Мой кабинет
материал по физике на тему
Хочу поделиться опытом "Как сделать кабинет любимым" и может быть кому еще нужны инструкции по ТБ по физике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_polyubit_svoy_kabinet.doc | 46.5 КБ |
instrukciii_po_ohrane_truda._fizika.doc | 124 КБ |
Предварительный просмотр:
Как сделать кабинет любимым (выступление на РМО учителей физики)
Учебный кабинет является основным местом проведения уроков и других учебных занятий с учащимися. Оборудование, оформление, санитарно-гигиеническое состояние в прямой степени влияют на качество и эффективность изучения предмета, повышение уровня образовательного процесса. Целенаправленная, систематическая работа по оснащению кабинета, созданию в нем благоприятных условий для учебной деятельности учеников и учителя, является прямой обязанностью заведующего кабинетом и учителей, работающих в нем.
Учебный кабинет – это учебное подразделение общеобразовательного учреждения, оснащенное мебелью, комплектом учебного оборудования и приспособлений для опытов
(это кабинеты физики, химии, технического и обслуживающего труда, биологии), техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями, подобранными в соответствии с задачами, содержанием и методикой обучения данного предмета. В кабинете должны бать созданы необходимые условия для достижения максимальной педагогической эффективности процесса обучения и воспитания учащихся, а также обеспечивающие охрану здоровья и безопасность труда учителя и учащихся.
Основными принципами организации кабинета являются:
- принцип соответствия оборудования кабинета содержанию образования, методам обучения и всем видам учебного эксперимента (если это необходимо по содержанию предмета);
- принцип соответствия кабинета строительным и санитарно-гигиеническим нормам и требованиям правил безопасности;
- принцип рациональной организации труда учителя и учащихся в кабинете физики;
При планировке помещений кабинетов должны быть соблюдены требования СанПина.
В кабинете рекомендуется расставлять не более 15 двухместных столов в комплекте со стульями, по 5 столов в каждом ряду. Расстояние между столами в ряду и расстояние между рядами столов должно быть не менее 0,6метра. Расстояние между рядом столов и продольными стенами (наружной и внутренней) должно быть не менее 0,5-0,7 метра, а между последними столами и задней стеной – не менее 0,7 метра. Если задняя стена является наружной, то это расстояние должно быть не менее 1 метра.
Высота нижнего края классной доски над полом должна быть 0.8-0.9 метра. Расстояние от классной доски до первого ученического стола 2.4-2.7 метра, наибольшая удаленность последнего места учащегося от классной доски должна быть 8.6 метра. Угол видимости (рассмотрения) доски должен быть не менее 400.
В помещениях кабинета должна быть создана наиболее благоприятная среда жизнедеятельности учащихся и учителя для поддержания высокой работоспособности их и нормальной учебной деятельности. К факторам, влияющим на создание такой среды, относятся естественное и искусственное освещение, водоснабжение и воздушно-тепловой режим в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников. Значительное влияние на уровень освещенности рабочих мест кабинета
оказывает его отделка. Используемые отделочные материалы и краски должны обеспечивать матовую поверхность с коэффициентом отражения света:
- для потолка 0.7 – 0.8;
- для стен 0.5 – 0.6;
- для пола 0.3 – 0.5.
Если окна кабинета обращены на юг, стены его помещения рекомендуется окрашивать в холодные цвета, в на север – в теплые.
Согласно СанПин рекомендуется использование красок следующих цветов:
- для стен – светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого и голубого;
- для дверей и оконных рам – белого;
- для столов, стульев и шкафов – цвета натурального дерева и светло-зеленого;
- для классных досок – темно-зеленого и темно-коричневого.
Загрязненные и занавешенные оконные стекла, а также расставленные на подоконниках цветы снижают уровень освещенности рабочих мест. Рекомендуется не реже двух раз в год проводить очистку и мытье стекол. Цветы в переносных и подвесных цветочниках следует размещать на высоте 65 – 70 см. от пола.
Оптимальное состояние воздушной среды кабинета должно обеспечиваться поддержанием нормальной температуры, влажности и состава воздуха, работой вентиляционных устройств и режимов проветривания помещений.
