Конкурсное движение как часть эколого-исследовательской деятельности школьников
методическая разработка по естествознанию на тему
Важным аспектом экологического образования является формирование навыков исследовательской деятельности. Участие в творческих экологических конкурсах, акциях, научно-практических конфернциях способствует развитию интеллектуальных способностей учащихся, формирует способность самотоятельно мыслить, добывать и применять знания, широко транслировать приобретенный опыт.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областной научно-методический семинар
«Методика организации работы по подготовке проектной, учебно-исследовательской деятельности учащихся
при изучении водных объектов Тамбовской области»
Конкурсное движение
как часть эколого-исследовательской деятельности школьников
Беленова И.И., директор
МБОУ ДОД Центра детского
и юношеского творчества
Староюрьевского района Тамбовской области
Предназначая только для одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий. Песталоцци |
Сегодня как никогда перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечение соответствующего воспитания и образования нового поколения. Основой как национального, так и мирового развития общества должна стать гармония человека и природы. Человечество подошло к порогу, за которым нужны и новая нравственность, и новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. Поэтому важным звеном современного образования в последние годы все в большей степени являются экологическое образование и воспитание. Главная задача состоит не только в том, чтобы сформировать определенный объем знаний по экологии, но и способствовать приобретению навыков научного анализа явлений природы, осмыслению взаимодействия общества и природы, осознанию значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
Ученическое исследование по экологии сочетает в себе использование теоретических знаний и эксперимента, требует умения моделировать, строить план исследования, осуществлять эксперимент, иметь навыки экологического картографирования, построения схем, диаграмм. При возникновении неожиданных результатов в эксперименте юный исследователь должен уметь подтвердить их в нескольких повторных экспериментах, добиваясь хорошей воспроизводимости полученных результатов, помня о том, что единичный результат не есть в действительности научный факт.
Экологическую исследовательскую деятельность учащихся можно рассматривать с двух взаимодополняющих точек зрения: как метод научного познания и как уровень личностного развития, до которого в идеале могут подняться многие виды учебного труда ребенка.
Основными видами экологической работы, в которых реализуется исследовательская деятельность, являются три основных:
-теоретические исследования (теоретико-исследовательская работа, которая направлена на изучение литературы, подготовку докладов, статей, тематических конференций по проблемам экологии);
-прикладные (экспериментальные задания и самостоятельные исследования по прикладной проблемной тематике, например, по изучению и описанию природных ресурсов родного края, изучение редких и исчезающих видов животных и растений, разработке экологических троп, изучение уровня загрязнения природных сред и т.д.);
-системные, комплексные исследования по единой программе ученического экологического мониторинга (коллективная экспериментальная работа, проводимая с целью оценки, изучения состояния и слежения за изменением природы своей местности, одновременно выполняющая образовательную и воспитательную функцию).
Если педагог в своей образовательной программе, по которой он работает, ставит цель - обучить ребенка методам, принципам, формам и способам научного исследования, основам профессионального знания и научного познания, дать возможность самореализоваться учащемуся через решение задач научного характера в его научной теме - то такая деятельность учащегося будет научно-исследовательской. При этом на выходе мы будем иметь научно-исследовательские работы с безусловной (или, наоборот, спорной) научной ценностью.
Однако главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в "большой" науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности - в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Эта стратегическая позиция, определенная Концепцией модернизации российского образования, заставляет педагога по-другому определять приоритеты образовательной деятельности и на первое место ставить личностное развитие учащихся.
Приобщение детей к исследованию начинается с мотивации. Прежде всего, исследовательская деятельность ученика должна быть направлена на достижение понятных школьнику целей, во-вторых, он сам должен почувствовать «вкус» к такой работе, решая понятные для него творческие задачи. Достичь необходимого уровня мотивации позволяет конкурсное экологическое движение школьников, предоставляющее широкие возможности формирования, развития и трансляции навыков самостоятельной познавательной деятельности. Современное экологическое конкурсное движение можно рассматривать в качестве стартовой площадки для социального позиционирования и развития личностных качеств ребенка и его эмоциональной сферы.
