Рабочая программа по внеурочной деятельности " Химия для любознательных"
материал по естествознанию
Программа внеурочной деятельности для детей 4 класса начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
himiya_dlya_lyuboznatelnyh.docx | 29.82 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского района
«Средняя общеобразовательная школа имени В. Г. Подпругина с.Троица»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
« Химия для любознательных»
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА
СОСТАВИТЕЛЬ:
Наумова Людмила Вячеславовна
учитель географии
первая квалификационная категория
2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся 4 класса. Программа рассчитана на 34 ч. Программа внеурочной деятельности имеет естественно – научную направленность. Содержание программы знакомит учащегося с химическими элементами периодической таблицы, со свойствами окружающих нас веществ и материалов, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общеобразовательный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне.
Содержание программы актуально тем, что обучающийся познает язык химии в непринужденной, игровой форме. Дети учатся осознавать, что химия это не где-то там, что- то далекое, очень сложное и скучное, а живое, интересное, рядом. С самого рождения человек окружен различными веществами и должен знать о них как можно больше для сохранения своего здоровья. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет осознать великую мудрость природы.
Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.
С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня». С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны игровые и экспериментальные.
Изучение курса способствует решению следующих задач:
развитие интереса к химии; формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы; выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами, подготовка учащихся к восприятию нового предмета - химия, сокращение и облегчение адаптационного периода.
Цель дополнительной образовательной программы:
-развитие наблюдательности, познавательной активности и индивидуальных способностей обучающихся.
-подготовка к изучению курса химии в основной школе
-выявление наиболее активных и любознательных школьников детей
Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен
Знать: наиболее часто встречающиеся в природе химические элементы, состав и свойства веществ и предметов, окружающих его в повседневной жизни.
Уметь: проводить простейший химический эксперимент;
соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;
Формами контроля усвоения материала являются – мастер классы, подготовленные для младших школьников в течение года обучающимися.
Срок реализации программы: 1 год.
Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).
Содержание программы
Введение (1 час).
Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.
Тема 1. Эти удивительные химические элементы.
Водород, кислород, азот, углерод, сера, фосфор, железо, алюминий, медь, натрий
Тема 2. Химия Вселенной.
Химический состав звезд, астероидов, комет и других небесных тел. Загадки Солнечного света. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.
Тема №3. Химическая лаборатория (7 часов)
Правила техники безопасности.
Химическая лаборатория.
Химическая посуда.
Лабораторный штатив.
Спиртовка.
Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.
Практические работы
№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.
№2 Знакомство с химической лабораторией
№3 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»
Тема №4. Моделирование (2ч)
Модель, моделирование. Химические модели: предметные, знаковые или символьные. Химические знаки и формулы.
Практическая работа. №4.»Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия»
Тема №5. История химии.(4 часов)
Алхимический период в истории химии.
Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева
Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова.
Тема №6. Химия в быту (7ч).
Кухня.
Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.
Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.
Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие. Практические работы
Органические вещества на нашей кухне. Белки, углеводы, жиры, витамины: значение для организма.
Практические работы. Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле. Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок).
2. Аптечка.
Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. Обязательное содержимое.
3. Ванная комната.
Что такое мыло и «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные. Опасность в ванной комнате
Практические работы.
Как удалить пятно?
