Программа дополнительного образования кружка «Юный химик» - "Вода знакомая и неизвестная"
рабочая программа по естествознанию (8 класс) на тему
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых вопросов. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Вода - это подлинное чудо природы. Рассмотреть особые, уникальные свойства воды возможно только во внеурочной деятельности, на занятиях кружка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка "Вода знакомая и неизвестная" | 747 КБ |
Предварительный просмотр:
МУ ДО «Дом детского творчества р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
МОУ «СОШ №1 р.п.Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Региональный этап ХIII Всероссийского конкурса дополнительных общеобразовательных программ
«Вода знакомая и неизвестная»
Программа дополнительного образования
кружка «Юный химик»
Возраст обучающихся 12 – 14 лет
Срок реализации – 1 год
Автор - Задорова Ольга Владимировна
педагог дополнительного образования,
учитель химии высшей квалификационной
категории
Новые Бурасы
2017 г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 | |
Цели | 4 | |
Задачи | 4 | |
Методы и приемы работы | 4 | |
Виды занятий | 4 | |
Ожидаемые результаты | 5 | |
Формы организации итоговой аттестации | 5 | |
Содержание образовательной программы | 6 | |
Календарно-тематическое планирование | 10 | |
Литература | 14 | |
Интернет ресурсы | 14 | |
Приложения | 14 |
Пояснительная записка
Автором накоплен богатый материал, рассматривающий уникальное природное соединение - воду с разных сторон, разработан дистанционный курс «Химия 8 класс» (http://school.saratov-rcdo.ru/course/view.php?id=35#section-48 ), в который включены многие темы, предлагаемые данной программой, т.е. программа «Вода знакомая и неизвестная» предполагает возможность использования также и дистанционной формы обучения. Педагог имеет опыт работы с учащимися с ОВЗ в дистанционной форме, в течение 5 лет ведет преподавание химии, биологии и географии.
Срок реализации программы – 1 год, с учетом того, что целью изучения является поистине уникальное вещество – вода, которое является одновременно самым неизвестным; кроме того, программой предусматривается большое количество практических экспериментальных работ, подготовка и проведение театрализованных постановок, игровых мероприятий и т.д.
Программа разработана с учётом следующих нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. N 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Концепция развития дополнительного образования в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 № 1726-Р);
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);
Содержание программы направлено на расширение и углубление знаний по теме «Вода», на развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе; способствует проведению специализации в области защиты окружающей среды. Программа ориентирована на выбор естественно-научного, химико-биологического профилей обучения, обеспечивает возможность формирования у учащихся умений самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности в процессе изучения строения, состава и свойств воды, как уникального жизненно важного вещества.
Изучение курса способствует реализации общекультурного компонента содержания химического образования, так как предусматривает формирование целостного представления о мире и месте человека в нём.
Актуальность предлагаемой программы вызвана значимостью рассматриваемых вопросов. Повседневно используя воду, мы так привыкли к ней и считаем ее настолько обыденным явлением, что слово «вода» стали употреблять как синоним неинтересного и давно известного. В действительности она удивительна и необыкновенна. Вода - это подлинное чудо природы. Рассмотреть особые, уникальные свойства воды возможно только во внеурочной деятельности, на занятиях кружка.
Программа основывается на межпредметных связях химии, биологии, природоведения, естествознания, экологии, физики, географии, литературы и искусства. Привлечение дополнительной информации дает возможность сформировать понимание значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья, позволяет заинтересовать школьников практической химией; повысить их познавательную активность, расширить знания о глобальных проблемах, развивать аналитические способности.
Изучение строения и свойств воды можно и необходимо использовать для формирования универсальных учебных действий учащихся, для повышения эффективности знаний школьников о законах и явлениях природы, умения обобщать и систематизировать их.
Работа по данной программе дает возможности для творчества обучающихся, они сочиняют рассказы, сказки, стихи о воде, готовят рефераты, доклады, буклеты, занимаются проектной деятельностью. Учащиеся проводят исследования свойств воды, принимают участие в конкурсах, конференциях различного уровня.
Данная программа дает возможность руководителю кружка и обучающимся заниматься самостоятельной познавательной и практической деятельностью по вопросам исследования свойств воды, значения воды для человека, влияния качества воды на здоровье человека.
