Клуб путешественников - внеурочная деятельность по ФГОС
календарно-тематическое планирование по естествознанию по теме
Данная программа предназначена для знакомства учеников начальной школы с предметами естественнонаучного цикла.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_nauki.doc | 182.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
Научно – познавательное направление
«Клуб путешественников».
Пояснительная записка
Введение.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время в связи с переходом на новые стандарты второго поколения происходит совершенствование внеурочной деятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
Программа педагогически целесообразна, так как способствует более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основными задачами воспитания на современном этапе развития нашего общества являются: формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.
Формы проведения занятий – экскурсии, игры, беседы-встречи, практические занятия, конкурсы, викторины, интегрированные занятия, копилка вопросов и ответов, презентации, практикумы.
Данная программа рассчитана на 4 года для детей младшего школьного возраста.
Цели программы:
- создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта,
- формирования принимаемой обществом системы ценностей,
- создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время,
- создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время,
- развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленной к жизнедеятельности в новых условиях, способной на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив.
Основные задачи:
- Организация общественно-полезной и досуговой деятельности учащихся.
- Включение учащихся в разностороннюю деятельность.
- Формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
- Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем.
- Воспитание трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности
и настойчивости в достижении результата.
- Развитие позитивного отношения к базовым общественным ценностям (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура).
- Создание условий для эффективной реализации основных целевых образовательных
программ различного уровня, реализуемых во внеурочное время.
- Совершенствование системы мониторинга эффективности воспитательной работы в школе.
- Углубление содержания, форм и методов занятости учащихся в свободное от учёбы время.
- Организация информационной поддержки учащихся.
- Совершенствование материально-технической базы организации досуга учащихся.
Обучающие задачи: развитие любознательности, познавательного интереса, включение в познавательную деятельность; приобретение новых знаний по окружающему миру, умений самостоятельно и с помощью взрослого работать с источниками информации, обрабатывать её; формирование навыков наблюдений, построения эксперимента, лабораторного опыта; развитие мотивации к исследовательской деятельности.
Воспитательные задачи: формирование у обучающихся социальной активности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.
Развивающие задачи: развитие деловых качеств, таких как целеустремленность, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность и формирование потребности в самопознании, саморазвитии.
Тематическое планирование занятий курса «Клуб Путешественников» для 1 класса
№ занятия | Тема занятия | Словарь | Содержание | Предполагаемый результат | Дата |
1 четверть 9 недель (18 часов) 1 раздел «Планета Земля» 5часов | |||||
1. | Планета Земля | Планета Ось Орбита | Знакомство с планетой Земля по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. | Иметь первоначальное представление о планете Земля. | |
2. | Форма Земли | Экватор Атмосфера | Рассказ учителя о форме планеты. Работа с моделью Земли глобусом. Лепка из пластилина макета Земли. | Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала. | |
3. | Строение Земли | Земная кора Мантия | Просмотр и обсуждение фильма из серии «Земля-планета» | Сформировать первичные представления о строении Земли | |
4. | Возникновение Земли | Знакомство с историей возникновения Земли. Работа с иллюстрационным материалом. | Представлять о картину возникновения планеты Земля. | ||
