«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики в современных условиях»
учебно-методический материал

В работе рассматриваются технологии критического мышления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskogo_potentsiala.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Любимовская средняя общеобразовательная школа» Большесолдатского района Курской области

Выступление на тему:

«Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики в современных условиях»

                                                                                          Подготовил:

                                                            учитель физики и информатики

                                                              первой квалификационной категории

                                                                        Лукьянцева М.А.

2021

    Если вы мне расскажите, я это быстро забуду, если вы мне напишите,
я прочитаю, но тоже забуду, а если вы вовлечёте меня в дело, я буду это знать и запомню.
   Жан Жак Руссо

      Перед обществом стоит задача научить детей позитивной жизненной позиции, обретению личностного смысла, оптимизму, умению сохранять свою индивидуальность при любых обстоятельствах. Важно, чтобы дети были адаптированы к жизни в сложных условиях и могли в них самореализовываться. С введением новых образовательных стандартов изменились требования к процессу обучения. Теперь целью обучения является не предметный, а метапредметный, личностный результат. Именно активность учащихся признаётся основой достижения развивающих целей образования. Знания добываются учениками самостоятельно, а не передаются в готовом виде учителем в процессе познавательной деятельности.

      Поэтому педагогу необходимо выстроить процесс обучения так, чтобы дать учащемуся поразмышлять самому, самостоятельно получить информацию из каких-либо других источников, по-новому взглянуть на привычные вещи, на собственный опыт, собственные знания. Это поможет выпускникам школы быстро адаптироваться к современной жизни, с ее быстро меняющимися условиями.

      Уместно в связи с этим привести слова французского писателя, философа, мыслителя эпохи Возрождения Мишеля де Монтеня: «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

     Физика, как предмет, обладает большими возможностями для интеллектуального развития учеников благодаря точности понятий, формулировок и выводов.

     Обучение этому предмету может быть направлено не только для получения знаний, но и для развития критического мышления учеников, совершенствования умения мыслить, делать умозаключения и выводы.

     Основные качества критического мышления, формируемые в процессе обучения, по мнению исследователей Гаряева А.В и Калинина И.Ю.:

  • Научиться видеть.
  • Научиться концентрироваться.
  • Научиться контролировать качество своего знания и качество своего мышления.
  • Научиться системности мышления.
  • Научиться включать свое воображение.
  • Научиться доверять интуиции.
  • Научитесь думать эмпатически.
  • Никогда не надо не забывать о последствиях своих действий.

     Эти качества я стараюсь развивать у своих учеников.

     Чтобы ученик усвоил материал, нужно чтобы материал приобрёл для него личностную значимость, т.е. чтобы ему это было интересно и нужно. Это лозунг технологии критического мышления. Эта технология как раз направлена на личностно ориентированное обучение.

     Методических приемов развития критического мышления существует множество. И у каждого учителя имеется свой «арсенал».

     В своей работе я использую как традиционные технологии развития критического мышления: составление таблиц, плана, постановка проблемного вопроса, так и новые, например, составление кластера, ментальных карт, схем «фишбоун» и другие способы графического представления информации.

     На мой взгляд графическое представление материала, позволяет сделать мыслительные процессы наглядными и использовать как одну из форм систематизации учебного материала во время его прохождения и обобщения.

     Так же графическое представление основной информации обеспечивает системно-деятельностный подход к обучению, формирует универсальные учебные действия (УУД) обучающихся: синтез, анализ, самостоятельные поисковые действия.

     Данная технология универсальна. Она может применяться на стадии вызова - для систематизации имеющейся информации, выявления пробелов в определенной области знаний. На стадии осмысления - фиксирует фрагменты новой информации. На стадии рефлексии – происходит группировка понятий, установление логических связей. Кластерную модель можно использовать при объяснении нового материала, закрепления изученной темы, во время самостоятельной работы с учебником или на протяжении урока в целом. Кластер можно использовать так же для проверки домашнего задания. Составление кластера позволяет ученикам свободно и открыто размышлять по какой-либо теме. Уроки с применением метода кластера дают учащимся возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности, повышают мотивацию, формируют обстановку сотрудничества и дарят ощущение творческой свободы.  