Тема №6. Обобщение знаний.(3часов)
Тематическое планирование 4 класс
№п/п | Наименование темы | Число часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Химическая лаборатория | 4 |
3 | Эти удивительные элементы | 10 |
4 | Химическая лаборатория. Химия Вселенной | 6 |
5 | Химия Вселенной | 2 |
6 | Моделирование | 1 |
7 | История химии | 2 |
8 | Химия в быту | 4 |
9 | Обобщение знаний. Узнал – расскажи другу. | 2 |
Календарно-тематическое планирование
4 класс
№ урока | Тема занятия | Содержание | Колич. часов | Форма проведения |
1 | Введение | Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов. | 1 | Вводное занятие |
Тема1.Химическая лаборатория | ||||
2 | Правила техники безопасности. | Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии. | 1 | Пр.работа |
3 | Химическая посуда. | Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией. | 1 | Пр.работа |
4 | Спиртовка | Практическая работа №3.Строение спиртовки и правила работы с ней. | 1 | Пр.работа |
5 | Штатив. | Практическая работа №4.Устройство штатива и правила работы с ним. | 1 | Пр.работа |
Тема №2.Эти удивительные элементы(10часов) | ||||
6 | Эти удивительные элементы. | Зашифрованные вопросы о химических элементах | 1 | Занятие с игровыми элементами |
7 | Водород | Элементы неметаллы. Обозначение, открытие, интересные свойства. Водород в природе. | 1 | Беседа, занимательная викторина |
8 | Кислород | Обозначение, открытие, интересные свойства. Кислород в природе и жизни человека | 1 | Беседа, Пишем эссе «Я кислород» |
9 | Азот | Обозначение, открытие, интересные свойства. Азот в природе. | 1 | Беседа, занимательная викторина |
10 | Углерод | Обозначение, открытие, интересные свойства. Углерод в природе и жизни человека | 1 | Беседа, занимательная в |
11 | Фосфор | Обозначение, открытие, интересные свойства. Фосфор в природе. | 1 | Беседа, занимательная викторина |
12 | Железо | Обозначение, открытие, интересные свойства. Железо в природе и жизни человека | 1 | Беседа, занимательная викторина |
13 | Алюминий | Обозначение, открытие, интересные свойства. Алюминий в природе и жизни человека | 1 | Беседа. Создаем коллаж |
14 | Медь | Обозначение, открытие, интересные свойства. Медь в природе и жизни человека | 1 | Беседа. Создаем рекламу |
15 | Натрий | Обозначение, открытие, интересные свойства. Натрий в природе и жизни человека | 1 | Беседа, занимательная викторина |
16-17 | Подведение итогов по теме | Повторение изученного материала | 2 | Бал химических элементов |
Тема №4. “Химическая лаборатория”. (6 часов) | ||||
18 | Правила техники безопасности. | Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии. | 1 | Пр.работа |
19 | Химическая посуда. | Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией. | 1 | Пр.работа |
20 | Спиртовка | Практическая работа №3.Строение спиртовки и правила работы с ней. | 1 | Пр.работа |
21 | Штатив. | Практическая работа №4.Устройство штатива и правила работы с ним. | 1 | Пр.работа |
22 | Приборы для разделения смеси | Практическая работа №5«Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита» | 1 | Пр.работа |
23 | Правила техники безопасности. | Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях. | 1 | Занятие, инструктаж |
Тема 5.Химия Вселенной | ||||
24 | Химические элементы в космическом пространстве | Химический состав звезд, астероидов, комет и других небесных тел. Химическая эволюция | 1 | Работа с литературой |
25 | Химия Солнца | Химический состав самой близкой звезды- Солнца, процессы, происходящие на нем. | 1 | Работа с литературой |
26 | Загадки солнечного цвета | Почему мир разноцветный? | 1 | Исследование |
Тема №3. Моделирование (1ч) | ||||
27 | Модель, моделирование. Химические знаки и формулы | Химические модели: предметные, знаковые или символьные. Химические знаки и формулы. Практическая работа №6. Собирание моделей молекул воды, метана. Практическая работа №7. Собирание моделей молекул углекислого и угарного газов, аммиака, хлорида натрия. | 1 | Создание модели |
Тема №4. “История химии”(2часа) | ||||
28 | Алхимический период в истории химии. | Поиск - «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимики в России | 1 | Занятие, беседа |
29 | Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева ,М.В. Ломоносова. | Вклад великого ученого в развитие химии | 1 | Занятие, беседа |
Тема №5. Химия в быту (4ч). | ||||
30 | Химическая кухня. Соль | Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. | 1 | Занятие, практическая работа |
31 | Сахар | Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара. | 1 | Занятие, практическая работа |
32 | Сода | Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной | 1 | Занятие, практическая работа |
33 | Органические вещества на нашей кухне. | Белки, углеводы: значение для организма. Жиры, витамины: значение для организма. | 1 | Занятие, практическая работа |
34 | Узнал – расскажи другу. | Химия для младших школьников | 1 | Отчетное мероприятие |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных »
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознател...
Программа курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных »
Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес. У любознател...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс
Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах», 1 час в неделю, 34 часа в год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химия в задачах" предназначается для учащихся 8-х классов, которые интересуются химией и математикой. Материал занятий предполагает интеграц...