Конспект урока с прзентацией. "Производство, передача и использование электрической энергии (11 класс).
презентация к уроку по физике (11 класс) по теме
Развивает у учащихся практические навыки исследовательского характера и закрепляет понятия «энергосистема» на краеведческом материале.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryisdjrdzryorrirdzrgsgjsrirdzryirusdjrurgrdegsrdeg_skjrruriessdjrdzskjrdzrusdjriryoryo.rar | 587.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Производство, передача и использование электрической энергии (11 класс).
Семтина Т.Н., учитель физики МОУ «СОШ с углубленным изучением отдельных предметов№38» г. Саранска
Цели урока:
- Конкретизировать представление школьников о способах передачи электроэнергии, о взаимных переходах одного вида энергии в другой.
- Дальнейшее развитие у учащихся практических навыков исследовательского характера, выведение познавательной активности детей на творческий уровень знаний.
- Отработка и закрепление понятия «энергосистема» на краеведческом материале.
Оборудование: электробытовые приборы, трансформатор, таблицы, опорные конспекты для учащихся.
План урока.
- Оргмомент.
- Постановка учебной проблемы
- Изложение нового материала.
- Повторение, обобщение, проверка знаний.
- Домашнее задание, рефлексия.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Перед классом ставится учебная проблема
Учитель: Практически вся жизнь человека в быту связана с электричеством. А что будет, если его не станет?
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
А. Мицкевич
А, действительно, как бы жила планета? Ведь было время, когда люди жили без света. Трудно жили.
Небольшой экскурс в историю:
1920 год. Вспомните, какие решения и проекты, важные для перестройки экономики страны были приняты в этом году?
В первые годы после гражданской войны перед народом встала задача восстановления народного хозяйства и в феврале 1920 года была создана комиссия по электрификации, которая предложила план ГОЭЛРО. Этим планом предусматривалось:
- Опережающее развитие электроэнергетики;
- Повышение мощности электростанций;
- Централизация производства электроэнергии;
- Широкое использование местного топлива и энергетических ресурсов;
- Постепенный переход промышленности, сельского хозяйства, транспорта на электроэнергию.
Материалы Государственного архива Мордовии позволяют назвать 1928 год основной точкой отсчета в деле государственного развития энергетики нашего региона. Однако первые её задатки возникли ещё в 19 веке. Это были первые небольшие электростанции, оборудованные на базе паровых и нефтяных двигателей в сельской местности. Они создавались, как правило, на предприятиях по переработке сельскохозяйственного сырья. До 1928 года энергосистема Мордовии состояла в основном из нескольких мелких источников электричества в виде разрозненных динамомашин и локомобилей отдельной мощностью от 3 до 18 киловатт. И лишь в Саранске была дизельная электростанция земского ведомства мощностью 105 киловатт.
Если бы не принятый План ГОЭЛРО, электрификация Мордовии отодвинулась бы на неопределенную перспективу.
– Почему именно развитие электроэнергетики было поставлено на первое место для развития государства?
– В чем преимущество электроэнергии перед другими видами энергии?
– Как осуществляется передача электроэнергии?
– Какова энергосистема нашего региона?
– Вот вопросы на которые мы с вами ответим в процессе нашего урока.
Тема нашего урока: Производство, передача и использование электрической энергии.
По ходу урока делайте записи в конспектах, лежащих перед вами.
3. Беседа с учащимися
– В чем преимущество электроэнергии перед другими видами энергии?
- Ее можно передавать по проводам в любой населенный пункт;
- Можно легко превращать в любые виды энергии;
- Легко получать из других видов энергии;
Учитель: Какие виды энергии можно преобразовать в электрическую?
Ответы учащихся.
Учитель: Где производится электроэнергия?
В зависимости от вида преобразуемой энергии электростанции бывают:
Ответы учащихся:
- Ветряные
- Тепловые
- Гидравлические
- Атомные
- Приливные
- Геотермальные
Учитель: Давайте рассмотрим, какие виды энергии преобразуются от источника энергии – топлива до ее конечного использования на ТЭС?