5. | Движение Земли | Материк Вращение | Рассказ учителя о движении планеты. Проведение совместного опыта с применением глобуса и настольной лампы. | Обращать внимание к ежедневным изменениям в небе, приобщить к наблюдениям. | |
2 раздел «Человек и Космос» 5часов | |||||
6. | Что значит слово «космос» | Космос Вселенная | Рассказ учителя о значении слова «космос» и о родственных ему словах | Знать лексическое значение слова «космос», уметь построить предложение с новыми словами. | |
7. | Телескоп | Устройства Приближение | Знакомство с прибором по иллюстрациям научно-популярных журналов и энциклопедий. Сбор устройства по частям муляжа. | Уметь составлять целое из частей. | |
8. | Поглядим на карту неба | Карта Размещение Полушарие | Первое знакомство с картой звездного неба, полушариями. | Иметь первоначальное представление о карте неба. Знать о разделении карты на полушария. | |
9. | Сказки о звездном небе | Созвездие | Чтение учителем сказки «Астрономия малышам». Беседа. | Поддержать интерес к изучению космоса, к науке астрономии. | |
10. | Кто живет на небе | Небесные тела | Знакомство с небесными телами с помощью снимков из космоса. | Иметь первоначальное представление о небесных телах. | |
3 раздел «Солнце и солнечная система» 5 часов | |||||
11. | Строение Солнца | Строение | Рассматривание фотоснимков Солнца из космоса. | Познакомить с природой звезд. | |
12. | Какого цвета Солнце | Цвет небесного светила. Рассматривание фотоснимков из космоса. | Сформировать первичные представления о законах физики. | ||
13. | Как измерить Солнце | Размер | Размер небесного светила. Моделирование из пластилина Солнца. | Уметь построить рассказ с использованием самодельной модели из подручного материала. | |
14. | Температура Солнца | Температура Солнечный ветер | Понятие температуры небесного тела. Почему Солнце и светит и греет. Свойства небесных тел. | Познакомить с природой света. | |
15. | Игра «Солнечные зайчики». | Отражение | Наблюдение за отражением света от зеркальной, стеклянной, металлической, пластиковой поверхности. | Способствовать развитию кругозора детей, совершенствования координации движений. | |
4 раздел «Каменный Век» 4 часа | |||||
16. | Когда появились люди | Орудие труда Раскопки | Рассказ учителя о происхождении людей. | Познакомить с историей происхождения людей. | |
17. | Когда был каменный век? | Палеолит Мезолит Неолит | Экскурс в историю. Знакомство с жизнью людей в каменном веке, работа с сюжетными картинками. | Познакомить с образом жизни людей каменного века; иметь представление о земледелии и скотоводстве тех лет. | |
18. | Просмотр фильма «Пещерный человек» | Просмотр фильма. Обсуждение. | Иметь представление о пещерном человеке; знать историю о древних людях. | ||
2 четверть 7 недель (14 часов) | |||||
19. | Театр-экспромт «Однажды в каменном веке…» | Разыгрывание театральной постановки с перевоплощением в пещерных людей. | Иметь возможность образно попасть в далёкий каменный век, почувствовать себя в роли пещерного человека, воспроизвести повадки и манеры древних людей. | ||
5 раздел «Рыцари и крепости» 4 часа | |||||
20. | Кто такие рыцари | Рыцари Клятва христианство Орден | Рассказ учителя с использованием наглядного материала о рыцарях средневековья. | Познакомить с рыцарями средневековья. | |
21. | Рыцарские доспехи | Кольчуга | Знакомство с рыцарскими доспехами. | Иметь представление о рыцарских доспехах. | |
22. | Рыцарские турниры | Меч Щит секира копье Лук и стрелы | Рассказ учителя о рыцарских турнирах. | Познакомить детей с рыцарскими турнирами, со способами их проведения. | |
23. | Игра «Рыцарский турнир» | Проведение «Рыцарского турнира», облачившись в доспехи, и взяв в руки меч. | Познакомить детей с рыцарскими турнирами, со способами их проведения. | ||
6 раздел «Пираты и морские разбойники» 4 часа | |||||
24. | Кто такие пираты | Флибустьеры | Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о морских разбойниках. | Познакомить с историей пиратов. | |
25. | Золотой век пиратства | Рассказ истории о золотом веке пиратства. | Узнать об истории золотого века пиратства. | ||
26. | Счастливая, но короткая жизнь | Знакомство с жизнью пиратов. | Иметь представление о счастливой, но короткой жизни пиратов. | ||
