращения кинетической энергии тела в потенциальную энергию.
3. Опыт, показывающий изменение внутренней энергии тела путем совершения над телом работы (трением).
4. Явление конвекции в жидких и газообразных средах.
5. Явление лучистого теплообмена.
6. Опыт, доказывающий различную удельную теплоемкость веществ.
Фронтальная лабораторная работа.
Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры.
Изменение агрегатных состояний вещества (28ч).
Твердое, жидкое и газообразное состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. Температура плавления. Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Измерение влажности воздуха. Кипение. Температура кипения. Удельная теплота парообразования. Удельная теплота сгорания топлива. Тепловые двигатели. КПД теплового двигателя.
Демонстрации
- Модели кристаллических решеток.
- Наблюдение за процессами испарения, плавления и кристаллизации.
- Набор кристаллических и аморфных тел.
- Наблюдение за процессами плавления и кристаллизации твердых тел.
- Устройство и работа психрометра.
Фронтальная лабораторная работа.
Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определение влажности воздуха.
3 Электрические явления (14ч).
Электризация тел. Два рода зарядов. Взаимодействие заряженных тел. Электроскоп. Проводники и диэлектрики. Делимость электрического заряда. Закон сохранения зарядов.
Строение атомов. Радиоактивность. Строение атомного ядра. Ядерные реакции. Деление и синтез ядер. выделение энергии при ядерных реакциях.
Демонстрации
1. Явление электризации тел.
2. Опыты, подтверждающие существование в природе двух видов зарядов.
3. Опыт, подтверждающий существование веществ – проводников и непроводников электричества.
4. Опыты, объясняющие электризацию тел.
Тематическое планирование уроков физики в 10 классе в 2011 – 2012 учебном году
№ | Раздел программы. Тема урока. | Кол. час. | Дата. | Планируемые результаты обучения | Физические термины и типовые фразы |
I | Тема. Механические явления (продолжение) Колебания и волны (27ч). Основная цель – усвоение учащимися свойств и основных характеристик периодических (колебательных) движений, развитие навыка решения экспериментальных, расчетных и качественных задач по теме. | Обеспечить освоение физической терминологии в рамках каждого тематического раздела курса физики. Развивать словесную речь в аспекте понимания и самостоятельного использования. | |||
Беседа по технике безопасности в физическом кабинете. Механические колебания. | 1 | 02.09.11. | Знать понятие механических колебаний и их характеристики. | Амплитуда, период, частота колебаний. График колебаний, форма графика – синусоида. | |
Задачи на определение характеристик колебательного движения. | 1 | 06.09. 11. | Уметь находить амплитуду, частоту и период колебаний по формулам. | Чтобы найти период колебаний, надо… Чтобы найти частоту колебаний, надо… | |
Задачи на определение характеристик колебательного движения по графику. | 1 | 07.09. 11. | Уметь «читать» графики колебательного движения: определять по графику характеристики колебательного движения. | График описывает колебания с амплитудой…, периодом.., частотой… По горизонтальной оси на графике откладывают время. | |
Превращение энергии при колебаниях. | 1 | 09.09. 11. | Знать причину затухания колебаний маятника. Уметь объяснять превращения энергии при колебаниях. | Затухающие (незатухающие) колебания маятника. Кинетическая и потенциальная энергия. | |
Виды колебаний. | 1 | 13.09. 11. | Знать определение свободных и вынужденных колебаний. Уметь приводить примеры колебаний изученных видов. | Свободные и вынужденные колебания. Жесткость пружины. Ускорение свободного падения. собственная частота колебательной системы. | |
Задачи на расчет периода и частоты свободных колебаний пружинного и нитяного маятников. | 1 | 14.09. 11. | Знать формулы расчета периода и частоты колебаний. Уметь решать соответствующие расчетные задачи. | Положение равновесия маятника, одно полное колебание маятника. Максимальная высота, длина подвеса. | |
Решение задач на определение частоты и периода свободных колебаний. | 1 | 16.09. 11. | Уметь решать задачи на определение характеристик свободных колебаний. | Масса груза. Путь, проходящий маятником за определенное время. Количество колебаний, совершенных маятником за определенное время. | |
