Рабочая программа "Живой мир"
рабочая программа по естествознанию на тему
Рабочая программа по курсу "Живой мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zhivoy_mir_dlya_12_klassa.docx | 37.94 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса Живой мир
в _12_ классе ТНМР
Автор-составитель:
Учитель высшей категории
Андреева Е.Ю.
Москва, 2015
Пояснительная записка
Предмет «Живой мир» для 12 класса коррекционной школы рассматривается как интегрированный курс, призванный расширить компетентность учащихся об окружающем мире, формировать и развивать способность ориентироваться в нем.
Чем более понятен для школьника с тяжёлой формой интеллектуальной недостаточности окружающий мир, тем увереннее он себя чувствует, легче осваивается в окружающей его действительности. Цель программы – создать систему поэтапной педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе. Содержание программы сформировано на основе принципов: соответствия содержания образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения; структурного единства содержания образования на разных уровнях его формирования.
Живой мир как учебный предмет вносит существенный вклад в формирование у учащихся с интеллектуальными нарушениями системы знаний, как о живой природе, так и об окружающем мире в целом.
Основная цель изучения предмета «Живой мир» в коррекционной школе:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; методах познания живой природы. Формирование у учащихся умений ориентироваться в окружающем мире.
Задачи:
•овладение умениями применять знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
•воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
•применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек.
. Формирование основ гигиенической культуры
. Обучение определению потенциальной опасности предметов, ситуаций.
Содержание программы
Курс «Живой мир»» состоит из 4-х разделов: «Природа и человек», «Человек и его здоровье», «Основы экологии», «Человек и окружающая среда».
Данная программа предполагает ведение наблюдений, организацию практических работ и проведение экскурсий. Все это даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать мышление и речь.
В настоящей программе в раздел «Природа и человек» включены практически значимые темы, такие, как «Уход за комнатными растениями», «Обработка почвы в саду и на учебно-опытном участке» и др.
Программа включает расширенные сведения о многообразии растений; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных и аптечных растений. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов.
Особое внимание уделено изучению животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Этот раздел дополнен темами: «Сельскохозяйственные животные», «Кошки. Собаки. Породы. Уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию» и др.
В разделе «Человек и его здоровье» человек рассматривается как биосоциальное существо. Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на анализ жизненных функций важнейших групп животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, выделение, размножение). Это позволит учащимся с недостатками интеллекта воспринимать человека как часть живой природы.
В программу включены темы, связанные с сохранением здоровья человека. Учащиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают о мерах оказания доврачебной помощи. Им необходимо прививать практические умения - измерить давление, температуру, наложить повязку и т.п.
Разделы «Основы экологии», «Человек и окружающая среда» включают в себя темы, изучающие связь живых организмов с окружающей средой. Знакомят учащихся с современными проблемами охраны природы, а также ролью природы в жизни человека. Дети должны знать правовые основы и правила охраны природы в интересах существующего и последующих поколений. Раздел «Человек и окружающая среда» поможет учащимся изучить проблемы взаимоотношения людей с окружающей средой и сохранения их физического и душевного здоровья в загрязненной окружающей среде. Учащиеся узнают об опасности загрязнения воздуха в городах; загрязнения океанов, морей, рек и озер. А так же о последствиях деятельности человека и вредных привычек.
Все эти связи образуют единую и очень сложную систему, которая называется жизнь на Земле.
В результате изучения курса учащиеся должны знать:
- общие представления о разнообразии и жизнедеятельности растительных и животных организмов.
- О человеке как биосоциальном существе, как виде, живом организме, личности, об условиях его существования, о здоровом образе жизни.
-Учащиеся должны понять практическое значение знаний о человеке для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.
