Рабочая программа "Почемучки"
рабочая программа по естествознанию
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Почемучки». Направление: общеинтеллектуальное для 2-х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pochemuchki.docx | 37.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 г. Дмитриева»
Дмитриевского района Курской области
«Согласовано» Заместитель директора по ВР ____________/Ревазова А. В./
«30» августа 2018 г. | «Утверждаю» Директор школы _____________/В. И. Тулиёв/ Приказ №60 от «30» августа 2018 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности «Почемучки»,
Направление: общеинтеллектуальное
Класс: 2а, 2б
Составитель:
воспитатель группы продлённого дня
Аносова А.С.
г. Дмитриев-2018 г.
Содержание.
1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
2. Содержание курса внеурочной деятельности.
3. Тематическое планирование.
- Результаты освоения курса внеурочной деятельности.
Планируемые результаты являются одним из важнейших механизмов реализации Требований к результатам освоения основных образовательных программ федерального государственного стандарта. Планируемые результаты необходимы как ориентиры в ожидаемых учебных достижениях выпускников.
Основанием для «планируемых результатов» к уровню подготовки обучающихся выступает основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 г. Дмитриева». Содержание программы внеурочной деятельности «Экологический клуб «Почемучки», формы и методы работы позволят, на наш взгляд, достичь следующих результатов:
Личностные
- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- эстетические потребности, ценности и чувства;
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
-предвосхищать результат.
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
-концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
-ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
- предлагать помощь и сотрудничество;
- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
Познавательные универсальные учебные действия
- ставить и формулировать проблемы;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
-запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
- установление причинно-следственных связей;
В программе «Экологический клуб «Почемучки» описаны требования к обучающимся по годам обучения.
К концу обучения обучающиеся должны знать:
1.Секреты живой и неживой природы
2.Условия, необходимые для жизни растений и животных города
3. Нравственные правила обращения с объектами природы
К концу обучения обучающиеся должны уметь:
1.Проводить индивидуальные наблюдения и опытные исследования на выявление признаков предметов.
2.Оказывать помощь птицам в зимнее время
3.Эстетически, эмоционально - нравственно относиться к природе.
- Содержание курса внеурочной деятельности.
1 класс
№ п/п | Тема занятий | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Введение в экологию | Понятие о природе, красоте природы. Человек как живое существо, нуждающееся в определенных жизненно необходимых условиях. Человек, как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | Экскурсия в природу. |
2 | Молчаливые соседи | Наблюдения за домашними питомцами. Установление природных закономерностей, взаимосвязей. | Экскурсия в живой уголок гимназии. Фотовыставка «Наши любимцы». |
3 | Пернатые друзья | Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов, разгадывание загадок. Наблюдение за поведением птиц на улице. | Акции: «Кормушка», «Птичья столовая». |
4 | О чем шепчут деревья | Сезонные изменения деревьев в природе. Особенности роста и развития деревьев. | Игровой прием «Путешественник» (деревья родного города). |
5 | Загадки животного мира | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных в лесах Кузбасса и их приспособленность к зимнему периоду. | Экскурсия в краеведческий музей. Заочное путешествие «Загадки животного мира». |
6 | Секреты неживой природы | Наблюдение за состоянием воды в природе. Интересное в неживой природе. | Игра «Тайны вокруг нас». |
7 | Оранжерея на окне | Наблюдение за комнатными растениями. | Ухаживание и выращивание растений. Исследовательская работа о влиянии света на рост и развитие комнатных растений. |
8 | Человек - часть живой природы | Знакомство с трудовой деятельностью людей и ее значением в жизни человека и общества. Изучение элементарных правил безопасной работы. | Выращивание лука в комнатных условиях. Правила ухода. |
