Рабочая программа "Живой мир"
рабочая программа по естествознанию на тему

Рабочая программа по курсу "Живой мир"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_zhivoy_mir_dlya_12_klassa.docx37.94 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса      Живой мир

в _12_ классе ТНМР

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Учитель высшей категории

Андреева Е.Ю.

Москва, 2015

Пояснительная записка

Предмет «Живой мир»  для  12 класса коррекционной школы рассматривается как интегрированный курс, призванный расширить компетентность учащихся об окружающем мире, формировать и развивать способность ориентироваться в нем.

Чем более понятен для школьника с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности окружающий мир, тем увереннее он себя чувствует, легче осваивается в окружающей его действительности. Цель  программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Содержание программы   сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Живой мир  как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся  с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.

Основная цель изучения предмета  «Живой мир»  в  коррекционной школе:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе;  методах познания живой природы. Формирование у учащихся умений ориентироваться  в окружающем мире.

Задачи: 

•овладение умениями применять  знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска;  проводить наблюдения за  состоянием собственного организма;

•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.

. Формирование основ гигиенической культуры

. Обучение определению потенциальной опасности предметов, ситуаций.

Содержание программы

Курс «Живой мир»» состоит из 4-х  разделов:  «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Основы экологии», «Человек и окружающая среда».

Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ  и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.

В  настоящей программе в раздел «Природа и человек»   включены практически значимые темы, такие, как «Уход за комнатными растениями», «Обработка почвы в саду и на учебно-опытном участке» и др.

Программа  включает расширенные  сведения о многообразии растений; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных  и аптечных растений.  Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов.  

Особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами: «Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию»  и др.

  В разделе «Человек и его здоровье» человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на  анализ жизненных функций важнейших групп  животных организмов (питание и пищеварение, дыхание,  выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.

В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Им необходимо прививать  практические умения  - измерить давление,  температуру, наложить повязку и т.п.

Разделы  «Основы экологии», «Человек и окружающая среда» включают в себя темы, изучающие связь живых организмов с окружающей средой. Знакомят учащихся с современными проблемами охраны природы, а также ролью природы в жизни человека. Дети должны знать правовые основы и правила охраны природы в интересах существующего и последующих поколений. Раздел  «Человек и окружающая среда» поможет учащимся изучить проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой и сохранения их  физического и душевного здоровья в загрязненной окружающей среде. Учащиеся узнают об опасности загрязнения воздуха в городах; загрязнения океанов, морей, рек и озер.   А так же о последствиях деятельности человека и вредных привычек.

Все эти связи образуют единую и очень сложную систему, которая называется жизнь на Земле.

    В результате изучения  курса учащиеся должны знать:

- общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов.

- О человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни.

-Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Результаты изучения  курса «Живой мир»  направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися  практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Учебно-тематический план

Природа и человек

Тема

Количество часов

1

Введение. Человек и растения.

1

2

Растения – живые организмы. Строение растений. Листья, плоды, семена: форма, цвет, величина.

1

3

Цветы лесной полосы. Растения, занесенные в Красную книгу.

1

4

Растения цветника: астра, бархатцы, георгин. Уход за ними: посадка, пересадка, поливка, прополка, рыхление почвы, рассаживание. Обработка почвы на пришкольном участке.

1

5

Комнатные растения: кактус, бальзамин, традесканция и другие (или по выбору). Уход за ними: поливка, рыхление почвы, протирание пыли на крупных листьях.

1

6

Растения огорода: огурец, помидор, лук, чеснок, картофель и др. (по выбору). Обработка овощей: мытье перед употреблением. Освоение умений: выбрать огурцы, собрать помидоры, почистить картофель, выкопать чеснок, лук.

1

7

Овощи, фрукты, ягоды в питании человека. Отбор съедобных культур, приготовление, употребление.

1

8

Растения поля: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие (по выбору). Рожь, пшеница – хлебные растения. Бережное отношение к хлебу.

9

Лекарственные растения: ромашка аптечная, календула, зверобой, подорожник. Их польза и применение.

1

10

Грибы. Съедобные и ядовитые. Умение отличать съедобные от ядовитых. Правила грибника. Правила безопасного поведения в природе.

1

11

Животные – живые организмы. Разнообразие животных: звери, птицы, рыбы, насекомые (выделить группы: на земле, в воде, в воздухе).

1

12

Животные и человек. Необходимые условия для жизни животных: вода, пища, воздух, тепло.

13

Животные домашние и дикие. Собака, кошка и др. (по выбору). Породы, место обитания, питание, уход. Корм для собаки, кошки. Чем нельзя кормить. Польза собак и кошек. Умение различать диких и домашних животных. Формирование доброжелательного и заботливого отношения к животным. Санитарно – гигиенические требования к их содержанию.

1

14

Сельскохозяйственные животные: корова, лошадь, свинья, куры, утки и др. (по выбору). Внешний вид, повадки. Забота человека, содержание и уход за ними. Ферма. Работники ферм.