Цели:
- формирование познавательного интереса к химии, дисциплинам естественнонаучного цикла;
расширение и углубление знаний по теме «Вода»;
- развитие экологической культуры учащихся, ответственного отношения к природе;
- отработка практических умений и навыков.
Задачи:
Образовательные:
- совершенствовать навыки химического эксперимента;
- подготовить учащихся к практической деятельности;
- создать условия для совершенствования работы с компьютером, поиска необходимой информации, подготовки презентаций, защиты своих работ,
проектов.
Воспитательные:
- развить творческую активность, инициативу и самостоятельность учащихся;
- сформировать ответственное отношение к природе.
Развивающие:
- развивать познавательные интересы и творческие способности;
- формировать научную картину мира.
Методы и приемы работы:
- сенсорное восприятие (лекции, презентации, просмотр видеофильмов, СД);
- практические (лабораторные работы, эксперименты);
- коммуникативные (дискуссии, беседы, ролевые игры, совместная работа над проектами).
Виды занятий:
- Комплексные занятия – лекции с демонстрационным экспериментом, сообщения учащихся
- Практические занятия.
Проведение экспериментов помогает детям соединить получаемые знания в единую систему. Кроме образовательного предназначения интегрированные занятия служат способом активизации обучения и вызывают большой познавательный интерес.
- Занятия с применением электронных презентаций, подготовленных педагогом и учащимися
Использование электронных презентаций позволяет значительно повысить информативность и эффективность занятия при объяснении материала, способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала.
- Акции.
Важное значение имеет участие детей в природоохранной деятельности, например, такой, как очистка родников. Индивидуальные проявления детей в практической природоохранной деятельности – это показатель степени их экологической воспитанности и экологической культуры.
- Коллективные творческие работы.
Усиливают психологические связи между детьми, развивают их способность устанавливать и поддерживать контакты, сотрудничать. Создают условия для воспитания у детей терпимости, доброжелательности, развития творческих способностей.
- Праздники. День воды, КВН, интеллектуальные мероприятия и др.
- Обобщающие занятия - защита творческих работ, презентаций, проектов позволяющие проводить текущий и итоговый контроль уровня усвоения программы обучающимися и вносить необходимые коррективы в организацию учебного процесса.
Ожидаемые результаты
После изучения программы данного курса учащиеся должны научиться:
- Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач.
- Самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий в справочниках, словарях, таблицах, помещенных в учебных пособиях, в Интернет - источниках
- проводить опыты с помощью учителя и самостоятельно;
- работать в группах;
- проводить микроисследования, обрабатывать полученную информацию;
- писать рефераты, готовить презентации, в соответствии с требованиями.
Формы организации итоговой аттестации:
- Защита творческих работ и проектов.
- Интеллектуальная игра.
- Соревнование.
- Выступления в театрализованных мероприятиях.
- Представление результатов исследований.
- Подготовка моделей, поделок к выставкам.
- Зачет.
Учебно-тематический план
№ разделов | Название тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Вводное занятие | 1 | 1 | ||
Вода на Земле | 10 | 5 | 5 | |
Вода за пределами Земли | 1 | 1 | ||
Исторические факты, легенды и мифы | 5 | 1 | 4 | |
Состав воды | 14 | 5 | 9 | |
Свойства воды | 11 | 1 | 10 | |
Аномалии воды – «Почему лопнула бутылка?...» | 8 | 4 | 4 | |
Вода – растворитель | 2 | 2 | ||
Вода в литературе и искусстве | 8 | 4 | 4 | |
Значение воды. Вода на службе человека. | 6 | 2 | 4 | |
Очистка природной воды | 2 | 1 | 1 | |
Охрана водных ресурсов | 6 | 5 | 1 | |
Итого | 74 | 30 | 44 |
Содержание образовательной программы.
(1 год обучения - 74 часа)
Тема 1. Вводное занятие.
Знакомство с учащимися, анкетирование: (что привело тебя в кружок). Выборы совета, девиза, эмблемы кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места, обсуждение и корректировка плана работы кружка, предложенного учителем.
Правила техники безопасности нахождения в кабинете химии, проведения экспериментов, работы с нагревательными приборами, с электрическим током, с реактивами
Тема 2. Вода на Земле.
Вода - самая важная в природе жидкость. Вода на земном шаре. Водная оболочка Земли. Появление воды на Земле. Круговорот воды. Вода морей и океанов. Вода ледников, айсбергов.
Практическая работа: Круговорот воды.