Понятие резонанса. | 1 | 20.09. 11. | Знать понятие резонанса, условия его возникновения. | Резонанс. Резонансная кривая. Полезная и вредная роль резонанса. | |
Механические волны. Волны на поверхности жидкости. | 1 | 21.09. 11. | Знать понятие разновидности механических волн – волны на поверхности жидкости. | Возмущения поверхности воды. Силы тяжести и межмолекулярного воздействия. | |
Упругие волны, условия их возникновения. | 1 | 23.09. 11. | Знать определение поперечных и продольных волн. Знать среды, в которых возникают продольные и поперечные волны. | Момент возникновения возмущения, колебания частиц среды, продольные, поперечные волны. | |
Лабораторная работа по теме «Изучение колебаний нитяного маятника». | 1 | 27.09. 11. | Усвоить на практике справедливость теоретических соотношений по периоду колебаний нитяного маятника. | Цена деления измерительной ленты. Секундомер. Длина подвеса. Погрешность вычислений. | |
Анализ результатов лабораторной работы. | 1 | 28.09. 11. | Знать теоретические соотношения по периоду колебаний нитяного маятника. | ||
Скорость и длина волны. | 1 | 30.09. 11. | Знать понятия скорости и длины волны. Знать какие из характеристик волны изменяются при переходе волны из одной среды в другую. | Скорость волны. Длина волны. График волны. Чтобы найти длину волны, надо… | |
Задачи на расчет характеристик волны. | 1 | 04.10.11. | Уметь решать задачи на расчет характеристик волны с помощью изученных формул. | Период колебаний в волне обратно пропорционален частоте. Формула, выражающая связь длины волны с её скоростью и частотой. | |
Задачи на определение характеристик волны с помощью графика. | 1 | 05.10.11. | Уметь «читать» график волны: определять по графику характеристики волны. | График волны. График синусоидальной волны. Расстояние между соседними гребнями. | |
Сейсмические волны. | 1 | 07.10. 11. | Знать определение сейсмических волн. | Сейсмические волны. Сейсмограф. Сейсмическая станция. Регистрация и запись колебаний земной поверхности. | |
Методы изучения внутреннего строения Земли. | 1 | 11.10. 11. | Знать методы изучения Земли, позволяющие установить её внутреннее строение. | Название землетрясения. Сейсмические исследования. Нарушение целостности грунта. интенсивность землетрясений. 12 – бальная шкала. | |
Звуковые волны. | 1 | 12.10. 11. | Знать определение звука. Знать на каких частотах воспринимает звук человеческое ухо. | Звуковая волна. Упругие волны. Тело, колеблющееся со звуковой частотой. | |
Естественные и искусственные источники звука. | 1 | 14.10. 11. | Уметь различать естественные и искусственные источники звука. | Стандартная частота колебаний. Усиление звука. Дисковая сирена. Сжатие и разрежение среды. | |
Звук в различных средах. Звук в газах, жидкостях и твердых телах. | 1 | 18.10. 11. | Знать, отчего зависит скорость распространения звука в газах, жидкостях и твердых телах. | ||
Характеристики звука. | 1 | 19.10. 11. | Знать понятия громкости и высоты звука. Знать единицы громкости звука. | Диапазоны частот. Характер восприятия звука. отражение звука. | |
Инфразвук и ультразвук. | 1 | 21.10. 11. | Знать, что такое ультразвук и инфразвук. Знать области применения ультразвука и инфразвука. | Инфразвук. Ультразвук. Эхолоты и гидролокаторы. | |
Решение задач. Подготовка к контрольной работе. | 1 | 25.10. 11. | Уметь решать типовые задачи по изученной теме. | ||
Контрольная работа по теме «Колебания и волны». | 1 | 26.10. 11. | Усвоить теоретическую и практическую часть темы «Механические колебания и волны». | ||
Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 28.11. 11. | Уметь анализировать изученные законы, делать выводы. | ||
Решение расчетных задач по пройденной теме. | 1 | 01.11. 11. | Уметь использовать изученные формулы при решении расчетных задач. | ||
Решение качественных задач по пройденной теме. | 1 | 02.11. 11. | Уметь решать простейшие качественные задачи по изученной теме. | ||
II | Тема. Тепловые явления (61ч) Внутренняя энергия (33ч). | ||||
Температура. Единицы измерения температуры. | 1 | 15.11. 11. | Знать понятие температуры, единиц измерения. | Температура. Термометр. Тепловое состояние тел. Тепловые явления. | |
Тепловое движение. | 1 | 16.11. 11. | Знать понятие теплового движения. Уметь приводить примеры тепловых явлений. | Тепловое движение. Причина диффузии. Кинетическая энергия частиц тела. Беспорядочное движение частиц тела. | |
