Урок физики в 10 классе по теме "Термодинамика"
план-конспект урока физики (10 класс) по теме
Представлен план-конспект урока-обобщения в 10 классе по теме "Термодинамика".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_TERMODINAMIKA_10kl_Gorbunova_M._A..doc | 176 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ОБОБЩЕНИЯ
ФИЗИКИ В 10 КЛАССЕ
(ПО УЧЕБНИКУ Мякишева и Буховцева)
НА ТЕМУ «ТЕРМОДИНАМИКА»
СОСТАВИТЕЛЬ: учитель физики МОУ «Алманчиковская СОШ» Батыревского района М. А. Горбунова
ПРЕДИСЛОВИЕ.
В зависимости от того, насколько владеет учитель ИКТ и имеются эти ИКТ в кабинете или школе, кроссворд и вопросы можно написать как на доске, так и оформить в виде презентации.
ПОДГОТОВКА К УРОКУ:
- Подготовка доклада одним из учеников на тему «Строение вещества».
- На доске начерчен кроссворд «Термодинамика», записаны философские вопросы.
- Учащиеся заранее ознакомлены с философскими вопросами.
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ
дата | ||||||||||||||||||||||
урока | ОБОБЩЕНИЕ | |||||||||||||||||||||
1 | т | |||||||||||||||||||||
2 | е | |||||||||||||||||||||
3 | р | |||||||||||||||||||||
4 | м | |||||||||||||||||||||
5 | о | |||||||||||||||||||||
6 | д | |||||||||||||||||||||
7 | и | |||||||||||||||||||||
8 | н | |||||||||||||||||||||
9 | а | |||||||||||||||||||||
10 | м | |||||||||||||||||||||
11 | и | |||||||||||||||||||||
12 | к | |||||||||||||||||||||
13 | а | |||||||||||||||||||||
В ходе урока на доске будут записываться ответы на кроссворд.
ХОД УРОКА
- Приветствие учителя.
- Сегодня у нас урок обобщения по разделу «Термодинамика». Урок не совсем обычный: физико-философский. И название урока глубокое: «Жизнь. Смерть. Бессмертие…»
- Открываем тетради. Записываем дату урока и «Обобщение».
- Наш урок будет состоять из двух этапов. На первом этапе урока отгадаем кроссворд «Термодинамика». Ответы на кроссворд будете записывать в тетрадях. По ходу повторения будут заданы вопросы кроссворда.
- Мы живем в сложном мире, где все взаимосвязано, в мире неустойчивости и необратимости, эволюции и катастроф, хаоса. Короче говоря, нас окружает мир, далекий от равновесия. В поисках простых представлений ученые выявили несколько фундаментальных законов. Один из них характеризует … Далее вопрос №2. Способность тела совершать работу. (энергия)
- Правильно. Сформулируем закон сохранения энергии.
- Дети формулируют закон.
- Энергия тесно связана с физической величиной … далее вопрос №4, являющейся мерой средней кинетической энергии молекул. (температура)
- Большое значение имеет в термодинамике основная физическая величина – внутренняя энергия, которая представляет собой сумму кинетической энергии движения молекул и потенциальной энергии их взаимодействия. А есть только два способа изменения внутренней энергии. Они являются ответами на вопросы №3 и №5. (работа и теплопередача)
- Еще в 8 классе мы с вами рассматривали теплообмен. Он бывает трех видов. Вам нужно их вспомнить и вписать в кроссворд как ответы на вопросы №7,8 и 12. (излучение, теплопроводность, конвекция)(даются определения этих терминов учащимися).
- Для различных агрегатных состояний характерны свои виды теплообмена. Почему же одни из них возможны, а другие нет в том или ином состоянии, нам поможет разобраться строение вещества.
- Доклад ученика на тему «Строение вещества».
- Теперь нам будет легко ответить на три следующих вопроса.
- №13. Тепловой процесс, сопровождающийся повышением температуры. (нагревание)
- Следующий вопрос №11. Переход вещества из жидкого состояния в газообразное. (испарение)
- И вопрос №9. Переход вещества из твердого состояния в жидкое. (плавление)
- Мы с вами изучали несколько видов изопроцессов. Вспомните, как называется изопроцесс, происходящий при постоянной температуре. Вопрос №10. (изотермный)
- Законы изопроцессов используются в тепловых двигателях. А как называется физическая величина, характеризующая эффективность тепловых двигателей. Это ответ на вопрос №6. (КПД)
- КПД тепловых двигателей обычно не более 30-40%. Плохо же решается энергетическая проблема. Как можно заметить, человек очень расточительно использует энергию, преобразуемую тепловыми двигателями. Что же является энергией для тепловых двигателей? Вопрос №1. (топливо)
- Мы с вами повторили всю термодинамику вкратце, но объемно. Переходим к следующему этапу урока – философскому.
