Конспект урока по предмету Окружающий мир.
план-конспект урока по естествознанию

Макеева С. Ю.
Конспект урока для детей с ЗПР и ОВЗ. Тема: В гостях у леса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9konspekt_uroka_geo_les_ovz_moe_uchitel.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 Учитель:  Макеева Светлана Юрьевна

ГБОУ школа 432 Колпинского района

Конспект урока по предмету Окружающий мир.

Тема урока:  В ГОСТЯХ У ЛЕСА

Тип урока: открытия новых знаний.                                                                                                                                                   Цели урока:                                                                                                                                                                        Образовательные:                                                                                                                                                                        ознакомление с разнообразием растительного мира леса.

Коррекционные:                                                                                                                                                                           коррекция зрительного, слухового восприятия.                                                                                                                Воспитательные:                                                                                                                                                                     воспитание мотивации к учению.

Задачи урока:                                                                                                                                                                 Образовательные: расширить знания о лесе, дать представление о растительном мире леса.                                        Коррекционно-развивающие: развивать связную речь детей, учить отвечать на вопрос полным ответом, учить и расширять словарь, способствовать развитию внимания, памяти и любознательности, эмоционально-нравственной отзывчивости. коррекция зрительного и слухового восприятия.                                                                                     Воспитательные: развивать потребность делиться своими впечатлениями, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.                                                                                                                                                                                     Оборудование: географическая карта природных зон, учебник, тетрадь, картинки предметов, индивидуальные карточки- задания, таблицы для заполнения, мультимедийное оборудование.

ХОД УРОКА:

Деятельность   педагога

Деятельность   детей

УУД  (универсальные учебные действия)

1. Организационный момент

Цель этапа: создать условия для возникновения у детей внутренней потребности включения в учебный процесс.

                                                                                                                     Проверка готовности к уроку:                                                                - Прозвенел для нас звонок, начинаем мы урок.      

Давайте посмотрим внимательно на наши парты: все ли мы приготовили к уроку? У каждого из вас  на парте должны лежать учебник, тетрадь, пенал, дневник, клей-карандаш.                                       - Подберите ключ к загадке и разгадайте её. Если правильно воспользуетесь ключом, то прочитаете зашифрованное слово: (природа)

РИПДАРО    3126745.                                                      

Упражнение с опорой на несколько анализаторов.            

Разгадывание ребуса.

Устные ответы детей.

                          личностные

познавательные

II. Актуализация знаний

Цель: развивать связную речь, мышление и память, формировать умение самим строить предложения и формулировать понятия.

1. Повторение. Определение понятия «природа».                                                            – посмотрите внимательно на слайд: Какие предметы лишние?                                                                                                           - Почему лишние предметы «машина», «шкаф»?

- Как назвать одним словом остальные предметы? (природа)

- А теперь выберите правильное определение «природы»:                       На доске появляется следующий слайд: (учитель читает текст):

Природа –

это все то, что окружает человека

это все то, что сделано руками человека

это все то, что окружает человека и не сделано его руками

2. Работа по карточкам.

- Давайте вспомним, чем отличается живая природа от неживой?

- Назовите те предметы живой  природы, которые вы отметили на своих карточках.

- Почему эти объекты относим к живой природе?                                  

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим о живой природе.

3. Проверка домашнего задания.

Работа с картой природных зон и просмотр слайдов.                                                                    - Природа Земли очень разнообразна. Это обусловлено  многообразием форм поверхности и климата.

- Давайте вспомним, какую природную зону мы с вами сейчас изучаем?

(учитель помогает)

- Правильно. Это лес. Покажите эту природную зону на карте.

Каждый ученик получает тест:

  1. Какая природная зона в нашей стране занимает наибольшую площадь?                                                                а) лесная     б) степная     в) тундра.
  2. С какими природными зонами граничат леса?                            а) с тундрой и зоной степей                                                           б) с арктическими пустынями и тундрой.
  3. В какой климатической зоне располагаются леса?                                

- Проверим ваши ответы.  Обменяйтесь листочками и оцените работу вашего соседа.

Фронтальная работа.

Работа со слайдами (изображения дерева, цветка, машины, бабочки, шкафа, гриба).

Устные ответы детей.

Работа в парах с карточками     (изображения предметов живой и неживой природы).   

Устные ответы детей.              

Работа у доски с географической картой.

Устные ответы детей.

                                                 -

Индивидуальная работа с тестом

Работа в парах.

Взаимопроверка.

Коммуникативные,                          познавательные личностные

регулятивные

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: сформулировать цель урока, ознакомиться с разнообразием растительного мира леса.

1. Введение в тему.

- Ребята! Хотите узнать, какая у нас будет тема сегодня? Тогда отгадайте мою загадку:

Дом со всех сторон открыт.   Он резною крышей крыт. 

Заходи в зеленый дом.   Чудеса увидишь в нем.    

- Правильно! Это лес. Мы с вами продолжаем говорить о лесе и сегодня мы совершим воображаемую прогулку по лесу. Но сначала мы сформулируем тему сегодняшнего урока.

(Прогулка по лесу).

2. Объяснительная беседа.

- Вспомните наш прошлый урок и ответьте на вопрос: Какие условия необходимы для произрастания леса?