Температура воздуха в кабинете должна быть в пределах 18-200С при его обычным
остеклении. Относительная влажность воздуха должна быть в пределах 40-60%.
Проветривание кабинета осуществляется до начала занятий и после их окончания.
Длительность проветривания определяется в зависимости от температуры наружного воздуха:
Наружная температура воздуха, 0С | Длительность проветривания помещений, мин |
от +10 до +5 от +5 до 0 от 0 до –5 от –5 до –10 ниже -10 | 4 – 10 3 – 7 2- 5 1 – 3 1- 1.5 |
Как сделать кабинет "любимым"? Для этого надо и вдохнуть в него свою энергию - женскую, светлую, лучистую, понимающую, любящую.
Первым делом займитесь своим столом!
- Срочно переберите ящики и полки своего рабочего стола!
- Те вещи, которыми Вы не пользуетесь последнюю неделю, уберите подальше - в шкаф, в лаборантскую или вообще выбросьте.
- На столе оставьте минимум канцелярских принадлежностей.
- Журнал, конспект урока, тетради, папки сами образуются на Вашем столе в течение рабочего дня.
- Материалы предыдущего урока старайтесь сразу убрать на место.
- После окончания рабочего дня полностью убирайте со стола все бумаги - залежи непроверенных контрольных работ, конспектов, всевозможных планов и прочих "неотложных дел" пусть ждут своей очереди в столе или в шкафу. Они не должны "давить" на Вас завтра перед началом рабочего дня.
- Чтобы стол стал для Вас "своим любимым" поставьте на него обязательно живой цветок и какую-нибудь игрушку или фигурку, а лучше иконку. Вот увидите - они будут здорово поддерживать и помогать Вам во время уроков!
Теперь переходим к шкафам
Мои шкафы - моё богатство!
В них хранятся папки с разработками уроков, с заданиями для практических и контрольных работ, справочная литература, учебники, всевозможные документы по обустройству кабинета, самые удачные работы моих учеников, приборы для демонстрации и лабораторных работ.
Каждый прибор занимает свое строго определенное место, имеет номер, описание и инструкцию и внесен в список на дверце шкафа и внесет в каталог, так, что его легко можно найти
На каждых каникулах я перебираю содержимое в шкафах, и всегда набирается довольно внушительная куча ненужной макулатуры!
Сделайте так, чтобы Вам было приятно открывать дверцы шкафа и видеть, что Ваши драгоценные материалы лежат аккуратно на своих местах.
Это вопрос не только порядка, главное в этом то, что:
- Вы чувствуете гордость за свой труд.
- Систематизированные материалы в несколько раз экономят Ваше время - в любой момент Вы можете найти нужные бумаги или книги или прибор.
- При виде такого порядка в шкафу, дети испытывают к Вам большее уважение.
- Администрация обожает систематизированные материалы, папки и подписи на полках.
Не превращайте кабинет в склад неработающей техники
Договоритесь с завхозом и вынесите из кабинета куда-нибудь в подсобку все негодные приборы (сломались и не подлежат ремонту или морально устарели). Оставьте только ту технику, которой Вы пользуетесь на уроках.
Выберите время и протрите каждый прибор, поставьте его красиво, поговорите с ним. Техника наши самые главные помощники в кабинете, и они ждут Вашего внимания и любви (это не шутка, я действительно так думаю).
Гордитесь своим трудом
Вы, наверное, видели в некоторых организациях на стенах грамоты и дипломы, свидетельствующие о достижениях сотрудников этих фирм. А что мешает Вам гордиться собой?
Наверняка, у Вас или у Ваших учеников есть грамоты и дипломы победителей олимпиад, конкурсов, различных турниров. Сделайте цветные копии этих документов и повесьте их в красивых рамочках на стене кабинета. Вы даже себе не представляете, какой они оказывают эффект на всех, кто приходит к Вам: учеников, учителей, администрацию, родителей! И когда Вы сами будете смотреть на них, то каждый раз будете осознавать, что Вы здесь не случайный человек, что Вам есть чем гордиться!
Наполните свой кабинет "живой энергией"
Чтобы в кабинете было тепло и уютно, там должны быть живые существа - растения. Они обладают удивительным умением превратить кабинет физики из "техногенной зоны" в "живой уголок", где тепло, уютно и комфортно любому, кто туда заходит, а для Вас такой кабинет станет родным, близким и любимым!