Внутренняя энергия. | 1 | 18.11. 11. | Знать понятие внутренней энергии. Уметь описывать опыт, в котором наблюдается изменение одного вида энергии в другой. | Внутренняя энергия. Два вида механической энергии. Энергия молекул. | |
Закон сохранения энергии. | 1 | 22.11. 11. | Знать, в чем заключается закон сохранения энергии, распространенный на тепловые явления. | Полная энергия тел. Сумма механической и внутренней энергий. | |
Способы изменения внутренней энергии. Совершение работы. | 1 | 23.11. 11. | Знать способ изменения внутренней энергии с помощью совершения работы. Уметь приводить примеры увеличения внутренней энергии тела за счет работы. | Способ изменения внутренней энергии тела. Совершение работы. Тело охлаждается (нагревается). | |
Теплообмен. | 1 | 25.11. 11. | Знать понятие теплообмена. Уметь приводить примеры увеличения и уменьшения внутренней энергии тела в результате теплообмена. | Теплообмен. Повышение температуры тела. Тела имеют разную температуру. | |
Понятие количества теплоты. | 1 | 29.11. 11. | Знать, что такое количество теплоты, его обозначение и единицы измерения. | Количество теплоты. Джоуль. Часть внутренней энергии. | |
Виды теплообмена. Теплопроводность. | 1 | 30.11. 11. | Знать понятие теплопроводности. Уметь приводить примеры веществ, имеющих различную теплопроводность. | Теплопроводность. Наибольшая (наименьшая) теплопроводность. | |
Конвекция. | 1 | 02.12. 11. | Знать понятие конвекции. Уметь описывать опыты, подтверждающие то, что жидкости и газы следует нагревать снизу. | Конвекция. Струи (потоки) вещества. Перенос энергии при нагревании жидкости. | |
Лучистый теплообмен. | 1 | 06.12. 11. | Знать определение лучистого теплообмена. Уметь описывать опыт, демонстрирующий передачу энергии с помощью невидимых лучей, испускаемых нагретым телом. | Лучистый теплообмен. Теплоприемник. Тепловое излучение. Электрическая плитка, лампа, земля, тело человека испускают тепловое излучение. | |
Примеры теплообмена в природе и технике. Ветры. Тяга. | 1 | 07.12. 11. | Уметь объяснять природу возникновения ветра. | Конвекционные потоки. Дневной (морской) бриз. Суша прогревается, вода охлаждается. | |
Водяное отопление. | 1 | 09.12. 11. | Знать устройство водяного отопления. Уметь объяснить устройство отопления по рисунку. | Водяное отопление. Жилые помещения. Нагревание воды в системе. Теплоэлектроцентраль. Отопительные приборы (радиаторы). | |
Термос, его устройство. | 1 | 13.12. 11. | Знать устройство термоса. Уметь составить рассказ об устройстве термоса по рисунку. | Термос. Сосуд Дьюара. Хранение жидкостей. Сосуд с двойными стенками. Блестящий металлический слой. | |
Расчет изменения внутренней энергии. | 1 | 14.12. 11. | Знать, что такое изменение внутренней энергии тела, его обозначение. Уметь определять знак изменения внутренней энергии тела. | Изменение внутренней энергии тела. Сумма работы внешних сил. Количество теплоты. Количество теплоты может быть положительным (отрицательным). | |
Задачи на расчет изменения внутренней энергии тела при совершении над ним работы. | 1 | 16.12. 11. | Уметь решать задачи на определение изменения внутренней энергии тела двумя способами. | Если внутренняя энергия тела увеличивается, то… Если внутренняя энергия тела уменьшается, то… | |
Задачи на расчет количества теплоты при изменении внутренней энергии тела. | 1 | 20.12. 11. | Уметь решать задачи на расчет количества теплоты при изменении внутренней энергии с использованием изученных формул. | Количество теплоты, полученное газом. Газ совершил некоторую работу при увеличении внутренней энергии. | |
Удельная теплоемкость некоторых веществ. | 1 | 21.12.11 | Усвоить понятие удельной теплоемкости. Знать обозначение физической величины. Уметь объяснять физический смысл удельной теплоемкости. | Удельная теплоемкость. Количество теплоты, необходимое для нагревания тела. | |
Расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела и выделяемого им при охлаждении. | 1 | 23.12.11. | Уметь приводить примеры, показывающие, что количество теплоты, получаемое телом при нагревании, зависит от его массы и изменения температуры. Знать формулу расчета количества теплоты. | Количество теплоты зависит от рода вещества, от массы тела, от изменения температуры тела. | |
Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | 1 | 27.12.11 | Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | ||