Результаты изучения курса «Живой мир» направлены на реализацию деятельностного, практико - и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Учебно-тематический план
Природа и человек
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Человек и растения. | 1 |
2 | Растения – живые организмы. Строение растений. Листья, плоды, семена: форма, цвет, величина. | 1 |
3 | Цветы лесной полосы. Растения, занесенные в Красную книгу. | 1 |
4 | Растения цветника: астра, бархатцы, георгин. Уход за ними: посадка, пересадка, поливка, прополка, рыхление почвы, рассаживание. Обработка почвы на пришкольном участке. | 1 |
5 | Комнатные растения: кактус, бальзамин, традесканция и другие (или по выбору). Уход за ними: поливка, рыхление почвы, протирание пыли на крупных листьях. | 1 |
6 | Растения огорода: огурец, помидор, лук, чеснок, картофель и др. (по выбору). Обработка овощей: мытье перед употреблением. Освоение умений: выбрать огурцы, собрать помидоры, почистить картофель, выкопать чеснок, лук. | 1 |
7 | Овощи, фрукты, ягоды в питании человека. Отбор съедобных культур, приготовление, употребление. | 1 |
8 | Растения поля: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие (по выбору). Рожь, пшеница – хлебные растения. Бережное отношение к хлебу. | |
9 | Лекарственные растения: ромашка аптечная, календула, зверобой, подорожник. Их польза и применение. | 1 |
10 | Грибы. Съедобные и ядовитые. Умение отличать съедобные от ядовитых. Правила грибника. Правила безопасного поведения в природе. | 1 |
11 | Животные – живые организмы. Разнообразие животных: звери, птицы, рыбы, насекомые (выделить группы: на земле, в воде, в воздухе). | 1 |
12 | Животные и человек. Необходимые условия для жизни животных: вода, пища, воздух, тепло. | |
13 | Животные домашние и дикие. Собака, кошка и др. (по выбору). Породы, место обитания, питание, уход. Корм для собаки, кошки. Чем нельзя кормить. Польза собак и кошек. Умение различать диких и домашних животных. Формирование доброжелательного и заботливого отношения к животным. Санитарно – гигиенические требования к их содержанию. | 1 |
14 | Сельскохозяйственные животные: корова, лошадь, свинья, куры, утки и др. (по выбору). Внешний вид, повадки. Забота человека, содержание и уход за ними. Ферма. Работники ферм. | 1 |
15 | Пчелы. Пасека. Пчеловодство. Использование человеком меда и других продуктов пчеловодства | 1 |
16 | Зоопарк. Соблюдение правил безопасного поведения в зоопарке. Заповедник. Ответственность людей за сохранение окружающей природы. | 1 |
Человек и его здоровье
№ | Тема | Количество часов |
1 | Люди. Возрастные периоды жизни людей. Учить соотносить эти периоды со своей жизнью. Умение идентифицировать себя. | 1 |
2 | Представление об организме человека. Индивидуальные особенности своей внешности, лица, роста, возраста. | 1 |
3 | Осанка человека. Демонстрация скелета человека. Значение утренней гимнастики, движений для развития скелета и мышц. | 1 |
4 | Пищеварение. Важность пережевывания пищи. Значение слюны. Понимание потребностей своего организма: умение сигнализировать чувство голода, насыщения и перенасыщения. | 1 |
5 | Питание человека. Продукты питания растительного и животного происхождения. Правила поведения за столом. Культура приема пищи. | 1 |
6 | Значение зубов и уход за ними. | 1 |
7 | Пища полезная и не очень полезная. Приготовление и хранение пищи. Предупреждение пищевых отравлений. Распознавание испорченных продуктов: по изменению запаха, по изменению цвета. Продукты, употребляемые в пищу в сыром виде; только в отварном или жареном виде. | 1 |
8 | Дыхание человека (сравнить с дыханием различных видов животного мира). Дыхательные движения: вдох, выдох. Простудные заболевания и их профилактика. | 1 |
9 | Температура тела человека. Термометр медицинский, его назначение. Правила пользования термометром. Опасность использования ртутного термометра. | 1 |
10 | Сердце, кровь, пульс. Элементарные представления о работе сердца (послушать, как стучит сердце). Оказание доврачебной помощи при порезах и ушибах. Измерение артериального давления, температуры тела человека (практическая работа). | 1 |
