Рабочая программа по физике для 7 класса
календарно-тематическое планирование по физике (7 класс) по теме

 

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (70 ч из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • учебником (включенным в Федеральный перечень):
    • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2008;
    • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
    • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
    • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7klass_rab.pr_.doc274 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Педагогический Совет МОУ «СОШ № 3   »

Протокол № 1 от «29__»_08___2011___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР

 МОУ «СОШ № 3»

_____________/Широкоштанова Л.Е./

ФИО

 «__»____________2011___г.

«Утверждено»

Директор МОУ «СОШ № 3»

Лабуренко Т.М.

Приказ № от «__»_08___2011___г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Федотова Светлана Петровна,

высшая квалификационная категория

по физике

7 класс

Для учащихся 7А, Б, В, Г, Д классов

2011 - 2012  учебный год

Содержание рабочей  программы

Паспорт программы….……………….…………………………………………………………3

Пояснительная записка………………………..………………………………………………3-7

                                            Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных и

 практических работ…………………………………………………………………………..8-16

Требования к уровню подготовки учащихся………...……………………………………… 17

Критерии оценок…..……………………………..…………………………………………18-21

Учебно-методическое обеспечение для учителя и для учащихся………………………      22

Приложения

Контрольно-измерительные материалы по курсу                          ……………………....23-26

Паспорт

рабочей программы

Тип программы  программа основного  общего образования

Статус программы: рабочая программа предмета физики

Назначение программы:

  • для обучающихся образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
  • для педагогических работников МОУ «СОШ № 3» программа определяет приоритеты в содержании общего образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
  • для администрации МОУ «СОШ № 3» программа является основанием для определения качества реализации общего среднего образования.

Категория обучающихся: учащиеся  7-х классов МОУ « СОШ № 3»

Сроки освоения программы: 1 год.

Объем учебного времени: 70 часов.

Форма обучения: очная.

Режим занятий:  2 час в неделю

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения физики на базовом уровне в 7 классе (70 ч из расчета 2 ч в неделю). Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Определен также перечень демонстраций, лабораторных работ и практических занятий. Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ МО РФ от 05.03.2004 №1089) и Федеральным БУП для общеобразовательных учреждений РФ (приказ МО РФ от 09.03.2004 №1312);
  • учебником (включенным в Федеральный перечень):
  • Перышкин А.В. Физика-7 – М.: Дрофа, 2005;
  • сборниками тестовых и текстовых заданий для контроля знаний и умений:
  • Лукашик В.И. сборник вопросов и задач по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 192с.
  • Марон А.Е., Марон Е.А. Контрольные тексты по физике. 7-9 кл. – М.: Просвещение, 2002. – 79с.

Общая характеристика изучения физики в основной школе:

Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явлений природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются:

Познавательная деятельность:

  • использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;
  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.

Цели изучения курса – выработка компетенций:

  • общеобразовательных:

- умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки до получения и оценки результата);

-  умения использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства;

- умения использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки и презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-   умения оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде, выполнять экологические требования в практической деятельности и повседневной жизни.

  • предметно-ориентированных:

-  понимать возрастающую роль науки, усиление взаимосвязи и взаимного влияния науки и техники, превращения науки в непосредственную производительную силу общества: осознавать взаимодействие человека с окружающей средой, возможности и способы охраны природы;

-  развивать познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе самостоятельного приобретения физических знаний с использований различных источников информации, в том числе компьютерных;

- воспитывать убежденность в позитивной роли физики в жизни современного общества, понимание перспектив развития энергетики, транспорта, средств связи и др.; овладевать умениями применять полученные знания для получения разнообразных физических явлений;

-  применять полученные знания и умения для безопасного использования  веществ и механизмов в быту, сельском хозяйстве и производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

Распределение учебного времени, отведенного на изучение отдельных разделов курса.

Время, выделяемое на изучение отдельных тем, в программе примерное, поэтому считаю необходимым распределить его следующим образом:

Основное содержание

7 класс

Физика и физические методы изучения природы

5

Первоначальные сведения о строении вещества

5

Взаимодействие тел

22

Давление твердых тел жидкостей и газов

19

Работа и мощность. Энергия.