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ РАБОТЫ
В КАБИНЕТЕ ФИЗИКИ
ИОТ 006-008-2005
АКТ – РАЗРЕШЕНИЕ
на проведение занятий в кабинете физики
Комиссия в составе: председателя ____________________________________
и членов комиссии __________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
составила настоящий акт в том, что:
- В кабинете организованы места занятий, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям обучаемых.
- Административно-педагогический персонал образовательного учреждения с правилами безопасности и производственной санитарии при проведении учебной работы с учащимися в кабинете ознакомлен.
- Замечания и предложения комиссии: _____________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Заключение комиссии о готовности кабинета к новому учебному году
_____________________________________________________________
Председатель комиссии ________________________
Члены комиссии ________________________
________________________
________________________
________________________
ПЕРЕЧЕНЬ
приборов и оборудования, использование которых
в учебных заведениях должно быть прекращено
- Барометры ртутные
- Выпрямители алюминиевые
- Генераторы УВЧ (Главучтехпрома)
- Дистилляторы школьные (с открытой спиралью)
- Индукторы высоковольтные ИВ-50, ИВ-100 и др.
- Катушки Томсона
- Лампы лабораторные бензиновые
- Парообразователи металлические
- Приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов (с металлическими трубками, нагреваемыми паром)
- Самодельные электрические регулировочные устройства, устройства питания, выпрямители, автотрансформаторы, демонстрационные установки и др. на напряжение более 42 В переменного и 110 В постоянного тока
- Фотореле на фоторезисторе (на напряжение 127/220 В)
- Эвдиометры
- Электрические аппараты, машины и трансформаторы единичной мощностью более 2,7 кВт
- Электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В
- Набор радионуклеидных источников типа «Плутон»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
____________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при использовании технических средств обучения
ИОТ-027
- Общие требования безопасности
- К использованию технических средств обучения допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья, имеющие I квалификационную группу допуска по электробезопасности. К использованию проекционной аппаратуры и других технических средств обучения учащиеся не допускаются.
- Лица, допущенные к использованию технических средств обучения, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
- При использовании технических средств обучения возможно воздействие на работающих следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при отсутствии заземления (зануления) корпуса демонстрационного электрического прибора или неисправном электрическом шнуре и электрической вилки;
- ослепление глаз сильным световым потоком при снятии защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы;
- ожоги рук при касании защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы;
- возникновение пожара при воспламенении кинопленки, диафильма, диапозитивов, слайдов и пр.
- При использовании технических средств обучения соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Помещение для демонстрации кинофильмов должно быть обеспечено огнетушителем и ящиком с песком.
- При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности технических средств обучения прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
- Соблюдать порядок использования технических средств обучения, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
- Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
- Требования безопасности перед началом работы
- Установить проекционную электрическую аппаратуру с противоположной стороны от выхода из помещения.
- Заземлить корпус электрического прибора, имеющего клемму «Земля».
- Убедиться в целостности электрического шнура и вилки прибора, а также исправности линз объектива и наличии защитного кожуха.
- Требования безопасности во время работы
- Не подключать демонстрационный электрический прибор к электрической сети влажными руками.
- Включить демонстрационный электрический прибор и убедиться в его нормальной работе, а также работе охлаждающего вентилятора.
- Во время демонстрации кинофильмов, диафильмов, слайдов и пр. в помещении должно присутствовать не более 50 чел., которых необходимо рассаживать впереди демонстрационного прибора.
- Во избежание ослепления глаз мощным световым потоком, не снимать защитный кожух во время работы демонстрационного электрического прибора.
- Во избежание ожогов рук не касаться защитного кожуха демонстрационного электрического прибора во время его работы.
- Не оставлять работающие технические средства обучения без присмотра.
- К работе на киноаппаратуре допускаются лица, имеющие квалификационное удостоверение киномеханика, а также талон по технике пожарной безопасности.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При возникновении неисправности в работе демонстрационного электрического прибора или нарушении заземления его корпуса выключить прибор и отключить его от электрической сети. Работу продолжать только после устранения неисправности.
