человек 5 класс 2 вариант
рабочая программа по естествознанию (5 класс)
Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_5_k_2_v.docx | 31.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Человек, 5 класс, 2 вариант (обучение на дому).
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Человек» предназначена для учащихся 5 класса с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года за №273, приказом «Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» от 19 декабря 2014г. за № 1599, АООП (2 вариант) и предназначена для работы с детьми с нарушением интеллекта. Основой является программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: под редакцией И.М. Бгажноковой, 2013г., филиал издательства «Просвещение», Санкт-Петербург.
Приобщение ребенка к социальному миру начинается с развития представлений о себе. Актуальность заключается в формировании личности ребенка при условии его активности, познания им окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. Социальную природу «я» ребенок начинает понимать в процессе взаимодействия с другими людьми, и в первую очередь со своими родными и близкими.
Целью обучения предмета является формирование представления о себе самом и ближайшем окружении.
На уроках «Человек» используются следующие методы:
- Объяснительно-иллюстративный или информационно-рецептивный;
- Репродуктивный;
- Беседа;
- Наблюдение;
- Работа с книгой;
- Упражнение;
- Практическая работа;
- ИКТ.
Методы распределяются на методы преподавания и соответствующие им методы учения:
- Информационно-обобщающий (учитель) / исполнительский (ученик);
- Объяснительный / репродуктивный
- Инструктивный / практический
- Объяснительно-побуждающий / поисковый.
Формы:
- Предметный урок;
- Индивидуальная работа;
2. Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Человек» ставит следующие задачи:
- формирование представлений о себе как «Я», осознание общности и различий «Я» от других;
- развитие умений решать каждодневные жизненные задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей;
- развитие умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
- формирование представлений о своей семье, взаимоотношениях в семье.
Учебный курс предусматривает следующую структуру:
- Представления о себе.
- Моя семья
- Гигиена тела.
- Одежда и обувь
- Прием пищи.
3. Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Человек» входит в предметную область «Окружающий мир» является обязательной частью учебного плана в соответствии с ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и изучается на всех этапах обучения.
На изучение данного предмета отводится 1 час в неделю. Из них:
I ч. – ч
II ч. – ч.
III ч. – ч.
IV ч. – ч. Всего за год – 34 часа.
4. Планируемые результаты освоения программы
предметные результаты обучения:
- иметь представления о собственном теле;
- относить себя к определенному полу;
- уметь определять «моё» и «не моё», осознавать и выражать свои интересы, желания;
- уметь сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, свои интересы, хобби и др.;
- уметь соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и перед едой);
- иметь представления о членах семьи, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.
- узнавать одежду, обувь.
- уметь расстёгивать и застёгивать одежду, завязывать шнурки, знать последовательность одевания и раздевания.
- различать изнаночную сторону одежды.
личностные результаты обучения.
- сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
- сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- проявление готовности к самостоятельной жизни.
Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. Например: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект». Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.
Результаты мониторинга указаны в таблице.
5. Содержание учебного предмета
В программе предмета выделяются разделы:
Представления о себе.
- Назначения частей тела.
- Моё здоровье: режим дня.
- Моё здоровье: личная гигиена.
- Организации своего свободного времени.
- Сообщение о состоянии своего здоровья.
- Называние своего имени и фамилии.
- Называние своего возраста.
- Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм.
- Рассказ о себе с помощью речи и жестов.
Моя семья
- Определение своей социальной роли в семье.
- Социальные роли членов семьи.
- Бытовая и досуговая деятельность членов семьи.
Гигиена тела
- Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды.
- Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица
- Чистка зубов. Полоскание полости рта.
- Расчесывание волос.
Одежда и обувь
- Назначение предметов одежды.
- Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия.
- Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий.
- Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка).
- Соблюдение последовательности действий при раздевании
- Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды
Приём пищи
- Наливание жидкости в кружку.
- Накладывание пищи в тарелку.
- Еда вилкой.
- Использование салфетки во время приема пищи.
