ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "МАТЕРИЯ" НА УРОКАХ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
статья по естествознанию (11 класс)

В данной статье рассматривается история развития представлений о материи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon satya_lyamina.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 50.378.016

Лямина О.Н., учитель физики и астрономии, ГБОУ школа № 103 г. Санкт-Петербург, РФ

ФОРМИРОВАНИЕ ПОНЯТИЯ "МАТЕРИЯ" НА УРОКАХ

 ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ

Окружающий нас мир представляет собой разнородную материю с многообразными качествами. Первые попытки  установить законы функционирования природы и общества, указать единое начало всех вещей и явлений были предприняты древнегреческими философами.

В процессе познания человечеством природы понятие материи прошло сложный путь своего развития.

Наука ХVII века строилась на основе Ньютоновской механики. В естествознании этой эпохи материя представлялась единственной субстанцией. Её представляли как однообразное, вещественное начало, наделенное такими свойствами, как телесность, масса, протяженность, плотность, тяжесть и т.п. Движение материи возможно только под действием внешней силы.

Развитие естественных наук в ХVIII веке позволило доказать, что представление о пассивности материи не отражает действительность. П.А. Гольбах к неотъемлемым свойствам материи относит движение, пространство и время.

Анализ представлений классической физики XIX в. о строении и свойствах материи показывает, что они обладали теми же недостатками, что и у древнегреческих философов.

В конце XIX – начале XX веков произошли открытия, которые не могла объяснить классическая физика. Для преодоления кризиса Ленин обратил внимание на определение сущности материи. Он сформулировал наиболее общее определение материи, которое используется в современной науке. "Материя - есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". [2] Он считает, что материю нельзя сводить к веществу, полю или другим конкретным формам бытия. Смысл философского определения материи в том, что она является объективной реальностью – в отличие от субъективной. Объективная реальность – это все, существующее независимо от сознания. Возникают и такие ситуации, при которых не всегда ясно, где заканчивается объективный закон природы, а где начинается сфера субъективного – интерпретация, осмысление. Это определение исключает представление о какой-то первичной "субстанции", неизменной "сущности" вещей, лежащей в основе всех предметов материального мира.

Можно сделать вывод, что понимание материи как объективной реальности, существующей по собственным законам независимо от воли и сознания человека широко вошло в современную науку и практическую жизнь общества.

  1. Орлов С.В. Философия. Санкт-Петербург, 2001. 154 с.
  2. Файзуллина Ф.С. Введение в курс философии. Уфа: УГАТУ, 1996. 408 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы классного руководителя по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности у обучающихся

Как классный руководитель 7 класса  я третий год провожу  работу по формированию навыков межкультурного взаимодействия, формированию менталитета толерантности. Я под...

«Формирование ОУУНов у студентов нового набора» Формирование ОУУНов у студентов -первокурсников

Формирование  ОУУНов как одно из важнейших направлений в адаптации студентов к учебному процессу и в их профессиональной направленности.В презентации показаны приемы формирования таких навыков у ...

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность (материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)

Формирование компетенций ученика через внеклассную деятельность(материал к пед.совету «Формирование ключевых компетенций ученика»)...

«Формирование географической культуры. Пути, способы и методические проблемы формирования»

Формирование географической культуры учащихся - это способ гармонизации отношений между обществом и природой, направленный на сохранение нашей планеты, на сознательную социально-экономическую де...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ, РАЗВИТИЮ РЕЧИ, ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Первый год обучения.

Рабочие программы составлены по программе   для  специальных дошкольных учреждений  «Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста», допущенной Министерством образования ...

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности и здоровом образе жизни. Формирование системного подхода к решению проблем охраны здоровья и жизни обучающихся

Выступление по теме:Социально-психологическая служба как фактор психического здоровья молодёжи.Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности соц...