План урока по обществознанию
учебно-методический материал по естествознанию

Котлова Марина Андреевна

План урока по обществознанию. Для общего пользования и ознакомления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_uroka.met_.obuch_.ist_.docx27.03 КБ

Предварительный просмотр:

Котлова Марина

Группа ИОZ-241

План урока (40 минут)

Тема урока: культура России в период первых преобразований большевиков.

Форма урока: комбинированный

Тип урока: объяснение нового материала с элементами частично-поисковой работы.

Оборудование: ноутбук, проектор, учебник.

Цели урока:

1. Сформировать представления об основных тенденциях искусства после 1917 года.

2. Сформировать представление о возрастании роли государственно – идеологического контроля за культурной жизнью страны.

3. Способствовать развитию аналитического мышления учащихся, умений самостоятельной работы с дополнительной литературой.

Ход урока

Так как тема включает достаточно обширный материал, проверка домашнего задания не проводится.

Урок проводится с показом презентации, так как использование слайдов дает возможность лучшего восприятия материала по культуре.

План урока:

  1. Создание творческих союзов.
  2. Живопись после 1917 года.
  3. Окна Роста и агитационная посуда.
  4. Архитектура и скульптура.
  1. Организационное начало урока. (5 минут)

Проверка присутствующих на уроке. Подготовка необходимого к уроку.

    2. Работа по теме урока. (20 минут)

После революции перед страной стояли многочисленные задачи в сфере духовной жизни.

Объективно требовалось повысить грамотность населения: принять меры к развитию новых приоритетов направлений в науке; подготовить кадры научно-технической и творческой интеллигенции, соответствующие задачам индустриального общества; обеспечить связь науки с производством.

На прошлом уроке мы с вами говорили о том, как в стране проходила работа по ликвидации неграмотности населения, какие появились литературные произведения, какие открытия были сделаны учеными.

Но одной из главных задач власти была необходимость утвердить свое идеологическое влияние в обществе через литературу и искусство.

На сегодняшнем уроке мы и поговорим о том, каким образом через живопись, скульптуру и архитектуру шло идеологическое воспитание.

При Государственной комиссии по просвещению в ноябре 1917 года был образован Отдел искусств, который решал вопросы оказания помощи художникам, скульпторам и другим деятелям искусств.

Стали проводиться открытые выставки (за 1918 – 1919 год было организовано более 140) конкурсы, дискуссии, оригинальные проекты и системы преподавания в художественных ВУЗах составили картину небывалого творческого подъема.

Сразу после революции 1917 года создается много творческих союзов.

Работа с презентацией        

ОСА – объединение современных архитекторов.

АСНОВА – Ассоциация новых архитекторов.

ОБМОХУ – общество молодых художников.

ЛЕФ – Левый фронт искусств.

АХРР – Ассоциация художников революционной России.

ВАПП – Всероссийская ассоциация пролетарских писателей.

Пролеткульт – организация, выступающая за чистую культуру.

Каждый творческий союз отстаивал свое направление.

У сторонников Пролеткульта были лозунги:

- «Никогда пролетарская культура не говорит «да» там, где говорит «да» буржуазная!»

- «Рабочий – писатель должен не учиться, а творить!»

- «Буржуазный язык, буржуазная литература должны быть ликвидированы!»

- «Создадим новую, чисто пролетарскую культуру! Создать ее может только пролетариат. Да здравствует пролетарская культура!»

Ответить на вопросы: (5 минут)

  1. Какую роль сторонники «Пролеткульта» отводят пролетарской культуре?
  2. Как они относятся к наследию прошлого?

Сторонники ЛЕФа пытались внедрить новое искусство в строительство новой жизни, в быт, в повседневность. Маяковский, Асеев. Брик пытались разработать новые образцы мебели, тканей, оформление книг, театральных постановок.

С этим направлением боролись представители Ассоциации, которые не только выступали против ниспровержения старого, но наоборот, сохранили наследие реализма. Это и Бродский, и Герасимов. Картины этих художников были более понятны народу.

Обществу молодых художников (ОБМОХУ) стремилось усовершенствовать среду, окружающую человека.

Эль Лисицкий, один из представителей этого общества, свои работы называл – проуны, проекты утверждения нового. Он говорил, что его проекты – это «пересадочная станция из живописи в архитектуру».

Вместе с тем, в начале 1920-х годов партийное руководство воздерживалось от прямого вмешательства в художественную жизнь, но во второй половине десятилетия художественная жизнь начала испытывать все нарастающее идеологическое и административное давление государства.

Многие мастера были вынуждены выехать за границу, другие подвергались травле в печати, лишились возможности выставляться, некоторые были арестованы. Основной удар пришелся на тех, кто тяготел к абстрактным формам изобразительного искусства.

Среди них – Казимир Малевич, Марк Шагал, Роберт Фальк. 

Особенностью изобразительного искусства стало преобладание парадной живописи, а также картин на темы революции, Гражданской войны. Суровый, аскетический быт был изображен в произведениях тех художников, которые стали певцами революции. Среди них нельзя не отметить Кузьму Петрова – Водкина.

Отличительная черта первых послереволюционных лет – выход искусства на улицы. Шел активный поиск путей обеспечения доступности искусства народу.

Огромную роль играли плакаты. В 1918 – 1921 годах было организовано Российское телеграфное агентство. В.В. Маяковский, М.М. Черемных, Д.С. Орлов, В.Н. Денисов работали над выпуском плакатов.

Художник Черемных предложил вывешивать плакаты и витрины магазинов. В условиях информационного голода (бумаги часто не хватало на газеты) наглядная агитация несла горожанам вести с фронта.

Даже неграмотные люди, глядя на плакаты, хорошо понимали, в чем их суть.