     Творческие способности не развиваются самопроизвольно, а требуют специального организованного процесса обучения и воспитания. Они заложены и существуют в каждом человеке. Но для того, чтобы дети развивали творческие способности, необходимо постоянно создавать ситуацию учебной деятельности, творческой, способствующей раскрытию и развитию природных данных.

     Известно, что физика не всегда является любимым предметом обучающихся. Поэтому задача учителя — вызвать интерес к изучению предмета. Как научить творчеству, пробудить у обучающихся интерес к предмету? Помощь в решении данного вопроса оказывают задания творческого характера, к которым относятся проблемные задачи, вопросы, ситуации, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множества решений одной и той же задачи. Именно, творческие задания требуют от учащихся большой самостоятельности мышления, способность увидеть или найти проблему. Приведу пример конкретных заданий: посредством опыта учащимся можно предложить объяснить быстроту растворения кусочка сахара в холодной и теплой воде? (7-й класс). Ученики сами решают проблему и самостоятельно работают над опытом. Использование проблемных вопросов и заданий на уроках вызывает желание сравнивать и рассуждать, анализировать и делать вывод. Это позволяет качественно усваивать материал и делать процесс познания более интересным. Например, в 7 классе по физике при изучении темы «Атмосферное давление», я предлагаю учащимся исследовать зависимость между значением атмосферного давления, которое они измеряют в одно и то же время в течение нескольких суток, и изменением погодных условий, которые происходят за указанный интервал времени. В физике проблемной ситуации можно добиться путём выполнения эксперимента: «Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости?», «Почему тонет брошенный в воду гвоздь, а тяжелое судно плавает?», «От каких факторов зависит сила трения?».

    Использование конструкторских задач ориентирует учащихся на самостоятельное изготовление приборов. Например: весы, сообщающиеся сосуды, рычаги, источник питания, модель атома, маятник. Изобретение таких самодельных приборов содействует не только развитию у учащихся творческого мышления, но и повышение уровня знаний.

     С большим интересом учащиеся выполняют практические задачи. Например, «Придумайте способ определения мощности лампочки, пользуясь только амперметром и реостатом», «Имеются две одинаковые электрические лампочки. К одной из них от батарейки карманного фонарика подведены железные провода, а к другой — медные (провода имеют одинаковую длину и площадь поперечного сечения). У какой лампочки будет ярче светиться нить накала?», «Что может случиться с проводом, если сила тока превысит допустимую норму? Как избежать негативных последствий?». Такая форма работы на уроке способствует формированию приемов мыслительной деятельности; развивает научно-техническое, логическое и образное мышление; развивает исследовательские, творческие, познавательные, коммуникативные, рефлексивные и практические умения.

     Повысить эффективность уроков, активность ребёнка в процессе обучения, добиться хороших результатов мне позволяют различные информационные технологии. Дети от природы любознательны и полны желания учиться, поэтому использование ИКТ позволяют создать среду обучения более яркой, интерактивной, динамичной, с видео- и звукорядом. С помощью ПК школьник может по своему усмотрению изменять исходные параметры опытов, наблюдать за их изменениями; анализировать увиденное явление и делать соответствующие выводы.

     С помощью компьютера можно показать такие явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, рентгеновское излучение, ядерные превращения в 9 классе; атомы и молекулы в 7 классе, движение электронов в магнитном поле в 9 классе.

     Благодаря использованию информационных технологий, на уроках физики можно показывать графики («Плавление и отвердевание кристаллических тел»), работу технических устройств («Двигатель внутреннего сгорания»), изучаемые формулы, фрагменты видеофильмов («Использование энергии Солнца на Земле»), редкие фотографии (чёрная дыра), анимацию изучаемых процессов и явлений («Радиоактивность»), экспериментальные установки («Камера Вильсона», «Счётчик Гейгера»). Не менее практичным на уроках оказалось использование фотографии плакатов («Солнечное и лунное затмение», «Последовательное и параллельное соединение проводников», «Лампа накаливания»).

     Следует заметить, что при изучении многих важных тем есть уроки, на которых проведение практической части отсутствует. Этот момент можно заметить, что ребята без удовольствия отвечают на вопросы, настроение у них падает. Поддержать интерес учащихся на таких уроках мне помогает проектная деятельность.

     Работа над проектами позволяет учителю обучить детей поиску необходимой информации, приёмам самостоятельной работы, сотрудничеству. Конечно, на всех этапах работы над проектом необходимо учитывать психолого-педагогические особенности возраста учащихся и степень их самостоятельности.