9 | Охрана природы | Знакомство с понятием «Красная книга». Знакомство с редкими видами растительного и животного мира. | Экскурсия в оранжерею Дворца творчества имени Н. К. Крупской. Посещение живого уголка дворца. |
10 | Досуговые мероприятия | Викторина «Кто в лесу живет, что в лесу растет? Праздник «День птиц». Устный журнал «Наш дом – планета Земля». Гостиная «В гостях у золотой рыбки». Игра «Азбука экологии». Игра «Приключения в лесу». Праздник «Наш окружающий мир». |
2 класс
№ п/п | Раздел программы | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Общение с природой | Наблюдение за жизнью природы. Календарь природы. Народные приметы. Беседа «Прогулки в Природоград». Правила поведения в природе. | Экскурсия в природу. Экологическая игра «Загадки природы». Праздник «Дары осени». Тематическая линейка «День Земли» |
2 | Солнце, воздух, вода…и растение | Установление природных закономерностей, взаимосвязей. Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Беседа «Прекрасны солнце, воздух и вода – прекрасна вся моя Земля». | Выпуск книжки-малышки «Осторожно, их мало!» Экологическая игра «Хочу все знать!» Конкурс экологических сказок «Украденное солнце». Акция «Зеленая красавица» |
3 | Птицы нашего края | Заочное путешествие. Работа с иллюстрациями с изображением птиц, чтение стихов, рассказов. Наблюдение за поведением птиц на улице во время экскурсии. | Посещение краеведческого музея. Тематическая линейка «День птиц». Выпуск буклета «Птицы – наши друзья» Викторина «Знаешь ли ты птиц своего края». Экологическая игра «Приключения в лесу». |
4 | Богатство родной природы в творчестве русского народа | Изучение и подбор материалов о народных художественных промыслах. Экология и фольклор (пословицы, поговорки, загадки, песни о природе). | Экскурсия в краеведческий музей. Выставка рисунков о природе. Ярмарка народного мастерства. Конкурс экологических сказок. |
5 | Что мы знаем о родном городе | Экологическая ситуация в городе. | Фотоконкурс «Город глазами детей». Экскурсия «Уголки природы в нашем городе» |
6 | Откуда берется и куда девается мусор? | Знакомство с промышленными отходами и их реализацией. Бытовые отходы. | Выставка поделок из бытовых отходов. Устный журнал «Чтобы ты мог сделать для своего двора?» Ролевая игра «Давай поиграем в волшебника». Акция «Наш чистый школьный двор». |
7 | Досуговые мероприятия | Экологический праздник «Звери, птицы, лес и я – вместе дружная семья!» Экологическая игра «Поиск нарушителей природы» |
3 класс
№ п/п | Тема занятий | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Вводный урок. Почему мы часто слышим слово «экология» | Человек как природопользователь, потребляющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства. | |
2 | Вода - источник жизни | Неживая природа. Вода и ее охрана. Водоемы Кемеровской области. | Экологическая игра «Водоемы просят о помощи». Проведение эксперимента «Вода из местных источников и ее прозрачность как один из показателей ее пригодности для водоснабжения населения». Конкурс творческих работ «Где мы теряем воду?» Тематическая линейка «День воды». Игровые приемы: «Портрет воды», «Чистый голос воды», «Добрая Фея». Инсценирование экологической сказки «Репка». |
3 | Воздух и его охрана | Неживая природа. Составляющие воздуха. Атмосфера, смог, «парниковый эффект». Охрана воздуха в Кемеровской области, стране. | Круглый стол «Как сохранить воздух чистым». Викторина «Что мы знаем о воздухе». Фотовыставка «Чистые уголки нашего края». |
4 | Удивительный мир растений | Знакомство с растениями лекарями, хищниками. | Выращивание и уход за комнатными растениями. Создание кроссвордов «Растения моего края». Экологический журнал «Жалобная книга природы» (растения). Игровые приемы: «Кто внимательный?», «Угадай по описанию». Экологическая игра «Лесная аптека». |
5 | Загадочный мир животных | Чтение и обсуждение познавательных рассказов о жизни животных. Викторина: «Калейдоскоп интересных фактов из жизни животных» | Игра – путешествие «По рыбьему следу рек и озер нашего края». Заседание клуба: «Что будет, если исчезнут насекомые?» Экологический журнал «Жалобная книга природы» (животные). Игровые приемы: «Эрудит», «Лесные заморочки». Проект «Знакомые незнакомцы» |
