Разработка урока по теме:«Законы отражения и преломления. Полное внутреннее отражение»
материал по физике (11 класс) по теме
Предварительный просмотр:
ГОУ НПО ПЛ “Краснодеревец”С-Пб
ТЕМА: «Оптика»
Тема урока: «Законы отражения и преломления. Полное внутреннее отражение».
преподаватель физики: Сорокина Ирина Станиславовна
2010г.
Требования стандарта | Задачи урока |
1. Понимать сущность метода научного познания окружающего мира | продолжить формирование умений выдвигать гипотезу и экспериментально проверять ее. показать роль наблюдения и эксперимента в познании. познакомить уч-ся с методом принципов в научном познании (принцип Гюйгенса) |
2. Владеть основными понятиями и законами физики. | продолжить формирование умений выделять оптические явления и описывать их. Ввести новые понятия: луч, тень, полутень, зеркальное и диффузное отражение, преломление, явление полного отражения, показатель преломления. Изучить содержание законов прямолинейного распространения света, отражения и преломления. Рассмотреть принцип Гюйгенса, как прием для объяснения законов отражения и преломления света. |
3. Воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных видах. | Продолжить формирование умений работать с учебником, выделять главное. продолжить формирование умений обобщать изученный материал и предъявлять его при повторении. |
4. Владеть понятиями и представлениями физики, связанными с жизнедеятельностью человека. | познакомить уч-ся с использованием явления полного отражения в технических устройствах. |
Оборудование: Компьютер, проектор, диск «ФИЗИКА 7-11», прибор по геометрической оптике, лазерная указка, прозрачный аквариум.
Ход урока
Этап урока, время | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
1. Организационный момент, (1 мин) | Учитель приветствует уч-ся , отмечает отсутствующих. | Уч-ся приветствуют преподавателя, готовят свое рабочее место, староста докладывает об отсутствующих. |
2.Объяснение нового материала, (25мин) | Учитель объявляет тему урока и записывает ее на доске. Учитель рассказывает о законах геометрической оптики (приложение1), показывает демонстрации(приложение 2), делает записи на доске, задает вопросы после объяснения нового материала (приложение3). Учитель показывает демонстрацию явления полного отражения (приложение 2), объясняет явление полного отражения света, рассказывает о составе оптоволокна с помощью иллюстраций учебника (приложение4), делает записи на доске. Демонстрирует видеоролик «Световод» (приложение 5) | Уч-ся внимательно слушают учителя и записывают тему урока в тетрадь. Уч-ся слушают учителя, наблюдают за демонстрациями, делают записи в тетради. отвечают на вопросы учителя Уч-ся внимательно наблюдают за демонстрацией, слушают учителя , работают с учебником, приводят примеры применения световодов, делают записи в тетради. |
3.Закрепление нового материала.(12 мин) | Учитель организует беседу по изученному материалу (приложение6). | Уч-ся отвечают на вопросы учителя с места, строят ход отраженных и преломленных лучей у доски. |
5.Домашнее задание.(4 мин) | Учитель демонстрирует с помощью мультимедийного устройства анимации принципа Гюйгенса для отражения и преломления света и формулирует Д/з(приложение 7) | Уч-ся смотрят анимацию записывают д/з в тетрадь, задают вопросы, если что-то непонятно.. |
6. Контроль полученных знаний.(2мин) | Учитель просит уч-ся закрыть тетради и написать на листочках все, что они усвоили на уроке. | Учащиеся пишут на листочках, что они запомнили. |
7. Подведение итогов.(1 мин) | Учитель подводит итоги урока и объявляет оценки за работу на уроке. |
приложение 1
Геометрическая оптика-раздел оптики, в котором законы распространения света рассматриваются на основе представления о световых лучах.