     На уроках физики проектная деятельность имеет широкое поле применения, начиная уже с 7 класса. С большим интересом ребята работают над следующими темами: «Выращивание кристаллов», «Инерция – друг или враг?», «Солнечная система» и др. Конечно, проекты, которые могут выполнить семиклассники, нельзя сравнить с продуктом деятельности учеников старших классов. И это правильно. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам; о работе, сопутствующей поиску интересной информации и творчеству.

     Из своего опыта работы могу сказать, что большой интерес у школьников 7 класса вызывает поиск пословиц, загадок, народных примет, связанных с физикой; составление кроссвордов и сочинение стихов на физические темы: «Зачем нужно изучать физику», «Если бы не было трения», «Физика в походе».

     В 8–9 классах учащиеся решают более серьёзные проблемы, используя метод проектов. Они учатся классифицировать собранный материал, обрабатывать, анализировать его, обобщать и делать выводы. Ребята в поисках информации учатся ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Примерами таких работ являются « Наблюдение и фотографирование молний. Природа молний», «Развитие космонавтики», «Наблюдение Вселенной», «Есть ли жизнь на Марсе», «Изготовление газового термореле из пластиковой бутылки», «Как «взвешивают» планеты».

    Задача учителя сводится к тому, чтобы дать учащимся как можно более глубокие знания по предмету и развить творческие способности каждого ребёнка. То есть раскрыть в детях качества, лежащие в основе творческого мышления, сформировать умение управлять процессами творчества: фантазирование, понимание закономерностей, решение сложных проблемных ситуаций.

Литература:

«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках физики в гуманитарной гимназии. Сайт http://открытыйурок.рф/статьи/503239/

Орлов В. А. Творческие экспериментальные задания.//Физика в школе — №  4, №  5, 1994.

Электронное издание. Учебное проектирование (компакт — диск) — издательство «Учитель», 2010.

Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. — М.: Изд. Центр «Академия», 2010. — 368 с.

Соловьёва с. М. «Как развивать творческие способности учеников». Сайт http://ist.na5bal.ru/kultura/25533/ index.html

Гаряев А.В. Развитие критического мышления на учебных занятиях по физике. - Пермь: издательство, 2010.

Воевода Е.В. Критическое мышление как культурный феномен / Е.В. Воевода // Язык и коммуникация в контексте культуры: Сборник статей по материалам 7-й Международной научно-практической конференции, 21–22 мая 2012 года /отв. ред. С.В. Лобанов, Е.В. Воевода. – Рязань: РГУ им. С.А. Есенина, 2012.

Дэвид Клустер. "Что такое критическое мышление?". http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902 (дата обращения: 02.11.2015).

Еремеева Е.М, Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) при обучении русскому языку. http://festival.1september.ru/articles/580663/ (дата обращения: 04.11.2015).

Медведева Т.В., Развитие творческого потенциала учащихся на уроках физики и информатики через использование элементов современных педагогических технологии. ООО «Издательство Молодой ученый», 14.11.2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики и во внеурочное время

Актуальность развития творческого потенциала школьника в учебно-творческой деятельности в личностно-ориентированном образовательном процессе обусловлена качественными  изменениями потребнос...

Развитие творческого потенциала учащихся на урок информатики

«Искусство обучения есть искусство будить в юных душахлюбознательность и затем удовлетворять ее» А.Франс....

Доклад Развитие творческого потенциала учащихся на уроках математики через нестандартные формы уроков

Небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как инициативность, изобретательность, предприимчивость, способность быстро и безошибочно принимать решения, а эт...

Статья "О развитии творческого потенциала учащихся на уроках математики"

Развитие творческих способностей учащихся - важнейшая задача педогога....

Статья "Развитие творческого потенциала учащихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности как один из способов формирования и развития читательского таланта"

Несомненно, развитие творческого потенциала учащихся осуществляется всеми учителями. Но литература отличается от других предметов тем, что ...

«Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»

«Использование элементов модульной, проектной технологий и ИКТ для развития творческого потенциала обучающихся на уроках физики»...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках физики

Развитие творческих возможностей формирует способность личности осознавать проблемы и противоречия, привносить нечто новое в опыт, порождать оригинальные идеи.Интеллектуальная деятельность и творчеств...