- При воспламенении кинопленки, диафильма, диапозитивов, слайдов и пр. немедленно выключить демонстрационный прибор, эвакуировать учащихся из помещения, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, при необходимости отправить его в ближайшее лечебное учреждение и сообщить об этом администрации учреждения.
- Требования безопасности по окончании работы
- Выключить демонстрационный электрический прибор и после его остывание охлаждающим вентилятором отключить от электрической сети.
- Вынуть из демонстрационного прибора киноплёнку, диафильм, диапозитивы, слайды и пр., уложить в плотно закрывающуюся коробку и убрать в отведенное для хранения место.
- Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директора
__________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при работе в кабинете физики
ИОТ-006-2005
- Общие требования безопасности
- К работе в кабинете физики допускаются лица, достигшие 16-ти летнего возраста, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- Лица, допущенные к работе в кабинете физики, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
- При работе в кабинете физики возможно воздействие следующих опасных и вредных производственных факторов:
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- поражение электрическим током при работе в электроустановками;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
- При работе в кабинете физики должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
- Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
- При работе в кабинете физики соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
- О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
- В процессе работы соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
- Лица, допустившие невыполнение или нарушения инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.
- Требования безопасности перед началом работы
- Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
- Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
- Тщательно проветрить помещение кабинета физики
- Требования безопасности во время работы
- Кабинет физики запрещается использовать в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и для проведения сборов.
- Пребывание учащихся в лаборантской и в помещении кабинета физики разрешается только в присутствии учителя (преподавателя) физики.
- Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.
- Лабораторные работы, лабораторный практикум учащиеся проводят только в присутствии учителя (преподавателя) физики или лаборанта.
- Запрещается пользоваться разбитой или треснутой стеклянной посудой, применять приборы и устройства, не соответствующие требованиям безопасности труда, а также самодельные приборы. Не применять оборудование, приборы, провода и кабели с открытыми токоведущими частями.
- Не оставлять без присмотра работающие электронагревательные приборы, запрещается пользоваться приборами с открытой спиралью.
- Все электрические приборы должны иметь указатели напряжения, на которое они рассчитаны, и их полярность.
- Запрещается подавать к рабочим столам учащихся напряжение свыше 42 В пере-менного и 110 В постоянного.
- Категорически запрещается применять бензин в качестве топлива в спиртовках.
- Для проведения лабораторных работ и лабораторного практикума запрещается выдавать учащимся приборы с надписью на их панелях (корпусах) «Только для проведения опытов учителем»
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, (повышенном их нагревании, появления искрения и т.д.) немедленно отключить источник электропитания и сообщить администрации учреждения.
- При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания углекислым (порошковым) огнетушителем или песком.
- В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
- Требования безопасности по окончании работы
- Отключить электрические устройства и приборы от источника питания.
- Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкафы.
- Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом, проветрить кабинет.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
__________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
ИОТ-007
1. Общие требования безопасности
- К проведению демонстрационных опытов по физике допускаются педагогические работники в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписания учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
- При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроприборами;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
- Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
- При проведении лабораторных работ и лабораторного пркатикума по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
- О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю). При неисправности оборудования, приспособлений и инструментов прекратить работу и сообщить об этом учителю (преподавателю).
- В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правил личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
- Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми учащимися проводится инструктаж по охране труда.
- Требования безопасности перед началом работы
- Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а так же безопасные приёмы его выполнения.
- Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы. Приборы и оборудование разместить таким образом, чтобы исключить их падение и опрокидывание.
- Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды и приборов из стекла.
- Требования безопасности во время работы
- Точно выполнять все указания учителя (преподавателя) при проведении лабораторной работы или лабораторного практикума, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.
- При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилём, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
- При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели (штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя или на своих товарищей.
- Во избежание ожогов, жидкость или другие тела нагревать не выше 60-70 ºС, не брать их незащищенными руками.
- Соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посуды, не ронять их и не ударять их.
- Следить за исправностью всех креплений в приборах и приспособлениях, не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям машины и механизмов.
- При сборке электрической схемы использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечение проводов, источник тока подключать в последнюю очередь.
