Рабочая программа по природоведению для 5 класса
рабочая программа по естествознанию (5 класс) на тему
Рабочая программа для 5 класса к учебнику "Естествознание. Введение в естественные наууки" Э.Л.Введенского, А.А.Плешакова. Содержит поянительную записку, календарно-тематическое и учебно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodovedenie_5.docx | 42.81 КБ |
Предварительный просмотр:
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА «ПРИОРИТЕТ»
Рассмотрено на заседании МО учителей естественных наук Протокол № 1от «_27_» _08_ 2014 г. | Согласовано Зам. директора по УВР О.А.Пугина _________ «_28_» __08__ 2014 г. | Утверждаю Директор АНО СОШ «ПРИОРИТЕТ» Е.В.Петрухина ______________ «_29_» __08__ 2014 г. |
Календарно-тематическое планирование
по ПРИРОДОВЕДЕНИЮ
(введение в естественные науки)
для учащихся __5__ класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель: Кузьмина Юлия Вячеславовна
Годовое количество часов: 70 Количество часов в неделю: 2
Плановое количество: практических работ: 0
Программа Э.Л. Введенский. Естествознание. Введение в естественные науки: 5 класс: программа. Москва.
ООО «Русское слово – учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа)
Учебник Э.Л. Введенский, А.А.Плешаков: Естествознание. Введение в естественные науки 5 класс.
Рабочая программа для 5 класса к учебнику «Естествознание. Введение в естественные науки» Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков
Пояснительная записка
Рабочая программа по естествознанию для 5 класса составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования и Базисным учебным планом (2 часа в неделю) с использованием учебно-методического комплекта:
· Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Природоведение: введение в естественные науки: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений / Э.Л. Введенский, А.А. Плешаков. - М.: ООО «ТИД « Русское слово – РС», 2009.
· Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс (рабочая тетрадь).
– М.; Дрофа, 2011.
· Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение, 5 класс: Альбом – задачник. – М.; Дрофа, 2010.
• Атлас. Естествознание. Введение в естественно-научные предметы. 5 класс/ Н.И.Сонин. – М.; Дрофа, 2013.
· Елькина А.М., Старцев П.Е. Биологические лабиринты; дидактический материал к учебнику А.А.Плешакова «Природоведение». – М.; Дрофа, 2002.
· Плешаков А.А. «Проверочные работы по природоведению» Издательство АСТ Пресс школа", 2001.
· Электронное приложение к учебнику Плешакова А.А., Сонина Н.И. Природоведение, 5 класс.
Рабочая программа включает систематическое изложение курса «Естествознание. Введение в естественные науки. 5 класс» и продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным значением, возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, а также наличием опорных знаний и умений, сформированных у детей на начальной ступени образования. Курс естествознания в 5 классе достаточно стабилен, с него начинается изучение естественных дисциплин в школе.
Цели и задачи курса:
· систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека; пропедевтика основ естественно-научных знаний;
· формирование представлений о методах научного познания природы;
· овладение начальными исследовательскими умениями, связанными с выполнением учебного исследования (наблюдения, опыты и измерения) и описанием их результатов;
· развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;
· воспитание ответственного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
· применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи;
· формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку;
· введение учащихся 5 класса в мир общих биологических понятий через установление общих признаков, с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания.
Личностными результатами изучения естествознания являются:
- развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости охраны окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни.
Метапредметными результатами изучения естествознания в основной школе являются:
- овладение способами самоорганизации учебной деятельности;
- освоение приемов исследовательской деятельности;
- формирование приемов работы с информацией, представленной в различной форме;
- развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Предметными результатами изучения естествознания являются:
В познавательной сфере
Расширение и систематизация знаний о многообразии объектов и явлений природы; формирование представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под действием человека; освоение базовых знаний, необходимых для дальнейшего изучения естественных наук; формирование элементарных исследовательских умений; применение полученных знаний для решения практических задач, для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения в природной и социоприродной среде, при оказании простейших видов первой медицинской помощи.
В ценностно-ориентационной сфере
Формирование представлений о естествознании как одном из важнейших способов познания человеком окружающего мира, как важнейшем элементе культурного опыта человечества.
В сфере трудовой деятельности
Формирование навыков ухода за комнатными растениями и растениями на пришкольном участке, за домашними питомцами.
В эстетической сфере
Приводить примеры, дополняющие научные данные образами, взятыми из произведений литературы и искусства.
