Решение задач по теме "Работа. Мощность.Энергия"
план-конспект урока физики (7 класс) на тему
Урок физики. 7 класс. Обшеобразовательный уровень. УМК А.В. Перышкина. Урок - игра «Товарный состав». Проводится после изучения теоретического материала, с целью закрепления и применения знаний, отработки умений и навыков для решения качественных, количественных и экспериментальных задач по теме «Работа и мощность. Энергия». Заключительный урок в теме, урок подготовки к контрольной работе, рассчитан на два учебных часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.zip | 39.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Организационная информация | |||||
Автор/ы урока/занятия/мероприятия (ФИО, должность) | Солодухина Елена Васильевна, учитель физики | ||||
Образовательное учреждение | МОУ Долганская средняя общеобразовательная школа | ||||
Республика/край | Алтайский край, Крутихинский район | ||||
Город/поселение | с. Долганка | ||||
Предмет | физика | ||||
Класс, профиль класса/ коллектив/ группа | 7 класс, общеобразовательный | ||||
Методическая информация | |||||
Тема урока /занятия/мероприятия | Решение задач по теме «Работа и мощность. Энергия» | ||||
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | А.В. Перышкин | ||||
Классификация урока/занятия/мероприятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями/мероприятиями) | Урок - игра «Товарный состав». Проводится после изучения теоретического материала, с целью закрепления и применения знаний, отработки умений и навыков для решения качественных, количественных и экспериментальных задач по теме «Работа и мощность. Энергия». Заключительный урок в теме, урок подготовки к контрольной работе, рассчитан на два учебных часа. | ||||
Краткая характеристика класса /коллектива/группы | В классе 12 учащихся, 12-13 лет. Все дети занимаются вместе с первого класса. Явных лидеров в классном коллективе нет. Трое учащихся имеют дефекты зрения, один мальчик очень медлителен, два ученика чрезмерно активны, не уравновешены. Наблюдается отсутствие познавательного интереса, потребности в знаниях, установки на учение у отдельных учащихся. Некоторые ученики не умеют слушать и слышать учителя и одноклассников. У многих нет уверенности в себе, занижена самооценка. 7 учащихся имеют слабые знания по математике, испытывают затруднения при работе с формулами. Качество знаний в классе 40%. Вместе с тем ребятам нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время. Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение. | ||||
Цели урока/ занятия/ мероприятия | Повторить изученный материал, подготовиться к контрольной работе. | ||||
Задачи урока/ занятия/ мероприятия | Образовательные: - выявление уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме, - применение полученных знаний для решения различных задач; воспитательные: - формирование положительной учебной мотивации, осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда, самостоятельной деятельности; развивающие: - развитие творческих способностей, коммуникативных навыков работы в группе, познавательных процессов - речи, памяти, мышления; - совершенствование навыков анализа, обобщения, умения выступать и защищать свою точку зрения; - раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого учащегося и определение условий для их проявления и развития. | ||||
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия/ мероприятия | Знать: обозначения физических величин работа и мощность, единиц их измерения, формул для расчета, понимать смысл; Уметь: - использовать измерительную линейку, динамометр, секундомер для измерения физических величин: расстояния, силы, промежутка времени; - выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы; - решать задачи на применение изученных формул; - осуществлять самостоятельный поиск, обработку и представление информации словесно, с помощью математических символов (формул); качества личности: - адаптация к новым условиям; - нахождение оптимальных решений сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество; - налаживание эффективных коммуникаций с одноклассниками; - отстаивание своей позиции и толерантное отношение к чужому мнению; - принятие ответственности за себя и команду. - товарищество, доброта, деликатность, вежливость, скромность, дисциплинированность, сопереживание. | ||||
Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс (личностные универсальные учебные действия; ориентировочные действия; конкретные способы преобразования учебного материала; коммуникативные действия). | Личностные универсальные учебные действия: – идентифицировать себя с принадлежностью к группе, строить свои взаимоотношения с учетом правил поведения и этики, уважать мнения других членов группы; – воспринимать речь учителя и одноклассников, непосредственно не обращенную к учащемуся; – выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; – оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач; Регулятивные универсальные учебные действия: – планировать решение учебной задачи в соответствии с алгоритмом; – анализировать «что я знаю и умею?» и «что я не знаю и не умею?» Познавательные универсальные учебные действия – воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения задачи; – высказывать предположения, – выявлять при решении различных учебных задач известное и неизвестное; Коммуникативные универсальные учебные действия. умения работать с текстом задачи: – воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; – анализировать решение задачи, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства, находить ошибки. | ||||
Необходимое оборудование и материалы | Оборудование:- динамометры, ленты измерительные, трибометр, каток от трибометра, часы, рычаг-линейка, набор грузов, штатив, ножницы, кусачки, плоскогубцы, бруски, шары разной массы, желоб, шарик на нити; - карточки с задачами разного уровня. Материалы: клубок ярких ниток; бейджики с надписями: «начальник поезда», «машинист», «помощник машиниста», «охранник»; листы для фиксирования работы каждого учащегося; остановка и дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры; картинки: паровоз, вагоны различных цветов; ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета. | ||||
Подробный конспект урока/занятия/ мероприятия (изложение в предложенной форме и последовательности с учётом обязательного включения основных этапов модерации, указанных ниже) | |||||
Этап урока/занятия/ мероприятия | Время, продолжительность этапа | Подробное описание АМО по установленной схеме[1] (если есть) | Описание действий участников образовательного процесса | Обоснование отсутствия этапа/АМО на этапе (если такое существует) | |
Инициация | 3 мин | «Паутинка» Цель: показать учащимся единство коллектива, выявить лидеров. Необходимые материалы: клубок ярких ниток | Участники: все Учитель и дети становятся в круг, начинают плести паутинку, передают клубок друг другу по порядку, закрепляя нить на руке, ученик у которого замкнулся круг, бросает клубок самому, по его мнению, лучшему ученику, тот другому. Если у какого-то ученика количество бросков превышает 4, он получает «бонус» и узел закрывается (образовался первый лидер), игра продолжается, клубок передается дальше пока не будут выявлены все лидеры. Учитель подводит итог, показывая, что если потянуть за нить, то это почувствует каждый. | ||
Вхождение или погружение в тему | 5- мин | Игра «Товарный состав» Класс делится на три группы по 4 человека, в каждой из которых определяются начальник поезда, машинист, помощник машиниста, охранник. Задача каждой группы - сформировать состав, решив определенное самостоятельно выбранное количество задач (одна задача – один вагон поезда, задачи разного уровня – вагоны разного цвета), за каждую решенную задачу начисляются баллы. Далее каждая группа представляет отчет о работе, поясняет решение задач. На доске прикрепляются паровоз и вагоны, т.о. видна деятельность каждой группы. В конце урока все вагоны соединяются в один состав, становится ясно, каких задач решено больше, на что необходимо обратить внимание. 1 этап. «Паровоз» Цель: формирование групп, определение роли каждого в группе. Необходимые материалы: бейджики с надписями: «начальник поезда», «машинист», «помощник машиниста», «охранник»; листы для фиксирования работы каждого учащегося. | Участники: все Учитель, поясняет ход игры и дальнейшие действия. Учащиеся, получившие «бонус», собирают свою команду. После чего рассаживаются на места, определяют роль каждого в группе: начальник поезда отвечает за формирование состава, машинисты готовят состав к отправлению, охранник следит за ходом игры, фиксирует деятельность каждого. | ||