- Собранную электрическую схему включать под напряжением только после проверки её учителем (преподавателем) или лаборантом.
- Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам электрической сети, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсатора, не производить переключений в цепях до отключения источника тока.
- Наличие напряжения в электрической сети проверять только приборами.
- Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
- Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства и приборы.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При обнаружении неисправности в работе электрических устройств немедленно прекратите работу и отключите источник электропитания. Работу продолжать только после устранения неисправности.
- При коротком замыкании в электрических устройствах и их загорании, немедленно отключить их от сети, эвакуировать обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью углекислотного (порошкового) огнетушителя или песком.
- При розливе легко воспламеняющейся жидкости и её загорания, удалить обучающихся из кабинета, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
- В случае если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
- При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
- Требования безопасности по окончании работы
- Отключить электрические устройства и приборы от источника электропитания.
- Привести в порядок рабочее место, убрать оборудование и приборы в лаборантскую в шкаф.
- Снять спецодежду и тщательно вымыть руки с мылом.
- Тщательно проветрить помещение кабинета физики.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
__________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных работ и
лабораторного практикума по физике
ИОТ-008-05
1. Общие требования безопасности
- К проведению лабораторных работ и лабораторного практикума по физике допускаются учащиеся с 7-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
- Лица, допущенные к проведению демонстрационных опытов по физике, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
- При проведении демонстрационных опытов по физике возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- поражение электрическим током при работе с электроустановками;
- термические ожоги при нагревании жидкостей и различных физических тел;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
- При проведении демонстрационных опытов по физике должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, диэлектрические перчатки, указатель напряжения, инструмент с изолированными ручками, диэлектрический коврик.
- Кабинет физики должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
- При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет физики должен быть оснащён первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным, огнетушителем углекислотным или порошковым, ящиком с песком и накидкой из огнезащитной ткани.
- О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
- При проведении демонстрационных опытов по физике соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
- Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.
- Требования безопасности перед началом работы
- Надеть спецодежду, при работе с электроустановками подготовить средства индивидуальной защиты.
- Подготовить к работе необходимое оборудование и приборы, проверить их исправность, убедиться в наличии заземления электроустановок.
- Тщательно проветрить помещение кабинета физики.
- Требования безопасности во время работы
- При работе с приборами из стекла применять стеклянные трубки с оплавленными краями, правильно подбирать диаметр резиновых и стеклянных трубок при их соединении, а концы смачивать водой, глицерином или смазывать вазелином.
- Отверстие пробирки или горлышко колбы при нагревании в них жидкостей направлять в сторону от себя и обучающихся, не допускать резких изменений температуры и механических ударов.
- При работе, если имеется вероятность разрыва сосуда вследствие нагревания, нагнетания или откачивания воздуха, на демонстрационном столе со стороны обучающихся необходимо установить защитный экран из оргстекла, а учитель (преподаватель) должен надеть защитные очки.
- Не брать приборы с горячей жидкостью незащищенными руками, а также не закрывать сосуд с горячей жидкостью притертой пробкой до его остывания.
- Не превышать предела допустимых скоростей вращения при демонстрации центробежной машины, универсального электродвигателя, вращающегося диска и др., указанных в технических описаниях, следить за исправностью всех креплений в этих приборах. Для исключения возможности травмирования обучающихся на демонстрационном столе необходимо устанавливать защитный экран из оргстекла.
- При измерении напряжения и токов измерительные приборы присоединять проводниками с надежной изоляцией, снабженными наконечниками. При сборке схемы источник тока подключать в последнюю очередь.
- Замену деталей, а также измерение сопротивлений в схемах учебных установок производить только после ее выключения и разряда конденсаторов с помощью изолированного проводника.
- Не включать без нагрузки выпрямители и не делать переключений в схемах при включенном питании.
- Не оставлять без надзора включенные в сеть электрические устройства и приборы.
- Требования безопасности в аварийных ситуациях
- При обнаружении неисправности в работе электрических устройств, находящихся под напряжением, повышенном их нагревании, появлении искрения, запаха горелой изоляции и т.д., немедленно отключить источник электропитания и сообщить об этом учителю (преподавателю).
- В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками, а использовать для этой цели щётку и совок.