Участие в экологических исследовательских конкурсах, акциях, марафонах различного уровня способствует развитию интеллектуальных возможностей детей, формирует способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Каждый юный исследователь должен уметь: находить объект и предмет исследования; выдвигать цели исследования и гипотезу; моделировать план проведения эксперимента; определять границы применения экспериментальных данных; анализировать полученные результаты. Поднимаясь по ступеням своей интеллектуальной активности и самостоятельности, учащийся идет от восприятия и усвоения готовой информации - через воспроизведение полученных знаний и освоенных способов деятельности, через знакомство с образцами научного решения проблем - к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению на практике. Конкурсная конкуренция в экологических исследованиях стимулирует учащихся к постоянному интеллектуальному саморазвитию и самопознанию: чтобы тебя заметили, нужно предложить новую идею, использовать нестандартные методики, найти уникальные пути решения проблемы. Характер исследовательских работ по экологии отличаются от других видов исследовательской деятельности рядом особенностей:
1.Исследовательская работа по экологии чаще других имеет проблемный характер и поисковую направленность. Учащиеся в процессе эксперимента пытаются найти ключ к решению поставленной проблемы, аргументируя его полученными результатами или данными из литературных источников.
2. Высокая степень достоверности и объективности в экологическом эксперименте обеспечивается только за счет систематических, программных, комплексных исследований, что позволяет на основе большого банка данных делать взвешенные оценки, прогнозы, правильные выводы по состоянию изучаемого объекта.
3.Экологические исследования представляют собой сочетание теоретических знаний в области различных дисциплин, экологической культуры и практических действий.
Конкурсное движение в значительной степени влияет на формирование адекватной самооценки личности учащегося, являясь местом демонстрации достигнутых исследовательских результатов и оценки учебного труда ребенка. Главным стимулом здесь выступает получение призового места. В случае заниженной самооценки учащиеся не хотят участвовать в конкурсах. Ребята мало верят в свои силы. В этот момент педагогу важно создать творческую атмосферу, поддержать ребенка дать возможность поверить в свои силы. Учебное исследование становится реальным не тогда, когда нам вдруг захочется его вести, а тогда, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и учащихся. Завышенная самооценка также может стать препятствием для конкурсной деятельности учащегося, особенно в том случае, если его исследовательская работа оценивается ниже, чем он рассчитывал. Здесь важно воспитывать дружественное восприятие аудитории и членов жюри в качестве опытных советчиков и наставников, найти новые источники познавательной потребности, социального признания.
Постоянное участие в конкурсах формирует и совершенствует у учащихся навыки публичного выступления. Система ЕГЭ отучила современных детей разговаривать. Многие дети могут выдвинуть интересную гипотезу, подобрать методы для ее подтверждения, провести эксперимент, написать достойный экологический проект, но не в состоянии изложить суть исследования широкой аудитории. У них слабо развита правильная речь, научная терминология. Защита экологического проекта учит четко и ясно излагать свои мысли, отстаивать собственную точку зрения, оппонировать к противнику. У учащегося возникает творческая инициация, формируются универсальные умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем — в профессиональной деятельности и повседневной жизни.
Экологическое конкурсное движение развивает у учащихся навыки коммуникативного общения. Эффективно сотрудничая в разнообразных по составу и профилю группах, дети учатся быть открытыми для новых контактов и культурных связей.
Обучающиеся Центра принимают участие в областном и всероссийском экологическом конкурсном движении, предметных олимпиадах естественнонаучного цикла, проводимых высшими учебными заведениями Тамбовской области. По итогам данных олимпиад выпускники Центра были зачислены на первый курс института естествознания ТГУ им.Державина: 2008 год - 1 обучающийся, 2009 - 2 обучающихся, 2011 год - 2 обучающихся. Девять выпускников Центра в 2014 году стали студентами высших учебных заведений г.Мичуринска и Тамбова. В 2007 году обучающаяся творческого объединения «Экологический клуб «Терра» Центра детского и юношеского творчества Беленова С. стала лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента Российской Федерации. В 2011 году обучающийся «Терры» Галкин В. стал финалистом национального конкурса водных проектов старшеклассников «Вода и мир» в г.Москва.
