задания ЕНГ
методическая разработка по естествознанию (9 класс)

Алексеева Розалия Антоновна

Задания по формированию естественно-научной грамотности.

Предмет химия.

Выполнила Алексеева Р.А.

 

Задание 1. Вещества экорегуляторы

 

 

Задание 2/1.

Компетентностная область: научное объяснение явлений

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaaadaniya_eng.docx138.61 КБ

Предварительный просмотр:

Задания по формированию естественно-научной грамотности.

Предмет химия.

Выполнила Алексеева Р.А.

Задание 1. Вещества экорегуляторы

Задание 2/1.

Компетентностная область: научное объяснение явлений

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Сначала такой необычный вопрос:

                                Какие - то незримые нити

                                Связали воедино все вокруг.

                                Они влекут необъяснимой силой

                                Шмелей, жуков и бабочек на луг.

                                Разводят врозь и сталкивают вместе

                                Зверей и птиц, деревья и людей

                                Незримые, но сильные донельзя

                                Влекут меня к тебе, тебя ко мне                                                                                                  

О чем здесь идет речь?

Ответ:

_______________________________________________

Задание 2/1.

Компетентностная область: научное объяснение явлений

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Теперь ответим на такие вопросы:

А. Верно ли, что такое чувство, как любовь, обусловлено тремя химическими соединениями?

Ответ:

__________________________________________________________________

Б. Есть ли в природе запах страха?

Ответ:

__________________________________________________________________

В. Верно ли, что некоторые люди привлекают комаров больше, чем другие?

Ответ:

__________________________________________________________________

Г. Могут ли бананы повлиять на урожай ананасов?

Ответ:

__________________________________________________________________

Задание 3/1.

Компетентностная область: Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Вещества – экорегуляторы существуют в природе. Все многообразие связей в природе можно объединить в три вида: взаимодействие особей с особями своего вида, с особями другого вида и с абиотическими факторами окружающей среды.

Принципы отношений организма с окружающей средой:   

                            C:\Users\ytys\Downloads\WhatsApp Image 2024-12-03 at 19.42.01.jpeg

  1. Воспользовавшись словарем, внесите в схему названия веществ, осуществляющих обмен информацией. (Вместо знаков вопроса)

Ответ:

_____________________________________________________________

          _____________________________________________________________

Задание 4/1.

Компетентностная область: Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Объект оценки: Распознавать и формулировать цель данного исследования По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.

Вот перед вами таблица в которой указаны функции веществ, но нет их формул и названий. Вы должны определять их и написать в таблицу, выполнив задания.

Вещества-экорегуляторы

Функция

Примеры

Формула

Защитная

При опасности обыкновенные муравьи выделяют вещество 1

Предупреждающая

Некоторые виды клопов и муравьев для предупреждения соплеменников об опасности выделяют вещество 2

Привлекающая:

а)        жертв

б)        особей
другого пола

Для комаров привлекающим веществом у теплокровных бывает 3 Самки обезьян для привлечения самцов выделяют вещества 4 и 5

Адаптационная (приспособление к экологическим факторам)

Гусеницы некоторых бабочек способны переохлаждаться до -38 'С за счет содержания в жидкостях тела до 40 % вещества 6

Информационная

Информация от одного дерева акации к другому передастся при помощи вещества X

Вариант 1

1,        Определите формулу вещества 1, если п;ри сгорании 4,6 г этого вещества выделятся 4,4 г углекислого газа и 1,8 г воды. Плотность вещества по водороду равна 23.

2.        Вещество 2 — гомолог этаналя, содеркащий 6 атомов углерода. Определите его формулу и название.

Вариант 2

1. Анализ вещества 3 показал, что в нем содержится 40 % углерода, 7 % водорода и 53 % кислорода. Плотность вещества по водороду равна 45. Определите формулу этого вещества.  

2. Вещества 4 и 5 - гомологи муравьиной кислоты, содержащие два и три атома углерода. Определите их формулы и укажите названия.

Вариант 3

1. Решать экспериментальную задачу, с помощью которой определять вещество 6: «В двух пробирках находятся растворы. Определите, в какой из них вещество 6, используя растворы сульфата меди(II) и гидроксида натрия».

Задание 5/1.

Компетентностная область: Научное объяснение явлений

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

В стихотворении Л. Куклина о связях в природе говорится так:

Все  в мире цепью связано нетленной,

Все включено в один круговорот,

Сорвешь цветок, а где-то во Вселенной

В тот миг звезда сорвется и умрет...

Чтобы не нарушить это равновесие, необходимо соблюдать законы экологии, сформулированные американским ученым Коммонером:

  1. Все связано со всем.
  2. Все должно куда-то деваться.
  3. Природа знает лучше.
  4. Ничто не дается даром.

Какой из этих законов может быть выводом ?

Ответ:

____________________________________________________________________

Олветы к заданиям:

Вещества экорегуляторы

Задание 1.1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: научное объяснение явлений

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: низкий

Формат ответа: развернутый ответ

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Максимальный балл: 2

Система оценивания

Балл

                    Система оценивания

2

Правильный ответ: Вещества посредники или экорегуляторы

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

Задание 2.1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: научное объяснение явлений

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: средний

Формат ответа: развернутый ответ

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Максимальный балл: 4

Система оценивания

Балл

                    Система оценивания

1

Правильный ответ: Да. Действительно, в организме вырабатываются «Вещества любви»

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

1

Правильный ответ: Да., когда человек боится, выделяет адреналин,

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

1

Правильный ответ: Да, молочную кислоту

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

1

Правильный ответ: Да. Оказывается для цветения ананасов необходим этилен. На плантациях жгут мазут и небольших количеств образующегося этилена достаточно для получения урожая. А дома можно воспользоваться спелым бананом, который тоже выделяет этилен.