16

Резерв

3

Всего

70

В программе для комплекта учебников Гутник Е. М., Перышкин А. В.  за
курс 7 класса основной школы предусмотрено проведение  10 лабораторных работ

Основное содержание 7 класс

Физика и физические методы изучения природы (5 часов)

Физика — наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физические приборы. Физические величины и их измерение. Погрешности измерений. Международная система единиц.  Физический эксперимент и физическая теория. Физические модели. Роль математики в развитии физики. Физика и техника. Физика и развитие представлений о материальном мире.

Демонстрации

Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

Физические приборы.

Лабораторные работы и опыты

Л.Р.№1 Определение цены деления шкалы измерительного прибора. Измерение объема жидкости.

Первоначальные сведения о строении вещества(5 часов)

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия.  Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел и объяснение свойств вещества на основе этих моделей.

Демонстрации

Сжимаемость газов.

Диффузия в газах и жидкостях.

Модель хаотического движения молекул.

Модель броуновского движения.

Сохранение объема жидкости при изменении  формы сосуда.

Сцепление свинцовых цилиндров.

Лабораторные работы и опыты

Л.Р.№2 (2П) Определение размеров малых тел.

Взаимодействие тел (22 часа)

Механическое движение. Относительность движения. Система отсчета.  Траектория. Путь. Прямолинейное равномерное движение. Скорость равномерного прямолинейного движения. Методы измерения расстояния, времени и скорости.

Неравномерное движение.  Графики зависимости пути и скорости от времени.

Явление инерции. Масса тела. Плотность вещества. Методы измерения массы и плотности.

Взаимодействие тел. Сила. Правило сложения сил. 

Сила упругости. Методы измерения силы.

Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Сила трения.

Давление твердых тел жидкостей и газов (19 часов)

Давление. Атмосферное давление. Методы измерения давления. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Работа и мощность. Энергия  (16 часов)

Момент силы. Условия равновесия рычага. Центр тяжести тела. Условия равновесия тел.  

Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии.  Простые механизмы. Коэффициент полезного действия. Методы измерения энергии, работы и мощности.

Условие плавания тел.

Демонстрации

Равномерное прямолинейное движение.

Относительность движения.

Явление инерции.

Взаимодействие тел.

Зависимость силы упругости от деформации пружины.

Сложение сил.

Сила трения.

Изменение энергии тела при совершении работы.

Превращения механической энергии из одной формы в другую.

Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

Обнаружение атмосферного давления.

Измерение атмосферного давления барометром - анероидом.

Закон Паскаля.

Гидравлический пресс.

Закон Архимеда.

Простые механизмы.

Лабораторные работы

Л.Р.№ 3(3П) Измерение массы.

Л.Р.№ 4 Измерение плотности твердого тела.

.Л.Р.№ 5 Измерение объема и определение плотности жидкости.

Л.Р.№ 6 Градуирование пружины и измерение силы динамометром.

Л.Р.№7  Измерение архимедовой силы.

Л.Р.№ 8 Изучение условий плавания тел.

Л.Р.№ 9 Исследование условий равновесия рычага.

Л.Р.№ 10 Вычисление КПД наклонной плоскости.


Поурочное календарное планирование с перечнем контрольных, лабораторных и практических работ

Тема урока

Кол-во

часов

Формы

контроля

Дата проведения (план)

Дата проведения (факт)

1

Физика – наука о природе. Наблюдения и опыты. Описание физических явлений. Физический эксперимент и физическая теория.

1

03.09.11

2

Физические величины и единицы их измерение.

Лабораторный опыт «Измерение размеров бруска».

1

07.09.11

3

Точность и погрешность измерений. Международная система единиц. Физические приборы. Лабораторный опыт  «Измерение температуры»

1

10.09.11

4

Лабораторная1 работа № 1 «Определение цены деления шкалы мензурки».

1

Лабораторная работа, выводы, оформление

14.09.11

5

Физика и техника.

1

Фронтальный опрос

17.09.11

6

Строение вещества. Молекулы.

1

21.09.11

7

Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение.

1

24.09.11

8

Взаимодействие частиц вещества.

1

28.09.11

9

Три состояния вещества.

