Необычные природные явления.
план-конспект занятия по естествознанию (8 класс) на тему

Виденеев Александр Михайлович

Краткое содержание занятия.

- познакомить учащихся с необычными природными явлениями;

- рассмотреть примеры необычных атмосферных явлений;

- продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой;

- развивать наглядно-образное логическое и абстрактное мышление, умение выделять существенные признаки, эмоциональное восприятие окружающего мира;

- воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon neobychnye_prirodnye_yavleniya.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

         ГБОУ Воскресенская коррекционная

общеобразовательная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Конспект занятия на тему:

« Необычные природные явления»

                                                                           Подготовил воспитатель:

                                                                         Александр Михайлович Виденеев

с. Воскресенское 2017г.

Тема: «Необычные природные явления».

Дидактические цели урока: 

- познакомить учащихся с необычными природными явлениями;

- рассмотреть примеры необычных атмосферных явлений;

- продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой;

- развивать наглядно-образное логическое и абстрактное мышление, умение выделять существенные признаки, эмоциональное восприятие окружающего мира;

- воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.

Задачи:

метапредметные:

- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;

- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность  и  деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач  и  успеха в  учебной   деятельности;

- коммуникативные: формировать умение работать в группах

Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные (самостоятельная), фронтальная

Методы обучения.

- по источнику знаний: словесные, практические;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.

По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного  управления   учебно-познавательной  деятельностью учащихся, методы опосредованного  управления  с помощью источников информации.

Средства обучения: учебник «Окружающий мир. 3 класс» (авт. О.Т. Поглазова); дневники наблюдений за погодой; рабочая тетрадь № 2; записи на доске; иллюстративный материал; энциклопедии; интернет; глиняный сосуд.

Планируемые результаты:

Метапредметные: учащиеся должны знать / понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях

Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.

Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент

Ноги на месте,

Локти у края, спина прямая.

II. Сообщение темы занятия.

  Сегодня мы попробуем с помощью  различных источников информации узнать о необычных природных явлениях и узнаем новое: как защитить себя, свою жизнь, уйти от опасности.

Тема нашего занятия «Необычные природные явления»

СЛАЙД №1

 - Что называется погодой? (состояние воздушных масс в определённом месте в определённое время)

- Какие природные явления происходят в природе? (появляются и исчезают облака, светит солнце, выпадают осадки, дуют ветры)

- Какие природные явления вы знаете?

- Как вы думаете, какие природные явления считаются необычными?

(радуга, гром, гроза, град, шторм, ледоход, смерч. )  

- А как вы понимаете слово «явление»?

- Где можно узнать точное толкование слова?  (в словаре)

Слайд №2.

Ученик читает в толковом словаре Ожегова толкование слова «явление».  

Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть.  Физическое явление, природное явление.

Слайд №3.    Необычные природные явления

Слайд №4.    Айсберг

Слайд №5.   Полярное сияние

Слайд №6.   Шторм.

Слайд №7.   Вулкан.

Слайд №8.   Молния.

Слайд №9.  Гейзеры

Слайд №10. Стихотворение .

Физминутка.

Скоро наступит лето.

- А какие опасные природные явления встречаются летом? (Гроза)

Вот об этом мы и поговорим

Слайд №11. Меры безопасности  во время грозы.

Слайд №2 В отличие от своих предков, мы то знаем, что гроза – это не наказание за грехи, а вполне привычное природное явление, и еще мы знаем, что бояться надо не грома, молнию. И хотя статистика говорит о редких случаях гибели, нельзя недооценивать эту опасность.  

Слайд №3 Самым опасным в этом отношении районом является сельская местность – 90% всех несчастных случаев происходят именно здесь

Слайд №4 Во время грозы запрещено

 Держаться вблизи металлоконструкций  труб и водоемов

       При движении прислоняться к скалам и отвесным стенам.

       Останавливаться на опушке леса.

       Идти и останавливаться вблизи водоемов.

Слайд №5

  • Прятаться под скальными навесами.
  • Находиться в мокрой одежде.
  • Укрываться возле одиноких деревьев (чаще других деревьев молния ударяет в дуб и лиственницу)
  • Если вы двигаетесь в автомобиле – необходимо остановиться.
  • Располагать  лагерь на выпуклых формах рельефа

Слайд №6   Если вы находитесь в здании

  • Необходимо отключить электроприборы.
  • Не стоять перед открытыми окнами
  • Не держать металлических предметов.
  • Закрыть окна и двери.

Слайд №7 Признаками повышенной опасности являются:

  •    Шевеление волос.
  • «Жужжание» металлических предметов.
  • Разряды на острых концах снаряжения.
  • Огни «святого Эльма» на мачтах судов.

Слайд №8 Следует помнить!

  •    Ветер не дает правильного представления о направлении движения грозы (грозы часто идут против ветра).
  • Непосредственно между началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление.

Слайд №9

  •   Расстояние до грозы можно определить по времени между вспышкой молнии раскатом грома (1с.-300-400метров                                 2с.- 600-800 метров                      3с. – 1000 метров).
  • Мокрая одежда и тело повышает опасность поражения молнией.
  • Песчаная и каменистая почва безопаснее глинистой.

Слайд №10  Где укрыться? 

  • В лесу  -предпочтительно укрываться среди невысоких деревьев.
  • В горах -  в 7-8 метрах от высокого «пальца» высотой 10-15 метров
  • На открытой местности – в сухой яме или канаве

Слайд №11 Всегда помни формулу безопасности

  • Предвидеть опасность!
  • По возможности избегать ее.
  • В случае опасности – действовать решительно!
  • Бороться до конца!

Слайд №12

  Пусть гроза для вас будет лишь интересным природным явлением!

VII. Итог занятия.

 О чем мы говорили на занятии? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях? Сможете ли вы использовать новые знания в жизни?

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.

Кроссворд "Природные явления" – Презентация слайды с кроссвордом.

Магма по жерлу рвётся наружу

Выход из кратера очень ей нужен

Если проход на поверхность ей дан,

Значит, проснулся грозный (вулкан)

В море буря, ураган,

Вновь бушует океан.

Если вдруг корабль застанет -

Разобьёт и вглубь затянет.

Что это? (шторм)

Нет ни сквера, ни аллеи,

А фонтаны тут и там.

Кто в фонтанах воду греет?

Воду греет в них вулкан. (гейзер)

Молоко над речкой плыло,

Ничего не видно было.

Растворилось молоко -

Стало видно далеко. (туман)

Летит птица-орёл,

Несёт в глазах огонь,

Огненные стрелы пускает,

Никто её не поймает. (молния)

Сад в июле припорошен

Белым крошевом горошин.

Все горошки изо льда.

Кто забросил их сюда? (град)

Наконец, река проснулась,

С боку на бок повернулась.

Затрещал, ломаясь, лёд.

Значит, скоро ………… (ледоход)

Хоть бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит.

Груши с веток  обивает,

Сосны с корнем вырывает,

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде. (ветер)

Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти. (радуга)

Наше занятие окончено, благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе  «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...

7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"

Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе  «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...

загадки природных явлений-космические явления

материал предназначен для уроков астрономии и географии, к5ак дополнительный материал....

Презентация интересные природные явления на Земле "Оптические явления"

В презентации собрана информация о интересных оптических явлениях, о их происхождении. Можно использовать на уроках физики и на внеурочных мероприятиях....

Презентация: "20 самых необычных природных явлений".

Формирование и углубление знаний и представлений о стихийных явлениях и стихийных бедствиях. Причины, вызывающие стихийные явления....

Защита проекта по географии "Необычные природные явления"

Защита проекта по географии "Необычные природные явления"...