Световой луч- линия, вдоль которой распространяется световая энергия . Геометрическая оптика базируется на трех законах:
- закон прямолинейного распространения света
- закон отражения света
- закон преломления света
1.Закон прямолинейного распространения света:
В вакууме и в однородной среде луч распространяется прямолинейно.
Оптически однородная среда - это среда, в которой свет распространяется с постоянной скоростью.
Прямолинейность распространения света подтверждается образованием тени и полутени.
тень- область пространства, в которую не попадает световая энергия от источника света. | полутень- область пространства, в которую световая энергия от источника света попадает частично. |
источник- точечный(размеры много меньше размеров освещаемого тела и расстояния до него) | источник протяженный (размеры больше размеров освещаемого тела и расстояния до него) |
2. Закон отражения света.
Закон отражения света был открыт экспериментально древнегреческим ученым Евклидом
а)луч падающий и луч отраженный лежат в одной плоскости с перпендикуляром, восстановленным к отражающей поверхности в точке падения;
б)угол отражения равен углу падения:
Падающий и отраженный лучи могут меняться местами. Это свойство лучей называется обратимостью световых лучей:
Если точечный объект и его изображение поменять местами, то лучевая картина отражения не изменится; изменится при этом лишь направление лучей.
Различают диффузное и зеркальное отражение.
диффузное (рассеянное)отражение | зеркальное отражение |
Если размеры неровностей отражающей поверхности намного больше длины волны света, то отражение диффузное. Диффузное отражение света происходит от всех шероховатых поверхностей, например от стен комнаты. | Если размеры неровностей отражающей поверхности соизмеримы с длиной волны то отражение зеркальное.(зеркало) |
3.закон преломления света
Изменение направления распространения света при его прохождении через границу раздела двух сред называется преломлением света.
Угол между преломленным лучом и перпендикуляром к границе раздела двух сред в точке падения луча называется углом преломления. — угол падения,
— угол преломления.
Закон преломления света был открыт экспериментально Снеллиусом :
а) падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный
в точке падения, лежат в одной плоскости.
б) отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для двух данных сред:
n2,1 -относительный показатель преломления второй среды относительно первой физический смысл :
относительный показатель преломления равен отношению скоростей света в средах, на границе между которыми происходит преломление: (1)
Показатель преломления среды относительно вакуума называют абсолютным показателем преломления этой среды.
Он равен отношению синуса угла падения к синусу угла преломления при переходе светового луча из вакуума в данную среду. Пользуясь формулой (1), можно выразить относительный
показатель преломления через абсолютные показатели преломления n1 и n2 первой и второй сред.
Действительно, так как и где с — скорость света в вакууме,
то
Абсолютный показатель преломления определяется скоростью распространения света в данной среде, которая зависит от физического состояния среды, т. е. от температуры вещества, его плотности, наличия в нем упругих напряжений. Показатель преломления зависит также и от характеристик самого света. Для красного света он меньше, чем для зеленого, а для зеленого меньше, чем для фиолетового.
Т.о. преломление света объясняется изменением скорости распространения света при его переходе из одной среды в другую.
Из двух сред та, в которой скорость света меньше, называется оптически более плотной, а та, в которой скорость света больше, — оптически менее плотной. Например, вода является оптически более плотной средой, чем воздух, а стекло — оптически более плотной средой, чем вода.
приложение2
Отражение света
Для демонстрации отражения и преломления воспользуемся специальным при бором для изучения законов геометрической оптики . Источником света в нем является маленькая лампочка, находящаяся внутри подвижного осветителя. Свет лампочки, выходя из осветителя через узкую щель, распространяется по поверхности диска и, будучи рассеянным ее частицами, образует на ней освещенную полоску. Эту полоску мы будем принимать за «луч света».
Поместим в центр диска зеркало 2 и направим на него световой пучок (падающий луч) АО. Свет отразится от зеркала, и на поверхности диска появится отраженный
луч ОВ. Его появление свидетельствует о том, что он лежит в той же плоскости, что и луч АО с перпендикуляром ОС (эту плоскость называют плоскостью падения луча).
