Внеурочная деятельность "Удивительная биология"
материал по естествознанию
Внеурочная деятельность "Удивительная биология"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneurochnaya_deyatelnost_5_klass.docx | 39.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7»
г. Когалыма Тюменской области ХМАО-Югры
Рабочая программа
Проектная деятельность «Удивительная биология»
5 «А», «Б», «В» класс
Составитель: Лычковская Н.А.
учитель биологии
2018 год
Программа внеурочной деятельности
« Удивительный мир природы».
5 класс.
Переход российского образования на новые федеральные государственные стандарты предполагает изменение концептуального подхода в учебном и воспитательном процессе. Учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребёнка, формирование умения адекватно анализировать и оценивать ситуацию, стремление к самообразованию. Практическая деятельность в процессе освоения учебного предмета биологии является одним из важных компонентов. На изучение биологии в 5 классе выделен 1 час. На практическую часть программы выделено минимальное количество времени. Учащиеся именно этого возраста отличаются своей любознательностью, непосредственностью, готовностью к восприятию информации, выходящей за рамки учебника. В результате внеурочной деятельности происходит расширение знаний учащихся, формирование и развитие положительной учебной мотивации, осознание необходимости приобретаемых знаний, умений, навыков.
Данная рабочая программа «Удивительная биология» для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
• основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7;
• учебного плана на 2018-2019 учебный год МАОУ СОШ №7;
• программы внеурочной деятельности «Удивительная биология», 5 класс, авторы Е. Н. Ивановская, А. С. Сергеев. - М.: Просвещение, 2015 г.
На преподавание курса «Удивительная биология » в 5 классе выделено 35 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.
Пояснительная записка.
Программа «Удивительный мир природы» ориентирована на обучающихся пятого класса, изучающих биологию в рамках ФГОС. Данная рабочая программа «Удивительная биология» для 5 класса соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и разработана на основе:
• основной образовательной программы основного общего образования МАОУ СОШ №7;
• учебного плана на 2018-2019 учебный год МАОУ СОШ №7;
• программы внеурочной деятельности «Удивительная биология», 5 класс, авторы Е. Н. Ивановская, А. С. Сергеев. - М.: Просвещение, 2015 г.
На преподавание курса «Удивительная биология » в 5 классе выделено 35 часа, 1 час в неделю. Продолжительность занятия – 45 минут.
Основные принципы программы:
- Принцип научности.
Объективно верную картину развития мира дают знания, подтверждённые практикой; наука в жизни человека играет значимую роль.
- Принцип доступности.
Содержание, объём изучаемого материала, а также методы преподавания соответствуют возрастным, интеллектуальным особенностям обучающихся.
- Принцип систематичности и доступности.
Предлагаемый материал выстроен в логической последовательности.
- Принцип воспитывающего обучения.
Воспитание происходит через содержание предлагаемого учебного материала.
Программа внеурочной деятельности по биологии «Удивительный мир природы» соответствует целям ФГОС. Новизна курса заключается в том, что в школьной программе 5 класса по биологии предложенный ниже материал не изучается. Предлагаемая программа направлена на формирование у обучающихся интереса к изучению биологии, развитие любознательности, расширение знаний об окружающем мире, умению применить полученные практические навыки и знания на практике.
Программа «Удивительный мир природы» предусматривает наряду с изучением теоретического материала проведение практических и лабораторных работ, экскурсий. Системно – деятельностный подход реализуется в процессе формирования УУД. Обязательное условие данной программы – организация проектной и исследовательской деятельности.
Цель программы: формирование и развитие познавательного интереса к биологии как науке о живой природе.
Задачи:
- формирование системы научных знаний о живой природе;
- способствовать формированию у обучающихся основных биологических понятий;
- развитие общеучебных умений и навыков;
- формирование навыков использования биологических методов для проведения экспериментов с целью изучения живых организмов;
- развитие умений и навыков работы с различными источниками информации;
- воспитание экологически грамотного и бережного отношения к живой природе.
Содержание курса предусматривает как необходимый элемент получения и развития новых биологических знаний использование системно – деятельностного подхода.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностными результатами изучения курса «Удивительная биология » является формирование следующих умений: – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Ученик получит возможность для формирования: – Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). – В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Регулятивные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя и самостоятельно. – Проговаривать последовательность действий. – Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. – Учиться работать по составленному плану. – Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. – Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные универсальные учебные действия Обучающийся научится : – Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. – Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре). – Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя. – Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. – Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры. – Преобразовывать информацию из одной формы в другую; – Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Обучающийся получит возможность научиться: – осуществлять расширенный поиск информации с использование ресурсов библиотек и Интернета; – создать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; – осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; – осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельный выбор основания и критерии для указанных логических операций; – строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные универсальные учебные действия Обучающийся научится: – Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи . – Слушать и понимать речь других. – Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. – Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика). – с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; – адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; – адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений: - расширение и конкретизация знаний о растениях. - восполнение возможных пробелов в знаниях по биологии. - описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам; – выделять существенные признаки предметов; – сравнивать между собой предметы, явления; – обобщать, делать выводы; – классифицировать явления, предметы; – определять последовательность событий; – судить о противоположных явлениях; – давать определения тем или иным понятиям; – определять отношения между предметами типа «род» - «вид»; – выявлять функциональные отношения между понятиями; – выявлять закономерности и проводить аналогии.