- Когда огромный мир противоречий
Насытится бесплатною игрой, -
Как бы прообраз боли человечьей
Из бездны вод встает передо мной.
И в этот час печальная природа
Лежит вокруг, вздыхая тяжело,
И не мила ей дикая свобода,
Где от добра не отделимо зло.
- Здесь мы сталкиваемся с так называемыми полярными категориями добра и зла, жизни и смерти. Так что же принесли в мир создатели тепловых машин – добро или зло? Об этом вы должны были подумать. Теперь поговорим. А поможет нам в этом ответы на вопросы, которые на доске перед вами.
Далее идет разговор, спор с учащимися по вопросам, написанным на доске.
1. Дать определение понятию жизнь. Это случайность или необходимость?
2. В чем вы видите смысл жизни?
3. Что такое смерть по-вашему?
4. Возможна ли смерть без жизни? Существуют ли эти понятия раздельно?
5. Возможно ли достигнуть бессмертия? В чем для вас заключается бессмертие?
6. Существует ли добро отдельно от зла? Что по-вашему есть добро? Зло?
7. В чем для вас заключаются высшие человеческие ценности?
8. Технический прогресс, по-вашему, благо или несчастье человечества? (на примере тепловых двигателей)
9. Гениальность, по-вашему, врожденный дар или приобретенное качество?
10. Человек, по-вашему, царь природы или неотъемлемая ее часть?
- Спасибо вам за урок. За вашу откровенность, потому что на эти вопросы можно отвечать только откровенно.
- (если останется время, стихотворение В. Высоцкого «Я не люблю фатального исхода…»)
Разгаданный кроссворд
1 | т | о | п | л | и | в | о | |||||||||||||||
2 | э | н | е | р | г | и | я | |||||||||||||||
3 | р | а | б | о | т | а | ||||||||||||||||
4 | т | е | м | п | е | р | а | т | у | р | а | |||||||||||
5 | т | е | п | л | о | п | е | р | е | д | а | ч | а | |||||||||
6 | к | п | д | |||||||||||||||||||
7 | и | з | л | у | ч | е | н | и | е | |||||||||||||
8 | т | е | п | л | о | п | р | о | в | о | д | н | о | с | т | ь | ||||||
9 | п | л | а | в | л | е | н | и | е | |||||||||||||
10 | и | з | о | т | е | р | м | н | ы | й | ||||||||||||
11 | и | с | п | а | р | е | н | и | е | |||||||||||||
12 | к | о | н | в | е | к | ц | и | я | |||||||||||||
13 | н | а | г | р | е | в | а | н | и | е | ||||||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку физики 7 класс "Физика и техника"
Презентация содержит 30 слайдов. В помощь учителю при подготовке к уроку по физике в 7 классе. В презентации подобран огромный дополнительный материал...
Урок физики 7 класс "Что изучает физика"
Определяется место физики как науки в системе школьных дисциплин; вводятся физические термины: физическое тело, вещество, материя, физические явления, физичес...
Внеклассное мероприятие по физике на тему: "Экологическое воспитание учащихся на уроках физики" (7 класс)
Внеклассная работа по предмету является важным рессурсом повышения эффективности и качества образования учащихся, а применение игровых технологий способствует привлечению внимания школьников к теме, р...
Методическая разработка к уроку физики 7 класс "Что изучает физика?"
laquo;ЧТО ИЗУЧАЕТ ФИЗИКА? КАК ИЗУЧАЮТ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ .АСТРОНОМИЯ.»ЦЕЛИ УРОКА: Познакомить учащихся с новым предметом школьного курса; определить место физики как науки; научи...
Урок физики 8 класс. Тема урока: «Испарение и конденсация. Поглощение энергии при испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара».
Цели урока:1)продолжить формирование у учащихся знаний о тепловых явлениях;2)продолжить формирование у учащихся умения описывать агрегатные превращения вещества с молекулярно-кинетической теории строе...
Презентация к уроку физики 7 класса "Что изучает физика?"
Презентация к уроку физики 7 класса на тему "Что изучает физика?"...
разработка урока физики 7 класс ФГОС по теме: Физика. Физические явления.
Что представляет собой предмет "физика", какие бывают физические явления...