Задачи на расчет количества теплоты, выделяемого при охлаждении тела. | 1 | 28.12.11. | Уметь решать типовые задачи на определение количества теплоты, выделяемого при охлаждении тела. | ||
Контрольная работа по теме «Внутренняя энергия» | 1 | 30.12.11. | Усвоить теоретический и практический материал темы. | ||
Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 17.01.12 | |||
Закон сохранения внутренней энергии и уравнение теплового баланса. | 1 | 18.01.12 | Усвоить формулировку закона сохранения внутренней энергии. Знать уравнение теплового баланса. | Уравнение теплового баланса. Калориметр. Более (менее) горячее тело. Изолированная система. | |
Задачи с использованием уравнения теплового баланса. | 1 | 20.01.12. | Уметь решать задачи на применение уравнения теплового баланса. | Количество теплоты необходимо передать телу для изменения температуры от…до… | |
Решение задач с применением уравнения теплового баланса. | 1 | 24.01.12. | Усвоить алгоритм решения задач на применение уравнения теплового баланса. | ||
Лабораторная работа по теме «Сравнение количества теплоты при смешивании воды разной температуры». | 1 | 25.01.12. | Уметь выполнять проверку закона сохранения тепловой энергии в замкнутой системе. Уметь делать выводы по работе о причинах, которые приводят к нарушению равенства Qотд = Qпол | Цена деления прибора. Измерительный цилиндр. Термометр. Калориметр. Масса горячей воды. Начальная температура горячей воды. | |
Анализ результатов лабораторной работы. | 1 | 27.01.12. | |||
Решение задач на определение массы нагреваемого тела. | 1 | 31.01.12. | Усвоить алгоритм решения задач на определение массы нагреваемого тела. | ||
Задачи на расчет конечной температуры, на которую нагревают тело. | 1 | 01.02.12. | Знать основное выражение для расчета количества теплоты при теплообмене и применять его при решении задач. | Начальная температура тела. Конечная температура тела. Разность температур. Удельная теплоемкость вещества. | |
Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | 1 | 03.02.12. | Усвоить алгоритм решения задач на определение количества теплоты, необходимого для нагревания тела. | Количество теплоты. Нагреваемое тело. Удельная теплоемкость вещества. | |
Задачи на определение количества теплоты, выделяемого при охлаждении тела. | 1 | 07.02.12. | Усвоить содержание и смысл изученных соотношений, правильно использовать их при решении задач. | Чтобы найти количество теплоты, необходимое для нагревания тела, надо … | |
Повторение и обобщение пройденного материала. Самостоятельная работа. | 1 | 08.02. 12. | Усвоить основные теоретические положения изученной темы. Знать формулы для расчета изученных физических величин. | Чтобы найти количество теплоты , выделяемое телом при охлаждении, надо … | |
Тестирование по теме «Внутренняя энергия». | 1 | 10.02. 12. | |||
III | Тема. Тепловые явления. Изменение агрегатных состояний вещества (28ч). | ||||
Три агрегатных состояния вещества. | 1 | 14.02. 12. | Усвоить физические особенности в строении и свойствах различных веществ. | Атомы и молекулы. Три агрегатных состояния вещества: твердое, жидкое, газообразное. Положение молекул упорядочено. Молекулы легко перемещаются. | |
Процессы перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое. | 1 | 15.02. 12. | Знать название процессов перехода вещества из одного состояния в другое. | Одинаковые массы тел. Одинаковые температуры тел. Внутренняя энергия тел различна. | |
Процесс плавления вещества. | 1 | 17.02. 12. | Понимать суть теплового явления – плавления. Знать особенности в поведении вещества при плавлении. | Внутренняя энергия пара. Конденсация. Температура плавления. | |
Процесс отвердевания вещества. | 1 | 21.02. 12. | Понимать смысл процесса отвердевания. Усвоить особенности поведения вещества при кристаллизации. | Отвердевание. Кристаллизация. Температура кристаллизации вещества. Тело отдает тепло в окружающую среду. | |
График зависимости температуры вещества от времени при плавлении и кристаллизации. | 1 | 22.02. 12. | Уметь различать и описывать графики прямого процесса (плавления) и обратного процесса (отвердевания) изменения состояния веществ. | Из графика видно, что температура, при которой тело превращается в …, совпадает с температурой, при которой тело превращается в … | |
