Мир глазами современного естествознания
методическая разработка по естествознанию (10, 11 класс)
Цель курса – рассмотреть современные теории, отражающие объекты и процессы на различных уровнях структурной организации окружающего мира, раскрыть единство и качественное своеобразие существующих материальных объектов. Порядок расположения материала предполагает движение от анализа процессов макромира к микромиру, и обратное восхождение к массивным структурным образованиям Вселенной. Заканчивается курс анализом места и роли живой природы и человека в эволюционирующей Вселенной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_glazami_sovremennogo_estestvoznaniya.doc | 75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
курса «Мир глазами современного естествознания»
(17 часов)
(Курс для учащихся 10 или 11 класса)
составитель:
Барсуков И.С.
учитель химии СПб ГБУЗ ВДЦОиТ «Огонёк»
Санкт-Петербург, 2022
Пояснительная записка.
Фундаментальные теоретические представления в области естественных наук, хотя и имеют решающее значение для формирования полноценной картины мира, остаются слабо представленными в программах школьных курсов, особенно это касается новейших достижений естествознания. Поэтому специальный курс, существенно расширяющий и направленный на формирование полной объективной картины окружающего мира, как альтернатива ограниченным представлениям, не просто актуален, а необходим современному школьнику, мировоззрение которого находится на этапе становления.
Глубокое понимание фундаментальных основ строения материи, эволюции Вселенной, молекулярно-генетических основ жизни, несмотря на видимость избыточности такого рода материала, на самом деле влияет на способность к обобщающим, т.е. синтезирующим действиям интеллекта, обладают эвристической силой. Фундаментальные теории актуализируют стиль мышления, благодаря которому появились сами эти теории, позволяют человека даже при поверхностном знакомстве с ними увидеть порядок, симметрию, простоту и красоту мира, позволяют взглянуть на обыденные явления по-новому, увидеть необычное в обычном, в знакомом явлении обнаружить новые черты, и, напротив, познакомиться с необычными формами материальных объектов (экзотические атомы, экзотические астрономические объекты), такими необычными процессами как: нарушение симметрии на которых основаны законы сохранения, стохастическое поведение больших систем, перенос энергии и информации в живых системах), сопоставить разнородные вещи и события друг с другом. Всё это должно работать на пробуждение фантазии и воображения учащегося, более полного раскрытия его творческого потенциала.
Другой важной проблемой в преподавании блока естественнонаучных дисциплин в средней школе является отсутствие взаимосвязи физики, химии и биологии в результате чего формируется несистемное видение мира, разрозненная картина мира, что отрицательно сказывается на формировании творческого потенциала личности. Одним из вариантов решения проблемы формирования творческого потенциала может стать преподавание элективного курса с позиции достижений современной физики как самой фундаментальной естественнонаучной дисциплины на уровне качественного описания понятий в доступной для школьника восприятия фундаментальных теорий форме. При этом, важным остаётся также сохранение специфики каждой формы движения материи (механической, химической, биологической).
Цель – рассмотреть современные теории, отражающие объекты и процессы на различных уровнях структурной организации окружающего мира, раскрыть единство и качественное своеобразие существующих материальных объектов.
Порядок расположения материала предполагает движение от анализа процессов макромира к микромиру, и обратное восхождение к массивным структурным образованиям Вселенной. Заканчивается курс анализом места и роли живой природы и человека в эволюционирующей Вселенной.
В подготовке материалов элективного курса использованы идеи Р.Фейнмана, В.Крейчи, А.И.Новикова и других учёных – популяризаторов науки.
Теоретические принципы курса:
- Философские (всеобщие): идеи структурной целостности и взаимосвязи, самодвижения и самоорганизации (развития).
- Общенаучные:
- Идея эволюции и самоорганизации неживой и живой природы:
элементарные частицы | Атомы ионы молекулы | Вещества | макротела |
- Идея взаимосвязи строения и свойств вещества
- Идея взаимосвязи теории с практикой
- Идея взаимосвязи природа – общество – сознание
- Специальные: современные представления о строении и свойствах веществ (квантово-механические, термодинамические, кинетические).
