Сценарий классного часа
классный час по естествознанию (10 класс) на тему

Шаферова Наталья Николаевна

Цель: Сохранение и развитие российских традиций уважительного отношения к семье, родине, истории России

Задачи:

1.Обеспечить в ходе урока знакомство с понятием – малая родина

2.На материале мастеров слова, поэтов и прозаиков, продолжить нравственное воспитание

3.Развивать познавательный интерес  посредством организации дискуссий, воздействующих на эмоциональную сферу личности обучающегося

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_malaya_rodina.doc307 КБ

Предварительный просмотр:


Цель: Сохранение и развитие российских традиций уважительного отношения к семье, родине, истории России

Задачи:

1.Обеспечить в ходе урока знакомство с понятием – малая родина

2.На материале мастеров слова, поэтов и прозаиков, продолжить нравственное воспитание

3.Развивать познавательный интерес  посредством организации дискуссий, воздействующих на эмоциональную сферу личности обучающегося

Структура:

1.Организационный момент

2.Мотивация

3. Основная часть

4. Рефлексия

5. Итог

Структура проведения классного часа:

  1. Организационный момент (взаимное приветствие)
  1.  Сообщение темы и цели классного часа

2. Мотивация - вступительное слово

Слова песни: «С чего начинается Родина»

С чего начинается Родина
С картинки в твоем букваре
С хороших и верных товарищей
Живущих в соседнем дворе
А может она начинается
С той песни что пела нам мать
С того что в любых испытаниях
У нас никому не отнять
С чего начинается
Родина
С заветной скамьи у ворот
С той самой березки что во поле
Под ветром склоняясь растет
А может она начинается
С весенней запевки скворца
И с этой дороги проселочной
Которой не видно конца
С чего начинается
Родина
С окошек горящих вдали
Со старой отцовской буденовки
Что где-то в шкафу мы нашли
А может она начинается
Со стука вагонных колес
И с клятвы которую в юности
Ты ей в своем сердце принес
С чего начинается
Родина...

  1. Основная часть (Организация восприятия и осмысления информации)

Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством (Родня)

Ученикам задаются следующие вопросы:

- Как вы думаете, что такое малая Родина?

- Когда слово «Родина» пишется с большой буквы?

- Когда слово «родина» пишется с маленькой буквы?

Учитель, выслушав ответы обучающихся  проводит обобщение.

- Наша страна Россия очень красива и богата.. Все это наша Родина.

- Что каждый из вас считает своей малой родиной? Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.

Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; березку у родного порога; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место, где тебя всегда ждут, понимают и любят - семья, дом с этого начинается малая родина. 

 «Тихая моя родина!» - так обращался к Отчизне Николай Рубцов:

Тихая моя родина!

Ивы, река, соловьи...

Мать моя здесь похоронена

В детские годы мои…

Школа моя деревянная!..

Время придет уезжать -

Речка за мною туманная

Будет бежать и бежать.

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть,

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

Вот так образно поэт говорит о самой смертной связи с малой родиной, память о которой живет в человеческом сердце до глубокой старости.

Замечательным мастером слова, непревзойденным стилистом Евгения Ивановича Носова создала его малая родина. И голос Мастера слышен из Курска на всю Россию.

Е. И. Носов родился 15 января 1925 года в селе Толмачево, что раскинулось на берегу реки Сейм, вблизи Курска. Впечатления раннего детства - природа, народные обычаи, самобытная речь сельчан, особенно бабушки Варвары Ионовны, - память Носова сохранила на всю жизнь.

Страницы его книг благоухают лесом и степью, парным молоком, цветочным лугом, духовитым хлебом. А от соприкосновения с его удивительно добрым и искренним творчеством возникает убеждение о нерасторжимой близости человека и природы, желание уберечь дивную по красоте природу Курщины, сохранить самый малый златоглавый одуванчик у дороги, оградить родничок.

Учитель знакомит обучающихся с новеллой Е. И. Носова "Малая родина" (см. приложение)

Интересный штрих к образу талантливого писателя: его пейзажи, нарисованные словом, словно перед глазами дорогие сердцу картины курской земли. Это дает возможность читателю сопереживать те чувства, которые человек испытывает от дорогих ему воспоминаний, связанных с малой родиной.

Уважение к людям, жившим до нас, - признак нравственной культуры нации. Строки А. С. Пушкина, которые подтверждают эту мысль:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

Животворящая святыня!

Земля была б без них мертва...

В сборнике  «Ах, как сладко звучит эта малая родина» поэтессы Любови Николаевны Гороховой  все стихи объединены они темой Родины. А начинается с любви к своей Отчизне с отчего дома, с матери:

Здесь детство сплело
изумрудные сети.
И нет лучше этого
места на свете.
Земля здесь, и воздух,
и солнце иные.
Песчинки, тропинки
и стены родные.
Здесь всё согревала
любовь мамы Насти.
Она родила нас
на радость, на счастье.

В «Письмах о добром и прекрасном» Д.С. Лихачев писал, что «воспитание любви к родному краю, к родной природе, к родному селу» начинается в детстве, на просторах малой родины. «Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к ее истории, ее прошлому и настоящему». 

  1. Рефлексия: - Обучающимся предлагается высказаться личную позицию по вопросам сохранения российских традиций уважительного отношения к семье, Родине, её истории и многонациональному содружеству народов.
  2. Итог: – Наш классный час подошёл к концу.