Ответы учащихся:
Учитель. Какие виды энергии преобразуются на ГЭС? (самостоятельно)
(сделать запись в конспект)
Учитель: Сравните, то что у вас получилось с текстом учебника (стр. 63)
Произведенная электроэнергия передается к потребителю. Кто, на ваш взгляд, являются основными потребителями электроэнергии?
Ответы учащихся:
- Промышленность (почти 70%)
- Транспорт
- Сельское хозяйство
- Бытовые нужду населения
Учитель (в беседе с учащимися): Вся ли энергия, получаемая на электростанции, доходит до потребителя? Почему происходят потери при передаче электроэнергии?
При прохождении тока по проводам, они нагреваются. По закону Джоуля-Ленца учитывая что , получим .
Отчего зависит количество теплоты, выделяемое в проводах?
Чем сила тока, удельное сопротивление и длина проводов, тем количество теплоты и наоборот. Чем площадь поперечного сечения провода, тем количество теплоты. Но увеличивать S не выгодно, так как это приведет к увеличению массы проводов.
Уменьшить количество теплоты можно за счет уменьшения силы тока. Для этого применяют устройство, называемое трансформатором.
Как вы думаете, каково его назначение?
Трансформатор – прибор, позволяющий преобразовать переменный электрический ток, таким образом, что произведение I1 U1= I2 U2. Если повышать U, то I будет уменьшаться и наоборот.
Вот эта возможность преобразовывать силу тока за счет изменения напряжения практически без потерь и используется для передачи электроэнергии от производителя до потребителя. Трансформаторы могут быть повышающими и понижающими. При передаче электроэнергии на значительное расстояние напряжение повышают до нескольких сотен киловольт, поэтому на выходе из электростанции должен стоять повышающий трансформатор. Но так как потребитель в основном использует более низкое напряжение, то на входе в населенный пункт ставят понижающий трансформатор.
Однако при очень большом напряжении в линиях переменного тока резко возрастают потери электроэнергии из-за возникновения коронного разряда. Чтобы этого не происходило, необходимо учитывать:
Чтобы амплитуда переменного напряжения была допустима для данной площади поперечного сечения проводов.
Работа с таблицей: Производители электроэнергии, то есть электростанции разбросаны по всей стране и многие из них объединены высоковольтными линиями электропередач (ЛЭП), образуя общую электросеть, к которой присоединены потребители. Такое объединение называют энергосистемой. Оно позволяет сгладить «пиковые» нагрузки потребления электроэнергии и обеспечить бесперебойность подачи электроэнергии потребителю.
4. Давайте рассмотрим энергосистему нашего региона. Линии и подстанции ОАО «Мордовэнерго» обеспечивают взаимное резервирование с Московской, Нижегородской, Чувашской, Ульяновской и Пензенской энергосистемами. Выполняя графики транзитных перетоков, Мордовская энергосистема участвует в устойчивой работе названных энергосистем и в значительной степени обеспечивает бесперебойную работу важнейшей передачи ЛЭП-500 кВ “Средняя Волга — Центр”, внося свой вклад в надежное энергоснабжение Центральной части России.
В ОАО "Мордовэнерго" нa балансе состоит 2627.2 км ВЛ 35-110 кВ (по трассе). 15433.1 км ВЛ-0.4-10 кВ (по трассе) и 104.768 км кабельных ЛЭП.
В том числе сельскохозяйственного назначения: ВЛ-0,4 кВ - 7286,9 км (по трассе). ВЛ-6-ЮкВ - 8145.2 км (по трассе), ВЛ-35-110кВ- 1946 км (по трассе), кабельных ЛЭП-0.4 кВ - 38.6 км. ЛЭП-6-10кВ-53.4км ОАО "Мордовэнерго" имеет 4 электросстевых филиала с незаконченным балансом: Саранские электрические сети. Комсомольские электрические сети. Краснослободекие электрические сети и Ковылкинские электрические сети. В их состав входит 21 район электрических сетей (РЭС). Все РЭС обслуживают сельские электрические сети.