Построение графиков зависимости температуры вещества от времени при плавлении и кристаллизации веществ. | 1 | 24.02. 12. | Уметь «читать» графики : описывать процессы, происходящие с веществом в отрезке времени, соответствующие различным участкам графиков. | На рисунке изображен график прямого (обратного процесса). Участок АВ графика описывает нагревание тела от …до ….Средняя кинетическая энергия молекул тела увеличивается и температура тела повышается. | |
Задачи на описание процесса, происходящего с веществом по заданному графику. | 1 | 28.02. 12. | Усвоить особенности графиков прямого и обратного процессов и использовать их при описании процессов, изображенных на графике. | При плавлении тело получает энергию. При кристаллизации вещество отдает тепло в окружающую среду. | |
Количество теплоты, необходимое для плавления тела и выделяющееся при его кристаллизации. Удельная теплота плавления. | 1 | 29.02.12. | Усвоить определение удельной теплоты плавления тела и формулу вычисления количества теплоты, необходимого для плавления тела. Понимать физический смысл удельной теплоты плавления. | Удельная теплота плавления. Удельная теплота плавления измеряется в джоулях на килограмм и обозначается греческой буквой ламбда. | |
Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для плавления вещества. | 1 | 02.03.12. | Уметь решать задачи на расчет количества теплоты, необходимого для плавления вещества, с использованием соответствующей формулы. | Чтобы найти количество теплоты, необходимое для плавления кристаллического тела произвольной массы, надо… | |
Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для отвердевания вещества. | 1 | 06.03.12. | Знать формулу расчета количества теплоты, выделяющегося при кристаллизации вещества, и применять её в решении задач. | ||
Испарение. | 1 | 07.03.12. | Знать два вида парообразования, существующих в природе. Усвоить определение испарения. | Испарение. Парообразование. Свободная поверхность жидкости. Температура испаряющейся жидкости. Жидкость охлаждается. | |
Конденсация. | 1 | 09.03. 12. | Знать, что такое конденсация. Усвоить причины возникновения конденсации. | Конденсация. Образование облаков. Следствием конденсации являются дождь и роса. При конденсации происходит выделение количества теплоты в окружающую среду. | |
Лабораторная работа по теме «Наблюдение за охлаждением воды при её испарении и определение влажности воздуха». | 1 | 13.03. 12. | Уметь проводить наблюдение за охлаждением воды при её испарении. Знать понятие влажности воздуха и уметь её определять на практике. Приобрести практический навык работы с физическими приборами. | Охлаждение воды. Влажность воздуха. Психрометр. Психрометрическая таблица. | |
Кипение. Температура кипения некоторых веществ. | 1 | 14.03. 12. | Знать физические особенности кипения. Уметь объяснять процесс кипения на основании молекулярно-кинетической теории. | Кипение. Температура кипения. Температура кипения при пониженном давлении. Различие в температурах кипения разных веществ. | |
Задачи на построение примерных графиков зависимости температуры вещества от времени при парообразовании. | 1 | 16.03. 12. | Уметь решать задачи на построение примерных графиков зависимости температуры вещества от времени при парообразовании. | Вода нагревается от… до…(участок АВ). Затем вода кипит (участок ВС). При этом она переходит в пар и её температура остается постоянной. | |
Удельная теплота парообразования. | 1 | 20.03. 12. | Знать понятие удельной теплоты парообразования. Усвоить обозначение и единицы измерения этой физической величины. | Удельная теплота парообразования. Единицей измерения является джоуль на килограмм. | |
Количество теплоты, необходимое для парообразования. | 1 | 21.03.12. | Уметь находить количество теплоты, которое идет на превращение жидкости в пар, при заданном значении удельной теплоты парообразования. | Чтобы найти количество теплоты, необходимое для превращения в пар жидкости произвольной массы, надо… | |
Количество теплоты, выделяющееся при конденсации. | 1 | 23.03.12. | Усвоить формулу вычисления количества теплоты, которое выделяется при конденсации. | Знак «-» в формуле указывает на то, что вещество отдает тепло. При этом пар превращается в жидкость. | |
Задачи на расчет количества теплоты, необходимого для парообразования. | 1 | 03.04.12. | Уметь использовать формулу расчета количества теплоты парообразования при решении задач. | ||