Россия, Родина, малая родина - такие до боли родные слова. Жизнь разбрасывает людей во многие уголки Земли. Но где бы мы ни были, ваш родной край всегда будет для нас тем светлым огоньком, который будет своим ярким светом звать нас в родные края. Историю своей страны и своего рода должен знать любой уважающий себя человек, любой гражданин России. Испытывай гордость за людей, прославляющих твою страну.

Гордись тем, что ты - гражданин великой многонациональной России!


Приложение

Малая родина

Вот пишут: малая родина... Что же это такое? Где ее границы? Откуда и докуда она простирается? По-моему, малая родина — это окоем нашего детства. Иными словами, то, что способно объять мальчишеское око. И что жаждет вместить в себя чистая, распахнутая душа. Где эта душа впервые удивилась, обрадовалась и возликовала от нахлынувшего восторга. И где впервые огорчилась, разгневалась или пережила свое первое потрясение.
Тихая деревенская улица, пахнущий пряниками и кожаной обувью тесный магазинчик, машинный двор за околицей, куда заманчиво пробраться, тайком посидеть в кабине еще не остывшего трактора, потрогать рычаги и кнопки, блаженно повздыхать запах наработавшегося мотора; туманное таинство сбегающего под гору колхозного сада, в сумерках которого предостерегающе постукивает деревянная колотушка, гремит тяжелой цепью рыжий репьистый пес. За садом — змеистые зигзаги старых, почти изгладившихся траншей, поросших терновником и лещиной, которые, однако, и поныне заставляют примолкнуть, говорить вполголоса... И вдруг, снова воротясь к прежнему, шумно, наперегонки умчаться в зовущий простор луга с блестками озерков и полузаросших стариц, где, раздевшись донага и взбаламутив воду, майкой начерпать в этом черном киселе чумазых карасей пополам с пиявками и плавунцами. И вот наконец речушка, петлявая, увертливая, не терпящая открытых мест и норовящая улизнуть в лозняки, в корявую и петлючую неразбериху. И если не жалеть рубах и штанов, то можно продраться к старой мельнице с давно разбитой плотиной и обвалившейся кровлей, где сквозь обветшалые мостки и в пустые проемы буйно бьет вольный кипрей. Здесь тоже не принято говорить громко: 210 ходит молва, будто и теперь еще в омуте обретается мельничный водяной, ветхий, обомшелый, и будто бы кто-то слыхал, как он кряхтел и отдувался в кустах, тужась столкнуть в омут теперь уже никому не нужный жернов. Как же не пробраться туда и не посмотреть, страшась и озираясь, лежит ли тот камень или уже нет его... За рекой — соседняя деревня, и забредать за реку не полагается: это уже иной, запредельный мир. Там обитают свои вихрастые окоемщики, на глаза которых поодиночке лучше не попадаться... Вот, собственно, и вся мальчишеская вселенная. Но и того невеликого обиталища хватает с лихвой, чтобы за день, пока не падет солнце, набегаться, наоткрывать и на-впечатляться до того предела, когда уже за ужином безвольно начнет клониться опаленная солнцем и вытрепанная ветром буйная молодецкая головушка, и мать подхватывает и несет исцарапанное, пахнущее рогозом и подмаренником, отрешенное, обмякшее чадо к постели, как с поля боя уносит павшего сестра милосердия. И видится ему сон, будто взбирается он на самое высокое дерево, с обмирающим сердцем добирается до вершинных ветвей, опасно и жутко раскачиваемых ветром, чтобы посмотреть: а что же там дальше, где он еще не бывал? И вдруг что-то ломко хрустит, и он с остановившимся дыханием кубарем рушится вниз. Но, как бывает только во снах, в самый последний момент как-то так удачно расставляет руки, подобно крыльям, ветер упруго подхватывает его, и вот уже летит, летит, плавно и завораживающе набирая высоту и замирая от неописуемого восторга. Малая родина — это то, что на всю жизнь одаривает нас крыльями вдохновения.

Носов Е.И. / Малая родина


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа в форме театрализованного утренника «Пушкинские дороги»

А.С.Пушкин. Он приходит к нам в раннем детстве. Трудно найти человека,который не знал бы замечательные произведения этого великого поэта.  Прошло много лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему н...

Сценарий классного часа "Любовь, как высшее человеческое чувство"

Данный классный час является завершающим этапом работы по теме "Взаимоотношения полов" в 10 классе. Ему предшествовали следующие мероприятия: 1. Урок ОБЖ "Инфекционные заболевания, передающиеся полов...

Сценарий классного часа "Мы за здоровый образ жизни"

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья т.к. это – основное усл...

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный"

Сценарий классного часа на конкурс "Самый классный классный" на тему: "Заходите до нашей хаты"...

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные» 6а класс Классный руководитель: Оганян Н.А.

Сценарий классного часа к 8 Марта «Наши девочки – самые прекрасные»6А классКлассный руководитель: Оганян Н.А.Цель: прививать уважение к девочкам.Оформление: цветы; шары; праздничные плакаты и рисунки,...

Работа классного руководителя. Сценарий родительского собрания "У каждого ребенка должна быть семья".Сценарий классного часа и тетрализованного представления "Сказка ложь, да в ней намёк..." (5 класс).

Родительское собрание "У каждого ребёнка должна быть семья"  о гармонизации детско-родительских отношений.Сценарий классного часа "Сказка ложь, да в ней намек..." о развитии общечеловеческих ценн...

МБОУ «Средняя школа № 72 г. Ульяновска с углублённым изучением отдельных предметов» Сценарий классного часа «Толерантность и мы» Подготовили классные руководители Духленкова Н. И. и Коснова Л. Н.

Цели:познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.Задачи:да...