Сообщения учащихся: Вода морей и океанов. Вода ледников, айсбергов.
Тема 3. Вода за пределами Земли.
Вода в Солнечной системе. Жидкая вода в Солнечной системе и предположения о существовании внеземной жизни.
Тема 4. Исторические факты, легенды и мифы
Тема 5. Состав воды.
Устойчивые изотопные разновидности воды. Вода - простейшее устойчивое соединение водорода с кислородом. Вода легкая и тяжелая, нулевая, радиоактивная вода. Структурированная вода. Строение молекул воды. Примеси природной воды.
Тема 6. Свойства воды.
«Самый важный минерал на Земле, без которого нет жизни». Вода - «жизненный» растворитель.
Практическая работа: Физические свойства воды.
Практическая работа: Химические свойства воды.
Взаимодействие воды с металлами и оксидами металлов. Взаимодействие воды с неметаллами. Гидролиз. Электролиз воды. Фотосинтез – важнейшая реакция на Земле.
Тема 7. Аномалии воды.
Аномалия поведения при охлаждении. Аномалия плотности. Аномалия теплоемкости. Поверхностное натяжение воды. Взаимодействие воды с фтором. Опыты Эмото Масару.
Вода в литературе и искусстве.
Вода – это жизнь. Литература – изображение и отражение жизни. Невозможно не то, что исследовать – перечислить все произведения, в которых присутствует, упоминается, сравнивается, олицетворяется вода во всех своих состояниях и проявлениях.
Вода-река - Вода для наших предков – необходимое условие существования. Селились по берегам рек, используя водные преграды для защиты от врага. И много веков назад, и сейчас плоды труда земледельца зависят от осадков, паводков. Первое упоминание в летописи о воде мы находим в "Поучении Владимира Мономаха": "Велика ведь бывает польза от учения книжного… Это ведь реки, напояющие вселенную, это источники мудрости…"
В литературе вода помогает представить смену времен года (особенно ярко в стихах Ф.И.Тютчева), силу природных явлений, вызывает философские размышления.
Вода в фольклоре.
Многие русские сказки начинает сказочный зачин: "На море – океане, на острове Буяне…"
Вода часто олицетворяет человеческое начало: матушка, водица, реченька, студеная, ключевая – это все вода.
Ей придаются сказочные, волшебные свойства. Герои в сказках выпивают водицы из лужи и перевоплощаются в животных, умываются ключевой водой и становятся еще краше, кидаются в чан с кипящей водой и молодеют. Вода помогает добрым героям, укрывая их от злых.
В сказках два вида воды: живая и мертвая. Без мертвой воды с одной живой не сможешь помочь ни Финисту Ясну Соколу, ни богатырям. Мертвая вода убирает раны, соединяет разрозненное, а живая только потом возвращает жизнь.
Очистка природной воды.
При несоответствии воды стандарту «Вода питьевая» возникает необходимость улучшения её качества. Способы и методы обработки воды на водопроводной станции, также, как и состав сооружений по водоочистке, зависят от свойств воды водоисточника. Под улучшением качества воды понимают комплекс мероприятий, направленных на осветление (устранение мутности воды), обесцвечивание (устранение цветности воды) и обеззараживание (освобождение воды от патогенных микроорганизмов).
В отдельных случаях прибегают к использованию специальных методов обработки воды: опреснению, умягчению, обезжелезиванию, фторированию.
В зависимости от степени и характера загрязнения применяют механические, химические и биологические методы очистки сточных вод. Механическими методами удаляют грубые дисперсные примеси с помощью решеток, сит, фильтров, отстойников, нефтеловушек. Этими методами удаляют нерастворимые примеси из бытовых стоков – до 60%, из промышленных – 95%. В настоящее время наибольшее распространение получили хлорирование, озонирование и облучение воды ультрафиолетовыми лучами.
Значение воды. Вода на службе человека.
Заселенная живыми организмами наружная оболочка нашей планеты – биосфера является вместилищем жизни на Земле. Её первоосновой, ее незаменимым компонентом является вода. Вода - это и строительный материал, который используется для создания всего живого, и среда, в которой протекают все жизненные процессы, и растворитель, выносящий из организма вредные для него вещества, и уникальный транспорт, снабжающий биологические структуры всем необходимым для нормального протекания в них сложнейших физико-химических процессов.
Водные растворы. Как приготовить раствор заданной концентрации?
Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации»
Проблема пресной воды.
Пресная вода – один из наиболее важных для человека природных ресурсов. Возобновление пресных водных ресурсов происходит благодаря всем известному круговороту воды.
В год с поверхности земли испаряется приблизительно 525 тыс. куб. м. воды, причем большую часть водяного пара, а именно 86%, нам дают океаны и моря. На суше испарение жидкости достигает до 1250 мм в год. Но стоит отметить, что половина образуется в результате выделения излишков влаги растениями, так называемой транспирации. Эта естественная природная дистилляция использует 20% солнечной энергии. Водяной пар в виде осадков выпадает на землю и вновь пополняет океаны, моря, ледники, поверхностные и подземные воды.
Пресные воды, как ни странно, составляют лишь 2% гидросферы. Они способны постоянно возобновляться, что является очень хорошим показателем. Скорость возобновления пресных вод определяет доступность ресурсов человеку. 85% таких вод сосредоточено, конечно же, в ледниках. Скорость водообмена в них достигает до 8000 лет, это меньше, чем в самом океане.
Что касается же поверхностных вод суши, то они могут обновляться быстрее раз в 500, чем океанские. А вот обновление речных вод происходит всего лишь за 10, максимум за12 суток. Воды рек имеют для человека наибольшее практическое значение.
Один из важнейших источников пресной воды для человека – реки. Но на сегодняшний день мы все чаще и чаще сталкиваемся с проблемой пресной воды. Многие реки в настоящее время транспортируют промышленные отходы, которые, к сожалению, попадают в океаны и моря. Использованная пресная вода возвращается человеком в реки в качестве сточных вод. Рост очистных сооружений сегодня отстает от нормы потребления воды. Но это не самое страшное, все еще впереди!
Использованную в промышленности воду невозможно очистить до конца. Большинство растворенных неорганических соединений и около 10% органических вредных веществ оседают в чистых сточных водах. Такую воду можно будет потреблять только после неоднократного смешивания с чистой природной водой, поэтому тут важно соотношение количества сточных, даже очищенных, и речных вод.
Проблема пресной воды заключается в следующем: это, прежде всего, ухудшение ее качества. Вода становится непригодной для употребления, то есть приготовления пищи и питья.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Часы | Форма работы | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
Вводное занятие. | ||||||
Правила техники безопасности нахождения в кабинете химии | 1 | Изучение инструкции по технике безопасности | 1 | 1 | ||
Вода на Земле | ||||||
Количество воды в природе. Образование воды | 1 | Лекция-презентация, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Откуда на Земле взялась вода? | 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Круговорот воды | 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Вода морей и океанов | 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Вода ледников, айсбергов | 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Искусственный дождь | 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
«Чудесные» дожди
| 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Как фактор окружающей среды | 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Влияние воды на формирование климата на планете Земля
| 1 | Презентации, сообщения учащихся, демонстрационный эксперимент | 1 | 1 | ||
Защита проектов «Вода на земле» | 1 | Защита проектов | 1 | 1 | ||
Вода за пределами Земли | ||||||
Вода в Солнечной системе. | 1 | Лекция-презентация, | 1 | 1 | ||
Исторические факты, легенды и мифы | ||||||
Водопровод Древнего Рима. Подготовка театрализованного представления | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Царь Дхатусена. Подготовка театрализованного представления | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Существуют ли русалки….. | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Вода и «Золотое сечение». Подготовка театрализованного представления | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Театрализованное представление «Всегда и везде человек нуждается в воде» | 1 | Театрализованное представление | 1 | 1 | ||
Состав воды | ||||||
Вода легкая и тяжелая, нулевая, радиоактивная вода | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Структурированная вода. | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Простая жидкость или сложное вещество. Строение молекул воды | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Примеси природной воды. Обнаружение примесей воды. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Практическая работа «Определение жесткости воды». | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Практическая работа «Анализ воды». | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Практическая работа «Выявление химических загрязнений в воде». | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Газированные напитки – «пить или не пить?» | 1 | Лекция, ученический эксперимент | 1 | 1 | ||
