Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы. Модель предметного кабинета.
методическая разработка по теме

Презентация "Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы". Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Актуальность создания модели предметного кабинета состоит в том, что на сегодняшний день назрела необходимость использования ЦОР для повышения эффективности деятельности педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы

Модель предметного кабинета

                                                                                Авторский проект учителя

                                                                                русского языка и литературы

                                                                                Щербаковой Елены  

                                                                                Александровны


 

Пояснительная записка

     Проявлением системного уровня информационно-компьютерной грамотности педагога является его способность свободно, уместно и адекватно использовать компьютерные технологии в своей профессиональной деятельности. Актуальность создания модели предметного кабинета состоит в том, что на сегодняшний день назрела необходимость использования компьютера для повышения эффективности деятельности педагога. С 2004 года в своей работе я начала использовать компьютер и хотела бы поделиться некоторым опытом организации работы с мультимедийными функциями, позволяющими оптимизировать работу педагога. Являясь ответственной за кабинет русского языка и литературы, я обобщила всю имеющуюся информацию и представила её в электронном виде. Так появился мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и  литературы.      

     Назначение: при создании кабинета руководствовалась принципом практической направленности: используемые учителем материалы должны способствовать быстрому и эффективному запоминанию учебного материала, формировать зрительную опору у детей, развивать творческую инициативу учащихся, экономить время учителя при поиске необходимой информации.

      Сущность моего опыта работы заключается в поэтапном развитии познавательного интереса учащихся к русскому языку и литературе на уроке и во внеурочное время через оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных форм урочной и внеурочной деятельности для развития творческого мышления учащихся методами проблемного обучения; использование современных информационных технологий на уроках и во внеурочное время.

   Достоинства ИКТ состоят в том, что дают возможность сочетания с другими педагогическими технологиями. Интеграция ИКТ-технологий с другими технологиями активно применяется мною на уроках и в воспитательной работе.

Конструирование уроков и воспитательных мероприятий с использованием ИКТ

- Иллюстрирование содержания занятий  с помощью презентаций и видеофильмов.

- Интернет-уроки (виртуальные экскурсии и путешествия, посещение электронных библиотек).

- Работа с электронными учебниками.

- Учебные исследования.

- Творческие проекты, конкурсы.

- Тестирование, пробные ЕГЭ.

Информационно-коммуникационные технологии выступают как технический ресурс и являются средством обновления традиционных педагогических технологий.

Результаты интеграции ИКТ- технологий с другими технологиями представлены в таблице

Технология

Цель

Результат её использования

ученик

учитель

Проектно-исследовательская

Развить познавательные навыки и способность к самообразованию,

способность ориентироваться в современном информационном пространстве, целеустремлённость и настойчивость, критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации, коммуникабельность.

-развитие познавательной активности школьников; -обучающиеся участвуют с проектами и исследовательскими работами в Днях науки и различных творческих конкурсах, где занимают призовые места; -развитие умения ориентироваться в информационном пространстве и выделять главное,

-повышается качество знаний в предметных областях; -развитие у учащихся исследовательских и  коммуникативных  умений и навыков в 9-11-х классах-формирование успешности.

-обобщение опыта на школьном, муниципальном и региональном уровне,

-формирование надпредметных умений и навыков;

-использование инновационной системы оценивания достижений обучающихся (лист экспертной оценки проекта); -разработка межпредмнтного курса по выбору «Создай свой видеопроект на компьютере».

Игровая

Расширить кругозор

школьников, развить их эрудицию, активизировать мыслительную деятельность, способствовать более глубокому осмыслению материала.

-развитие у обучающихся коммуникативных  умений и навыков в 9-11-х классах.

-разработка уроков и внеклассных мероприятий с использованием обучающих игр;

-обобщение опыта на школьном, муниципальном и региональном уровне.  

Информационно-коммуникационная

 Повысить эффективность усвоения материала, расширить возможности демонстрации наглядных пособий, развить творческий потенциал учащихся.

-развитие творческого потенциала учащихся,

-повышение эффективности усвоения материала,

-развитие всех видов мышления,

- создание презентаций, видеофильмов, слайд-шоу, сайтов.

