Практическая работа по естествознанию 10 класс Биотические взаимоотношения
учебно-методический материал по естествознанию (10 класс)
Для проверки знаний обучающихся 10 класса по естествознанию можно использовать данную практическую работу, которая включает в себя разноуровневые задания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Биотические взаимоотношения. Практическая работа по естествознанию, 10 класс | 19.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа «Определение типов биотических отношений»
Задание №1: Прочитайте тексты. Определите, о каком типе взаимоотношений идет речь.
- «Гиены подбирают остатки недоеденной львами добычи»
- Белки и лоси, проживая в одном лесу практически не контактируют друг с другом».
- «Уже у одноклеточных животных встречается поедание одного вида другим видом, например, хищные инфузории нападают на инфузорию-туфельку»
- «В муравейнике встречаются жучки, которых муравьи кормят и оберегают от хищников. Жучок выпускает жидкость, которая возбуждает муравьев. Поэтому муравьи часто переносят с места на место жучков, хватая их за усики. Поэтому в процессе естественного отбора усики стали прочными и сильными…»
- «…Лишайники – особые, уникальные организмы. Под микроскопом видны тонкие, длинные, бесцветные волокна-гифы гриба; а между ними – округлые зеленые тельца – одноклеточные водоросли. Зеленая водоросль создает из воды, углекислого газа и минеральных веществ, растворенных в воде, сложное питательное вещество для гриба. Гриб, обволакивая своими нитями зеленые тельца водоросли, защищает их от излишней солнечной энергии – не дает терять много влаги, а кроме того, «отдает» сожителю часть своего запаса влаги. Благодаря такой поддержке, водоросль редко чувствует недостаток влаги…»
- «Очень опасен поцелуйный клоп, обитающий в тропиках. Это крупное, 1,5 - 3,5 см в длину животное, ведущее ночной образ жизни. Они заселяют хижины, глинобитные дома. Нападая во сне на человека, они прокалывают кожу около глаз или губы в месте перехода в слизистую оболочку. Напившись крови, клоп выпускает каплю, содержащую трипаносом – возбудителей тяжелой болезни».
- «Грибы препятствуют росту бактерий путем выработки антибиотиков».
Задание №2.Назовите типы биотических отношений, которые могут проявляться при взаимодействии пары организмов: а) корова – человек; б) кишечная палочка – человек; в) рыба прилипала – акула; г) тля – рыжий муравей; д) человек – кровососущий комар; е) лось – белка; ж) волк – ворон.
Задание №3.Из предложенного списка составьте пары организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических (взаимовыгодных) отношениях между собой (названия организмов можно использовать только один раз): гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, пчела.
Задание №4. Как вы думаете, для чего в бедную почву высаживают вместе с деревьями грибы?
Задание №5.Назовите организмы, являющиеся симбионтами человека. Какую роль они выполняют?
Задание №6. Соотнесите предлагаемые понятия и определения (цифра-буква):
1) мутуализм (симбиоз); 2) нейтрализм; 3) конкуренция; 4) аменсализм; 5) комменсализм (квартирантство); 6) комменсализм (нахлебничество); 7) паразитизм; 8) хищничество (трофизм).
а. Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей.
б. Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей.
в. Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны.
г.Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой.
д. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы
е. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда.
ж. Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других.
з. Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания.
Задание №7. Лишайники – пример симбиотических (мутуалистических) взаимоотношений между грибами и водорослями (или грибами и цианобактериями – синезелеными водорослями). Опишите, в чём проявляется польза каждого организма от другого?
Ответы
Задание 2 (Ответ: хищничество – а, мутуализм – а, б, г; комменсализм – в, е; паразитизм – б, д; нейтрализм – е, ж. Особенностью этого задания является неоднозначность большинства ответов к предлагаемым заданиям.)
Задание 3. Ответ: пчела – клевер; гриб подберезовик – береза; актиния – рак-отшельник; дуб – сойка; гриб подосиновик – осина)
Задание 4. (Ответ: между этими грибами и деревом формируются симбиотические отношения. Грибы быстро образуют очень разветвленную грибницу и оплетают своими гифами корни деревьев. Благодаря этому растение получает воду и минеральные соли с огромной площади поверхности почвы. Чтобы достичь такого эффекта без грибницы, дереву пришлось бы потратить много времени, вещества и энергии на формирование столь разветвленной корневой системы. При посадке на новое место симбиоз с грибом значительно повышает шансы дерева благополучно прижиться.)
5. (Ответ: представители бактерий и простейших, обитающих в кишечнике человека. В 1 г содержимого толстой кишки насчитывается 250 млрд микроорганизмов. Многие вещества, поступающие в организм человека с пищей, перевариваются при их активном участии. Без кишечных симбионтов нормальное развитие невозможно. Болезнь, при которой уменьшается количество симбиотических организмов кишечника, называется дисбактериозом. Микроорганизмы живут также в тканях, полостях и на поверхности кожи человека.)
6. Ответ: 1 – А; 2 – г; 3 – б; 4 – В; 5 – д; 6 – е; 7 – з; 8 – ж.)
7. Водоросли получают минеральные вещества, Грибы получают органические
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В 10 КЛАССЕ " ЦЕНТРЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА"
РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ДВУХ СЛАЙДОВ ДЛЯ ИТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ, ВКЛЮЧАЮЩИХ СТАТИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ В ВИДЕ ТАБЛИЦЫ И ПЕРЕЧЕНЬ ЗАДАНИЙ К РАБОТЕ...
Практические работы для 9 класса
Практические работы по информатике для 9 класса (по учебнику И.Г. Семакина). Всего 27 практических заданий по темам: компьютерная сеть, поиск информации в интернете, электронная почта, создание сайта,...
Практическая работа для 8 класса: "Форматирование текста"
Цель данной практическрй работы: ученик научится создавать понятные и грамотные тексты для обмена информацией через овладение способами форматирования текста...
Практическая работа в 7 классе на тему "Очистка поваренной соли"2
Практическая работа по химии в 7 классе по теме «Очистка загрязненной поваренной соли»Тип урока - применение знаний на практике.В ходе выполнения практической работы учащиеся учатся выделя...
Практические работы для 7 класса
Набор содержит 10 практических работ: Работа с папками Кодирование информации (решение задач) Работа в программа "Калькулятор" и "Блокнот" Работа с флэш-диском Использование графических примити...
Практическая работа по естествознанию
Данный тест разработан по предмету Естествознание 5 кл.Практическая работа № 2 Описание минералов и горных пород, определение их свойств.Предназначена для учителей работающих по учебнику Плешаков...
4 практические работы для 9 класса, работа с базой данных Access Office 2013
Пердлагаю для Вашего внимания 4 практические работы с базой данных Access Office 2013.Эти практические работы я применяю на уроках в 9 классах на теме "Система управления базами данных"...