Продолжение эксперимента с газированной водой | 1 | Ученический эксперимент | 1 | 1 | ||
Минеральные воды. | 1 | Лекция, ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Живая вода | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
«Серебряная вода», «Святая вода» | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
День Воды – проведение мероприятий для начальной школы | 1 | Проведение мероприятий для начальной школы | 1 | 1 | ||
КВН – «Без воды и ни туды, и ни сюды» | 1 | КВН | 1 | 1 | ||
Свойства воды | ||||||
Физические свойства воды | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Исследование физических свойств воды. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Химические свойства воды. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Взаимодействие воды с металлами и оксидами металлов. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Взаимодействие воды с неметаллами и оксидами неметаллов. Вода — катализатор. Реакция алюминия с иодом. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Гидролиз. Исследование рН растворов солей. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Гидролиз бинарных соединений на примере карбидов | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Электролиз воды и водных растворов солей. | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | |||
Фотосинтез – важнейшая реакция на Земле. Опыты с растениями. | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Подготовка к проведению занимательных опытов с водой. | 1 | Ученический эксперимент | 1 | 1 | ||
Познавательно-развлекательное мероприятие «Вода – источник жизни» | 1 | Познавательно-развлекательное мероприятие. Эксперимент. | 1 | 1 | ||
Аномалии воды – «Почему лопнула бутылка?...» | ||||||
Просмотр научно-популярного фильма «Вода». | 1 | Просмотр фильма | 1 | 1 | ||
Почему вода –вода? Водородная связь. | 1 | Лекция-презентация. | 1 | 1 | ||
Почему лед не тонет? Аномалия поведения при охлаждении. Аномалия плотности. | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Почему у воды самая большая теплоемкость? Аномалия теплоемкости. | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Почему водомерки бегают? Поверхностное натяжение воды. | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Может ли вода гореть? (взаимодействие воды с фтором, виртуальный опыт) | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Обладает ли вода памятью? Опыты Эмото Масару. | 1 | Лекция-презентация. | 1 | 1 | ||
Интеллектуальная игра по химии: "Вода — самое удивительное вещество на Земле" | 1 | Проведение интеллектуальной игры | 1 | 1 | ||
Вода – растворитель | ||||||
Водные растворы. Как приготовить раствор заданной концентрации? | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Практическая работа «Приготовление растворов заданной концентрации» | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Вода в литературе и искусстве | ||||||
Стихи о воде | 1 | Подборка и представление материала. Личные работы учащихся. | 1 | 1 | ||
Пословицы и поговорки о воде | 1 | Подборка и представление материала. Личные работы учащихся. | 1 | 1 | ||
Вода в сказках | 1 | Лекция-презентация. Подборка и представление материала. Личные работы учащихся. | 1 | 1 | ||
Вода в живописи | 1 | Лекция-презентация. Подборка и представление материала. Личные работы учащихся. | 1 | 1 | ||
Фонтаны Петергофа | 1 | Лекция-презентация, обсуждение | 1 | 1 | ||
Вода в музыке | 1 | Лекция-презентация, обсуждение | 1 | 1 | ||
Образы воды в христианском искусстве | 1 | Лекция-презентация, обсуждение | 1 | 1 | ||
Просмотр фильма "Великая тайна воды" | 1 | Просмотр фильма | 1 | 1 | ||
Значение воды. Вода на службе человека. | ||||||
Вода, как основной компонент растительных и животных организмов | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Содержание и роль воды в организме человека. | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Физиологическое и гигиеническое значение воды | 1 | Лекция-презентация. Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Использование воды в быту, промышленности, производстве электроэнергии | 1 | Лекция-презентация. | 1 | 1 | ||
Использование воды, как эталона | 1 | Лекция-презентация. | 1 | 1 | ||
«Бал королевы Воды» - праздник для кружковцев. | 1 | Праздник для кружковцев. | 1 | 1 | ||
Очистка природной воды | ||||||
Обеззараживание | 1 | Лекция-презентация. | 1 | 1 | ||
Очистка воды | 1 | Ученический эксперимент. | 1 | 1 | ||
Охрана водных ресурсов | ||||||
Проблема пресной воды. | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Источники загрязнения воды. | 1 | Презентации, сообщения учащихся | 1 | 1 | ||
Федеральное законодательство и охрана водных ресурсов | 1 | Лекция-презентация. | 1 | 1 | ||
Зачет. «Так что же есть вода?.....» | 1 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Зачет. «И почему ее так ценят люди?....» | 1 | Подведение итогов | 1 | 1 | ||
Подведение итогов | 1 | Подведение итогов | 1 | 1 |
Литература для педагога:
- Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1995. – 96с., ил.