1

15

Пчелы. Пасека. Пчеловодство. Использование человеком меда и других продуктов пчеловодства

1

16

Зоопарк. Соблюдение правил безопасного поведения в зоопарке. Заповедник. Ответственность людей за сохранение окружающей природы.

1

Человек и его здоровье

Тема

Количество часов

1

Люди. Возрастные периоды жизни людей. Учить соотносить эти периоды со своей жизнью. Умение идентифицировать себя.

1

2

Представление об организме человека. Индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста.

1

3

Осанка человека. Демонстрация скелета человека. Значение утренней гимнастики, движений для развития скелета и мышц.

1

4

Пищеварение. Важность пережевывания пищи. Значение слюны. Понимание потребностей своего организма: умение сигнализировать чувство голода, насыщения и перенасыщения.

1

5

Питание человека. Продукты питания растительного и животного происхождения. Правила поведения за столом. Культура приема пищи.

1

6

Значение зубов и уход за ними.

1

7

Пища полезная и не очень полезная. Приготовление и хранение пищи.  Предупреждение пищевых отравлений. Распознавание испорченных продуктов: по изменению запаха, по изменению цвета. Продукты, употребляемые в пищу в сыром виде; только в отварном или жареном виде.

1

8

Дыхание человека (сравнить с дыханием различных видов животного мира). Дыхательные движения: вдох, выдох. Простудные  заболевания и их профилактика.

1

9

Температура тела человека. Термометр медицинский, его назначение. Правила пользования термометром. Опасность использования ртутного термометра.

1

10

Сердце, кровь, пульс. Элементарные представления о работе сердца (послушать, как стучит сердце). Оказание доврачебной  помощи при порезах и ушибах. Измерение  артериального давления, температуры тела человека  (практическая работа).

1

11

Чистота – залог здоровья. Гигиена тела человека. Косметические средства ухода за телом человека. Правила ухода за волосами.

1

12

Влияние состояния природы на здоровье человека. Закаливание. Причины заболеваний. Предупреждение простудных заболеваний. Правила поведения во время болезней.

1

13

Азбука безопасности: не всем людям  можно доверять. Умение управлять собой в незнакомой ситуации (просить о помощи, обратиться к полицейскому). Поведение в доме  (обращение со спичками, газом, электроприборами)  - элементарные правила соблюдения безопасности.

1

14

Поведение в природе: учить остерегаться бродячих животных; не собирать, не рвать незнакомые растения, грибы. Предупредить об опасности купания в незнакомых водоемах.

1

Основы экологии

Тема

Количество часов

1

Введение. Экология – наука о том, как жить в собственном доме под названием планета Земля.

1

2

Тесная связь экологии  с неживой природой.

1

3

Главная задача науки экология – изучение процесса  выживания различных видов животного мира  в постоянно изменяющихся условиях на Земле.

2

4

Организм и среда. Экологические факторы зависимости от окружающей среды.

2

5

Основные среды жизни (водная среда, наземно – воздушная среда, почвенная среда).

2

6

Экологические связи человека (взаимосвязь человека и природы).

4

8

Современные проблемы охраны природы (роль природы в жизни человека; природные ресурсы).

2

9

Понятие атмосферы. Загрязнение  и охрана атмосферы (вулканы, лесные пожары, промышленные и транспортные выбросы).

2

10

Использование и охрана водных и почвенных ресурсов .

2

11

Охрана растительности и животных (вырубка лесов, Красная книга, заповедники).

2

12

 Экология и здоровье человека.

2

Человек и окружающая среда

Тема

Количество часов

1

Человек в ответе за природу.

1

2

Загрязнение воздуха в городах. Экологически е проблемы городского транспорта.

1

3

Воздух и здоровье человека. Вредное влияние курения на организм человека. Охрана воздуха.

1

4

Вода – основа жизни на Земле. Загрязнение водоемов (рек, озер, морей, океанов). Питьевая вода.

2

5

Экологический кроссворд на тему «Обитатели морей»

1

6

Уничтожение лесов. Лесные пожары – это бедствие.

1

7

Экологическое значение насекомых.

1

8

Ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями.

1

9

Шум и его влияние на организм человека. Акустический шум.

2

10

Пыль в квартире. Меры борьбы с пылью.

1

11

Как влияет излучение компьютера на здоровье человека. Правила безопасного пользования компьютером.

1

12

Вредные привычки и их последствия.

1

13

 Определение нормы питания.

1

14

Принципы экологически здорового образа жизни.

1

Оценка ЗУН учащихся

Оценка

% выполнения заданий

удовлетворительно

35 – 50%

хорошо

50 – 65%

очень хорошо

свыше 65%

По характеристике выполнения разнообразных заданий  определяем  4 группы учащихся.

1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно выполняют  предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.

2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.

3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным  ошибкам при выполнении  заданий.

4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальному плану, так как основное содержание программы  для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.

Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"

Рабочая программа учебной дисциплины является частью  основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС          по проф...

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...