Индивидуальный план профессионального развития учителя химии и физики
методическая разработка по естествознанию
Индивидуальный план профессионального развития.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Индивидуальная образовательная программа педагога.
Тема: Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики и химии, навыков смыслового чтения через системно-деятельностный подход.
Учитель: Слабкова Галина Петровна.
2018-2021г.
Пояснительная записка
«Надо учить не содержанию науки,
а деятельности по ее усвоению».
В.Г.Белинский
Актуальность
Сегодня, происходящая модернизация образования оставляет педагогов один на один с вопросом: Как в свете новых требований к школе и результатам образования эффективно учить детей?
Принятие новых стандартов – это признание системно-деятельностного подхода в образовании как основы для построения содержания, способов и форм образовательного процесса
ФГОС пункт 7 гласит: «В основе стандарта лежит система деятельностного подхода, который представляет:
-воспитание и развитие качества личности, отвечающих требованиям информационного общества;
-переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;
-ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающихся на основе универсальных учебных действий), что означает умение учиться, т.е. способность ученика к саморазвитию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта».
В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы самостоятельно уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «самостоятельная деятельность – личность».
Целью деятельностного подхода является воспитание самостоятельной личности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности, ставить цели, решать задачи, отвечать за результат.
Основной результат - развитие личности ребенка на основе самостоятельной учебной деятельности.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Вектор смещения акцентов нового стандарта
Как получить новый образовательный результат?
Для этого нужно ответить на 3 вопроса:
-Зачем учить (цель)?
-Чему учить (изменение содержания)?
- Как учить (изменение методики)?
Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. Чему должен научиться ребенок?
Важность практического решения проблемы развития самостоятельности, её значение для совершенствования обучения и необходимость разработки обоснованной технологии развития самостоятельности обусловили актуальность и определили выбор темы моей индивидуальной образовательной программы.
Вопрос этот не нов. Вопрос о развитии самостоятельности и активности учащихся был центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, который писал, что дети должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал». (Собрание сочинений, том 6, 1949, с.256). Он обосновал некоторые пути и средства организации самостоятельной работы учащихся на уроке с учётом возрастных периодов обучения.
А. Н. Бекетов, А. Я. Герд в 70-80-х предложили систему организации разнообразных практических самостоятельных работ (опыты, наблюдения и пр.).
Теоретики трудовой школы (Г. Кершенштейнер, А. Ферьер и др.) и различных её модификаций («новое воспитание», «педагогика действий», «школа активности») решали проблему самостоятельности учащихся в учебном процессе путём стимулирования их «умственной самодеятельности», применяя в качестве основного воспитательного средства ручной труд. В 90-х гг. 19в. практическая самостоятельность учащихся, их личный опыт, были провозглашены основными источником знаний.
Не смотря на то, что новые цели образования предполагают формирование творческой личности, способной к самостоятельному определению способов своей деятельности, функционирующая в настоящее время система подготовки учащихся, которая всё ещё опирается на репродуктивные формы и методы обучения, затрудняет развитие самостоятельности у учащихся. Развитие самостоятельности обеспечивается взаимодействием педагогической целостности: субъект, окружающий мир, действенные методы для развития самостоятельности, развивающие и самого учащегося и окружающий мир.
Во многом это зависит от умения педагога по созданию педагогических условий становления самостоятельности учащихся в учебной деятельности. Так как наиболее распространённым видом самостоятельной работы, является работа с учебником. Это знакомство и практическое применение алгоритма работы с параграфом учебника как целостностью, взаимосвязью всех его частей будет способствовать развитию самостоятельности у учащихся.
Современные дети не воспринимают учителя как единственный источник информации и поэтому часто не слушают его рассказы и объяснения. В связи с этим необходимо сместить акцент в преподавании и уделять больше внимания самостоятельной деятельности учеников на уроках, максимально используя внутренний потенциал каждого.