1

01.10.11

10

Повторительно-обобщающий урок.

1

05.10.11

11

Механическое движение. Прямолинейное равномерное и неравномерное движение..

1

08.10.11

12

Скорость равномерного прямолинейного движения. Единицы скорости.

1

12.10.11

13

Решение задач на расчет пути и времени движения.

1

15.10.11

14

Графическое представление движения.

  1

19.10.10

15

Явление инерции. Решение задач.

1

22.10.11

16

Взаимодействие тел.

1

26.10.11

17

Масса тела. Единицы измерения массы.

1

29.10.11

18

Лабораторная работа № 3 «Измерение массы тела на рычажных весах».

1

Проверка л.р.

09.11.11

19

Плотность вещества.

1

12.11.11

20

Лабораторная работа № 4 «Измерение объема тела и плотности вещества твердого тела».

1

Проверка л.р.

16.11.11

21

Лабораторная  работа № 5 «Измерение объема и определение плотности жидкости».

1

Проверка л.р.

19.11.11

22

Расчет массы и объема тела по его плотности.

1

23.11.11

23

Контрольная работа  по теме «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества».

1

Контрольная работа

30.11.11

24

Сила. Явление тяготения. Сила тяжести.

1

03.12.11

25

Сила упругости.

1

07.12.11

26

Вес тела. Невесомость.

1

10.12.11

27

Единицы измерения силы. Связь между силой тяжести и массой тела.

1

14.12.11

28

 Динамометр. Лабораторная работа № 6

«Градуирование  пружины и измерение силы динамометром».

1

Проверка л.р.

17.12.11

29

Сложение двух сил.

1

21.12.11

30

Сила трения.

1

24.12.11

31

Итоговая контрольная работа за первое полугодие.

1

Контрольная работа

28.12.11

32

Повторительно-обобщающий урок по теме «Сила. Равнодействующая сил».

1

11.01.12

33

Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления.

1

Проверка ведения тетради

14.01.12

34

Давление газа.

1

18.01.12

35

Закон Паскаля.

1

21.01.12

36

Давление в жидкости газе. Расчет давления жидкости на дно и стенки сосуда.

1

Фронтальный опрос

25.01.12

37

Решение задач на расчет давления.

1

28.01.12

38

Сообщающиеся сосуды.

1

01.02.12

39

Вес воздуха. Атмосферное давление. Атмосферное давление на разных высотах.

1

04.02.12

40

Опыт Торричелли. Барометр – анероид.

1

Фронтальный опрос

08.02.12

41

Манометр.

1

11.02.12

42

Решение задач на расчет давления.

1

15.02.12

43

Гидравлические машины.

1

18.02.12

44

Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Закон Архимеда.

1

Фронтальный опрос

22.02.12

45

Лабораторная работа № 7

«Измерение архимедовой силы».

1

Проверка вып-я л.р.

25.02.12

46

Условие плавания тел. Плавание судов.

1

29.02.12

47

Решение задач на определение архимедовой силы.

1

07.03.12

48

Лабораторная работа № 8 «Изучение условий плавания тел».

1

Проверка вып-я л.р.

10.03.12

49

Воздухоплавание. Решение задач.

1

Проверка письменной части д.з.

14.03.12

50

Повторительно-обобщающий урок по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

17.03.12

51

Контрольная работа по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов».

1

Контрольная работа

21.03.12

52

Механическая работа.

1

Фронтальный опрос

04.04.12

53

Мощность.

1

07..04.12

54

Простые механизмы. Рычаги в технике, быту, природе.

.

1

11.04.12

55

Рычаг. Равновесие сил на рычаге.

1

14.04.12

56

Момент силы.

1

18.04.12

57

Лабораторная работа № 9 «Исследование условия равновесия рычага».

1

Проверка л.р.

21.04.12

58

Применение законов рычага к блоку.

1

Фронтальный опрос

25.04.12

59

«Золотое» правило механики.

1

Проверка раб. тетрадей

28.04.12

60

Коэффициент полезного действия. Решение задач.

1

02.05.12

61

Решение задач на расчет КПД.

1

05.05.12

62

Лабораторная работа № 10

«Вычисление КПД наклонной плоскости».