Задачи на расчет количества теплоты, выделяющегося при конденсации. | 1 | 04.04. 12. | Приобрести навык в решении задач на вычисление количества теплоты, выделяющегося при конденсации. | ||
Количество теплоты, выделяющееся при сгорании топлива. | 1 | 06.04. 12. | Знать физические основы горения вещества. Понимать физический смысл удельной теплоты сгорания топлива. | Виды топлива. Процесс горения. Удельная теплота сгорания. | |
Задачи на определение количества теплоты, выделяющегося при полном сгорании топлива. | 1 | 10.04. 12. | Приобрести навык расчета количества теплоты при сгорании топлива. | Чтобы найти количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании топлива произвольной массы, надо… | |
Задачи на расчет массы сгоревшего топлива. | 1 | 11.04. 12. | Уметь определять массу сгоревшего топлива с использованием основной формулы. | Чтобы найти массу сгоревшего топлива, надо… | |
Тепловые двигатели. | 1 | 13.04. 12. | Усвоить применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях. | Тепловой двигатель. Виды тепловых двигателей. Устройство и принцип работы паровой турбины. | |
Коэффициент полезного действия теплового двигателя. | 1 | 17.04. 12. | Понимать физический смысл коэффициента полезного действия теплового двигателя. Знать формулу расчета КПД теплового двигателя. | Коэффициент полезного действия. Совершаемая двигателем работа. Энергия, полученная при сгорании топлива. | |
Задачи на определение КПД двигателя. | 1 | 18.04. 12. | Уметь решать простейшие задачи на вычисление КПД теплового двигателя. | Определить КПД двигателя трактора. Для выполнения работы потребовалось …топлива с удельной теплотой сгорания… | |
Контрольная работа по теме «Изменение агрегатных состояний вещества». | 1 | 20.04. 12. | Усвоить основное содержание теоретического и практического материала изученной темы. | ||
Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 24.04. 12. | |||
IV | Тема. Электрические явления (14ч). | ||||
Электризация тел и электрический заряд. | 1 | 25.04.12 | Уметь обнаруживать электрические заряды на телах. Знать о существовании явления электризации, двух типов зарядов и уметь объяснять их взаимодействие. | Электрический заряд, его обозначение и единицы измерения. Статическое электричество. Тела, имеющие заряды одного (разного) рода отталкиваются (притягиваются) . | |
Решение качественных задач на определение явления электризации и электрического заряда. | 1 | 27.04.12. | Уметь давать объяснение явлению электризации, соблюдению специальных мер предосторожности, направленных на снятие электрического заряда. | Электризация трением. Положительный и отрицательный заряд. Правило, описывающее характер взаимодействия заряженных тел. | |
Электроскоп. Делимость электрического заряда. | 1 | 02.05.12. | Иметь представление об электроне, как частице с наименьшим электрическим зарядом. Знать устройство электроскопа. Понимать дискретность электрического заряда. | Электроскоп. Электрон. Делимость электрического заряда. Проводники и непроводники электричества. | |
Практическая работа по теме «Проводники и диэлектрики». | 1 | 04.05.12. | Знать практическое применение проводников и диэлектриков. | Тело человека, металлы, растворы солей – являются проводниками электричества. Янтарь, стекло, резина, фарфор – являются диэлектриками. | |
Строение атома. | 1 | 08.05.12. | Знать ядерную модель строения атома. | Электрон. Атомное ядро. Радиоактивность. планетарная модель строения атома. | |
Атомное ядро. | 1 | 11.05.12. | Знать строение атомного ядра. | Атом состоит из протонов и нейтронов. Массовое число. Чтобы найти число нейтронов в ядре, надо… | |
Задачи на определение состава атомного ядра химических элементов. | 1 | 15.05.12. | Уметь решать простейшие задачи на определение состава атомного ядра некоторых химических элементов. | Число электронов в атоме. Общее число частиц в ядре. Число протонов в ядре. | |
Биологическое действие радиации. | 1 | 16.05.12. | Понимать необходимость защиты от излучения. | Воздействие атомных станций на окружающую среду. Выбросы и сбросы вредных веществ при эксплуатации АС. Воздействие радиоактивных выбросов на организм человека. | |
Объяснение электризации. Закон сохранения заряда. | 1 | 18.05.12. | Понимать сущность процесса электризации тел. Знать формулировку закона сохранения заряда. | Причина электризации тел. В диэлектриках заряды не перемещаются. Тела электризуются – получают электрический заряд. Полный электрический заряд остается неизменным. | |