Самостоятельность. Это слово означает способность человека без посторонней помощи ставить цели, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельность – одно из ведущих качеств личности. Она открывает человеку путь к независимости, вселяет уверенность в своих силах.
К самостоятельности стремится большинство людей: это заложено в них природой. Сейчас мало кто хочет быть исполнителем чужой воли, ведомым. Гораздо приятнее уметь жить по формуле «сам задумал – сам сделал».
Самостоятельными не рождаются. Это качество формируется. Его нужно воспитывать и заботливо выращивать, опираясь, прежде всего, на те области знаний и умений, которые субъекту интересны.
Курс учебного предмета «физика» открывает ряд возможностей для этого.
Курс физики в средней школе подразумевает: освоение учащимися определенного объема знаний, умений и навыков, что невозможно без самостоятельной работы. Речь идет не только, и не столько о самостоятельном выполнении учащимися домашних заданий, а о самостоятельности в поисках информации, самостоятельности мышления, самостоятельности наработки навыков решения задач, выполнения практических заданий, самостоятельности в обобщениях и т. д.
Одна из основных задач учителя – организация работы в классе таким образом, чтобы ученики не только много трудились самостоятельно, но и делали это с достаточной долей удовольствия.
Самостоятельность в учениках надо развивать постоянно, постепенно.
Работа с учебником или любым другим учебным текстом должна стать обязательной частью урока физики, так как является одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учащегося с учебником (текстом) направлена на усвоение готовой информации, т. е. ее понимание и запоминание. В основе понимания лежит аналитико-синтетическая деятельность, этот процесс требует умственной активности. При работе с текстом, ученику необходимо выделить главную мысль параграфа, уяснить логику рассуждений, последовательность изложения материала, этапы вывода формулы и т. д. Именно в процессе понимания, а затем перекодирования информации в другую форму (план, тезисы, конспект), ученик осваивает различные мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение и др.
Умение работать с книгой необходимо не только для успешного обучения, но и для будущей трудовой деятельности учащихся. Ведь в современных условиях от рабочего, а тем более от специалиста, требуется профессиональная мобильность, т. е. способность самостоятельно повышать, а порой и видоизменять свою квалификацию. Все это указывает на необходимость целенаправленно обучать учащихся приемам работы с книгой.
Решаемая проблема
Самоанализ моей деятельности как учителя-предметника выявил, что традиционно реализуемая мною позиция «учитель управляет, школьник исполняет» направлена только на отработку умения работать по образцам, алгоритмам.
Из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема умения учащихся самостоятельно добывать знания на уроках, правильно читать и понимать текст, и как следствие, происходит ухудшение успеваемости. Как разбудить в ученике стремление работать самостоятельно? Какие приёмы работы с текстом будут способствовать развитию навыков смыслового
Цель профессионального развития:
Изменение организации учебного процесса преподавания физики и химии, направленного на развитие самостоятельности учащихся, развитие навыков смыслового чтения через системно-деятельностный подход.
Задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по формированию навыков смыслового чтения.
2. Выявить дидактические средства, методы и приёмы, способствующие формированию самостоятельности учащихся на уроках физики и химии и навыков смыслого чтения.
3. Проверить эффективность методик КУЗ в реальной практике.
4. Внедрять в учебном процессе технологию критического мышления
5. Провести анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы.
6. Оценить результаты педагогической деятельности с точки зрения развития УУД учащихся.
№п\п | Образовательный дефицит | Формы образования и самообразования | Сроки | Формы представления результата. | Сроки | Тьюторское сопровождение |
1 | Изучение учебно-методической литературы: 1. по формированию навыков смыслового чтения. 2. по развитию самостоятельности учащихся на уроках.