Работа с текстом (метапредметные результаты) Работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного Обучающийся/ научится - делить тексты на смысловые части, составлять план текста; - вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; - упорядочивать информацию по заданному основанию; - сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака; - понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведенное утверждение; - характеризовать явление по его описанию; 4 - выделять общий признак группы элементов; - понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы; - использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения; - ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Структура программы.
Программа «Удивительный мир природы» способствует более успешному усвоению знаний по биологии. Происходит развитие общеучебных умений и навыков; навыков работы с лабораторным оборудованием; умений применять полученные знания на практике. Программа осуществляет расширение кругозора обучающихся.
Формы работы: лабораторные и практические работы, экскурсии, творческие проекты, мини-конференции с использованием электронных презентаций. Предусмотрена индивидуальная и групповая работа.
Ожидаемые результаты.
Личностные
- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;
- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.)
Метапредметные
- овладение умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;
- умение работать с различными источниками информации;
Предметные
- Познавательная сфера:
- выделение отличительных признаков живых организмов;
- определение роли биологии в практической деятельности человека;
- умение сравнивать биологические объекты и процессы
- овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;
- Ценностно – ориентационная сфера:
- знание правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе;
- Трудовая сфера:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- знание правил работы с лабораторным оборудованием;
- Эстетическая сфера:
- умение оценивать живую природу с точки зрения эстетики.
Календарно – тематическое планирование курса
Блок тем |
Тема, № п/п | 5абв план | 5абв факт | Форма | Планируемый результат | ||||||
Удивительная биология |
| 06.09.18 | 06.09.18 | беседа | Биология – наука о живой природе. Знания биологии необходимы в повседневной жизни. | ||||||
| 13.09.18 | 13.09.18 |
беседа | Уметь сравнивать объекты живой и неживой природы. | |||||||
| 20.09.18 | 20.09.18 | Лабораторная работа «Эксперимент, наблюдение, измерение. Что выбрать?» | Изучение объекта можно провести, используя разные методы. | |||||||
| 27.09.18 | 27.09.18 | Лабораторная работа «Изучение строения микроскопа» | Отработать основные этапы работы с микроскопом. | |||||||
Наука цитология |
| 04.10.18 | 04.10.18 | Лабораторная работа «Изучение строения растительной клетки» | Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки. | ||||||
| 11.10.18 | 11.10.18 | Творческая мастерская «Моделирование животной и растительной клеток» | Модель клетки. Распознавание основных органоидов клетки | |||||||
Занимательная ботаника |
| 18.10.18 | 18.10.18 | Творческая мастерская «Изготовление макета этапов развития семени фасоли» | Знать этапы развития семени. | ||||||
| 25.10.18 | 25.10.18 | Практическая работа «Определение условий прорастания семян» | Знать условия прорастания семян | |||||||
| 08.11.18 | 08.11.18 | Практическая работа «Прорастание семени гороха» | Уметь на практике проращивать семена гороха | |||||||
| 15.11.18 | 15.11.18 | Лабораторная работа «Химический состав растений» | Уметь определять вещества, входящие в состав растений. | |||||||
| 22.11.18 | 22.11.18 | Лабораторная работа «Испарение воды листьями» | Уметь доказывать опытным путём, что испарение воды листьями растения – один из признаков живого организма. | |||||||
| 29.11.18 | 29.11.18 | Творческая мастерская «Паспортизация комнатных растений» | Изготовление инструкций по уходу за комнатными растениями. | |||||||
| 06.12.18 | 06.12.18 | Творческая мастерская «Создание фотоподборки необычных, декоративных, растительноядных и т.п. растений » | Электронная презентация. | |||||||
| 13.12.18 | 13.12.18 | Творческая мастерская «Создание подборки лекарственных растений» | Проект. | |||||||
| 20.12.18 | 20.12.18 | Творческая мастерская «Почему мы их так называем» (о происхождении названий некоторых растений) | Проект. | |||||||
Чем занимается наука систематика. |
| 27.12.18 | 27.12.18 | Творческая мастерская «Создание конструктора Царств живой природы» | Модель «Царства живых организмов» | ||||||
Интересные бактерии |
| 10.01.19 | Творческая мастерская «Изготовление бактериальной клетки» | Изготовление модели. | |||||||
