Рабочая программа по внеурочной деятельности " Химия для любознательных"
материал по естествознанию

Наумова Людмила Вячеславовна

 Программа внеурочной деятельности для детей  4 класса начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл himiya_dlya_lyuboznatelnyh.docx29.82 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя  общеобразовательная  школа имени  В. Г. Подпругина с.Троица»

                                                                                                 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЕСТЕСТВЕННО - НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

« Химия для любознательных»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  4 КЛАССА

 

                                                                                СОСТАВИТЕЛЬ:

Наумова Людмила Вячеславовна

учитель географии  

первая квалификационная категория

 

   

2022/2023 учебный год

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности предназначена для обучающихся  4 класса. Программа рассчитана на 34 ч. Программа внеурочной деятельности имеет естественно – научную направленность. Содержание программы знакомит учащегося  с химическими элементами периодической таблицы, со свойствами  окружающих нас веществ и материалов, поэтому уровень освоения дополнительной образовательной программы можно определить как общеобразовательный. Освоение содержания образования дополнительной образовательной программы осуществляется на эвристическом уровне.

Содержание программы актуально тем, что обучающийся познает язык химии в непринужденной, игровой форме.  Дети  учатся осознавать, что химия это не где-то там, что- то далекое, очень сложное и скучное, а живое,  интересное, рядом. С самого  рождения  человек окружен различными веществами и должен  знать о них как можно больше для сохранения своего здоровья. Знакомство учащегося с веществами, из которых состоит окружающий мир, позволяет  осознать  великую мудрость природы.

Ребята этого возраста очень любознательны и привитие интереса к предмету в данный период представляется очень привлекательным. Программа составлена с учётом возрастных особенностей и возможностей ребёнка; в то же время содержит большой развивающий потенциал. На занятиях ребёнок знакомится с лабораторным оборудованием, приобретает навыки работы с химической посудой и учится проводить простейшие химические эксперименты с соблюдением правил техники безопасности. В качестве химических реактивов используются вещества, знакомые детям: поваренная соль, питьевая сода, уксус, лимонная кислота, активированный уголь и т.д.

С учетом психологических особенностей детей младшего школьного возраста курс построен по принципу позитивного эгоцентризма, то есть от ребенка: «Я и вещества вокруг меня». С целью поддержания интереса к занятиям и обеспечения доступности изучаемого материала основными методами обучения выбраны игровые и экспериментальные.

Изучение курса способствует решению следующих задач:

развитие интереса к химии; формирование первоначальных понятий о веществах живой и неживой природы; выработка навыков безопасного обращения с химической посудой и веществами, подготовка учащихся к восприятию нового предмета - химия, сокращение и облегчение адаптационного периода.

Цель дополнительной образовательной программы:

-развитие наблюдательности,  познавательной активности и индивидуальных способностей обучающихся.

-подготовка к изучению курса химии в основной школе

-выявление наиболее активных и любознательных школьников детей

Изучив данный курс образовательной дополнительной программы обучающийся должен

Знать:   наиболее часто встречающиеся в природе химические элементы, состав и свойства веществ и предметов, окружающих его в повседневной жизни.

Уметь: проводить простейший химический эксперимент;

соблюдать правила безопасности при обращении с лекарственными препаратами, средствами гигиены, препаратами бытовой химии, при работе в лаборатории;

Формами контроля усвоения материала являются – мастер классы, подготовленные для младших школьников в течение года обучающимися.

Срок реализации программы: 1 год.

Форма работы индивидуальная (выполнение индивидуальных заданий, лабораторных опытов).

Содержание программы

Введение (1 час).

Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

 Тема 1. Эти удивительные химические элементы.

Водород, кислород, азот, углерод, сера, фосфор, железо, алюминий, медь, натрий

 Тема 2. Химия Вселенной.

 Химический состав звезд, астероидов, комет и других небесных тел. Загадки Солнечного света. Химическая революция. Основные направления развития современной химии.

Тема №3. Химическая лаборатория (7 часов)

Правила техники безопасности.

Химическая лаборатория.

Химическая посуда.

Лабораторный штатив.