Задачи на применение закона сохранения электрического заряда. | 1 | 19..05.12. | Уметь решать простейшие задачи на применение закона сохранения электрического заряда. | По закону сохранения заряда общий заряд тел должен оставаться неизменным. Так как тела одинаковые, то заряд после соприкосновения разделится между телами поровну. | |
Электрическое поле. | 1 | 21.05.12. | Иметь представление об электрическом поле и его свойствах. | Заряженные тела могут взаимодействовать на расстоянии. Вблизи заряженных тел создаваемое ими поле сильнее. | |
Громоотвод. | 1 | 22.05.12. | Знать о практическом применении учения об электрическом поле. Понимать, на чем основано действие громоотвода. | Громоотвод . Молниеотвод. Защита зданий от ударов молнии. | |
Контрольная работа по теме «Электрические явления». | 1 | 23.05.12. | Усвоить теоретические и практические основы изученной темы. | ||
Анализ результатов контрольной работы. | 1 | 25.05.12. |
Контрольно-измерительный материал
Контрольная работа по теме
«Механические колебания и волны»
Вариант I
- Пружинный маятник совершил 16 колебаний за 4 с. Определить период и частоту колебаний.
- Найдите массу груза, который на пружине жесткостью 250 Н/м делает 20 колебаний за 16 с.
- На поверхности моря длина волны достигает 270 м, а период колебаний равен 13,5 с. Определить скорость распространения волны.
- Происходит ли перенос вещества при движении механической волны в упругой среде?
Вариант II
- Поплавок качается на волнах, скорость которых 1,5 м/с. Расстояние между двумя ближайшими гребнями волн равно 6 м. Определить период колебаний поплавка.
- Нитяной маятник совершает колебания с частотой 2 Гц. Определить период колебаний и число колебаний за одну минуту.
- Груз массой 9, 86 кг колеблется на пружине, имея период колебаний 2 с. Чему равна жесткость пружины? Какова частота колебаний груза?
- Кто чаще взмахивает крыльями в полете: муха или птица?
Контрольная работа по теме
«Внутренняя энергия»
Вариант I
- Почему не получают ожога, если кратковременно касаются горячего утюга мокрым пальцем?
- Какое количество теплоты необходимо для нагревания 1 кг стали на 2С?
- При полном сгорании сухих дров выделилось 50 МДж энергии. Какая масса дров сгорела?
Вариант II
- Что быстрее остынет: стакан компота или стакан киселя? Почему?
- Рассчитайте количество теплоты, необходимое для нагревания алюминиевой ложки массой 50 г от 20С до 90С.
- Какое количество теплоты выделится при полном сгорании керосина объемом 5 л?
Контрольная работа по теме
«Изменение агрегатных состояний вещества»
Вариант I
- Можно ли в медной кастрюле расплавить стальную деталь?
- При какой температуре происходит испарение воды?
- Приведите примеры превращения внутренней энергии пара в механическую энергию тела.
Вариант II
- Определите по чертежу:
- Каким процессам соответствуют участки графика ВС и СЕ?
- Для какого вещества составлен данный график?
- В какой из точек (В или С) молекулы данного вещества обладают большим запасом кинетической энергии? Почему?
- Сколько потребуется теплоты для испарения 100 г спирта, взятого при температуре кипения?
- На сколько джоулей увеличится внутренняя энергия 2 кг льда, взятого при температуре плавления, если он растает?
Контрольная работа по теме
«Электрические явления»
- При соединении поврежденных проводов монтер надевает резиновые перчатки. Зачем он это делает?
- Сколько электронов в атоме: а) меди; б) кремний; в) йода?
- Самым тяжелым из существующих в природе атомов является атом урана (U). Каков состав этого атома?
- Электрическая сила, равная , сообщает протону ускорение м/с2 . Чему равна масса протона?
Требования к уровню подготовки учащихся.
Познавательная деятельность:
- использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
- формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
- овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
- приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
Информационно-коммуникативная деятельность:
- владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Рефлексивная деятельность:
- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий:
- организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
В результате изучения физики ученик должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие, смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия, работа и мощность.