Новое поколение должно владеть высоким уровнем экологических знаний, которые создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности. Эколого-исследовательская деятельность формирует у детей экологические убеждения, положительные ценностные ориентации по отношению к миру, в котором подрастающему поколению жить, экологически грамотного взаимодействуя с социоприродной средой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предназначая только для одного на миллион стать Ньютоном или Рафаэлем, природа вложила в миллионы людей, которые не являются гениями и не могут стать ими, большие, важные и нужные для всего человечества творческие задатки. Их развитие, несомненно, является целью нашего существования; существование их само по себе является важным и всеобщим культурным средством, которым обладает род человеческий. Песталоцци
Эколого-исследовательская деятельность учащихся: Способствует формированию экологического сознания как новой востребованной системы взаимоотношений человечества с природой; Создает возможности для развития эколого-ценностного отношения к природе и общественного экологического сознания ребенка; Считает приоритетной задачей развитие экологической культуры личности; Понимает процесс экологического образования не только как передачу знаний и технологий, но и как процесс развития ценностных ориентаций личности, формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.
Основные виды эколого-исследовательских работ:
Значение конкурсного экологического движения
Развитие интеллектуальных способностей детей Формирует способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия Обеспечивает переход от восприятия и усвоения готовой информации к овладению методами научного познания, к самостоятельному и творческому их применению на практике Стимулирует учащихся к постоянному саморазвитию и самопознанию
Особенности эколого-исследовательской деятельности учащихся
Формирование самооценки личности учащегося Формирование адекватной оценки творческих сил и возможностей Создание творческой атмосферы Поиск новых источников познавательной потребности, социального признания
Формирование навыков выступления перед аудиторией Формирование умения изложения мысли Отстаивание собственной точки зрения Общение с оппонентами Формирование универсальных умений разрешения возникающих проблем
Развитие коммуникативных навыков Формирование умения изложения мысли Отстаивание собственной точки зрения Общение с оппонентами Формирование универсальных умений разрешения возникающих проблем
Профессиональное самоопределение учащихся
Заключение Новое поколение должно владеть высоким уровнем экологических и природоохранных знаний, которые создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности Эколого-исследовательская деятельность формирует у детей экологические убеждения, положительные ценностные ориентации по отношению к миру, в котором подрастающему поколению жить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол «Эколого-исследовательская деятельность школьников»
В дни осенних каникул на базе музея заповедника «Ростовский» для руководителей экологических кружков и клубов был проведен круглый стол «Эколого-исследовательская деятельность школьнико...
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 1 (теория)
ФГОС второго поколения предполагает активное использование проектной деятельности школьников в учебном процессе. Презентация содержит теоретический материал по проектной технологии (...
Технология организации проектной деятельности школьников. Часть 2 (практика)
Вторая часть презентации содержит примеры конкретных учебных проектов для урока или внеклассного мероприятия по литературе...
"Конкурсное движение 2007-2014 год."
В этом документе можно увидеть, в каких конкурсах принимали участие мои ученики....
Внеурочная музыкально-воспитательная деятельность школьников как неотъемлемая часть социализации в процессе обучения
Выступление на педагогическом совете. Ребенок является частью общества, а, следовательно, его деятельность является одним из процессов социализации в процессе обучения. Тем самым возникает вопро...
Проект развития конкурсного движения учащихся как средства реализации идей профильной школы.
В проекте предлагаются общие и конкретные методы организации конкурсного движения учащихся....
Конкурсное движение как часть эколого-исследовательской деятельности школьников
Важным аспектом экологического образования является формирование навыков исследовательской деятельности. Участие в творческих экологических конкурсах, акциях...