1

Проверка л.р.

12.05.12

63

Энергия потенциальная и кинетическая.

1

16.05.12

64

Превращение энергии. Закон сохранения  механической энергии .

Тест №10.

1

19.05.12

65

Повторительно-обобщающий урок по теме «Механическая энергия».

1

Фронтальный опрос

23.05.12

66

Контрольная работа за год

1

Контрольная работа

26.05.12

67

Роль математики в физике.

1

30.05.12

68

Резервное время

3

Итого:

70


Требования к уровню подготовки учащихся

Обязательный минимум

В результате изучения физики ученик 7 кл  должен

ФИЗИКА И ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ
ИЗУЧЕНИЯ ПРИРОДЫ

Физика – наука о природе. Наблюдение и описание физических явлений. Физический эксперимент. Измерение физических величин. Погрешности измерений [1]. Международная система единиц. Физические законы. Роль физики в формировании научной картины мира.

МЕХАНИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

Механическое движение. Относительность движения.  Путь. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса. Плотность. Сила. Сложение сил. Сила упругости. Сила трения. Сила тяжести. Работа. Мощность. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия взаимодействующих тел. Закон сохранения механической энергии. Условия равновесия тел.

Простые механизмы. Коэффициент полезного действия

Давление. Атмосферное давление. Закон Паскаля. Гидравлические машины. Закон Архимеда. Условие плавания тел.

Наблюдение и описание различных видов механического движения, взаимодействия тел, передачи давления жидкостями и газами, плавания тел,

Объяснение этих явлений на основе законов Паскаля и Архимеда.

Измерение физических величин: времени, расстояния, скорости, массы, плотности вещества, силы, давления, работы, мощности.

Проведение простых опытов и экспериментальных исследований по выявлению зависимостей: пути от времени при равномерном движении, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления, условий равновесия рычага.

Практическое применение физических знаний для использования простых механизмов  в повседневной жизни.

Объяснение устройства и принципа действия физических приборов и технических объектов: весов, динамометра, барометра, гидравлической машины, простых механизмов.

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ

Строение вещества. Тепловое движение атомов и молекул. Броуновское движение. Диффузия. Взаимодействие частиц вещества. Модели строения газов, жидкостей и твердых тел.

Наблюдение и описание диффузии, Объяснение этих явлений на основе представлений об атомно-молекулярном строении вещества,

Измерение физических величин: температуры,

знать/понимать

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие,
  • смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия,
  • смысл физических законов: Паскаля, Архимеда

уметь

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию,
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления, температуры,
  •  представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления,
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических, тепловых;
  • решать задачи на применение изученных физических законов;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации 
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств,
  •  контроля за исправностью водопровода, сантехники в квартире;
  • рационального применения простых механизмов;

Критерии оценок

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики; не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2   ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка 1 ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

 Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов. 

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.

Оценка 1 ставится за работу, невыполненную совсем или выполненную с грубыми ошибками в заданиях.

 Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.

Оценка 1 ставится в том случае, если учащийся совсем не выполнил работу.

 Во всех случаях оценка снижается, если учащийся не соблюдал требований правил безопасного труда.

 Перечень ошибок.

I. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение  к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.

II. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.
  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.
  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.
  4. Нерациональный выбор хода решения.

III. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.
  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.
  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.
  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

Орфографические и пунктуационные ошибки.


Учебно-методическое обеспечение для учителя и учащихся

Учебная программа

Учебное пособие для ученика, дидактический материал

Учебник

Инструмент по отслеживанию результатов работы

Методическое пособие для учителей

Физика 7 класс             2 ч. в неделю     70 часов в год

Физика 7-9 класс. Авт. Е.М. Гутник, А.В. Пёрышкин // Программы для общеобразоват. учреждений:

Лукашик В.И., Иванова Е.В. Сборник Задач по Физике для 7-9 классов. Обш\щеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.

Рыженков А.П. Физика. Человек. Окружающая среда: Прил. к учеб. физики для 7 кл. общеобразоват. учреждений./ Под ред. Р.Д. Миньковой. – М.: Просвещение, 2000.

Марон А.Е. Физика 7 кл: Дидактический материал. - М. : Дрофа, 2005.