Спиртовка.

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

Практические работы

№ 1 Правила ТБ при работе в кабинете химии.

№2 Знакомство с химической лабораторией

№3 «Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

Тема №4. Моделирование (2ч)

Модель, моделирование. Химические модели: предметные, знаковые или символьные. Химические знаки и формулы.

Практическая работа. №4.»Собирание моделей молекул воды, углекислого и угарного газов, метана, аммиака, хлорида натрия»

Тема №5. История химии.(4 часов)

Алхимический период в истории химии.

Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева

Жизнь и научная деятельность М.В. Ломоносова.

Тема №6. Химия в быту (7ч).

Кухня.

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд. Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

Растительные и другие масла. Почему растительное масло полезнее животных жиров. Что такое «антиоксиданты». Душистые вещества и приправы. Горчица. Перец и лавровый лист. Ванилин. Фруктовые эссенции. Какую опасность могут представлять ароматизаторы пищи и вкусовые добавки.

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной. Столовый уксус и уксусная эссенция. Свойства уксусной кислоты и её физиологическое воздействие.  Практические работы

Органические вещества на нашей кухне. Белки, углеводы, жиры, витамины: значение для организма.

 Практические работы.  Обнаружение крахмала в муке, крупах, картофеле.  Обнаружение жира в семенах подсолнечника, льна, орехах в сравнении с чипсами. Изучение содержания витаминов в продуктах питания (изучение упаковок).

2. Аптечка.

Аптечный йод и его свойства. Почему йод надо держать в плотно закупоренной склянке. Обязательное содержимое.

3. Ванная комната.

 Что такое мыло и «жидкое мыло». Стиральные порошки и другие моющие средства. Какие порошки самые опасные.  Опасность в ванной комнате

Практические работы.

   Как удалить   пятно?

Тема №6. Обобщение знаний.(3часов)

 

Тематическое планирование 4 класс

№п/п

Наименование темы

 Число часов

1

Введение

1

2

Химическая лаборатория

4

3

 Эти удивительные элементы

10

4

Химическая лаборатория. Химия Вселенной

6

5

Химия Вселенной

2

6

 Моделирование

1

7

 История химии

2

8

 Химия в быту

4

9

 Обобщение знаний. Узнал – расскажи другу.

2

Календарно-тематическое планирование

                                   

4 класс

урока

Тема занятия

Содержание

Колич.

часов

 Форма проведения

1

Введение

Химия – наука о веществах. Вещества вокруг нас. Краткие сведения из истории развития химической науки от отдельных знаний до целенаправленного изучения веществ и процессов.

1

Вводное занятие

Тема1.Химическая лаборатория

2

Правила техники безопасности.

Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

1

Пр.работа

3

Химическая посуда.

Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией.

1

Пр.работа

4

Спиртовка

 Практическая работа №3.Строение спиртовки и правила работы с ней.

1

Пр.работа

5

Штатив.

 Практическая работа №4.Устройство штатива и правила работы с ним.

1

Пр.работа

Тема №2.Эти удивительные элементы(10часов)

6

Эти удивительные элементы.

   Зашифрованные вопросы о химических элементах

1

 Занятие с игровыми элементами

7

 Водород

 Элементы неметаллы. Обозначение, открытие, интересные свойства. Водород в природе.

1

Беседа,

занимательная викторина

8

Кислород

Обозначение, открытие, интересные свойства. Кислород в природе и жизни человека

1

Беседа,

Пишем эссе «Я кислород»

9

Азот

Обозначение, открытие, интересные свойства. Азот  в природе.

1

Беседа,

занимательная викторина

10

Углерод

Обозначение, открытие, интересные свойства. Углерод  в природе и жизни человека

1

Беседа,

занимательная в

11

Фосфор

Обозначение, открытие, интересные свойства. Фосфор  в природе.

1

Беседа,

занимательная викторина

12

 Железо

Обозначение, открытие, интересные свойства. Железо  в природе и жизни человека

1

Беседа,

занимательная викторина

13

Алюминий

Обозначение, открытие, интересные свойства. Алюминий  в природе и жизни человека

1

Беседа.