27. | Игра «Морские разбойники» | Веселая игра «Морские разбойники». Перевоплощение в пиратов. | Подвижная игра в морских разбойников. | ||
7 раздел «Подводный мир» 5 часов | |||||
28. 29. | Как выглядит дно Мирового океана | Рифы | Изучение дна Мирового океана. | Иметь представление о дне Мирового океана. | |
30. 31. | Жизнь под водой | Планктон Млекопитающие | Знакомство с живыми существами, обитающими в океане. | Познакомить с живыми существами, обитающими в океане. | |
32. | Почему море соленое | Залежи Испаряться | Исследование моря на предмет солености воды. | Знать причину солености воды в море. | |
3 четверть 10 недель (20 часов) 8 раздел «Как появились корабли» 2 часа | |||||
33. | Первые лодки | Плот Грести | Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о возникновении первых лодок. | Иметь представление о происхождении лодок. | |
34. | Пароходство | Курсировать Транспортировать Лайнер | Рассказ учителя, применяя наглядный материал, о паровых машинах в судоходстве. | Познакомить с историей пароходства. | |
9 раздел «Арктика и Антарктика» 4 часа | |||||
35. | Арктика – холодный край на севере | Северный полюс | Рассказ учителя о холодном крае на севере – Арктике. | Познакомить с холодным краем на севере, его обитателями. | |
36. | Антарктида – холодный край на юге | Южный полюс | Рассказ учителя о холодном крае на юге – Антарктике. | Познакомить с холодным краем на юге, его обитателями. | |
37. | Эксперимент «Изучаем Айсберг» | Айсберг пресная вода | Проведение эксперимента с замораживанием пресной воды, впоследствии с добавлением соли. | Познакомить с некоторыми свойствами воды. | |
38. | Просмотр фильма «Холодные края планеты» | Просмотр фильма «Холодные края планеты». Обсуждение. | Иметь наглядное представление о холодных краях планеты. | ||
10 раздел «Египет» 4 часа | |||||
39. | Когда жили древние египтяне | Рассказ учителя об истории возникновения египетского государства. | Знать историю возникновения египетского государства. | ||
40. | Времена фараонов | Фараон Статуя | Знакомство с жизнью египтян во времена фараонов; рассказ о великих фараонах. | Иметь представление о жизни египтян во времена фараонов, о великих фараонах. | |
41. | Для чего служили пирамиды | Пирамида Усыпальница саркофаг | Знакомство с пирамидами, с их предназначением, и тайнами. | Познакомить с пирамидами, с их предназначением, и тайнами. | |
42. | Мумии | Мумия гробница | Рассказ учителя, применяя демонстрационный материал, об изготовлении мумий. Игра в мумий. | Иметь представление о мумиях. | |
11 раздел «Джунгли» 4 часа | |||||
43. | Где находятся джунгли | Знакомство с месторасположением джунглей. | Познакомить с тропическими лесами. | ||
44. | Какие животные обитают в тропиках | Знакомство с животными, обитающими в тропиках. | Познакомить детей с тропическими животными, их образом жизни, повадками. | ||
45. | Что угрожает джунглям | Рассказ учителя о вырубке тропических лесов, о их выжигании. | Обсудить проблемы вырубки и выжигания тропического леса. | ||
46. | Почему важно сохранить джунгли | Объяснение пользы джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты. | Иметь представление о пользе джунглей для человечества, как главный производитель кислорода для нашей планеты. | ||
12 раздел «Пустыня и саванна» 4 часа | |||||
47. | Что такое пустыня | Зыбучие пески Мираж | Рассказ учителя о пустыне, используя иллюстрированный материал. | Иметь представление о пустыне. | |
48. | Какие животные обитают в пустыне | Знакомство с животными, обитающими в пустыне. | Познакомить с животными, обитающими в пустыне. | ||
49. | Что такое саванна | Саванна | Рассказ учителя о саванне, используя иллюстрированный материал. | Иметь представление о саванне. | |
50. | Какие животные обитают в саванне | Знакомство с животными, обитающими в саванне. | Познакомить с животными, обитающими в пустыне. | ||
13 раздел «Необитаемый остров» 4 часа | |||||
51. | Что такое необитаемый остров | Знакомство с общим представлением о необитаемом острове. Формирование общей картины дикого мира. | Иметь общее представление о необитаемом острове. Способствовать формированию общей картины дикого мира. | ||
52. | Как выжить на необитаемом острове | Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях. | Усвоение знаний о правилах поведения в экстремальных ситуациях. | ||