А.В. Пёрышкин Физика учеб. для 7 класса общеобразоват. Учреждений. – М.: Дрофа 2005.

Кабардин О.Ф. и др. Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7 – 11 кл. среднй школы. – М.: Просвещение, 1997.

Марон А.Е. Физика 7кл: Дидактический материал. - М. : Дрофа, 2005.

Физика. Тесты. 7-9 классы: учебно-методическое пособие/ Н.К. Гладышева, И.И. Нурминский, А.И. Нурминский, Н.В. Нурминская. – М.: Дрофа, 2002.

Е.М. Гутник, Е.В. Рыбакова Физика 7: Тематическое поурочное планирование к учебнику А.В. Пёрышкина. Физика 7 кл. - М.: Дрофа, 2002.

Марон А.Е. сборник вопросов и задач по физике для 7-9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Е. Марон, С.В. Позайский, Е.А. Марон. – М.: Просвещение, 2005.

Ссылки на интернет-ресурсы

http://files.school-collection.edu.ru/

http://www.interneturok.ru/video/fizika/

   


Контрольно-измерительные материалы по курсу

Контрольная работа по физике №1 «Механическое движение. Масса тела. Плотность вещества»

Уровень 1.

1.Какая скорость больше 54 км/ч или 5 м/с?

2.Пассажир летит самолетом. Относительно каких тел в самолете пассажир находится в состоянии покоя?

3.Человек шел 0,5ч со скоростью 6 км/ч. Какой путь он прошел?

Уровень 2.

1.Одинаковые ли пути проходят правые и левые колеса автомобиля при повороте?

2.Мотоциклист за первые 10 минут движения проехал путь 5км, а за следующие 8 минут - 9,6км. Какова средняя скорость мотоциклиста на всем пути?

Уровень 3.

1.Может ли водитель автомобиля использовать явление инерции для экономии бензина? Каким образом?

2.Автомобиль 2 часа двигался со скоростью 15м/с, а затем проехал еще 12км со скоростью 20м/с. Какова его средняя скорость на всем пути?

Контрольная работа №2 «Сила»

Вариант 1.

1.Длина бетонной плиты 4 м, ширина 1.5 м, толщина 25 см. Определите массу плиты, если плотность бетона 2200 кг/м3.

2.За сколько времени плывущий по течению реки плот пройдет 15 км, если скорость течения 0,5 м/с?

3.Записать определение силы тяжести.

4.Почему после дождя грунтовая дорога скользкая?

Вариант 2

1. На сколько увеличилась общая масса автомашины после погрузки на нее 50 сухих сосновых брусков объемом 20 дм3?

2.Вычислите среднюю скорость лыжника, прошедшего путь 20 км за 180 мин.

3.Записать определение веса тела.

4.Зачем в гололедицу тротуары посыпают песком?

Контрольная работа №3 «Давление»

Вариант I.

1.Уровень ртути в барометре Торричелли стоит на высоте 74см. Определите атмосферное давление в паскалях.

2.Какой высоты получится барометр Торричелли, если вместо ртути использовать воду?

3.Что покажет ртутный барометр, если его погрузить под воду на глубину 40см?

4.С какой силой атмосферный воздух давит на одну поверхность оконного стекла размерами 1,1х0,5 М?

,Вариант II

1. Вычислите атмосферное давление в паскалях, если высота столба ртути в трубке Торричелли 750мм.

2. Трубку какой длины следует заказать для изготовления спиртового барометра Торричелли?

3. Определите величину полного давления (с учетом атмосферного) в море на глубине 8,2м.

4. С какой силой атмосферный воздух давит на одну поверхность тетрадного листа размером 16 х 20см?

