Исследовательский проект «МИР ВОКРУГ НАС. ДОНОВЕДЕНИЕ»
проект по естествознанию (5 класс)

Бекетова Ирина Михайловна

Методы проектных исследований всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они могут выполнять в отведенное для этого время урока, или во внеурочном формате.Это задача личностно-ориентированной педагогики.Для участия в проектной деятельности ученики должны знать и владеть основными исследовательскими методами

  1. Поиск источника информации
  2. Сбор и обработка данных
  3. Установление метода решения проектной проблемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_vokrug_nas._donovedenie.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательский проект

Тема:  «МИР ВОКРУГ НАС. ДОНОВЕДЕНИЕ»

Цель проекта:

Изучение современного окружающего мира

Задачи проекта

  1. Стимулировать любознательность обучающихся
  2. Мотивировать интерес к приобретению новых знаний
  3. Освоить метод проектирования

Инновационный поиск новых средств приводит к пониманию того, что нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие методы обучения.

Не меньшее значение для активизации и интенсификации деятельности обучающихся имеет использование в школах проектной и исследовательской технологии  обучения.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. При работе с использованием проектного метода необходимо учитывать целенаправленный интерес учащихся, с учетом их личной заинтересованности в этих знаниях и получения в итоге реального результата.

   Проектный мето обучения предполагает процесс разработки и создания проекта. В его основе  лежит

  • Развитие познавательных умений и навыков обучающихся
  • Умение ориентироваться в образовательном пространстве
  • Умение самостоятельно конструировать свои знания
  • Умение интегрировать знания из разных областей науки
  • Умение критически мыслить

Методы проектных исследований всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они могут выполнять в отведенное для этого время урока, или во внеурочном формате.Это задача личностно-ориентированной педагогики.

   Проектная технология предполагает

  • Наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска её решения
  • Практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов
  • Самостоятельную деятельность ученика
  • Структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов
  • Использование исследовательских методов; определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение и выводы

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения. Поэтому для педагога необходимо:

  • Владеть всем арсеналом исследовательских. Поисковых методов, уметь самостоятельно организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся
  • Уметь организовать и проводить дискуссии
  • Устанавливать и поддерживать в группах, работающих над проектом, деловой, эмоциональный настрой, направляя учащихся на поиск решения проблемы
  • Уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблематики выбранных проектов

Для участия в проектной деятельности ученики должны знать и владеть основными исследовательскими методами

  1. Поиск источника информации
  2. Сбор и обработка данных
  3. Установление метода решения проектной проблемы

Этапы работы над проектом

I       Подготовительный

Формирование первичного представления об изучаемом объекте

II      Актуализация знаний

III    Плановые работы

IV    Практическая деятельность

V     Оценка процессов и результата работы

Задачи проектной деятельности в курсе «Мир вокруг нас. Доноведение»

Образовательная: активизация и актуализация знаний, полученных школьниками на уроках географии, истории и биологии. Систематизация знаний

Воспитательная :создание продукта, имеющего определенную ценность для общества

Познавательная: знакомство с комплексом материалов,заведомо выходящих за рамки школьной программы

Общеучебная: отбор и систематизация материала, его реферирование, использование средств ИКТ при оформлении полученного результата, публичное представление готовых продуктов исследования

Конечным результатом является сформированность навыков мышления, то есть способность к самообучению.

   Для работы над проектами формируются группы по интересам.

Тематика проектной и исследовательской деятельности при работе над темами «Мир вокруг нас. Доноведение»

Тема

Проектно-исследовательская деятельность

Методы сбора информации

Итоговый результат

Состав почвы.

Проект Земля наших отцов

Сбор образцов почвенного материала, сортировка

Экспедиция

Выставка образцов почвенного материала

Синих рек рукава.

Экологические проблемы водоемов

Работа с картографическим материалом, посещение краеведческого музея

Экскурсия

Презентация

Воздух. Проблемы воздуха Ростовской области

Сбор сетевой диагностической информации о состоянии воздуха области в зависимости от наличия крупных предприятий

Сбор информации посредством ИКТ

Конференция

Знаменитые люди Дона.

Наследники славных дел

Отбор архивных и семейных сведений о знаменитых и достойных людях

Анкетирова

ние. Опрос людей старшего поколения. Интервью с ветераном труда

Фото и видеоре

портаж

Мир животных Донского края.

По страницам Красной книги

Знакомство с животными, проживающими в степном ареале. Изучение пищевых цепочек представителей животного мира

Экскурсия. Сбор информации посредством экспедиции

ПрезентацияФоторе

портаж

Справочник растений Ростовской области. Эндемики

Составление справочника редких и эндемичных растений Роствской области. Использование в быту и сельском хозяйстве.

Составление гербария.

Экспедиция с полевым выходом

Презентация гербария

лекарствен

ных растений.

Презентация готового материала может выглядеть следующим образом

  1. Выступление журналистов- исследователей. Проект: «Земля наших отцов»
  2. Выступление политиков. Проект Знаменитые люди Донского края
  3. Выступление социологов. Проект Отношения в семье


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно – исследовательский проект «Кристаллы вокруг нас.»(презентация)

Среднесрочный, групповой проект учащихся 8 класса.Представлен на районном конкурсе исследовательских проектов в категории "Исследуй все". Занял 2 место....

Исследовательский проект "Физика вокруг нас"

Физика внутри человеческого организма...

Исследовательский проект "Физика вокруг нас"

Физика внутри человеческого организма...

Рабочая программа проектно- исследовательской деятельности по математике в 5 классе по ФГОС. Проект «Математика вокруг нас».

Математика возникла на основе практической деятельности людей и в начале своего развития служила преимущественно практическим целям. Данная программа своим содержанием может привлечь внимание обучающи...

Исследовательский проект «Математика вокруг нас!»

Исследовательский проект «Математика вокруг нас!», проектная деятельность в соответствии с ФГОС обучающихся 6 класса. Цель проекта: 1. Изучить значение математики в жизни человека. 2. Доказать не...

Познавательно - исследовательский проект «Звуки вокруг нас»

Проект предназначен для воспитанников старшей группы (5-6 лет). Он занимает место в Основной части Образовательной программы ДОУ и является средством реализации образовательной области "Художеств...