| 1.Поиск необходимой литературы. 2.ЭОР. 3.Участие в методической работе школы 4.Интернет- ресурсы. 5.Индивидуаль-ная(доклад,ан- кета,презента- ция) 7.Проведение анкетирования в 7-11 классах. |
Сентябрь- декабрь 2018 | Собеседование. Консультация. Выступление на методическом совещании по теме «Методы и приёмы формирования учебной самостоятельности учащихся» Презентация. Результаты анкеты Учащихся. | Март. Апрель. Второй четверг декабря 2018г. Январь, 2019 | |
2 | Дидактические средства, методы и приёмы, способствующие: -формированию самостоятельности учащихся на уроках физики и химии - навыков смыслого чтения | 1.Посещение мастер- классов. 2.Посещение открытых уроков . 3.Участие в педагогичес- ких чтениях. |
| 1.Выступление на педсовете. 2.Серия мастер- классов. 3. Открытые уроки 4. Выступление на заседаниях РМО. | 2019, ноябрь 2020г. 2020-2021г Март,2020г. | |
3 | Эффективность методик КУЗ в реальной практике.
| 1.Сетевые консультации. 2.Психолого- педагогичес- кий мониторинг. 3.Взаимопосе-щение уроков в рамках методического дня. | 1.Участие в работе творческих групп. 2.Участие в методическом дне. 3.Выступление на заседаниях ШМО
| Согласно плану методичес- кой работы школы График мероприя- тий ШМО | ||
4 | В Освоение и внедрение в учебном процессе технологии критического мышления
| 1.Вебинары по линии«Просвещение» 2.ЭОР с материалами для самообразования. 3.Посещение открытых занятий. | Серия учебных занятий. Творческий отчёт. Выступление на заседаниях ШМО.
| 2019-2020
2021г. 2019-2020г. | ||
5. | 1.Разработать мониторинг измерения и оценки смыслого чтения. . 2 2. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы. | 1.Участие в семинарах. 2. Участие в педагогиче -ком форуме
| 1.Методический продукт. 2.Отчёт на заседаниях ШМО. 3. Пополнение своего сайта | 2019-2020г. Согласно плану заседаний ШМО В течении 2019-2021г. |
1.Изучение учебно-методической литературы.
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов рабо- ты | Где и кем заслушивается отчёт. |
Изучение учебно-методической литературы: 1.по формированию навыков смыслового чтения. Книга Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС» М: Баласс, 2011 – основной помощник учителя, так как в ней даны чёткие рекомендации и приёмы смыслового чтения КуропятникИ.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6 2. по развитию самостоятельности учащихся на уроках. 1. Ковтун Л.Г. Развитие познавательной самостоятельности 4-5 классов как подготовка их к самообразованию. Автореферат. Казань, 1975. 2. Российская педагогическая энциклопедия: В2 т.т. / Р 76 Гл. ред. В.В.Давыдов. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - 672 с., ил. Т. 2. - М-Я -1999. 3. Жарова Л.В. Учить самостоятельности: кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 205 с. - ISBN 5-09-00 3662 - 4. 4. Дружинин В.В. Психология эмоций, чувств, воли. - М., 2003. | Март Апрель Сентябрь- декабрь. 2018 В течении января-февраля
Декабрь. 2018 Январь,2019г.
2019-2020 | Собеседование. Консультация. Выступление на методическом совещании по теме «Смысловое чтение»
Презентация. «Активное обучение» Результаты анкеты учащихся. Выступление на методическом совещании по теме «Методы и приёмы формирования учебной самостоятельности учащихся» Презентация. Результаты анкеты Учащихся. | |
2. Разработка уроков и подбор дидактических средств, методов и приёмов, способствующих формированию самостоятельности учащихся на уроках физики и химии и навыков смыслого чтения.