6. Тематическое планирование
№ | тема | колич. часов | сроки | основные элементы содержания | практика | |
Представления о себе. | ||||||
1 | Назначения частей тела. | 1 | Узнавание (различение) частей тела (голова (волосы, уши, шея, лицо), туловище (спина, живот), руки (локоть, ладонь, пальцы), ноги (колено, ступня, пальцы, пятка). Знание назначения частей тела. | Показ частей тела | ||
2 | Моё здоровье: режим дня. | 1 | Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности соблюдения режима дня для здоровья. | ||
3 | Моё здоровье: личная гигиена. | 1 | Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья. Через просмотр демонстрационного материала, практические и игровые упражнения. | Осознание важности соблюдения личной гигиены для здоровья | ||
4 | Организации своего свободного времени. | 1 | Знание видов деятельности для организации своего свободного времени. Через просмотр демонстрационного материала, игровых действий, практических упражнений. | Формирование умения распознавать свои ощущения, определять свое самочувствие, локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым. | ||
5 | Сообщение о состоянии своего здоровья. | 1 | Учить сообщать о проблемах со здоровьем | |||
6 | Называние своего имени и фамилии. | 2 | Учить называть свою фамилию, имя | Формировать умения называть свою фамилию, имя | ||
7 | Называние своего возраста. | 2 | Формирование умения осознавать свой возраст, называть его, через практические игровые упражнения. Формирование умения осознавать свой возраст, называть его. | Формирование умения осознавать свой возраст, называть его | ||
8 | Рассказ о себе с помощью речи, жестов и пиктограмм. | 2 | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, любимое занятие, по подражанию. | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, любимое занятие. | ||
9 | Рассказ о себе с помощью речи и жестов. | 2 | Формирование умения осознавать и сообщать своё имя возраст, через игру «Давай знакомиться!» Через практическую, игровую деятельность. | Формирование умения осознавать и называть своё имя, возраст, через игру «Давай знакомиться!» | ||
10 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих, рассказать о себе. Через игру. | Закрепление знаний о здоровье человека, режиме дня; умений распознавать свои эмоции, эмоции окружающих. | ||
Моя семья | ||||||
11 | Определение своей социальной роли в семье. | 1 | Формирование представлений о себе, своей социальной роли через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Формирование представлений о бытовой деятельности членов семьи. | ||
12 | Социальные роли членов семьи. | 1 | Формирование представлений о членах семьи, их социальной роли через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Формирование представлений о досуговой деятельности членов семьи. | ||
13 | Бытовая и досуговая деятельность членов семьи. | 1 | Формирование представлений о бытовой и досуговой деятельности членов семьи, через просмотр видеоматериалов, игровые, практические действия. | Представление о профессиональной деятельности членов семьи. | ||
14 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепление представлений о членах семьи, через игру. | Закрепление представлений о членах семьи. .Повторение пройденного материала | ||
Гигиена тела | ||||||
15 | Различение вентилей с горячей и холодной водой. Регулирование напора струи воды. | 1 | Учить различать вентили с горячей и холодной водой; регулировать напор струи воды через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия | Регулировка напора воды и температуры | ||
16 | Соблюдение последовательности действий при мытье и вытирании лица | 1 | Формировать умения мыть и вытирать лицо через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия | Мытьё и вытирание лица | ||
17 | Чистка зубов. Полоскание полости рта. | 1 | Формировать умения чистить зубы через просмотр видеоматериалов, игровые и практические действия | Чистка зубов | ||
18 | Расчесывание волос. | 1 | Формировать умения ухаживать за волосами | Расчесывание волос | ||
Одежда и обувь | ||||||
19 | Назначение предметов одежды. | 1 | Формировать знания назначения предметов одежды | Определение видов и назначения одежды | ||
20 | Выбор одежды в зависимости от предстоящего мероприятия. | 1 | Познакомить с назначением различных видов одежды через просмотр видеоматериалов, демонстрационных материалов, практические и игровые действия | Формировать представления о видах одежды | ||
