Необычные природные явления.
план-конспект занятия по естествознанию (8 класс) на тему
Краткое содержание занятия.
- познакомить учащихся с необычными природными явлениями;
- рассмотреть примеры необычных атмосферных явлений;
- продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой;
- развивать наглядно-образное логическое и абстрактное мышление, умение выделять существенные признаки, эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neobychnye_prirodnye_yavleniya.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ Воскресенская коррекционная
общеобразовательная школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Конспект занятия на тему:
« Необычные природные явления»
Подготовил воспитатель:
Александр Михайлович Виденеев
с. Воскресенское 2017г.
Тема: «Необычные природные явления».
Дидактические цели урока:
- познакомить учащихся с необычными природными явлениями;
- рассмотреть примеры необычных атмосферных явлений;
- продолжить формирование навыка ведения дневника наблюдений за погодой;
- развивать наглядно-образное логическое и абстрактное мышление, умение выделять существенные признаки, эмоциональное восприятие окружающего мира;
- воспитывать умение видеть красоту окружающего мира.
Задачи:
метапредметные:
- познавательные: научить ориентироваться в материале учебника и находить по заданию учителя нужную информацию, формировать умение выделять основу для сравнения, проводить сравнение, выстраивать цепочку логических рассуждений; делать выводы; устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение о причинах возникновения необычных атмосферных явлений;
- личностные: способствовать развитию интереса к природным явлениям, формированию мотивационной основы учебной деятельности; расширять научные знания; научить адекватно оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей, выявлять причины неудач и успеха в учебной деятельности;
- коммуникативные: формировать умение работать в группах
Формы организации учебной деятельности: групповые, индивидуальные (самостоятельная), фронтальная
Методы обучения.
- по источнику знаний: словесные, практические;
- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;
- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.
По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.
По способу организации и осуществления познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические.
По степени педагогического управления со стороны учителя: методы непосредственного управления учебно-познавательной деятельностью учащихся, методы опосредованного управления с помощью источников информации.
Средства обучения: учебник «Окружающий мир. 3 класс» (авт. О.Т. Поглазова); дневники наблюдений за погодой; рабочая тетрадь № 2; записи на доске; иллюстративный материал; энциклопедии; интернет; глиняный сосуд.
Планируемые результаты:
Метапредметные: учащиеся должны знать / понимать и объяснять, как возникают необычные атмосферные явления: связанные с отражением солнечного света, с электричеством; сформировать универсальные учебные действия у учащихся; научить их понимать картину мира, основываясь на полученных знаниях
Коммуникативные: высказывать свою точку зрения, сотрудничать с товарищами в решении учебных задач.
Регулятивные: понимать, принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять самоконтроль и самооценку.
ХОД УРОКА
- Организационный момент
Ноги на месте,
Локти у края, спина прямая.
II. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы попробуем с помощью различных источников информации узнать о необычных природных явлениях и узнаем новое: как защитить себя, свою жизнь, уйти от опасности.
Тема нашего занятия «Необычные природные явления»
СЛАЙД №1
- Что называется погодой? (состояние воздушных масс в определённом месте в определённое время)
- Какие природные явления происходят в природе? (появляются и исчезают облака, светит солнце, выпадают осадки, дуют ветры)
- Какие природные явления вы знаете?
- Как вы думаете, какие природные явления считаются необычными?
(радуга, гром, гроза, град, шторм, ледоход, смерч. )
- А как вы понимаете слово «явление»?
- Где можно узнать точное толкование слова? (в словаре)
Слайд №2.
Ученик читает в толковом словаре Ожегова толкование слова «явление».
Всякое проявление чего-либо, что можно обнаружить, то есть увидеть. Физическое явление, природное явление.
Слайд №3. Необычные природные явления
Слайд №4. Айсберг
Слайд №5. Полярное сияние
Слайд №6. Шторм.
Слайд №7. Вулкан.
Слайд №8. Молния.
Слайд №9. Гейзеры
Слайд №10. Стихотворение .
Физминутка.
Скоро наступит лето.
- А какие опасные природные явления встречаются летом? (Гроза)
Вот об этом мы и поговорим
Слайд №11. Меры безопасности во время грозы.
Слайд №2 В отличие от своих предков, мы то знаем, что гроза – это не наказание за грехи, а вполне привычное природное явление, и еще мы знаем, что бояться надо не грома, молнию. И хотя статистика говорит о редких случаях гибели, нельзя недооценивать эту опасность.
Слайд №3 Самым опасным в этом отношении районом является сельская местность – 90% всех несчастных случаев происходят именно здесь
Слайд №4 Во время грозы запрещено
Держаться вблизи металлоконструкций труб и водоемов
При движении прислоняться к скалам и отвесным стенам.