4 четверть 8 недель (16 часов) | |||||
53. 54. | Игра на выживание «Что делать, если ты оказался...» | Разыгрывание ситуаций, в которых нужно найти способ выживания. | Уметь ориентироваться в неизвестном месте; уметь ловко и мастерски выходить из любых ситуаций. | ||
14 раздел «История возникновения велосипеда» 2 часа | |||||
55. | Когда изобрели велосипед | Рассказ учителя об истории возникновения велосипеда, используя иллюстрированный материал. | Познакомить с историей возникновения велосипеда. | ||
56. | Самый экологический транспорт | Знакомство с видами велосипедов. Просмотр диафильма «первые велосипеды» | Иметь представление о разновидности велосипедов. | ||
15 раздел «История возникновения самолета» 2 часа | |||||
57. | Мечта человека о небе | Авиатор Фюзеляж Пропеллер | Знакомство с разными моделями самолетов по иллюстрациям. Рисование своих моделей. | Первоначальное представление о происхождении и о разновидностях самолетов. | |
58. | Реактивный двигатель | Топливо | Рассказ учителя о реактивном двигателе. Проведение опыта: «Реактивный двигатель у вас дома» | Представление о понятии реактивный двигатель, знание технологии работы самолета. | |
16 раздел «История возникновения железной дороги» 2 часа | |||||
59. | Первые железные дороги | Вагонетки Рельсы Шпалы | Рассказ учителя об истории возникновения железной дороги, используя иллюстрированный материал. | Первоначальное представление о железной дороге. | |
60. | Паровозы и современные поезда | Цилиндр Поршень Локомотив | Знакомство с видами современных поездов. Просмотр диафильма «Скоростные поезда» | Первоначальное знакомство с паровозом и современными поездами. | |
17 раздел «Лес» 2 часа | |||||
61. | Что такое лес | Лес Древесина Ярус | Лес. Три яруса леса, польза леса. Рассматривание фотоснимков с изображением леса. | Первоначальное представление о жизни леса. | |
62. | Круговорот жизни в лесу | Хвоя Обитатели | Беседа об лесных обитателях. Игра «Лесные жители». | Формирование первичных представлений о лесных законах существования. | |
18 раздел «Луг» 2 часа | |||||
63. | Как появился луг | Сорняк | Рассказ учителя о происхождении луга. Игра «Я живу на лугу». | Первоначальное представление о жизни луга. | |
64. | Кто живет на лугу | Опыление | Просмотр и обсуждение фильма: «Жизнь на лугу». | Формирование первичных представлений о луговых законах существования. | |
19 раздел «Мусор» 2 часа | |||||
65. | Что такое мусор | Утилизация | Беседа о происхождении мусора. Конкурс чистоты. | Привлечение внимания к отслужившим вещам. | |
66. | Бывает ли мусор полезным | Просмотр и обсуждение фильма: «Из старого - новое». Изготовление своего экспоната из мусора для выставки. | Воспитание бережного обращения с использованными вещами, умение дать таким вещам «вторую жизнь». | ||
Обобщение 2 часа | |||||
67. | Поле Чудес «Маленький путешественник» | Барабан Сектор Финал | Познавательная игра в угадывание слов с поощрительными призами. | Совершенствование навыков ориентирования в игровых моментах. Развитие памяти, внимания. | |
68. | Обобщение | Конкурс рисунков, беседа. | Обобщение и систематизация знаний об окружающем мире. |
Комплекс знаний, умений, навыков сформированных у учащихся в 1 классе.
- Умение строить и высказывать свою мысль, доказывать её.
- Умение сосредотачиваться, концентрировать внимание.
- Умение наблюдать и делать выводы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС.
Презентация на тему "Направления и формы внеурочной деятельности по ФГОС" ....
программа внеурочной деятельности по ФГОС
разделы и содержание программы внеурочной деятельности в начальной школе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС нового поколения «Я в школе»
рабочая программа по внеурочной деятельности по ФГОС нового поколения "Я в школе", для детей 7-11 лет, срок реалезации 4 года....
Программа внеурочной деятельности по ФГОС Звонкие голоса
Программа кружка с учащимися начальной школы...
Рабочие программы по ФГОС физическая культура, программа внеурочной деятельности по ФГОС 5-6 классы, план воспитательной работы 9 класс
Рабочие программы по физической культуре содержат следующий материал: пояснительную записку, цели и задачи обучения, воспитания и развития детей, УУД, тематическое планирование....