Создаем коллаж

14

 Медь

Обозначение, открытие, интересные свойства. Медь  в природе и жизни человека

1

Беседа.

Создаем рекламу

15

 Натрий

Обозначение, открытие, интересные свойства. Натрий  в природе и жизни человека

1

Беседа,

занимательная викторина

16-17

 Подведение итогов по теме

 Повторение изученного материала

2

 Бал химических элементов

Тема №4. “Химическая лаборатория”. (6 часов)

18

Правила техники безопасности.

Практическая работа №1. Правила ТБ при работе в кабинете химии.

1

Пр.работа

19

Химическая посуда.

Практическая работа №2. Знакомство с химической лабораторией.

1

Пр.работа

20

Спиртовка

 Практическая работа №3.Строение спиртовки и правила работы с ней.

1

Пр.работа

21

Штатив.

 Практическая работа №4.Устройство штатива и правила работы с ним.

1

Пр.работа

22

 Приборы для разделения смеси

Практическая работа №5«Методы разделения смесей: фильтрование, выпаривание, разделение при помощи делительной воронки; разделение твердой смеси песка и железных опилок при помощи магнита»

1

Пр.работа

23

Правила техники безопасности.

Обращение с кислотами, щелочами, ядовитыми веществами. Меры первой помощи при химических ожогах и отравлениях.

1

Занятие,

инструктаж

Тема 5.Химия Вселенной

24

 Химические элементы в космическом пространстве

Химический состав звезд, астероидов, комет и других небесных тел. Химическая эволюция

1

 Работа с литературой

25

 Химия Солнца

 Химический состав самой близкой звезды- Солнца, процессы, происходящие на нем.

1

Работа с литературой

26

Загадки солнечного цвета

 Почему мир разноцветный?

1

 Исследование

Тема №3. Моделирование (1ч)

27

Модель, моделирование. Химические знаки и формулы

 Химические модели: предметные, знаковые или символьные. Химические знаки и формулы. Практическая работа №6. Собирание моделей молекул воды, метана. Практическая работа №7. Собирание моделей молекул углекислого и угарного газов, аммиака, хлорида натрия.

1

Создание модели

Тема №4. “История химии”(2часа)

28

Алхимический период в истории химии.

 Поиск - «Философский камень» и «эликсир молодости». Алхимики в России

1

 Занятие, беседа

29

Жизнь и научная деятельность Д.И. Менделеева ,М.В. Ломоносова.

Вклад великого ученого в развитие химии

1

Занятие, беседа

Тема №5. Химия в быту (4ч).

30

 Химическая кухня. Соль

Поваренная соль и её свойства. Применение хлорида натрия в хозяйственной деятельности человека. Когда соль – яд.

1

 Занятие,

практическая работа

31

Сахар

Сахар и его свойства. Полезные и вредные черты сахара. Необычное применение сахара.

1

Занятие,

практическая работа

32

 Сода

Сода пищевая или двууглекислый натрий и его свойства. Опасный брат пищевой соды – сода кальцинированная. Чем полезна пищевая сода и может ли она быть опасной

1

Занятие,

практическая работа

33

Органические вещества на нашей кухне.

Белки, углеводы: значение для организма. Жиры, витамины: значение для организма.

1

Занятие,

практическая работа

34

Узнал – расскажи другу.

Химия для младших школьников

1

Отчетное мероприятие


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных »

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит  с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес.  У любознател...

Программа курса внеурочной деятельности «Астрономия для любознательных »

Данная программа общеинтеллектуальной направленности знакомит  с вопросами астрономии и её научными достижениями. Астрономический материал вызывает у учащихся огромный интерес.  У любознател...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия» 8-9 класс

Рабочая программа рассчитана на 140 часов (2часа в неделю, 35 учебных недель) в 8 и 9 классе, что соответствует учебному плану школы....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Химия в задачах»...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Химия в задачах», 1 час в неделю, 34 часа в год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности " Химия в задачах" предназначается для учащихся 8-х классов, которые интересуются химией и математикой. Материал занятий предполагает интеграц...