Формирование ожиданий учеников/воспитанников/обучающихся | 5 мин | «Дерево у остановки» Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Необходимые материалы: остановка и дерево, схематично нарисованные на доске, на дереве – красные и жёлтые листочки, разноцветные стикеры. | Участники: все обучающиеся Проведение: Учитель предлагает учащимся на желтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных листочках – чего опасаются. Учитель выясняет у учащихся: алгоритм решения задач по физике, выполнение практической части работы, правила оформления, проводит инструктаж по ТБ. | ||
Проработка содержания темы | 24 мин 3 мин (Через 10 мин от начала) | 2 этап. «Формирование состава» Цель: определение количества задач, которые группа может решить. Необходимые материалы: картинки - паровоз, вагоны различных цветов, трех видов: красные количественные задачи, оранжевые – качественные задачи, желтые – экспериментальные задачи. Релаксация: упражнение «Зеркало» Сморщите лоб, подняв брови ("удивление") - расслабьтесь. Постарайтесь сохранить лоб абсолютно гладким некоторое время. | На доске фиксируется ожидаемый результат: «Товарный состав» Участники: все Учитель, поясняет дальнейшие действия. следит за ходом работы, оказывает помощь, консультирует. Лидер группы, начальник поезда, получает маршрутный лист, на котором фиксируются этапы работы, последовательность выполнения задач, минимальное количество задач разного типа, количество баллов за решенную задачу разного уровня. Учащиеся выбирают задачи и самостоятельно решают их. Участники: все Все становятся друг против друга, выполняют упражнение, «корчат рожицы» | ||
Проработка содержания темы | Второй урок 27-28 мин 2-3 мин (Через 10 мин от начала) | 3 этап. «Отправление» Цель: отчет о выполненной работе. Релаксация: упражнение"Скользящий маятник" Цель: быстро сбросить напряженность, скованность, усталость. | Участники: все Представители команд, «машинисты» объясняют решения задач, оценивают результаты. Вагон считается решения допущены ошибки, допускается помощь других команд. Учитель контролирует вместе с детьми правильность выполнения. Участники: все Учитель - Произведите легкие и слабые сгибания - разгибания мышц последовательно во всех главных суставах тела, с ног до головы и обратно, раза 2-3, по три-пять сгибаний - разгибаний на сустав. Начать можно как с головы, "спускаясь вниз", так и с пальцев ног, "поднимаясь вверх". Движения должны быть легкими, небрежными, словно бы на шарнирах. | ||
Подведение итогов | 5 мин 5 мин | 4 этап. «Состав в пути» Цель: Подведение итогов, подсчет количества задач, определение длины поезда, результативность и оценка за работу. Метод рефлексии «Светофор» Цель: оценить собственный вклад в работу группы, найти пути улучшения взаимодействия в группе, создать ситуации успеха; отследить соответствие результатов с намеченными ожиданиями в начале урока. Необходимые материалы: ватман или флипчат, стикеры красного, желтого и зеленого цвета. «Дерево у остановки» В конце занятия учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – желтыми и несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными. | Участники: все Каждая команда представляет свой «состав», затем формируется общий «Товарный состав». «Охранники» вывешивают результаты на доске. Учитель подводит итоги Участники: все обучающиеся. Проведение: каждый оценивает свой вклад в работу группы: красный – не доволен, сделал не все, что мог; желтый – мог бы лучше; зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха группы. Листочки наклеиваются на плакат с изображением светофора, затем идет обсуждение и намечается дальнейшая стратегия для подобных заданий. Оценка результата урока: желтое дерево – цели достигнуты, корни крепкие, крона густая, ждём плодов. Красное дерево выросло – выросло не то, что ожидали. | ||
Домашнее задание (если имеется) | |||||
Дополнительная информация | |||||
Результативность урока/занятия/мероприятия, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Проведение урока в форме игры позволяет всем обучающимся включиться в процесс познания. Работая в группе, учащиеся находят оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество. Все это обеспечивает более глубокое понимание изученного материала. В процессе урока учителю очень хорошо видно, как обучающиеся усвоили материал, все ли правильно они поняли, что позволяет прямо в процессе работы внести при необходимости коррективы, дополнительно объяснить проявившиеся сложные моменты темы. Такая форма проведения урока была использована после изучения темы «Взаимодействие тел» и может быть использована на уроках решения задач по другим разделам физики, а также на уроках решения задач по математике, химии, биологии и т.д. | ||||