-увеличение скорости ведения урока,

-расширение возможностей демонстрации наглядных пособий,

 -работа на уроке с программами-тренажёрами,

-создание презентаций, видеофильмов, мультимедиауроков.

Инновационная оценка «портфолио»

Повысить мотивацию к изучению предмета, формировать успешность обучающихся.

-усиление мотивации учащихся к учёбе. -формирование успешности.

-создание портфолио курсов по выбору, элективных курсов, проектов обучающихся;

-презентация портфолио на педсовете и семинаре руководителей ОУ.

-портфолио достижений обучающихся, 

Дифференциро

ванный подход к обучению

Раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

ученик, показывавший весьма посредственные знания, создавал самостоятельно и уверенно представлял на уроке подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы.

-смена социальной позиции учеников: “сильный” учащийся стал чувствовать себя намного увереннее, а у “слабого” появился интерес к предмету;

-разработка разноуровневых упражнений по развитию речи,

-урок-практикум «Деепричастный оборот»

 

Название курса

Конструирование

уроков с использованием ИКТ

Результативность

Учимся писать

сочинения разных

жанров

9 класс

1. Иллюстрирование занятий  с помощью презентаций и видеофильмов.

2. Работа с опорными конспектами.

3. Творческие проекты.

  1. Литературный журнал.
  2. Фоторепортаж. 
  3. Сочинения.
  4. Стихи обучающихся.
  5. Фотозарисовки.

Методика проектно-исследовательской деятельности

11 класс

1.Обучение алгоритмам проектной деятельности.

2. Практикумы.

3. Учебные исследования.

4. Интернет-уроки (виртуальные экскурсии, посещение электронных библиотек).

1.Реферат с компьютерной презентацией «История российской рекламы и её отражение в агитационной лирике В. В. Маяковского» - 2.Презентация «Литературная карта Смоленщины» -

3.Мультимедиапрезентация  «Художественный мир С. А. Есенина»

4.Сайт «А. Т. Твардовский»

Основы журналистики

10 класс

1.Иллюстрирование занятий  с помощью презентаций и видеофильмов.

4. Интернет-уроки (виртуальные экскурсии, посещение электронных библиотек).

2. Работа с опорными конспектами.

3. Творческие проекты.

1. Выпускницам школы успешно

учится на факультете журналистики Смол ГУ.

2. Публикации учащихся в районной газете .

 3.Видеорекламы.  

Основы информационной культуры

Иллюстрирование занятий  с помощью презентаций и видеофильмов.

2. Работа с опорными конспектами.

3. Интернет-уроки (виртуальные экскурсии, посещение электронных библиотек).

4. Творческие проекты.

Презентации.

Исследование фразеологического запаса школьников.

  Результаты применения ИКТ- технологий на занятиях предпрофильных и профильных курсов представлены в таблице

   С целью проверки знаний и умений обучающихся использую различные формы контроля. Среди них есть весьма эффективные, которые дают сиюминутные показатели успеваемости школьников. Например, компьютерное тестирование. Оно позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала, экономить время как ученика, так и учителя (ученик не делает никаких записей, а учитель не тратит время на проверку, компьютер автоматически выдает оценку), индивидуализировать работу каждого ученика, оценивать объективно. При подготовке к урокам предпочитаю использовать апробированные и зарекомендовавшие себя цифровые образовательные ресурсы (далее ЦОР), которые отвечают требованиям  Министерства образования и науки РФ, такие как «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт, 2001; «Тесты по орфографии. Тесты по пунктуации» ЗАО «1С», 2005; «Русский язык + Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С», 2005; «БЭНП «Литература» и др. 

   Широко использую уроки с использованием компьютерной презентации - это и уроки- объяснения нового материала в диалоговом режиме, и урок-лекция, и урок-обобщение, и урок- конференция, и урок-защита проектов, и интегрированный урок, и урок-презентация, и урок-дискуссия в режиме Интернет-конференции. Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на занятии имеет положительный эффект. Мною самостоятельно и совместно с учащимися созданы следующие мультимедиауроки: «Русская умная игрушка»,  «Сказочный мир А. С. Пушкина», «Подготовка к сочинению-описанию любимого цветка», «Военная лирика», «Козьма Прутков – гороховый шут всея Руси» и др. 