- смысл физических законов: Паскаля, Архимеда
- уметь
- описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию,
- использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления,
- представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления
- выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
- приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
- решать задачи на применение изученных физических законов;
- осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств, электробытовых приборов, электронной техники;
контроля за исправностью электропроводки, водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
рационального применения простых механизмов;
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся
Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, а так же правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения: правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ собственными примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, 6eз использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении др. предметов: если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочётов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению вопросов программного материала. Умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул. Допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более 2-3 негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трёх недочётов; допустил 4-5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочётов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и
недочётов.
Оценка «4» ставится за работу выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочёта, не более трёх недочётов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей
работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочётов, не более одной грубой ошибки и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочётов, при наличии 4 - 5 недочётов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочётов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.
Оценка лабораторных работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений. Самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5» , но было допущено два - три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочёта.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы: если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов: если опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал требования правил безопасности груда
Виды ошибок.
I. Грубые ошибки.
1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.
2. Неумение выделять в ответе главное.
3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.
4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы
5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.
6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.
7. Неумение определить показания измерительного прибора.
8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.
II. Негрубые ошибки.
1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
4. Нерациональный выбор хода решения.
III. Недочеты.
1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
5. Орфографические и пунктуационные ошибки.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Литература для учителя
- Программы для общеобразовательных учреждений. Физика. Астрономия. 7 -11 классы. Составители: Дик Ю.И., Коровин В.А. ООО «Дрофа»
- Полянский С.Е. Поурочные разработки по физике: 8 класс. Издание 2-е испр. и доп. – М.: ВАКО, 2004.
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике 9 класс.- М. «ВАКО», 2007.
- Кабардин О.Ф. Физика. Справочные материалы. Москва «Просвещение». 1988г.
- Уроки физики 7-11 классы. Москва. Издательство «Глобус».
- В.Г.Разумовский, Ю.И. Дик и др. Проверка и оценка успеваемости учащихся по физике. 7-11 классы, книга для учителя, М. Просвещение, 1998
- Обязательный минимум содержания основного общего образования. // Вестник образования, № 10, 1998.
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физике, ИД «Дрофа» 2004 г.
Литература для учащихся
1.Физика: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.В.Громов, Н.А. Родина. – М.: Просвещение, 2001.
2. Физика: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений/ С.В.Громов, Н.А.Родина. – М.: Просвещение, 2001
3. Тесты. Физика.7-8 классы./ Н.К.Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминский.- М.: Дрофа, 2008.
4. Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений / В.И. Лукашик, Е.В. Иванова. – М.: Просвещение. 2002
5. Я.И. Перельман. Занимательная физика.
6. Физика – юным: Теплота. Электричество. Книга для внеклассного чтения./ Сост. М.Н. Алексеева. – М.: Просвещение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физике в 11классе школы глухих
Настоящая программа предполагает использование учебников физики для 7-9 классов, написанных С.В.Громовым и Н.А.Родиной....
Рабочая программа по физике для вечерней школы. 10 класс
Содержит рояснительную записку и тематическое планирование по физике 10 класса на 2 часа в неделю...
Рабочая программа по физике для вечерней школы. 11 класс
Программа содержит тематическое планирование для 11 класс на 2 ч. и 1 ч в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики 11 класса,требования к уровню подготовки обучаемых,компетенции,соде...
Рабочая программа по физике для вечерней школы. 12 класс
Программа содержит тематическое планирование по физике 12 класса на 2 часа в неделю. Пояснительная записка содержит задачи курса физики,тебования к уровню подготовуи обучаемых, компетенции, содержание...
Рабочая программа по физике для основной школы
Рабочая программа по физике к учебнику А. В. Перфшкина, Е. М. Гутник для 7-9 классов. Содержит пояснительную записку, содержание курса, КТП...
рабочая программа по физике в вечерней школе 10-12 класс
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по физике. Рабочая программа разработанадля вечерней школы на 35- 36 учебных недель с нагрузкой 1 час в неделю. Программа состоит из п...
Рабочая программа по физике 7 класса вечерней школы(очно-заочное обучение по индивидуальному плану).
Рабочая прорамма по физике 7 класса вечерней школы (очно-заочное обучение по индивидуальному плану)....