ПРОГРАММА
курса «Мир глазами современного естествознания»
- Мир, воспринимаемый органами чувств (2 ч.)
Чувственный опыт и механическое движение. Парадоксы. Процесс падения. Законы сохранения при столкновении тел. Электрические и магнитные явления. Волны и свет. Корпускулярное строение вещества.
- Элементарные частицы (3 ч.)
Электроны и ионы. Превращение ядер. Нейтрон. Три основных строительных блока вещества: электрон, протон, нейтрон. Волновые свойства частиц. Соотношение неопределённостей. Революция в физике. Элементарные частицы при высоких энергиях: возникновение новых частиц, аннигиляция (пары: частица – античастица). Мезоны. Релятивистские эффекты в движении частиц. Каоны. Гипероны. Три типа взаимодействий. Кварки. Достигла ли физика действительно элементарных частиц?
- Законы сохранения при превращениях элементарных частиц (3ч.)
Законы сохранения импульса и энергии. Закон сохранения электрического заряда. Закон сохранения барионного заряда. Законы сохранения, действующие в ограниченных пределах. Нарушение закона зеркальной симметрии.
- Строение вещества (2ч.)
Дейтрон. Ядерный синтез. Энергия связи нуклонов в ядрах. Структура атомного ядра. Модель сильных взаимодействий. Термоядерный синтез – происхождение атомных ядер.
Образование нейтральных атомов. Атом водорода. Тонкая и сверх тонкая структура. Атомы с большим числом электронов.
- Совокупности или ансамбли частиц (2ч.)
Распределение Максвелла. Энтропия. Уравнение состояния и диаграмма состояния. Сверхтекучесть. Сверхпроводимость. Виды плазмы (неизотермическая, горячая). Взаимодействие между атомами. Вода и водородный мостик. Остаточные электромагнитные взаимодействия. Кристаллы. Изомеры и гигантские молекулы.
- Вещество в космическом пространства (2ч.)
Гравитационная постоянная. Чёрные дыры. Звёзды. Эволюция звёзд. Гравитационный коллапс и сверхновая. Планетные системы. Звёздные сообщества. Жизнь вселенной.
- Живые организмы (3ч.)
Витализм. Строение живой материи. Структура белка. Фермент. Нуклеиновые кислоты. Синтез молекул ДНК. Синтез молекул ДНК. Биологическая функция нуклеиновых кислот. Мутации. Генетическая карта и генетический код. Генная инженерия. Многоклеточные организмы. Высшая форма организации материи.
Тематическое планирование
курса «Мир глазами современного естествознания»
10 или 11 класс (17 часов)
№ урока | Тема урока | примечания |
Тема.1 Чувственный опыт | ||
1. | Чувственный опыт и механическое движение Парадоксы. Процесс падения. | |
2. | Законы сохранения при столкновении тел. Электрические и магнитные явления. Волны и свет. Корпускулярное строение вещества. Электроны и ионы. |
|
Тема 2. Элементарные частицы | ||
3. | Три основных строительных блока вещества: электрон, протон, нейтрон. Превращение ядер. Нейтрон. Волновые свойства частиц. Соотношение неопределённостей. Революция в физике. | |
4. | Возникновение новых частиц. Аннигиляция (пары: частица – античастица). | |
5. | Релятивистские эффекты в движении частиц. Каоны. Гипероны. Мезоны. Три типа взаимодействий. Кварки. | |
Тема 3. Законы сохранения при превращениях элементарных частиц. | ||
6. | Законы сохранения импульса и энергии. Закон сохранения электрического заряда. Закон сохранения барионного заряда. | |
7. | Законы сохранения, действующие в ограниченных пределах. Нарушение закона зеркальной симметрии. | |
Тема 4. Строение вещества | ||
8. | Атомное ядро Структура атомного ядра. Термоядерный синтез – происхождение атомных ядер. | |
9. | Структура электронных оболочек. Атом водорода. Тонкая и сверх тонкая структура. Атомы с большим числом электронов. | |
Тема 5. Совокупности или ансамбли частиц | ||
10. | Распределение Максвелла. Энтропия. Уравнение состояния и диаграмма состояния. | |
11. | Молекулы, кристаллы и макромолекулы Взаимодействие между атомами. | |
Тема 5. Вещество в космическом пространстве. | ||
12. | Гравитационная постоянная. Чёрные дыры. Звёзды. Эволюция звёзд. Гравитационный коллапс и сверхновая. | |
13. | Планетные системы. Звёздные сообщества. | |
Тема 6. Строение живой материи. | ||
14. | Структура белка. Ферменты. Нуклеиновые кислоты. Синтез молекул ДНК. | |
15. | Генетическая карта и генетический код. Генная инженерия | |
16. | Высшая форма организации материи. | |
Заключение | ||
17. | Ноосфера. Идеи глобального эволюционизма. Космос и человек |
Литература
Новиков И. Д. Эволюция вселенной. М.: Наука, 1983. – 189 с.