| 17.01.19 | Лабораторная работа «Выращивание плесени. Рассматривание плесени под микроскопом». | Фотоподборка видов плесневых грибков. Работа с Интернет – ресурсами. | ||||||||
Удивительный подводный мир |
| 24.01.19 | Практическая работа «Определение организмов живущих в аквариуме». | Описание обитателей аквариума. | |||||||
| 31.01.19 | Творческая мастерская «Изготовление клеток простейших». | Изготовление макета. | ||||||||
| 07.02.19 | Творческая мастерская «Как выглядят вирусы» | Создание фотоколлекции вирусов с использованием Интернет – ресурсов. | ||||||||
| 14.02.19 | Лабораторная работа «Многообразие водорослей» | Создание электронной презентации. | ||||||||
Загадки природы. |
| 21.02.19 | Творческая мастерская «Природные зоны Земли» (игра - путаница) | Уметь размещать организмы по природным зонам. | |||||||
| 28.02.19 | Творческая мастерская «Лента времени» | Проект. | ||||||||
| 07.03.19 | Творческая мастерская «Парк юрского периода» | Создание макета. | ||||||||
| 14.03.19 | Творческая мастерская «Человек будущего» | Проект. | ||||||||
| 21.03.19 | Игра – конкурс. | Проект. | ||||||||
Юные следопыты |
| Творческая мастерская – описание наблюдений за любимым домашним животным. | Создание проекта. | ||||||||
| Творческая мастерская Создание биологической игры «Угадай животное» (распознавание животного по контуру) | Создание биологической игры. | |||||||||
| Творческая мастерская «Вторая жизнь» | Изготовление поделок из мусора. | |||||||||
| Творческая мастерская «Виртуальное путешествие по Красной книге» | Создание плаката в защиту охраняемых растений и животных. | |||||||||
| Творческая мастерская «Как оформить клумбу» | Оформление клумбы с декоративными растениями. Знакомство с правилами ухода за растениями. | |||||||||
| Творческая мастерская «Прекрасное - рядом» | Создание электронной презентации «Красота родного края» | |||||||||
34. Защита проектов. | Мини – конференция. | Презентация проекта. | |||||||||
Защита проектов. Итоговое занятие. | 35.Защита проектов. Итоговое занятие. | Мини – конференция. | Презентация проекта. |
Учебно-методическое обеспечение
1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2012 г.
2. И.Н.Пономарева, О.А. Корнилова, В.С.Кучменко. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Методическое пособие для учителя.- М.: Вентана-Граф, 2005;
3. Т.А.Сухова, В.И.Строганов, И.Н.Пономарева. Биология в основной школе: Программы. - М.: Вентана-Граф, 2005. - 72с;
4. Дмитриева ТА., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7кл.: Вопросы. Задания. Задачи. - М.: Дрофа, 2008.- 128с: 6 ил. - (Дидактические материалы);
5. Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Биология. Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2005. - 112с;
6. Энциклопедии.справочники, электронные пособия
7. Н. Ф. Бодрова «Изучение курса «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». Книга для учителя. Поурочное планирование. Воронеж, 2009 г.
8. Журналы «Биология в школе»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация внеурочной детельности учащихся по биологии
Проблема активизации познавательного интереса у школьников - один из ключевых вопросов современного образования. Обществу нужен выпускник, самостоятельно мыслящий, умеющий видеть и творчески решать во...
«Этно-экологическое воспитание на уроках биологии и во внеурочное время"
Сегодня трудно найти человека, которого не волновало бы будущее нашей планеты. К главной проблеме, волнующей наше общество, относится охрана и сохранение окружающей среды, физическое и духовное ...
Учебно – методическое пособие для учителей биологии: «Использование прикладных программных средств (ППС) во внеурочной деятельности на примере игры по станциям: «Добро пожаловать в мир биологии».
Применение ЭОР в разумных приделах повышает познавательную активность учащихся. На сегодняшний день в большинстве школ есть целый комплекс прикладных программных средств обучения (ППС, как вариа...
Программа внеурочной деятельности по биологии "Основные вопросы биологии"
Цель программы "Основные вопросы биологии" обобщение и расширение знаний по курсу биологии, развитие целостного предствления о живых организмах и их месте в биосфере....
Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии Занимательная биология 5-6 классы
Работа включает вопросы, которые заинтересуют детей этого возраста и которых нет в учебнике...
Программа внеурочной деятельности "Биология. В мире клеток и тканей: подготовка к ОГЭ"
Курс «Биология. В мире клеток и тканей» позволит расширить и систематизировать знания учащихся, о важнейших признаках основных царств живой природы: животных, растений, грибов, бакте...
Мастер -класс для учителей биологии "Учимся онлайн, или возможности использования виртуальной доски Padlid на уроках биологии и во внеурочной деятельности"
Особенности использования виртуальной доски на уроках биологии...