Какие АМО, используемые на уроке/занятии/мероприятии, являются авторскими (Перечислите, пожалуйста, названия методов) | Игра «Товарный состав» | ||||
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия/мероприятия | Интенсивная проработка и качественное усвоение нового знания обучающимися, формирование и отработка учебных, предметных и специальных умений, развитие и закрепление универсальных навыков, привитие общественно значимых ценностей и нравственных норм поведения. | ||||
Указание приложений к уроку/занятию/мероприятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Примеры задач в формате Microsoft Word | ||||
Обоснование целесообразности использования АМО и технологии модерации для выполнения целей и задач урока/занятия/мероприятия (Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования АМО и технологии модерации) | Дети любят играть, им не нравится неподвижно и молча сидеть на длиннющих неинтересных уроках, запоминать огромную массу информации и затем пытаться непонятно для чего ее пересказывать. Игра является привычной и желанной формой деятельности для ребенка, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Для обеспечения активности и разнообразия мыслительной и практической деятельности учащихся помимо игрового действа необходимо использовать на различных этапах урока АМО, которые помогут задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе; позволят эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения; организовать самостоятельную работу учащихся в группе; помогут весело и активно расслабиться, восстановить энергию; помогут эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. Примененияе технологии модерации приведет к эффективному управлению классом в процессе урока, максимально полному вовлечение всех учеников в образовательный процесс, поддержанию высокой познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока, гарантированному достижение целей урока. Использование АМО и технологии модерации позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся, уверенности и мотивированности учителя, соответствия результатов деятельности школы ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества. | ||||
Использованная литература, источники информации. |
Электронный курс «Активные методы обучения» http://www.moi-universitet.ru/amo/ Электронный курс «Технология интерактивного обучения» http://www.moi-universitet.ru/ Уроки релаксации http://dao.ucoz.com/blog/uroki_relaksacii/2010-01-17-2 |
[1] Схему описания АМО см. в Приложении 4, пункт 4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания к уроку по теме "Решение задач по теме "Работа, мощность, энергия"
Задания для самостоятельного изучения темы "Решение задач на тему "Работа, мощность, энергия", при подготовке к контрольной работе. Могут быть полезны учащимся, пропустившим урок. При выполнении задан...
Презентация "Работа. Мощность. Энергия"
Данная презентация может использоваться при обобщении материала в 7 классе, при повторении материала в 10 классе при изучении физики на базовом уровне....
Творческая работа по теме "Роабота. Мощность. Энергия." 7 класс
При изучении темы «Работа. Мощность. Энергия» в 7 классе мной предлагается выполнить домашнюю творческую работу по определению работы, совершаемую учеником от дома до школы по переноске по...
Творческая работа по теме "Роабота. Мощность. Энергия." 7 класс
При изучении темы «Работа. Мощность. Энергия» в 7 классе мной предлагается выполнить домашнюю творческую работу по определению работы, совершаемую учеником от дома до школы по переноске по...
Творческая работа по теме "Роабота. Мощность. Энергия." 7 класс
При изучении темы «Работа. Мощность. Энергия» в 7 классе мной предлагается выполнить домашнюю творческую работу по определению работы, совершаемую учеником от дома до школы по переноске по...
Творческая работа по теме "Роабота. Мощность. Энергия." 7 класс
При изучении темы «Работа. Мощность. Энергия» в 7 классе мной предлагается выполнить домашнюю творческую работу по определению работы, совершаемую учеником от дома до школы по переноске по...
РАБОТА. МОЩНОСТЬ. ЭНЕРГИЯ.ЗАКОН СОХРАНЕНИЯ ЭНЕРГИИ.
Презентация к уроку...