Останавливаться на опушке леса.
Идти и останавливаться вблизи водоемов.
Слайд №5
- Прятаться под скальными навесами.
- Находиться в мокрой одежде.
- Укрываться возле одиноких деревьев (чаще других деревьев молния ударяет в дуб и лиственницу)
- Если вы двигаетесь в автомобиле – необходимо остановиться.
- Располагать лагерь на выпуклых формах рельефа
Слайд №6 Если вы находитесь в здании
- Необходимо отключить электроприборы.
- Не стоять перед открытыми окнами
- Не держать металлических предметов.
- Закрыть окна и двери.
Слайд №7 Признаками повышенной опасности являются:
- Шевеление волос.
- «Жужжание» металлических предметов.
- Разряды на острых концах снаряжения.
- Огни «святого Эльма» на мачтах судов.
Слайд №8 Следует помнить!
- Ветер не дает правильного представления о направлении движения грозы (грозы часто идут против ветра).
- Непосредственно между началом грозы обычно наступает безветрие или ветер меняет направление.
Слайд №9
- Расстояние до грозы можно определить по времени между вспышкой молнии раскатом грома (1с.-300-400метров 2с.- 600-800 метров 3с. – 1000 метров).
- Мокрая одежда и тело повышает опасность поражения молнией.
- Песчаная и каменистая почва безопаснее глинистой.
Слайд №10 Где укрыться?
- В лесу -предпочтительно укрываться среди невысоких деревьев.
- В горах - в 7-8 метрах от высокого «пальца» высотой 10-15 метров
- На открытой местности – в сухой яме или канаве
Слайд №11 Всегда помни формулу безопасности
- Предвидеть опасность!
- По возможности избегать ее.
- В случае опасности – действовать решительно!
- Бороться до конца!
Слайд №12
Пусть гроза для вас будет лишь интересным природным явлением!
VII. Итог занятия.
О чем мы говорили на занятии? Что запомнилось? Что нового вы узнали? Какое главное правило нужно соблюдать в чрезвычайных ситуациях? Сможете ли вы использовать новые знания в жизни?
А теперь проверим, как вы усвоили новый материал.
Кроссворд "Природные явления" – Презентация слайды с кроссвордом.
Магма по жерлу рвётся наружу
Выход из кратера очень ей нужен
Если проход на поверхность ей дан,
Значит, проснулся грозный (вулкан)
В море буря, ураган,
Вновь бушует океан.
Если вдруг корабль застанет -
Разобьёт и вглубь затянет.
Что это? (шторм)
Нет ни сквера, ни аллеи,
А фонтаны тут и там.
Кто в фонтанах воду греет?
Воду греет в них вулкан. (гейзер)
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко -
Стало видно далеко. (туман)
Летит птица-орёл,
Несёт в глазах огонь,
Огненные стрелы пускает,
Никто её не поймает. (молния)
Сад в июле припорошен
Белым крошевом горошин.
Все горошки изо льда.
Кто забросил их сюда? (град)
Наконец, река проснулась,
С боку на бок повернулась.
Затрещал, ломаясь, лёд.
Значит, скоро ………… (ледоход)
Хоть бескрылый, а летает,
Безголосый, а свистит.
Груши с веток обивает,
Сосны с корнем вырывает,
Так порою он сердит.
Только что он был везде,
Миг - и нет его нигде. (ветер)
Что за чудо-красота!
Расписные ворота
Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти. (радуга)
Наше занятие окончено, благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 2 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует второй урок ОБЖ в 7 классе «"Общая характеристика природных явлений"» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов о...
7 класс. Тема 1 "Общие понятия об опасных и ЧС природного характера". Урок 3 "Общая характеристика природных явлений"
Данная публикация иллюстрирует третий урок ОБЖ в 7 классе «Опасные и ЧС. Общие понятия и определения» (презентация) по программе «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов ...
загадки природных явлений-космические явления
материал предназначен для уроков астрономии и географии, к5ак дополнительный материал....
Контрольная работа по теме «Многообразие природных явлений», «Химические явления в живой и неживой природе»
котнтрольная работа...
Презентация интересные природные явления на Земле "Оптические явления"
В презентации собрана информация о интересных оптических явлениях, о их происхождении. Можно использовать на уроках физики и на внеурочных мероприятиях....
Презентация: "20 самых необычных природных явлений".
Формирование и углубление знаний и представлений о стихийных явлениях и стихийных бедствиях. Причины, вызывающие стихийные явления....
Защита проекта по географии "Необычные природные явления"
Защита проекта по географии "Необычные природные явления"...