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

Задание 3/1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: Научное объяснение явлений

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: средний

Формат ответа: Использовать информационный материал для поиска ответа

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Максимальный балл: 2

Система оценивания

Балл

                       Содержание критерия

1

Феромоны – вырабатываемые организмами животных вещества, с помощью которых осуществляется обмен информацией между особями одного вода.

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

1

Алломоны -   вырабатываемые организмами животных вещества, с помощью которых осуществляется обмен информацией между особями разных видов.

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

Задание 4/1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: Использовать информационный материал для поиска ответа

Объект оценки: Распознавать и формулировать цель данного исследования По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.

Вариант 1

Задание 1.

Максимальный балл: 3

Система оценивания

Балл

                 Содержание критерия

1

1

1

Прведены вычисления и найдена молекулярная формула вещества.

  1. М = ДН2 • 23 =46 г/моль
  2. а) 44 ----12

               4,4 ----х      х = 1,2 (С)

            б ) 18 ----2

                  1,8 --- х       х= 0,2 (Н)

             в) х= 4,6 – 1,4 = 3,2 (О)

            г) С:Н:О = 1,2/12: 0,2/1 : 3,2/16 =0,1 : 0,2 : 0:2 = 1 : 2 : 2

                Молек. формула  СН2О2

  1. Структурная формула НСОН -  муравьиная кислота

Вариант 2

2

1

  1. М = ДН2 • 45 =90 г/моль
  2. С : Н : О = 40/12 : 7/1 : 53/16 = 3  : 7 : 3 = 1 : 2 : 1

Простейшая формула: СН2О

М(СН2О) = 30 г/моль

n = 90 г/моль/30 г/моль = 3

Молекулярная формула С3Н6О3

  1. Структурная формула:

Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:

• правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества, и записана молекулярная формула вещества;

• записана структурная формула органического вещества, которая отражает порядок связи с условием задания.

Ответ правильный и полный, содержит следующие элементы:

• правильно произведены вычисления, необходимые для установления молекулярной формулы вещества, и записана молекулярная формула вещества;

3

Правильно записаны два элемента ответа

2

Правильно записан один элемент ответа

0

Все элементы ответа записаны неверно

Задание 4/1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: Понимание особенностей естественнонаучного исследования

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: Использовать информационный материал для поиска ответа

Объект оценки: Распознавать и формулировать цель данного исследования По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.

Вариант 1

Задание 2.

Максимальный балл: 2

Система оценивания

Балл

                      Содержание критерия

2

Ответ: СН3СН2 СН2 СН2 СН2СОН - гексаналь

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

Вариант 2

Балл

Содержание критерия

2

Ответ: СН3СН2СООН -пропановая

СН3СН2СН2СООН - бутановая

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

 

Задание 4/1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: Интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: Использовать информационный материал для поиска ответа

Объект оценки: Распознавать и формулировать цель данного исследования По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать его цель.

Вариант 3

Максимальный балл: 2

Система оценивания

Балл

            Содержание критерия

2

               А)  СН2- ОН                            СН2- О -Cu

                     СН – ОН + Сu(OH)2 →  СН – О           + 2H2O

                     СН2- ОН                           СН2- OH      

               Название: глицерин                        

0

 Ответ не соответствует содержанию или отсутствует

Задание 5/1.

Содержательная область оценки: окружающая среда

Компетентностная область: Научное объяснение явлений

Контексты: окружающая среда

Уровень сложности: высокий

Формат ответа: Использовать информационный материал для поиска ответа

Объект оценки: применить соответствующие естественно-научные знания для объяснения явлений

Максимальный балл: 2

Система оценивания

Балл

                                Содержание критерия                        

2

Ответ: Все связано со всем.

0

Ответ не соответствует содержанию или отсутствует


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математика 6 класс. "Координатная плоскость" Задания для развития и обучения учащихся (задания для интерактивной доски)

Задания для развития и обучения учащихся. Задания для интерактивной доски. Данный материал можно использовать для закрепления или повторения темы....

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).

Задания к стартовой контрольной работе по географии в 7 кл., Задания промежуточной аттестации по географии в 7 кл.(переводной экзамен).  ...

Структура задания и презентация компетентностно-ориентированного задания

Презентация "Метапредметные результаты. Компетентностно-ориентированные задания. " Структура задания. Материал предназначен для урока биологии в 7 классе....

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для занятий в объединении "КОМП"

Практические работы, творческие задания, викторины, контрольные задания, тестовые задания для проверки навыков работы в старндартных прогаммах...

задание для подготовки ОГЭ по информатике (задание по Exel, задание 19)

Данный фал может использоваться как для подготовки, так и для итоговой проверки по 19 заданию ОГЭ по информатике. На закладках файла собраны тексты и сами задания для школьников....

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С – задания с развернутым ответом, оценивается в 3 балла. Максимальное кол

Работа состоит из 3-х частей. Часть А – задания с выбором 1 ответа, каждый ответ оценивается в 1 балл. Часть  В - задания на установления соответствия оценивается в 2 балла. Часть С ...