Физика 7 - 9 в системе опорных сигналов. Учебное пособие для учителей и учащихся
методическая разработка по естествознанию (7 класс) на тему
Автор, развивая идеи Шаталова В. Ф., долгие годы разрабатывал систему опорных сигналов, пытаясь связать в единое целое школьный курс физики с 7 по 9 класс.
Преимущества использования данного метода вижу в следующем:
1. По каждой теме осуществляется четкий контроль знаний для каждого ученика в течение всего учебного года, отрицательная оценка допускается только в исключительных случаях.
2. Конспект позволяет сосредоточить внимание ученика только на самом главном в этой теме, без чего не обойтись при дальнейшем изучении, что несколько сокращает время на изложение теоретического материала и увеличивает число часов на решение задач и отработку практических навыков.
3. Время, увеличенное для решения задач, позволяет не только более качественно отработать практические навыки учащихся, но и именно здесь организовать индивидуальную работу, особенно с более талантливыми учениками.
4. Длительная, более чем двадцатилетняя работа над совершенствованием конспектов, позволила создать интересные логические цепочки, что способствует увеличению интереса к предмету, лучшего понимания единства физических процессов в природе, их внутреннюю логику.
5. Данный метод не мешает совершенствовать урок, использовать различные формы проведения занятий, вводить современные инновационные приёмы и способы обучения, применять технологии с использованием компьютера, очень хорошо сочетается с возможностями применения интерактивной доски и т. д.
6. Применение системы опорных сигналов, по мнению автора, будет просто необходимым при введении ФГОС второго поколения и переходе от классно - урочной системы преподавания к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской.
Организационно уроки проходят традиционным способом, но в ходе изучения нового материала, постановки эксперимента, разбора вопросов, закрепления изученного, учитель на доске, поэтапно, записывает краткий конспект - основное содержание изучаемой темы. В подготовленных классах это можно делать с помощью учеников. В конце урока каждый ученик 7 – 9 класса получает заранее отпечатанный текст на стандартном листе с дополнительными пояснениями. В данном учебнике такой конспект предлагается вначале каждой темы. Следующий урок начинается с написания этого конспекта по памяти на отдельном листке (5 – 10 мин. урока). Оценки «4» и «5» выставляются в журнал. Оценка «3» - по желанию ученика, а «2» в обязательном порядке должны быть доработаны и пересданы на последующих уроках или дополнительном занятии. После нескольких уроков учащиеся успешно адаптируются к данной системе преподавания, особенно когда уловят внутреннюю логику конспектов.
Настоящая книга задумывалась как пособие по курсу физики основного общего образования с применением системы опорных сигналов, опираясь на учебники Перышкина А.В. (7 – 9 класс), учитывая Федеральные Государственные образовательные Стандарты нового поколения - базовый уровень. Система опорных сигналов может быть с успехом применена и в специализированных физико-математических классах, так как может быть доработана под индивидуальные особенности преподавателя, класса и отдельного ученика.
Автор широко использует материал из учебных пособий для средней школы многих авторов, заботясь не столько об оригинальности, сколько об особенностях его методического изложения в свете поставленной задачи. После каждой темы даны ссылки в виде домашнего задания по учебникам:
1. Перышкин А.В. 7 класс. Дрофа 2001г
2. Перышкин А.В. 8 класс. Дрофа 2002г
3. Перышкин А.В. Гутник Е. М. 9 класс. Дрофа 2003г
Данное пособие будет полезно учителям и учащимся средней школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchebnik_7_-_9_f4_pechat.docx | 2.11 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебное пособие по информатике для учащихся 3-7 классов
В данном пособии собран теоретический и практический материал для учащихся 3-7 классов....
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО УМЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ОПОРНЫХ СИГНАЛОВ-КОНСПЕКТОВ.АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК.
Говорение на иностранном языке, особенно в монологической форме, представляет большую трудность для учащихся.Обучение с помощыо метода опорных сигналов открывает большие возможности в развитии речи уч...
«Математическая мозаика» Учебно – методическое пособие для учителей и учащихся. Составитель: Чернова Е.М., учитель математики МКОУ КГ №1
Курс алгебры и геометрии 7 класса – важное звено математического образования и развития школьников. На этом этапе формируется понятие переменной, совершенствуются и обогащаются умения геом...
Пособие для учителей и учащихся 10-11 классов для подготовки к сочинению (задание 27 ЕГЭ по русскому языку)
Данное пособие поможет учащимся подготовиться к написанию сочинения на ЕГЭ по русскому языку. В нём содержится несколько разделов: критерии написания, план, клише, возможные варианты вступления и закл...
«Основы трудоустройства, антикоррупционное воспитание» Учебное пособие для преподавателей и учащихся профессиональных образовательных учреждений
Учебное пособие посвящено вопросам контроля качества учебного процесса. В нем представлены практические задания на основе теоретических тем Рабочей программы вариативной дисциплины ОП. 15 «Основ...
Система опорных сигналов
Методическая разработка системы опорных сигналов,которые систематизирован по типам и видам. Может быть использована при составлении опорных схем и кнспеков на уроках истории...
Учебное пособие по биологии для учащихся 10-11 классов (студентов 1 курса) ТЕОРИЯ ПО ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ+ ТЕМАТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ
Пособие предназначено в основном для студентов, длительное время отсутствующих на уроках из-за сборов, соревнований или по болезни для самостоятельной подготовки и допуска экзаменационной сессии...