Новиков И. Д. Чёрные дыры и Вселенная. М.: Молодая гвардия, 1985. – 188 с.
Новиков И. Д., Фролов В. П. Физика чёрных дыр. М.: Наука, 1986. 328 с.
Новиков И. Д. Энергетика чёрных дыр. М.: Знание, 1986. 66 с.
Новиков И. Д. Как взорвалась Вселенная. М.: Наука, 1988. – 176 с. (Библиотечка «Квант» Выпуск 68)
Новиков И. Д. Куда течет река времени? М.: Молодая Гвардия, 1990. 238 с.
В.Крейчи. Мир глазами современной физики. – М: Мир, 1984. – 311с.
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Современная наука о природе. Законы механики. Пространство. Время. Движение. Москва: АСТ, 2019. Т. 1. 478 с. (Феймановские лекции по физике).
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Излучение. Волны. Кванты. Кинетика. Теплота. Звук. Москва: АСТ, 2019. Т. 2. 496 с. (Феймановские лекции по физике).
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Электричество и магнетизм. М: АСТ, 2019. Т. 3.304 с. (Феймановские лекции по физике).
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Электродинамика. Москва: АСТ, 2020. Т. 4.352 с. (Феймановские лекции по физике).
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Физика сплошных сред. Москва: АСТ, 2020. Т. 5. 320 с. (Феймановские лекции по физике).
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Квантовая механика. Москва: АСТ, 2021. Т. 6. 528 с. (Феймановские лекции по физике).
Фейнман Р., Лейтон Р., Сендс М. Задачи и упражнения. Москва: АСТ, 2021. Т. 7. 400 с. (Феймановские лекции по физике).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект Великая Отечественная война глазами современной молодежи
Учебный проект расчитан на 8 недель, в течение которых собирался и обрабатывался материал. Речь идет об отношении молодого поколения к памяти о тех годах....
Презентация к проекту "Великая Отечественная война глазами современной молодежи"
В презентации использованы фотоматериалы с сайтов о ВОв и из личных архивов участников войны и тружеников тыла. Середина презентации не вошла по весу... Там можно сделать что-нибудь свое......
НОВАЯ ШКОЛА ГЛАЗАМИ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ
Некоторые суждения учителя по модернизации школы в рамках инициативы "Наша новая школа"....
Эссе "Новая школа глазами современного учителя"
Эссе- размышление о новых стандартах и применении компьюторных технологий на уроках математики...
Н. Карамзин. Повесть «Бедная Лиза». «Бедная Лиза» глазами современного читателя.
В каждой девушке скрывается «бедная Лиза». Говорят, «от любви до ненависти – один шаг». Любовь и разочарование часто идут в «одну ногу», но не стоит допускать таких ситуаций, когда...
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Вопрос об отношении естествознания и нравственности для каждого человека имеет аспект: принимает ли он для себя как нечто безусловное необходимость во всяком вопросе искать истину и считаться с ней?...
План-конспект урока «Басни И.А.Крылова глазами современных школьников»
Цель урока: Привитие навыков выразительного чтения, моральных принципов поведения. Развитие представлений об особенностях жанра басни, интереса к творчеству баснописца.Задачи:- обуча...