11 | Чистота – залог здоровья. Гигиена тела человека. Косметические средства ухода за телом человека. Правила ухода за волосами. | 1 |
12 | Влияние состояния природы на здоровье человека. Закаливание. Причины заболеваний. Предупреждение простудных заболеваний. Правила поведения во время болезней. | 1 |
13 | Азбука безопасности: не всем людям можно доверять. Умение управлять собой в незнакомой ситуации (просить о помощи, обратиться к полицейскому). Поведение в доме (обращение со спичками, газом, электроприборами) - элементарные правила соблюдения безопасности. | 1 |
14 | Поведение в природе: учить остерегаться бродячих животных; не собирать, не рвать незнакомые растения, грибы. Предупредить об опасности купания в незнакомых водоемах. | 1 |
Основы экологии
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение. Экология – наука о том, как жить в собственном доме под названием планета Земля. | 1 |
2 | Тесная связь экологии с неживой природой. | 1 |
3 | Главная задача науки экология – изучение процесса выживания различных видов животного мира в постоянно изменяющихся условиях на Земле. | 2 |
4 | Организм и среда. Экологические факторы зависимости от окружающей среды. | 2 |
5 | Основные среды жизни (водная среда, наземно – воздушная среда, почвенная среда). | 2 |
6 | Экологические связи человека (взаимосвязь человека и природы). | 4 |
8 | Современные проблемы охраны природы (роль природы в жизни человека; природные ресурсы). | 2 |
9 | Понятие атмосферы. Загрязнение и охрана атмосферы (вулканы, лесные пожары, промышленные и транспортные выбросы). | 2 |
10 | Использование и охрана водных и почвенных ресурсов . | 2 |
11 | Охрана растительности и животных (вырубка лесов, Красная книга, заповедники). | 2 |
12 | Экология и здоровье человека. | 2 |
Человек и окружающая среда
№ | Тема | Количество часов |
1 | Человек в ответе за природу. | 1 |
2 | Загрязнение воздуха в городах. Экологически е проблемы городского транспорта. | 1 |
3 | Воздух и здоровье человека. Вредное влияние курения на организм человека. Охрана воздуха. | 1 |
4 | Вода – основа жизни на Земле. Загрязнение водоемов (рек, озер, морей, океанов). Питьевая вода. | 2 |
5 | Экологический кроссворд на тему «Обитатели морей» | 1 |
6 | Уничтожение лесов. Лесные пожары – это бедствие. | 1 |
7 | Экологическое значение насекомых. | 1 |
8 | Ядохимикаты для борьбы с вредителями и болезнями. | 1 |
9 | Шум и его влияние на организм человека. Акустический шум. | 2 |
10 | Пыль в квартире. Меры борьбы с пылью. | 1 |
11 | Как влияет излучение компьютера на здоровье человека. Правила безопасного пользования компьютером. | 1 |
12 | Вредные привычки и их последствия. | 1 |
13 | Определение нормы питания. | 1 |
14 | Принципы экологически здорового образа жизни. | 1 |
Оценка ЗУН учащихся
Оценка | % выполнения заданий |
удовлетворительно | 35 – 50% |
хорошо | 50 – 65% |
очень хорошо | свыше 65% |
По характеристике выполнения разнообразных заданий определяем 4 группы учащихся.
1 группа (10-15%) - дети, которые в целом правильно выполняют предъявляемые им задания, наиболее активны и самостоятельны в усвоении программного материала.
2 группа (25-30%) – дети, которым характерен замедленный темп усвоения учебного материала. Они успешнее реализуют знания в конкретно заданных условиях, так как самостоятельный анализ и планирование своей деятельности у них затруднены, хотя с основными требованиями программы они справляются.
3 группа (35-40%) – учащиеся, отличающиеся пассивностью, инертностью психических процессов, нарушением внимания, что приводит к различным ошибкам при выполнении заданий.
4 группа (10-15%) – дети, которые занимаются по индивидуальному плану, так как основное содержание программы для них недоступно. Обучать таких детей необходимо с целью их социальной поддержки.
Соответственно названным группам, около 45% учащихся способны освоить базовый уровень знаний, 35% - минимально необходимый (сниженный) уровень, а 20% учащихся могут быть оценены лишь по результатам индивидуальных достижений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Техническое оснащение и организация рабочего места"
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по проф...
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...