- При розливе легко воспламеняющейся жидкости и её загорании немедленно сообщить об этом учителю (преподавателю) и по его указанию покинуть помещение.
- При получении травмы сообщить об этом учителю (преподавателю), которому немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное заведение.
- Требования безопасности по окончании работы
- Отключить источник тока. Разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
- Разборку установки для нагревания жидкости производить после ее остывания.
- Привести в порядок рабочее место, сдать учителю (преподавателю) приборы, оборудование, материалы и тщательно вымыть руки с мылом.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директора
____________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при проведении лабораторных работ и
лабораторного практикума по разделу «Механика»
ИОТ-008/1-2005
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:
- Травмирование отлетающими с большой скоростью деталями, шариками при проведении опытов на вращение.
- Травмирование пружинами при неаккуратном обращении с ними.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
- Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
- Приборы и оборудование разместить на рабочем месте таким образом, чтобы исключить их падение или опрокидывание.
- На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
- Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие опыты.
- Убедиться в надёжности крепления всех деталей в приборах вращения (центробежная машина, универсальный электродвигатель, вращающийся диск и др.), не превышать допустимые для данного прибора скорости вращения.
- Во избежание травм, не наклоняться близко к вращающимся и движущимся частям приборов и машин, а также не растягивать сильно пружины и резко не отпускать их.
- При выполнении работ по проверке колебания груза на стальном полотне или подвешенного на нити, убедиться в надёжности крепления груза, чтобы он не сорвался. Во время опыта избегать острого резонанса.
- При выполнении работы по проверке свободного падения тел, на пол необходимо положить мешочек с песком.
- Не выносить из кабинета и не вносить в него любые приборы, оборудование, материалы, а также не допускать посторонних лиц во время проведения работы без разрешения учителя.
- Без разрешения учителя не брать приборы и оборудование с других рабочих мест, не вставать со своего места и не ходить по кабинету.
- При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:
- Привести в порядок рабочее место, сдать на хранение приборы, оборудование и материалы.
- Тщательно вымыть руки.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
_____________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при выполнении лабораторных работ
по разделу «Молекулярная физика. Теплота»
ИОТ-008/2-2005
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:
- Термические ожоги при неаккуратном обращении со спиртовками, горячими телами и жидкостями.
- Порезы рук при небрежном обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
- Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
- Проверить целостность приборов из стекла и лабораторной посуды.
- Проверить, нет ли на рабочем месте посторонних предметов.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
- Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие работы.
- При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.
- Во избежание ожогов, воду следует нагревать не выше 60-70 ºС, не брать приборы с горячей жидкостью незащищёнными руками.
- При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели, отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и своих товарищей.
- Во избежание порезов, соблюдать осторожность при обращении с приборами из стекла и лабораторной посудой, не бросать, не ронять и не ударять их. Если посуда разбилась, то не собирать осколки руками.
- При проведении опытов, требующих нагнетания или откачивания воздуха из стеклянных сосудов, а также повышения в них давления путем нагревания, необходимо применять защитные чехлы.
- Не выносить из кабинета и не вносить в него любые приборы, оборудования, а также не допускать без разрешения учителя присутствия посторонних лиц
- При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:
- Разборку установок для нагревания воды проводить после их остывания.
- Привести в порядок рабочее место, сдать на хранение приборы, оборудование и материалы.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директора
__________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при выполнении лабораторных работ и лабораторного практикума по разделу «Электродинамика»
ИОТ-008/3-2005
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:
- Поражение электрическим током.
- Химические ожоги при небрежном обращении с щелочными или кислотными аккумуляторами.
- Поражение глаз металлическими опилками при наблюдении магнитных спектров.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
- Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
- Убедиться в исправности электроприборов, розеток, вилок, соединительных проводов и надежности заземления корпусов электроустановок.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
- Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие работы.
- При сборке электрической цепи использовать провода с наконечниками, без видимых повреждений изоляции, избегать пересечения проводов. Источник тока подключать в последнюю очередь. Собранную электрическую цепь включать под напряжение только после проверки учителем.
- Не прикасаться к находящимся под напряжением элементам цепи, к корпусам стационарного электрооборудования, к зажимам конденсаторов, не производить переподключений в цепях до отключения источника тока. Наличие напряжения в цепи проверять только приборами.