Краткая характеристика структуры и содержания

   Обобщением результативности моего опыта работы с учащимися в области применения информационно-коммуникационных технологий стал мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и  литературы. 

    Портфолио кабинета включает в себя паспорт кабинета, ведущие направления работы, дидактический материал и результаты работы кабинета. Представлены материалы для работы на уроке и во внеурочное время. Систематизированный материал расположен по направлениям, что позволяет быстро находить нужные сведения и экономить время учителя. 

  • Краеведческое.
  • Профильное.
  • Духовно-нравственное.
  • Патриотическое.
  • Проектно-исследовательское.
  • Развитие творческих способностей.

Создан банк курсов по выбору и элективных курсов. Проектно-исследовательский метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной, учебной и исследовательской деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать ее, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

    Создание учебно-методических комплексов (УМК) детско-взрослыми проектными группами решает не только общепедагогические проблемы, но явным образом влияет на развитие информационной компетентности педагогов и учащихся, взаимно обогащая их умения в области ИКТ. Сегодня учащиеся зачастую лучше владеют информационными технологиями, а педагоги, являясь предметными экспертами, лучше систематизируют информацию. Кроме этого,  материалы  доступны всем педагогам и детям. Таким образом, информация из собственности отдельного педагога становится собственностью всей школы, что влияет на качество образования.

     Мультимедийный ресурсный кабинет русского языка и литературы содержит большое количество информации по предмету, делая процесс обучения ещё более эффективным и увлекательным для учеников.

   Опытом создания мультимедийного ресурсного кабинета русского языка и литературы делилась на муниципальном конкурсе кабинетов русского языка и литературы (Диплом 2 степени) и областной коллегии «Использование информационных технологий в образовательном процессе», на семинаре руководителей школ, на курсах повышения квалификации учителей в ИУУ. 

Результатом применения на уроках  информационно-коммуникационных технологий я считаю следующие факторы.

  1. Повышение интереса обучающихся к предмету.

  Высокий уровень интереса к предмету прослеживается через возрастающее количество обучающихся, участвующих в олимпиадах, конкурсах и Дне науки. Именно высокий интерес к предмету мотивировал девятиклассников к выбору гуманитарного профиля. Показателем осознания важности русского языка как предмета является высокий уровень качества знаний  по итоговой аттестации в форме ЕГЭ.  

  1. Создание комфортного психологического климата и здоровьесберегающего сопровождения на уроке.

   Задачи урока связываю с основными принципами здоровьесберегающей педагогики: организация мотивации, создание ситуации успеха; расширение зоны комфорта - создание ситуации самостоятельного выбора; раскрытие творческих способностей учащихся, развитие культуры речи; использование активных методов обучения.   Здоровье - понятие многомерное; важны и физическая, и душевная, и социальная его составляющие.   В формировании и развитии нравственного здоровья обучающихся важную роль играют уроки русского языка и литературы.

  1. Индивидуально-дифференцированный подход в обучении.

   Значительный потенциал здоровьесберегающего сопровождения имеет индивидуально-дифференцированный подход в обучении. Его использование позволяет обучать детей с разным мышлением, памятью, мотивацией, с особенностями нервной системы и пр., создавать оптимальные условия для успешного обучения, комфортного пребывания обучающихся в школе.

  1. Увеличение количества участников и призёров олимпиад и конкурсов различного уровня.

   Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация кабинета к конкурсу "Лучший кабинет русского языка -2012"

Презентация состоит из 7 слайдов, отражающих основные направления деятельсноти кабинета....

паспорт кабинета русского языка и литературы

Основные требования к кабинету русского языка и литературы, паспорт кабинета...

ПАСПОРТ учебного кабинета русского языка и литературы

ПАСПОРТучебного кабинетарусского языка и литературы...

Паспорт учебного кабинета русского языка и литературы

Паспорт учебного кабинета - один из обязательных документов. Составить его - значит систематизировать весь материал, который имеется в учебном кабинете. Многие материалы, указанные в этом паспорте, ...

Паспорт кабинета русского языка

Паспорт кабинета русского языка...

Паспорт кабинета русского языка и литературы

Паспорт кабинета, занявшего в 2012 - 2013 учебном году  I место по результатам школьного смотра кабинетов....