- Правильно, это достаточное количество тепла и влаги.

- Ребята, вы, наверное, бывали в лесу. Вспомните свои походы в лес и скажите, много там деревьев? А есть ли там кустарники и травы? А еще какие растения там растут?

       

Проблемный вопрос: какая растительность произрастает в лесной зоне?

- Ребята, как вы думаете, какие вопросы мы сегодня рассмотрим?

(на доске – следующий слайд с планом работы)                                      

  1. Изучить растительный мир леса.              
  2. Определить отличие лесной зоны от тундры.
  3. Познакомиться с ландшафтами тайги, смешанного леса и лиственного леса, определить особенности растений в этих ландшафтах.

Физкультминутка.

- Давайте разомнемся!  Если я показываю картинку с предметом неживой природы – хлопаем в ладоши, если живой – шагаем.

Добывание новых знаний.

- Откройте учебник на странице 58.

- В образовании леса участвуют разные растения. Какие?

- Правильно. Это деревья, кустарники, мхи и травы.

 Однако подлинными хозяевами леса являются деревья. Деревьев в лесу много и они очень разнообразны.  

- Какие отличия лесной зоны от зоны тундр вы можете назвать?

- Какие виды деревьев произрастают в лесу? Как можно назвать лес в зависимости от произрастающих в нем деревьев?

Учитель помогает детям объяснять термины:  хвойное дерево, лиственное дерево, тайга, лиственный лес, смешанный лес, показывая соответствующие слайды.  

- Найдите в тексте учебника ответ на следующий вопрос: чем тайга отличается от лиственного леса?

- Почему тайга располагается севернее лиственных лесов?

- А теперь мы поработаем с таблицей.

(каждому ученику дается таблица с двумя колонками: хвойные деревья и лиственные деревья и карточки с изображением деревьев). Необходимо таблицу приклеить в тетрадь и в каждую колонку приклеить нужную карточку с изображением дерева.   (Учитель помогает и проверяет)

- Лес можно сравнить с пирамидой, ведь растения в лесу имеют различную высоту.  На верхушке пирамиды растут деревья – самые высокие растения. Им для жизни нужно много света и тепла.

Следующий ярус – это кустарники – растения средней высоты..

Последний нижний ярус – кустарнички и травы – самые низкие.

Фронтальная работа.

Устные ответы детей.    

                                             

Чтение вслух по цепочке по предложениям.

Устные ответы.

Индивидуальная

работа с таблицей.

 

Познавательные    коммуникативные регулятивные

личностные

IV. Первичное закрепление

Цель этапа:  организовать усвоение детьми нового способа действия. Закрепить полученные знания.

- Старичок-лесовичок приготовил вам кроссворд: надо листья деревьев (рябины, берёзы, ели, клёна) вписать в кроссворд.

- Какое растение в кроссворде лишнее? (Ель)

- Почему лишнее? (Хвойное)

- Какие деревья мы относим к хвойным?

- Почему они относятся к хвойным? (Имеют плотные, похожие на иголки листья – хвоинки).

- А теперь – внимание на доску: я вам сейчас буду показывать слайды с различными ландшафтами – тундрой, арктическими пустынями, тайгой и лиственным лесом. Попробуйте назвать эти ландшафты и объяснить, почему вы так решили.

Индивидуальная работа. Устные ответы.

Работа со слайдами.

Устные ответы. Дети учатся самостоятельно делать выводы.

Познавательные    регулятивные

личностные.

V/  Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии.

1. Подведем итоги.

- Ребята, давайте теперь подведем итоги нашего путешествия в лес:

- С какой природной зоной мы продолжали знакомиться?

- Каковы особенности произрастающей растительности в этой зоне?

- Чем отличается тайга от лиственного леса?

- Назовите представителей растительности лесной зоны.

- Почему растительный мир леса богаче растительного мира тундры?

- Молодцы! Спасибо за хорошую работу на уроке!

2. Оценка работы на уроке учащихся.

- А теперь попробуйте оценить себя и свою работу на уроке:

- Поднимите зеленую карточку те, кто легко справлялся с заданиями, и красную те, кому это трудно было сделать.

 Домашнее задание: мини-сообщение про одного из представителей растительного мира леса.

Выставление отметок.

Устные ответы детей.

Личностные

Познавательные

Регулятивные


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" 4 класс по теме "Растения зимы. Хвойные растения"

Конспект урока для 4 класса коррекционной школы VIII вида. Предмет "Окружающий мир", тема урока "Растения зимы. Хвойные растения".  Проведению урока предшествовала экскурсия с классом, где дети з...

Конспект урока по предмету окружающий мир 4 класс

Конспект урока по предмету окружающий мир для коррекционной школы с программой обучения 7 вида....

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир " на тему: «Школьные принадлежности» 2 класс

Урок предназначен для детей со сложной структурой дефекта . Целью урока является  уточнение  и закрепление с детьми названия школьных принадлежностей....

Конспект урока по предмету "Окружающий социальный мир " на тему: «Школьные принадлежности» 2 класс

Урок предназначен для детей со сложной структурой дефекта. Целью является уточнение и закрепление   названия школьных принадлежностей....