21 | Выбор одежды для прогулки в зависимости от погодных условий. | 1 | Учить различать виды одежды через просмотр демонстрационных материалов, игровые действия, беседу | Формировать представления об одежде | ||
22 | Расстегивание (развязывание) липучки (молнии, пуговицы, ремня, кнопки, шнурка). | 1 | Учить расстёгивать и застёгивать одежду, развязывать шнурки через игровые и практические действия | Формировать умения расстёгивать и застёгивать одежду, обувь | ||
23 | Соблюдение последовательности действий при раздевании | 1 | Учить соблюдать последовательность действий при раздевании через игру и практические действия | Формировать умения раздеваться | ||
24 | Различение лицевой (изнаночной), передней (задней) стороны одежды, верха (низа) одежды | 1 | Учить различать лицевую, переднюю, заднюю сторону одежды, верх, низ через игровые и практические действия | Расширение знаний об одежде | ||
25 | Закрепление пройденного материала. | 1 | Закрепить знания об одежде и обуви | Закрепление знаний об одежде и обуви | ||
Приём пищи | ||||||
26 | Наливание жидкости в кружку. | 1 | Формировать умение наливать жидкости в стакан, кружку | Наливание жидкости | ||
27 | Накладывание пищи в тарелку. | 1 | Формировать умения накладывать пищу в тарелку | Накладывание пищи в тарелку | ||
28 | Еда вилкой. | 1 | Учить есть вилкой через игровые и практические действия | Использование вилки | ||
29 | Использование салфетки во время приема пищи. | 1 | Формировать умения пользоваться салфеткой во время еды через просмотр демонстрационных материалов, игровые и практические действия | Использование салфетки | ||
30 | Повторение пройденного материала. | 1 | Повторить и закрепить пройденный материал | Повторение пройденного материала |
7. Учебно-методическое обеспечение
- Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2);
- Комплект рабочих тетрадей - Баряева Л.Б., Логинова Е.Т., Лопатина Л.В. «Я - говорю!». Комплект предназначен для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения в интеллектуальной деятельности.
- «Я и окружающий мир» - пособие для детей с особенностями психофизического развития, авторы: Т.В. Демьяненок, Ю.Н. Кислякова, И.Ю. Оглоблина.
8. Материально-техническое обеспечение
Предметные и сюжетные картинки, фотографии с изображением членов семьи ребенка; пиктограммы и видеозаписи действий, правил поведения, пиктограммы с изображением действий, операций самообслуживания, используемых при этом предметов и др. Кроме того, используются видеоматериалы, презентации, мультипликационные фильмы, иллюстрирующие внутрисемейные взаимоотношения; семейный альбом, рабочие тетради с изображениями контуров взрослых и детей для раскрашивания, вырезания, наклеивания, составления фотоколлажей и альбомов; обучающие компьютерные программы, способствующие формированию у детей доступных представлений о ближайшем социальном окружении. Компьютер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа для детей с интеллектуальными нарушениями 5 класс "Человек" (второй вариант)
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа № 2124» на 2018-2019 учебный год, рассчитана на 68 часов (исходя из 34 у...
Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер".
Урок " Компьютерные текхнологии" 3 класс ( вариант 1.2).Конспект урока, презентация,таблички, дидактический материал. Тема " Человек и компьютер"....
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 1 дополнительный класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ"ЧЕЛОВЕК"1 ДОП. КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для 1 доп. класса (вариант 2), разработана на один учебный год...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 2 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ«ЧЕЛОВЕК»2 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для 2 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на осно...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 3 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ«ЧЕЛОВЕК»3 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для 3 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на осно...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 4 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ«ЧЕЛОВЕК»4 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для 4 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на осно...
Рабочая программа по учебному предмету «Человек» 5 класс вариант 2
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ«ЧЕЛОВЕК»5 КЛАСС(ВАРИАНТ 2) Рабочая программа по учебному предмету «Человек» для 5 класса (вариант 2), разработана на один учебный год на осно...