6 | Уголок хорошего настроения | Выращивание рассады цветов. Озеленение пришкольного участка. |
4 класс
№ п/п | Тема занятий | Содержание | |
Теория | Практика | ||
1 | Мир глазами эколога | Экологические связи между живой и неживой природой, связи внутри живой природы, связи между природой и человеком. Глобальные проблемы экологии. Что такое экологическая катастрофа. | Природоохранительная акция «Мой экодом». Экологическая игра «Не проходите мимо!» |
2 | Мы любим свой город | Выявление экологической ситуации в городе, сопричастность каждого к будущему города. Пути решения экологических проблем города. | Классный час «Охрана природы – твоя обязанность». Природоохранная акция «Чистый микрорайон». Выезд на природу с маршрутными наблюдениями «Памятники природы Новокузнецка и его окрестностей». |
3 | Птицам - наша забота | Изучение разнообразия птиц родного края. Причины сокращения численности редких птиц, необходимые меры их охраны. | Природоохранная акция «Пернатые друзья». Составление «Красной книги» исчезающих птиц Кемеровской области. Конкурс кормушек |
4 | Охрана растений нашей местности | Распознавание встречающихся в нашей местности растений. Растения, нуждающиеся в защите. Особенности их внешнего строения и распространения. | Устный журнал «Зеленая книга». Экологическая акция «Не рубите, люди, елок!» «Красная книга растений Кузбасса» |
5 | Животные, которым угрожает исчезновение | Разнообразие животных Кемеровской области. Особенности их внешнего вида, распространения, поведения. Причины сокращения численности редких животных и меры их охраны. Об охоте и рыбной ловле. | «Красная книга» животных Кемеровской области |
6 | История нашего края | Знакомство с историей Кузнецкой земли от древних времен до 16 века. Наш край в 17 – 21 веках. | Экскурсии:»Томскаяписаница», «Телеутскаяземлица». Изготовление кукол-оберегов. Создание буклета «История моего края». |
7 | Заповедники и заказники родного края | Знакомство с растительностью липовой рощи Кузбасса, горной тундры и альпийских лугов, находящихся под охраной. | Игра – путешествие «Заповедники и заказники Кемеровской области». Экскурсия «Заповедный край Томуса». Проект «Заповедные зоны родного края». Выпуск «Жалобной книги природы». |
8 | Чем занимаются люди земли Кузнецкой | Экскурсия «Мемориальный музей боевой и трудовой славы кузнецких металлургов». Оформление краеведческого уголка в классе «Вклад моей семьи в дела родного края». | |
9 | Передаем свои знания | Изготовление условных знаков, экологических памяток. Презентация результатов деятельности «Экологическая лаборатория» КВН «Эта хрупкая планета». |
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Введение в экологию. | 1 | 1 |
2 | Молчаливые соседи. | 1 | 2 |
3 | Пернатые друзья. | 1 | 1 |
4 | О чем шепчут деревья. | 1 | 1 |
5 | Загадки животного мира. | 1 | 2 |
6 | Секреты неживой природы. | 1 | 1 |
7 | Оранжерея на окне. | 1 | 3 |
8 | Человек – часть живой природы. | 2 | 2 |
9 | Охрана природы. | 1 | 2 |
10 | Досуговые мероприятия | 8 | |
Итого: | 10 | 23 |
2 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Общение с природой. Сезонные явления природы. | 2 | 5 |
2 | Солнце, воздух, вода…и растения. | 2 | 4 |
3 | Птицы нашего края. | 1 | 5 |
4 | Богатство родной природы в творчестве народа. | 1 | 4 |
5 | Что мы знаем о своем городе. | 1 | 3 |
6 | Откуда берется и куда девается мусор? | 1 | 3 |
7 | Досуговые мероприятия | 2 | |
Итого: | 8 | 26 |
3 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводный урок «Почему мы часто слышим слово «экология». | 1 | |
2 | Вода – источник жизни. | 1 | 6 |
3 | Воздух и его охрана. | 2 | 4 |
4 | Удивительный мир растений. | 1 | 6 |
5 | Загадочный мир животных. | 1 | 7 |
6 | Уголок хорошего настроения. | 5 | |
Итого: | 6 | 28 |
4 класс
№ п/п | Темы | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
1 | Мир глазами эколога. | 1 | 2 |
2 | Мы любим свой город. | 1 | 3 |
3 | История нашего края. | 2 | 3 |
4 | Птицам наша забота. | 1 | 3 |
5 | Охрана растений Кемеровской области. | 1 | 3 |
6 | Животные, которым грозит исчезновение. | 1 | 3 |
8 | Заповедники и заказники родного края. | 2 | 3 |
9 | Чем занимаются люди земли Кузнецкой. | 2 | |
10. | Передаём свои знания | 3 | |
Итого | 9 | 25 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...