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов рабо- ты | Где и кем заслушивается отчёт. |
Приёмы смыслового чтения: 7 – 8 классы
грамотно пересказать прочитанный текст умение составить план прочитанного;
9 – 11 классы
| Февраль-апрель 2019г. 2019, ноябрь 2020г. 2020-2021г Март,2020г. Сентябрь-декабрь, 2019г. 2019-2021г. | 1.Выступление на педсовете. 2.Серия мастер- классов. 3. Открытые уроки 4. Выступление на заседаниях РМО. | |
этап предчтения, тем легче будет читать и понимать текст. На данном этапе можно использовать такие приёмы:
Стратегия текстовой деятельности может быть проведена посредством следующих приёмов:
Послетекстовую деятельность можно организовать эффективно, применяя
| 2019-2021г. | 1.Выступление на педсовете. 2.Серия мастер- классов. 3. Открытые уроки 4. Выступление на заседаниях РМО. | |
3.Участие в системе школьной методической работы.
Школьное мероприятие | Сроки | Форма представления результатов рабо- ты | Где и кем заслушивается отчёт. |
Э Эффективность методик КУЗ в реальной практике.
| Согласно плану методичес- кой работы школы График мероприя- тий ШМО | 1.Участие в работе творческих групп. 2.Участие в методическом дне. 3.Выступление на заседаниях ШМО | ШМО |
4.Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
Тема: Развитие самостоятельности учащихся на уроках физики и химии, навыков смыслового чтения через системно-деятельностный подход.
Содержание деятельности | Сроки | Форма представления результатов рабо- ты | Где и кем заслушивается отчёт. |
1.Разработать мониторинг измерения и оценки смыслого чтения. . 2. Анализ и обобщение результатов, полученных в ходе реализации программы. | 2019-2020г. Согласно плану заседаний ШМО В течении 2019-2021г | 1.Методический продукт. 2.Отчёт на заседаниях ШМО. 3. Пополнение своего сайта |
5.Обучение на курсах в системе повышения квалификации.
Место | Дата | Тема |
«Учебно-деловой Центр Сибири» Г. Ленинск-Кузнецк.г. | 10.05.2018 -14.06. 2018г. | «Олигофренопедагогика: Воспитание и обучение детей с нарушением интеллекта в условиях реализацииФГОС» |
ООО «Институт новых технологий в образовании» Г. Омск | 01.10.2018-01.11. 2018г. | «Обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи» |
6.Оценка результатов деятельности учителя в межаттестационный период.
Дата проведения оценки | Что оценивалось | Оценка | Рекомендации | Кто оценивал (ФИО) |
Ожидаемые результаты:
- повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, мотивации к изучению предмета,
- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности,
- пополнение персонального сайта,
- обучение на курсах, на образовательных порталах, вебинарах в системе повышения квалификации,
- участие в работе методической службы школы.
- обобщение собственного опыта педагогической деятельности, открытые уроки, выступления на ШМО, РМО, участие в сетевых сообществах, публикации.
Учащиеся должны:
- осмысленно читать и воспринимать на слух текст задания;
- уметь извлекать и анализировать информацию, полученную из текста;
- уметь критически оценивать данную информацию;
- уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план профессионального развития учителя на 2008 – 2012 г
Цели профессионального развития:1. Получение теоретических знаний, обоснований собственных умозаключений способом изучения научной и методической литературы и создание наилучших возможностей для...

Индивидуальный план профессионального развития учителя
План содержит цели профессионального развития, связанные с освоением Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения. Разделы плана: изучение литературы, связанной с проблем...
Индивидуальный план профессионального развития учителя
индивидуальный план самообразования...

Индивидуальный план профессионального развития учителя химии и физики
Профессиональное самообразования....
Индивидуальный план профессионального развития учителя на межаттестационный период Набиуллина Дамира Хатыповича, учителя биологии
В системе образования в последние годы происходят серьезные изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус.Переход на новые образовательны...

Индивидуальный план профессионального развития учителя учителя химии
Индивидуальный план профессионального развития учителя Насибуллиной Алсу Рустамовны, учителя химии на 2018-2023 гг. ...
Индивидуальный план профессионального развития учителя физики Галиуллиной Фанузы Хоснелхаматовны на 2019-2023г.
Индивидуальный перспективный план самообразования учителя физики МБОУ «Гимназия №11 г.Лениногорска» Галиуллиной Фанузы Хоснелхаматовны...