Внеурочная деятельность "Удивительная биология"
материал по естествознанию

Лычковская Наталья Александровна

Внеурочная деятельность "Удивительная биология"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_deyatelnost_5_klass.docx39.57 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7»

г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры

Рабочая программа

Проектная деятельность «Удивительная биология»

 

5  «А», «Б», «В» класс

Составитель: Лычковская Н.А.

учитель биологии

2018 год

Программа внеурочной деятельности

« Удивительный мир природы».

5 класс.

      Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов.  На изучение биологии в 5 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника.  В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование  и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.    

       Данная рабочая программа «Удивительная биология» для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

       •        основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7;

       •        учебного плана на 2018-2019 учебный год МАОУ СОШ №7;

       •        программы внеурочной деятельности «Удивительная биология»,  5 класс, авторы Е. Н. Ивановская, А. С. Сергеев. -  М.: Просвещение, 2015 г.

 На преподавание курса  «Удивительная биология »  в 5 классе выделено 35 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

Пояснительная записка.

       Программа «Удивительный мир природы» ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС. Данная рабочая программа «Удивительная биология» для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана  на основе:

       •        основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7;

       •        учебного плана на 2018-2019 учебный год МАОУ СОШ №7;

       •        программы внеурочной деятельности «Удивительная биология»,  5 класс, авторы Е. Н. Ивановская, А. С. Сергеев. -  М.: Просвещение, 2015 г.

 На преподавание курса  «Удивительная биология »  в 5 классе выделено 35 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.

       Основные принципы программы: 

  1. Принцип научности.  

Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.

  1. Принцип доступности.

Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.

  1. Принцип систематичности и доступности.

Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.

  1. Принцип воспитывающего обучения.

Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.

       Программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительный мир природы» соответствует целям ФГОС.  Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5 класса по биологии предложенный  ниже материал не изучается.  Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.

       Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД.  Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.

Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.

Задачи:

  • формирование системы научных знаний о живой природе;
  • способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
  • развитие общеучебных умений и навыков;
  • формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
  • развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
  • воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.

       Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно – деятельностного подхода.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности   при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Личностными результатами изучения курса «Удивительная биология » является формирование следующих умений: – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Ученик получит возможность для формирования: – Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). – В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. – Проговаривать последовательность действий. – Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. – Учиться работать по составленному плану. – Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. – Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится : – Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. – Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). – Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. – Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. – Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. – Преобразовывать информацию из одной формы в другую; – Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета; – создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций; – строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

 Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся  научится: – Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи . – Слушать и понимать речь других. – Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. – Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: - расширение и конкретизация знаний о растениях. - восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; – выделять существенные признаки предметов; – сравнивать между собой предметы, явления; – обобщать, делать выводы; – классифицировать явления, предметы; – определять последовательность событий; – судить о противоположных явлениях; – давать определения тем или иным понятиям; – определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; – выявлять функциональные отношения между понятиями; – выявлять закономерности и проводить аналогии.

Работа с текстом (метапредметные результаты) Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся/ научится - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; - упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; - характеризовать явление по его описанию; 4 - выделять общий признак группы элементов; - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

Структура программы.

       Программа «Удивительный мир природы» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике.  Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.

       Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.

Ожидаемые результаты.

       Личностные

  • сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
  • развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)

Метапредметные

  • овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
  • умение работать с различными источниками информации;

Предметные

  1. Познавательная сфера:

  • выделение отличительных признаков живых организмов;
  • определение роли биологии в практической деятельности человека;
  • умение сравнивать биологические объекты и процессы
  • овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

  1. Ценностно – ориентационная сфера:
  • знание правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;

  1. Трудовая сфера:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • знание правил работы с лабораторным оборудованием;

  1. Эстетическая сфера:
  • умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.

Календарно – тематическое планирование курса

Блок тем

        

        Тема, № п/п

5абв

план

5абв

факт

Форма

Планируемый результат

Удивительная биология

  1. Введение.

06.09.18

06.09.18

беседа

Биология – наука о живой природе. Знания биологии необходимы в повседневной жизни.

  1. Живая и неживая природа

13.09.18

13.09.18

        

беседа

Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы.

  1. Методы изучения живой природы

20.09.18

20.09.18

Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение,

измерение.  Что выбрать?»

Изучение объекта можно провести, используя разные методы.

  1. Невидимое станет видимым

27.09.18

27.09.18

Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа»

Отработать основные этапы работы с микроскопом.

Наука цитология

  1. Наука цитология

04.10.18

04.10.18

Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки»

Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки.

  1. Наука цитология.

11.10.18

11.10.18

Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток»

Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки

Занимательная ботаника

  1. Семя – это будущее растение.

