Роль математических и естественнонаучных знаний в инженерно- техническом образовании.
материал по естествознанию на тему
Доклад на педагогический совет, посвященный некоторым аспектам Концепции математического образования в РФ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_nurimanov_d.r.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль математических и естественнонаучных знаний в инженерно- техническом образовании. (слайд 1)
Изучение всех предметов естественнонаучного цикла взаимосвязано с математикой. Математика дает учащимся логическое мышление, развитие интеллекта, аналитические способности, (слайд 2)которые необходимы в повседневной жизни человека и для изучения смежных дисциплин: физики, астрономии, химии, биологии, географии.
Основные взаимосвязи предметов естественно-математического цикла
Но почему математика? (слайд 3) Математика является универсальным языком естественных наук, это фундамент, на который опирается практически все науки. Любой вид информационной деятельности в XXI веке связан с фундаментальной математикой. Математика играет ключевую роль в любой проектной деятельности. Кратко остановимся на примерах взаимосвязи математики с другими предметами.
Взаимосвязь предметов естественного цикла и математики (слайд 4-8).
Класс | Предмет | Учебная тема | Математическое содержание |
8,9 | Физика | Равноускоренное движение | Линейная функция, производная функции |
7, 8,10 |
| Движение, взаимодействие тел. Электричество | Прямая и обратная пропорциональная зависимость |
9,10 |
| Механика | Векторы, метод координат, производная, функции (линейная и квадратичная). График функции |
11 |
| Оптика | Симметрия |
9,10 |
| Кинематика | Векторы, действия над векторами |
10,11 | Информатика | Алгоритм, программа | Уравнения, неравенства |
8,9 | Химия |
| Уравнения, проценты, график функции, построение и Изучение геометрических моделей |
10,11 | Биология |
| Числа ряда Фибоначчи, квадратные уравнения, пропорции. |
География |
| Среднее значение чисел, построение диаграмм, Определение значений углов, перевод масштаба. Масштаб, координаты на плоскости | |
11 | Астрономия |
| Парабола, гипербола, свойства эллипса. |
11 |
| Применение приемов приближенных вычислений при решении задач и проведении расчетов, оценивающих порядок величины; замена тригонометрических функций малых углов значениями самих углов в радианной мере; |
Можно сделать вывод, что математические науки оказывают значительную роль на формирование картины мира у обучающихся и неразрывно связаны с естественными науками.
В постоянно технологически меняющемся мире происходят открытия в различных областях наук. (слайд 9) Для того, чтобы успевать за этими изменениями, необходимо увидеть, какие приоритеты в образовании нужны сейчас и как воспитать и обучить инженера будущего. Атлас новых профессий, разработанный в Сколково, - повод задуматься о том, какое образование нужно детям в современном мире. Конечно, этот Атлас не является догмой, и профессии, описанные в нем, могут отличаться по названию, но не по сути. Перед вами несколько примеров профессий будущего: оператор БПЛА для разведки месторождений, (слайд10) конструктор новых металлов, проектировщик детской робототехники. (описание профессий на слайдах). В будущем профессии будут неразрывно связаны со знаниями из многих областей наук, и знания из одной области не будут достаточным условием для успеха и достижений.
(слайд 11) В частности, для лучшей мотивации к обучению в гимназии реализуется программа «Школьная лига РОСНАНО», ориентированная на развитие в школах естествознания, высоких технологий и инновационного предпринимательства. Гимназисты принимают активное участие в дистанционных конкурсах и проектах, проводимых Лигой: «Я живу в наномире», «Нанотехнологии будущего», «Наномир для чайников» и т.д.
(слайд 12) В рамках Дней наук и Летней школы Ивановой М.С., Кулешовой Н.Г., Матвеевой М.Ю., Нуримановым Д.Р., Шрот Л.А., Бакулиной И.А. проводятся такие мероприятия как «Нанокот в мешке», «Физический бой», «Перевёртыши».
Непременно нужно активизировать участие гимназистов в данной программе, так как площадки Лиги дают возможность попробовать обучающимся в качестве, к примеру, проектировщика, маркетолога, журналиста и т.д., встретиться с учёными и практиками.
В гимназии «Лаборатория Салахова» большинство выпускников неизменно выбирают техническую, инженерную специализацию в области высшего образования. Так, около 75 процентов выпускников последних трех лет физико-математического и химико-биологического профиля выбрали специальности, связанные с инженерным образованием.
Вместе с тем современный мир диктует другие требования к обучению. (слайд 12) Необходимо новое лабораторное и демонстрационное оборудование для качественного проведения лабораторных и практических работ. (слайд 13) В настоящее время становятся актуальными лабораторные комплексы для учебной и проектной деятельности, причем эти комплексы предназначены как и для одного учебного предмета, так и для нескольких. Можно сказать, что на этих комплексах можно достичь метапредметных результатов обучения.
Таким образом, для реализации концепции математического образования и развития инженерно-технического образования необходима не только мотивационная составляющая обучения, но и усовершенствованная материальная сторона обучения естественным наукам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДЕКАДА ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ. 2013г.
Анонс декады естественнонаучных знаний. 2012-2013 учебный год....
Сообщение на заседании методической комиссии математического и естественнонаучного цикла по теме: «Методические приёмы и технологии развития критического мышления учащихся на уроках»
Сообщение на засезании ПЦК...
Международное сравнительное мониторинговое исследование качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study)
Презентация об истории и особенностя проведения международного сравнительного исследования качества математического и естественнонаучного образования TIMSS (Trends in Mathematics and Scienc...
Математическое и естественнонаучное образование
Математическое и естественнонаучное образование...
Выступление на педагогическом совете "Итоги работы МО математического и естественнонаучного циклов"
Выступление на педагогическом совете "Итоги работы МО"...
Становление естественнонаучных знаний в эпоху Возрождения
Интеорированный урок Биологии и МХК...
Роль математических задач с практическим содержанием в формировании инженерной культуры обучающихся
На примере геометрической задачи с практическим содержание демонстрируется метод моделирования....