Итоговая контрольная работа 

 Вариант I

  • 1.Совершает ли ученик механическую работу, опускаясь на лифте с верхнего этажа здания на первый?
  • 2.Первый раз мальчик вбежал по лестнице на третий этаж школы за 30с, а второй раз - за 20с. Одинаковую ли мощность он развивал при этом?
  • 3.Какой из блоков (подвижный или неподвижный) дает выигрыш в силе? Во сколько раз?
  • 4.Мальчик, сев на один конец доски, положенной на бревно, качается на ней. Чем уравновешивается сила тяжести мальчика?
  • 5.Трактор равномерно тянет плуг, прилагая силу 10 кН. За 10 мин он проходит путь, равный 1200 м. Определите мощность, развиваемую при этом двигателем трактора.
  • 6.Выполняется ли работа во время движения по инерции. Ответ поясните.
  • 7.Рабочий поднимает груз массой 100кг на высоту 0,3м, пользуясь рычагом. К большому плечу рычага приложена сила 700 Н, под действием которой конец рычага опускается на 0,6м. Определите КПД рычага.
  • 8.Что легче: удерживать груз на наклонной плоскости или равномерно поднимать его по этой плоскости? Почему?
  • 9.Найдите мощность потока воды, протекающей через плотину, если высота падения воды 25м, а расход ее - 120 м3 в минуту.
  • 10.Почему грузовой автомобиль должен иметь более сильные тормоза, чем легковой?
  • 11.По наклонной плоскости перемещают груз весом 3,5 кН на высоту 1,4м. Вычислите работу, совершаемую при этом, если КПД наклонной плоскости 60%.

Вариант II

  • 1.Телеграфный столб, лежащий на земле, установили вертикально. Совершена ли при этом работа?
  • 2.Турист в одном случае прошел 500 м, а в другом - проехал на велосипеде такое же расстояние. Одинаковые ли мощности он развивал?
  • 3.Перечислите известные вам простые механизмы. Приведите примеры их использования.
  • 4.В школьной мастерской мальчик, чтобы сильно зажать в тиски обрабатываемую деталь, берется не за середину, а за край ручки тисков. Почему?
  • 5.При равномерном подъеме из шахты бадьи, нагруженной углем, была совершена работа 4800 кДж. Какова глубина шахты, если масса бадьи с углем 8т?
  • 6.Мальчик сидит на санках, движущихся равномерно и горизонтально, и держит за веревку вторые санки. Совершает ли мальчик механическую работу по перемещению вторых санок?
  • 7.Автокраном поднимают груз массой 3т с помощью подвижного блока на высоту 6м. Определите КПД блока, если трос при этом натягивается с постоянной силой 16кН.
  • 8.Когда сила, действующая на тело, не производит работы при перемещении этого тела?
  • 9.Башенный кран поднимает в горизонтальном положении балку длиной 5м и сечением 100см2 на высоту 12м. Какую работу совершит кран?
  • 10.Пробковый шарик всплывает под действием выталкивающей силы. Совершается ли при этом работа?
  • 11.На установке для определения КПД наклонной плоскости были получены следующие данные: длина наклонной плоскости 0,6м, высота 20см. Груз массой 400г перемещали равномерно по наклонной плоскости, действуя силой 2,5Н. Определите КПД наклонной плоскости.


[1]         Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физике, 7 класс по учебнику автора А. В . Перышкина.

Предлагаю рабочую программу к учебнику  "Физика-7", автор А. В. Перышкин....

Рабочая программа по физике 9 класс

Рабочая программа по физике 9 класс .Учебник А.В. Перышкин,Е.М.Гутник 2 часа в неделю. Календарно-тематическое   планирование  составлено  на  основе стандарта РФ основного общего...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИКЕ 11 КЛАСС ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ (Авторская программа Г. Я. Мякишева) 5 часов в неделю.

Примерная программа среднего (полного) общего образования: «Физика» 10-11 классы (профильный уровень) (Физика.Астрономия.7-11 классы./сост. В.А.Коровин,В.А.Орлов.-М.:Дрофа,2008) и авторской программы ...

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10

Рабочая программа по физике 10 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-10, пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, базовый уровень-68 часов, 2 часа в неделю...

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11

Рабочая программа по физике 11 класс.Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б. Физика-11, пояснительная записка, календарно тематическое планирование, 68 часов, 2 часа в неделю, базовый уровень...

Рабочая программа по физике 7 класс, 8 класс, 9 класс.

Рабочие программы по физике по учебникам  Пёрышкин и Гутник: 1. Пояснительная записка, 2. Требования к уровню подготовки учащихся, 3.Содержание учебног курса, 4.Календарно-тематическое планирован...