18.10.18

18.10.18

Творческая мастерская «Изготовление макета  этапов развития семени фасоли»

Знать этапы развития семени.

  1. Условия прорастания семян.

25.10.18

25.10.18

Практическая работа «Определение условий прорастания семян»

Знать условия прорастания семян

  1. Условия прорастания семян.

08.11.18

08.11.18

Практическая работа «Прорастание семени гороха»

Уметь на практике проращивать семена гороха

  1. Химический состав растений.

15.11.18

15.11.18

Лабораторная работа «Химический состав растений»

Уметь определять вещества, входящие в состав растений.

  1. Физиология растений.

22.11.18

22.11.18

Лабораторная работа «Испарение воды листьями»

Уметь доказывать опытным путём, что испарение воды листьями растения – один из признаков живого организма.

  1. «Зачем растению паспорт?»

29.11.18

29.11.18

Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений»

Изготовление инструкций по уходу за комнатными растениями.

  1. Необычные растения.

06.12.18

06.12.18

Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных и т.п. растений »

Электронная презентация.

  1. Зелёная аптека.

13.12.18

13.12.18

Творческая мастерская «Создание подборки лекарственных растений»

Проект.

  1. О чём говорят названия растений?

20.12.18

20.12.18

Творческая мастерская «Почему мы их так называем»

 (о происхождении названий некоторых растений)

Проект.

Чем занимается наука систематика.

  1. Чем занимается наука систематика.

27.12.18

27.12.18

Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы»

Модель «Царства живых организмов»

Интересные бактерии

  1. Где живут бактерии?

10.01.19

Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки»

Изготовление модели.

  1. Эта страшная плесень.

17.01.19

Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом».

Фотоподборка видов плесневых грибков. Работа с Интернет – ресурсами.

Удивительный подводный мир

  1. Кто живёт в аквариуме.

24.01.19

Практическая работа «Определение организмов живущих в аквариуме».

Описание обитателей аквариума.

  1. Что у кита на обед?

31.01.19

Творческая мастерская «Изготовление клеток простейших».

Изготовление макета.

  1. Пришельцы из космоса или земные обитатели?

07.02.19

Творческая мастерская «Как выглядят вирусы»

Создание фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов.

  1. Почему море назвали Красным?

14.02.19

Лабораторная работа «Многообразие водорослей»

Создание электронной презентации.

Загадки природы.

  1. Почему не растут в тундре пальмы.

21.02.19

Творческая мастерская «Природные зоны Земли» (игра - путаница)

Уметь размещать организмы по природным зонам.

  1. Как развивалась жизнь на Земле.

28.02.19

Творческая мастерская «Лента времени»

Проект.

  1. Мир динозавров.

07.03.19

Творческая мастерская «Парк юрского периода»

Создание макета.

  1. Палеонтология.

14.03.19

Творческая мастерская «Человек будущего»

Проект.

  1. Загадки о растениях и животных.

21.03.19

Игра – конкурс.

Проект.

Юные следопыты

  1. Мой домашний любимец.

Творческая мастерская – описание наблюдений за любимым домашним животным.

Создание проекта.

  1. Следопыты.

Творческая мастерская Создание биологической игры «Угадай животное» (распознавание животного по контуру)

Создание биологической игры.

  1. Деятельность человека и природа.

Творческая мастерская «Вторая жизнь»

Изготовление поделок из мусора.

  1. Красный – цвет тревоги.

Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге»

Создание плаката в защиту охраняемых растений и животных.

  1. Цветоводство.

Творческая   мастерская «Как оформить клумбу»

Оформление клумбы с декоративными растениями. Знакомство с правилами ухода за растениями.

  1. Экотуризм.

Творческая мастерская «Прекрасное - рядом»

Создание электронной презентации «Красота родного края»

34. Защита проектов.

Мини – конференция.

Презентация проекта.

Защита проектов.  Итоговое занятие.

35.Защита проектов.

Итоговое занятие.

Мини – конференция.

Презентация проекта.

 Учебно-методическое обеспечение

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.

2.  И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;

3. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;

4. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);

5. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с;

6. Энциклопедии.справочники, электронные пособия

7. Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. Воронеж, 2009 г.

8. Журналы «Биология в школе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация внеурочной детельности учащихся по биологии

Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...

«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"

Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды,  физическое и духовное ...

Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».

Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...

Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"

Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....

Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы

Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...

Программа внеурочной деятельности "Биология. В мире клеток и тканей: подготовка к ОГЭ"

Курс «Биология. В мире клеток и тканей» позволит расширить и систематизировать знания  учащихся, о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бакте...