- Не допускать предельных нагрузок измерительных приборов.
- Не прикасаться и не наклоняться близко к вращающимся частям машины.
- Не оставлять без надзора не выключенные электрические устройства.
- Соблюдать осторожность при работе с щелочными и кислотными аккумуляторами: не открывать пробки аккумуляторов, не наклонять их и не выливать электролит, не пробивать их «на искру», не прикасаться к зажимам языком, не ставить на них посторонние предметы.
- Осторожно обращаться с металлическими опилками при наблюдении магнитных спектров, избегать попадания их в глаза.
- При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:
- Отключить электропитание, разрядить конденсаторы с помощью изолированного проводника и разобрать электрическую схему.
- Привести в порядок рабочее место, стряхнуть металлические опилки с помощью щетки и сдать на хранение приборы, оборудование и материалы.
- Тщательно вымыть руки с мылом.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директора
____________________
«_____» _________ 200 ___г.
ИНСТРУКЦИЯ
по охране труда при выполнении лабораторных работ по разделу «Квантовая физика»
ИОТ-008/4-2005
ОПАСНОСТИ В РАБОТЕ:
- Термические ожоги при работе с электрическими лампами, а также с линзами в результате фокусирования ими света.
- Воздействие на глаз сильного светового потока от мощных источников света.
- Поражение электрическим током.
- Порезы рук при небрежном обращении с приборами из стекла и линзами.
ДО НАЧАЛА РАБОТЫ:
- Внимательно изучить содержимое и порядок выполнения работы, а также безопасные приемы её выполнения.
- Проверить целостность приборов из стекла.
- Проверить отсутствие на рабочем месте посторонних предметов.
ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ:
- Точно выполнять указания учителя при проведении опытов, самостоятельно без разрешения учителя не выполнять никакие работы.
- При проведении опыта с использованием электрических ламп, сборке схем проводить при отключенном источнике тока. Собранную схему включать под напряжение только после проверки учителем.
- При применении мощных источников света, для защиты глаз использовать светофильтры, защитные кожухи, не касаться руками нагретых ламп.
- При работе с линзами, использовать их только по назначению, во избежание ожогов и возгораний не фокусировать ими лучи света.
- Во избежании порезов осторожно обращаться с приборами из стекла и линзами.
- Не выносить из кабинета и не вносить в него любые приборы, материалы, а также не допускать посторонних лиц без разрешения учителя.
- Без разрешения учителя не брать другие приборы и оборудование с других рабочих мест, не вставать со своего места и не ходить по кабинету.
- При получении травмы или плохом самочувствии сообщить учителю, мастеру.
ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ РАБОТЫ:
- Отключить источник света и после его остывания разобрать установку, сдать в хранение приборы, оборудование и материалы.
- Привести в порядок рабочее место и тщательно вымыть руки с мылом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация кабинета к конкурсу "Лучший кабинет русского языка -2012"
Презентация состоит из 7 слайдов, отражающих основные направления деятельсноти кабинета....
Кабинет технологии. План работы учебного кабинета Технологии на учебный год
Примерный план работы учебного кабинета технологии на 2011-2012 учебный год...
Паспорта кабинета биологии, кабинета химии
паспорт рабочего кабинета содержит график работы на учебный год, анализ работы за предыдущий и задачи на текущий учебный год, материально-техническую базу кабинета, список методической, дополнительной...
Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы. Модель предметного кабинета.
Презентация "Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы". Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместн...
Наш кабинет - самый лучший кабинет России!
Презентация содержит информацию о кабинете №4 нашей школы. О тех преимуществах, которые мы создали для наших ребят. Мы продумали все, но, как говорится, предела прекрасному НЕТ! МЫ ВЫИГРАЛИ ВСЕРОССИЙС...
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Создание кабинета ОПК, совмещенного с кабинетом искусства»
Цель проекта: создание оптимальных условий для учителя и учащихся,для повышения качества учебно-воспитательного процесса по предмету. Кроме того кабинет должен:• спо...
Кабинет географии Требования, предъявляемые к кабинету географии (лаборатория и лаборантское помещение)
Требования, предъявляемые к кабинету географии...