1.Саранские электрические сети (СЭС). Районы электрических сетей:
| 3.Ковылкинские электрические сети (КовЭС). Районы электрических сетей:
|
2.Комсомольские электрические сети (КомЭС). Районы электрических сетей:
| 4.Краснослободские электрические сети (КрЭС). Районы электрических сетей:
|
5. Чтобы посмотреть, понятен ли вам материал, я предлагаю вам ответить на 5 вопросов (Приложение 1)
Проверьте себя (проверочная работа)
Возвращаясь к началу урока, к плану ГОЭЛРО хочу добавить, что по плану намечалось построить 30 электростанций: 20 тепловых и 10 гидравлических. И к 1935 году получить энергии до 8,8 (восьми целых восьми десятых) миллиардов кВт·ч.
К 1935 году было построено 40! Электростанций, которые вырабатывали 26,3 миллиардов кВт·ч в год.
Закончить свой урок я хочу опять словами А.Мицкевича:
Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?
6. Домашнее задание: §25-27.Ознакомительная работа со схемой энергосистемы (для желающих)
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Учебник «Физика 11 класс», Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев
2. Учебник «Физика 11» Н.М. Шахмаев, С.Н. Шахмаев, Д.Ш. Шодиев
Вариант 1
- Что является источником энергии на ТЭС?
- Нефть, уголь, газ
- Энергия ветра
- Энергия воды
- В какой области народного хозяйства расходуется наибольшее количество производимой электроэнергии?
- В промышленности
- В транспорте
- В сельском хозяйстве
- Как изменится выделяемое проводами количество теплоты, если увеличить площадь поперечного сечения провода S?
- Не изменится
- Уменьшится
- Увеличится
- Какой трансформатор нужно поставить на линии при выходе из электростанции?
- Понижающий
- Повышающий
- Трансформатор не нужен
- Энергосистема — это
- Электрическая система электростанции
- Электрическая система отдельного города
- Электрическая система районов страны, соединенная высоковольтными линиями электропередачи
Вариант 2
- Что является источником энергии на ГЭС?
- Нефть, уголь, газ
- Энергия ветра
- Энергия воды
- Трансформатор предназначен
- Для увеличения срока службы проводов
- Для преобразования энергии
- Для уменьшения выделяемого проводами количество теплоты
- Энергосистема — это
- Электрическая система электростанции
- Электрическая система отдельного города
- Электрическая система районов страны, соединенная высоковольтными линиями электропередачи
- Как изменится выделяемое проводами количество теплоты, если уменьшить длину провода?
- Не изменится
- Уменьшится
- Увеличится
- Какой трансформатор нужно поставить на линии при входе город?
- Понижающий
- Повышающий
- Трансформатор не нужен
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по физике 11 класс "Производство,передача и использование электрической энергии"
Презентация по теме "Производство,передача и использование ээлектрической энергии"содержит необходимый материал по данной теме в 11 классе...
Тест для 11 класса по физике на тему "Производство, передача и использование электрической энергии"
Тест для 11 класс на тему "Производство, передача и использование электрической энергии"....
Конспект урока обобщения 11 класс. Теме: “Производство, передача и использование электрической энергии”.
Работа в группах.производствоиспользованиепередача1.Виды генераторов2.Индукционные генераторыа) элементыб) принцип работыв) промышленные генераторы3.Типы электрических станций4.Производство различными...
Производство, передача и использование электрической энергии
Производство, передача и использование электрической энергии...
Производство, передача и использование электрической энергии. 11 класс.
Конспект урока интегрирован с видеоэкскурсией.Мало того,что это дает возможность детям увидеть работу ТЭЦ из вне, но и еще играет профориентационную роль...
11 класс. Физика. Производство, передача и использование электрической энергии. Подборка материалов для самообразования.
Подборка материалов для самообразования как школьников 11-х классов, так и студентов младших курсов ВУЗов. В подборке как материалы базового уровня для общеобразовательной школы, так и профильного для...
Производство, передача и использование электрической энергии
Электроэнергия, один из самых важных видов энергии, играет огромную роль в современном мире. Она является стержнем экономик государств, определяя их положение на международной арене и уровень развития...