- Аликберова Л.Ю., Степин Б.Д. Занимательные задания и эффектные опыты по химии. М. Дрофа – 2008
- Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Сивкова Г.А., Сладков С.А. «Вода в нашей жизни» Учебно-методическое пособие к элективному курсу для 9 класса основной школы или 10–11 классов базового уровня средней школы
- Гаврусейко Н.П., Дебалтовская В.И. Химические викторины. Под ред. С.В. Маркевича и С.И. Маркевич. – Мн.: «Нар. Асвета», 1972. – 208 с. с илл.,
- Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. М. «Просвещение», 1986 г.
- Маленков Г.Г. Структура и динамика жидкой воды. Журнал структурной химии, 2006г., т.47, приложение, с.5-35.
- Масару Эмото. Послания воды (тайные коды кристаллов льда). - М.: София, 2005г.
- Николаев Л.А. Химия жизни. М, «Просвещение», 1986 г.
- Петрянов И.В. Самое необыкновенное вещество. М., «Педагогика», 1987 г.
- Сомин Л.Е. Увлекательная химия. Пособие для учителей. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1978. – 176 с. с ил.
- Химия. (Курсы по выбору в предпрофильной подготовке). – Саратов: ГОУ ДПО «СарИПКиПРО», 2006 г., – 52 с.
- Химия: проектная деятельность учащихся/ авт.-сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 184 с.
Литература для обучающихся:
- Андерсен Г.Х. «Капля воды»
- Белянин В. С., Романова Е. Н. Жизнь, молекула воды и золотая пропорция // Наука и жизнь, 2004, № 10. Естествознание. Под ред. Суравегиной И.Т. М. «Просвещение», 2000 г.
- Книга для чтения по неорганической химии. Кн. для учащихся. В 2 ч. Ч. 1/Сост.В.А. Крицман. – 3-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1993. – 192с., 8 л. Ил.
- Леенсон И.А. Удивительная химия. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 176 с. – (о чём умолчали учебники).
- Лисичкин Г.В., Бетанели В.И. Химики изобретают: Кн. для учащихся. – М.: Просвещение, 1990. – 112 с.: ил.
- Ольгин О.М. Опыты без взрывов. Изд. Второе, переработанное. – М.: Химия, 1986. – 192 с.
- Ольгин О.М. Чудеса на выбор, или Химические опыты для новичков: Научно-популярная лит-ра / Рис. Т. Коровиной и Е. Суматохина; фотогр. Л. Чистого. – М.: Дет. Лит., 1987. – 127 с., ил. – (Знай и умей).
Интернет ресурсы
- http://school.saratov-rcdo.ru/course/view.php?id=35#section-48
- http://vodamama.com/
- http://www.watermap.ru/articles/fizicheskie-svojstva-vody
- http://www.o8ode.ru/article/water/udivit/waterubnormal.htm
- http://www.rosinka.vrn.ru/aqua/aqua/lit.html
- file:///F:/%D0%9B%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D0%B4%D0%B8%D1%81%D0%BA%20(E)/%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%92%D0%BE%D0%B4%D0%B0%20%E2%80%94%20%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%20%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BE%D1%82%D1%8B%20%D0%B8%20%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования кружка "Юные знатоки природы"
Любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, пони...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Программа занятий дополнительного образования (кружка) «Юные филологи. Речеразвивающий аспект»
Языковое развитие современного школьника диктует потребность в условиях школьного обучения русскому языку сделать этот процесс не только нужным, необходимым, но и интересным. Общеизвестно, что однообр...
Рабочая дополнительная общеобразовательная программа дополнительного образования детей "Юный инспектор дорожного движения"
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, вн...
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования, кружка «Юный эколог »
Программа кружка «Юный эколог» предназначена для организации внеурочной деятельности по эколого-биологическому и естественно–научному направлению и соответствует основному общему образованию/Цел...
Контрольные занятия по программе дополнительного образования кружка «Школа юного музееведа»
В процессе занятий по музееведению учащиеся знакомятся с различными терминами, связанными с данной дисциплиной, с правилами проведения экскурсий и с концепцией организации работы школьного музея. Знач...
Образовательная программа дополнительного образования детей "Юный химик"
Пропедевтический курс предназначен для подготовки учащихся к изучению основного курса. Его появление отчасти вызвано тем, что согласно ФГОС, ученики начинают изучать проектные технологии уже в 5...