Преломление света
Поместим в центр оптического диска стеклянную пластину и направим на нее луч света. Мы увидим, что на границе воздуха со стеклом свет не только отразится, но и проникнет внутрь стекла, изменив направление своего распространения
Заметим, что если бы мы направили луч по направлению ЕО, то в силу обратимости световых лучей он вышел бы из стекла по направлению О А.
Преломление света на границе двух оптических сред
В прозрачную прямоугольную ванну или аквариум вставляют белый экран и наливают воду. На дно ванны помещают плоское зеркало. Пучок света от лазера плоским зеркалом направляют в ванну вдоль белого экрана. На границе раздела сред воздух — вода свет преломляется и, отразившись от зеркала на дне ванны, выходит из воды, вновь преломившись на границе раздел сред вода — воз дух .
Световой пучок лазерного излучения расширяют в горизонтальной плоскости цилиндрической линзой. Для показа этого опыта может быть использован и иной источник света, например оптическая скамья ФОС. Однако поглощение и рассеивание света водой настолько ослабляют световой пучок, что демонстрацию необходимо проводить в затемненном помещении. При использова нии лазера в этом опыте нет необходимости затемнять кабинет.
Полное внутреннее отражение.
Для демонстрации используем прибор геометрической оптики. Необходимо направить центральный луч света на полуцилиндрическую линзу со стороны ее выпуклой части по центру. В этом случае луч света проходит полуцилиндр без преломления (рис.1). Поворачивая дисковый экран с полуцилиндрической линзой (рис.2), получить луч, падающий под углом к горизонтальной плоскости линзы α. При выходе из полуцилиндра со стороны плоской грани луч преломляется и отклоняется от горизонтального диаметра, образуя угол преломления γ.
рис. 1. | рис. 2. |
Увеличить угол падения луча до тех пор, пока угол преломления не приблизится к прямому. Отметить, что одновременно с преломленным лучом появляется отраженный луч, который будет тем ярче, чем больше угол преломления приближается к 90˚. Преломленный луч ослабевает по яркости, пока не будет получено полное внутреннее отражение.
Угол падения, при котором наступает полное внутреннее отражение, называется предельным углом полного внутреннего отражения. При переходе света из стекла в воздух этот угол приблизительно равен 40˚. При дальнейшем увеличении угла падения явление полного внутреннего отражения сохраняется.
приложениеЗ
Вопросы после объяснения нового материала
- С помощью какого закона геометрической оптики можно объяснить образование тени и полутени?
- Приведите примеры диффузного и зеркального отражений.
- Что произойдет если точечный объект и его изображение поменять местами?
воздух
вода
воздух
вода
вода
кварц
кварц
воздух
- Из-за чего происходит преломление света на границе двух сред (например воздух-вода)?
- Почему вода является более плотной средой , чем воздух?
- На рисунке изображен луч, падающий на границу раздела двух сред. Нарисовать дальнейший ход луча.
Приложение 4
Полное внутреннее отражение.
Если падающий луч направлен из оптически более плотной среды в оптически
менее плотную (например, из воды в воздух), n2,1<1. Это означает, что в этом случае угол преломления больше угла падения.
При увеличении угла падения интенсивность отраженного луча увеличивается, а интенсивность преломленного луча уменьшается. При некотором угле падения преломленный луч скользит вдоль поверхности раздела двух сред, (угол преломления максимален = 90°) При > преломление света невозможно, значит луч полностью отразится.
угол падения называется предельным углом полного отражения
Полное внутреннее отражение- явление отражения света от оптически менее плотной среды, при котором преломление отсутствует, а интенсивность отраженного света практически равна интенсивности падающего.