Сюжеты рисовали вручную, одновременно сочиняли текст, размножали готовые плакаты по трафарету. Вся работа занимала несколько часов. Преимущество выпуска плакатов состояло в том, что авторы не зависели от типографии, поэтому имели возможность быстрее реагировать на проходящие события. У авторов плакатов были одни и те же герои: Рабочий, Матрос, Швея, Банкир, Помещик, Барыня, Бюрократ – их писали черной краской.

    В годы Гражданской войны революционное правительство прибегло еще к одной форме агитации – стали выпускать агитационный фарфор.

На Государственном (бывшем Императорском) фарфоровом заводе осталось большое количество не расписанной, керамической посуды. Тогда по приказу правительства вместо привычных цветочков и пастушек появились революционные символы и лозунги:

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля - трудящимся!»,

«Кто не работает, тот не ест!», «Кто не с нами, тот против нас!».

Авторами подобных изделий были Чехонин, Кузнецов, Петров – Водкин.

«Традиционалисты» создавали революционный стиль, на базе архитектурных форм прошлого обобщая их, придавая им большую выразительность.

Популярно – наследие зодчество Древнего Востока. Простой и емкий язык, говорящий о бессмертии и вечности, прослеживается в Мавзолее В.И. Ленина в Москве. 1924 – 1930 гг. архитектор А.В. Щусев.

Зодчие 20 – х годов были утопистами. Их романтические представления оказались далеки от вкусов простого советского человека, в душе мечтавшие не о всемирной коммуне, а о красивой жизни «как раньше жили господа». Поэтому старорежимные дворцы им нравились больше, чем конструкции из стекла и бетона.

После 1917 года искусство скульптуры в России приобрело общественно – политическое значение.

Советская пропаганда стремилась создать образ современности, как героической эпохи, сказки, которая на глазах становится былью.

Памятники и монументы играли ключевую роль в советской скульптуре.

В.И. Ленин утвердил список политических деятелей, людей науки и культуры, которым предполагалось поставить монументы в Москве и других крупных городах. В их числе оказались: К. Маркс, Ф. Энгельс, С. Разин, П. Пестель, Н. Чернышевский, А. Герцен, а также Ж.П.  Марат, Гарибальди и др. Реализацией этого проекта руководил А.В. Луначарский.

Над  памятниками  работали  лучшие  скульпторы:  Л.В.Шервуд,

С.Т.Коненков, Шадр, Мухина.   

Это  акция  должна  была  закрепить  в  массовом  сознании  мысль  о

том,  что  от  «старого  мира»  не  осталось  и  следа,  а  новое  время

утверждается навсегда. 

Самым  известным  произведение  этого  периода  является  работа

Ивана  Дмитриевича  Шадра  (настоящая  фамилия  -  Иванов)  – 

«Булыжник – оружие пролетариата».

Над  памятниками  работали  лучшие  скульпторы:  Л.В.Шервуд,

С.Т.Коненков, Шадр, Мухина.   

Это  акция  должна  была  закрепить  в  массовом  сознании  мысль  о

том,  что  от  «старого  мира»  не  осталось  и  следа,  а  новое  время

утверждается навсегда. 

Самым  известным  произведение  этого  периода  является  работа

Ивана  Дмитриевича  Шадра  (настоящая  фамилия  -  Иванов)  – 

«Булыжник – оружие пролетариата».

Над памятниками работали лучшие скульпторы: Л.В. Шервуд, С.Т. Коненков, Шадр, Мухина. Это акция должна была закрепить в массовом сознании мысль о том, что от «старого мира» не осталось и следа, а новое время утверждается навсегда. Самым известным произведением этого периода является работа И.  Д. Шадра – «Булыжник – оружие пролетариата».

В. И. Мухина, прежде чем создать знаменитую скульптуру «Рабочий и колхозница», создает свою первую работу – «Колхозница». На площадях крупных городов появляются памятники вождям пролетариата – К. Марксу, В.И. Ленину, героям Гражданской войны.

В соответствии с декретом в Москве и Петрограде в 1918 – 1920 годах было установлено около 40 новых памятников.

Начиная со второй половины 20 – х годов литература и искусство рассматривались как одно из средств коммунистического просвещения и воспитания.

Позже будет принято постановление правительства о создании единых творческих союзов писателей, художников, композиторов, с образованием которых ликвидировалась относительная свобода художественного творчества.

    3. Закрепление изученного материала на уроке. Подведение итогов урока.  Провести устное тестирование. (5 минут)

Домашнее задание. Прочитать п. 15 стр. 48 учебника, сделать таблицу (деятель искусств – выдающаяся работа/творение) в качестве закрепления материала. (5 минут)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока по обществознанию. Тема "Виновен! Отвечай!" 7 класс

План урока по обществознанию составлен по в соответствии с требованиями ФГОС ООО второго поколения....

план урока по обществознанию 8 класс "Образование"

Формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрытие вопроса  о возрастающей  значимости образования в современном мире.Работа по развитию умений  использова...

Конспект плана урока по обществознанию "Безработица" (8 класс)

Тип урока: изучение нового материалаЦель урока: создать условия для конкретизации понятия «безработица», выявления причин безработицы и её последствия.Планируемые результаты: Научатся: определять, что...

Политическая система (план урока по обществознанию 10 класс )

рассмотреть структуру и функции политической системы, роль государства в политической системе, а также роль политического режима в политической системе,. рассмотреть особенности политической системы в...

План урока по обществознанию 8 класс Человек, природа, общество.

разработка урока по обществознанию в 8 классе...

План урока по обществознанию 8 класс Мораль

План урока по обществознанию 8 класс Мораль...