Явление полного внутреннего отражения используется, например, в световодах при передаче световых сигналов по тонким стеклянным нитям -световодам.(«волоконная оптика»). Световод представляет собой стеклянное волокно цилиндрической формы, покрытое оболочкой из прозрачного материала с меньшим , чем у волокна показателем преломления За счет многократного полного отражения свет может быть направлен по любому (прямому или изогнутому) пути.
Волоконно-оптические устройства используются в медицине в качестве эндоскопов — зондов, вводимых в различные внутренние органы для непосредственного визуального наблюдения.
В технике световоды применяются для освещения недоступных мест, а также для передачи сигналов на большие расстояния. Модулируя световой пучок, идущий по световоду, можно по нему на значительные расстояния передавать информацию - речь, музыку, изображения, информацию от ЭВМ и т. п.
Достоинство оптических каналов связи - возможность пере дачи по одному световоду в сотни и тысячи раз большего объема
информации, чем по металлическим проводам. Кроме того, оптический канал связи помехоустойчив, он не реагирует ни на какие внешние воздействия.
Наконец, замена металлических проводов световодами дает огромную экономию дорогостоящих цветных металлов.
Полное внутреннее отражение используется в призматических биноклях, перископах, зеркальных фотоаппаратах, а также в световращателях (катафотах), обеспечивающих безопасную стоянку и движение автомобилей
приложение 6
Вопросы к повторению
- Сформулируйте закон прямолинейного распространения света?
- Изобразить образование тени и полутени.
- Сформулируйте закон отражения света?
- Какие виды отражений вы знаете ?
- При каких условиях возникают диффузное и зеркальное отражения?
- Что такое обратимость световых лучей ?
- Что называют преломлением света?
- Сформулируйте закон преломления.
- Каков физический смысл относительного показателя преломления ?
- Какая среда является оптически более плотной: вода или кварц? Почему?
- Какой из рисунков соответствует прохождению света из среды оптически более плотной в менее плотную? Ответ обоснуйте. Какой из рисунков не имеет физического смысла?
а) б) в)
12.Что называется явлением полного внутреннего отражения?
13.Привести примеры проявления законов отражения и преломления в жизни и технике.
Приложение 7
Домашнее задание:
1 .записи в тетради
2.экспериментальное задание:
Положить на дно чайной чашки монету, затем расположить ее перед
собой так, чтобы края чашки закрывали ее дно. Если не меняя
взаимного расположения чашки и глаз, налить в нее воду, то монета
становится видимой. Почему?
3.доп.задание:
самостоятельно с помощью учебника ( 60,61), используя
принцип Гюйгенса объяснить отражение и преломление света с
помощью волновой теории, сделать чертеж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи" 8 класс
откртый урок по теме "Закон Ома для участка цепи" (8 класс). Урок для изучения нового материалаЦель: установить зависимость между силой тока, напряжением на участке цепи и сопротивлением этого участка...
Разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"
Ознакомить учащихся с формулировкой и формулой закона Ома для участка цепи. Научить приемам исследовательской работы, экспериментально находить ...
разработка урока по теме "Закон Архимеда"
Разработка содержит план-конспект урока, задания для фронтального эксперимента, тест...
Разработка урока по теме "Закон Кулона"
Повторительно-обобщающий урок по теме «Закон Кулона. Электрическое поле и его напряженность" с использованием ИКТ, элементов группового обучения....
Методическая разработка урока по теме "Закон Ома для участка цепи"
Разработка данного урока содержит план урока и его основные этапы, а также презентацию с активными ссылками....
Методическая разработка урока по теме: "Закон Ома для участка цепи. Сопротивление".
ГБОУ РМ СПО (ССУЗ) « Торбеевский колледж мясной и молочной промышленности» Жуковский филиал МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока по физике по теме: «Закон Ома для учас...
Разработка урока по теме: "Законы Ньютона"
Закрепить и обобщить знания полученные учащимися по теме «Законы Ньютона»; совершенствовать навыки решения задач и умения самостоятельной работы; повысить интерес к деятельности классиков науки и техн...