В сфере физической деятельности
Расширение представлений о здоровом образе жизни, овладение простейшими приемами контроля своего физического состояния.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование темы, раздела | Общее количество часов | Срок прохождения |
1. | Введение | 2 | сентябрь |
2. | Мир астрономии | 12 | сентябрь-октябрь |
3. | Мир физики | 13 | октябрь-декабрь |
4. | Мир химии | 12 | декабрь-февраль |
5. | Мир биологии | 16 | февраль-апрель |
6. | Мир географии | 11 | апрель-май |
7. | Единство наук о природе | 1 | май |
8. | Заключение | 1 | май |
9. | Резерв | 2 | май |
Итого | 70 |
Содержание курса
Тема 1. Введение (2 ч.)
Науки о природе. Методы изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдении, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Тема 2. Мир астрономии (12 ч.)
Рождение астрономии. Астрономия в древности и в Средние века. Рождение новой астрономии. Методы астрономических исследований. Солнечная система. Малые тела Солнечной системы. Мир звезд. Время и календарь. Живые организмы в космосе. Практическое значение астрономии.
Основные понятия: астрономия; Вселенная; небесные тела: звезды, планеты, астероиды, кометы, метеорные тела; Солнце; Солнечная система; планеты Солнечной системы: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун; спутники; солнечные и лунные затмения; созвездия; календарь: лунный, солнечный, григорианский; космические явления.
Персоналии: Аристотель, Пифагор, Аристарх Самосский, Птолемей, Бируни, Омар Хайям, Улугбек, Николай Коперник, Джордано Бруно, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон, Галилео Галилей, К.Э.Циолковский, Ю.А.Гагарин, С.П.Королев, М.В.Ломоносов.
Тема 3. Мир физики (13 ч.)
Что такое физика. Молекулы и атомы. Движение тел. Энергия. Электричество. Приключения с магнитом. Звук. Свет. Физика и практика. Физика и охрана окружающей среды.
Основные понятия: физика; физические явления: механические, тепловые, электрические, звуковые, световые; молекулы; атомы; электроны; сила тяжести; сила трения; энергия: механическая, электрическая, атомная; электрический ток; электрическая цепь; магнитное поле; магнитные линии; инфразвук; ультразвук; спектр; электронные устройства; радиоактивные вещества; радиоактивное загрязнение.
Персоналии: Исаак Ньютон, Альберт Эйнштейн.
Тема 4. Мир химии (12 ч.)
Истоки химии. Химические знания в Средние века. Начало современной химии. Многообразие веществ. Смеси и чистые вещества. Основные способы разделения смесей. Химический элемент. Простые и сложные вещества. Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества. Химические явления. Химия в наши дни.
Основные понятия: химия; алхимия; чистые вещества и смеси; способы разделения смесей: выпаривание, отстаивание, фильтрование, дистилляция; химический элемент; простые и сложные вещества; металлы и неметаллы; химические явления.
Персоналии: Цай Лунь, Педаний Диоскорид, Гай Плиний Старший, Парацельс, Георг Агрикола, Ванноччо Бирингуччо, Роберт Бойль, М.В.Ломоносов, Антуан Лавуазье.
Тема 5. Мир биологии (16ч.)
Что такое биология. Из истории биологии. Экскурсия в мир клеток. Как классифицируют организмы. Живые царства. Жизнь продолжается. Жизнь начинается. Почему дети похожи на родителей. Нужны все на свете. Как животные общаются между собой. Биология и практика. Биологи защищают природу. Биология и здоровье. Живые организмы и наша безопасность.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые растения и животные.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, В.И.Вернадский.
Тема 6. Мир географии (11 ч.)
Истоки географии. Страницы Великих географических открытий. Русские путешественники и их открытия. Методы географических открытий. Строение Земли. Путешествие по Мировому океану. Путешествие по материкам.
Основные понятия: география; строение Земли: ядро, мантия, земная кора; оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера; Мировой океан; природа материков планеты; значение географических знаний для развития промышленности, сельского хозяйства и защиты природы.
Персоналии: Геродот, Пифей, Бартоломеу Диаш, Васко да Гама, Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Афанасий Никитин, Семен Дежнев, Витус Беринг, Алексей Чириков, Джеймс Кук, Фаддей Беллинсгаузен, Михаил Лазарев.
Тема 7. Единство наук о природе (1ч.)
Природа едина. Понятия, объединяющие естественные науки в одно целое. Общие методы исследования (наблюдение, эксперимент, опыт, измерение).
Тема 8. Заключение (1 ч.)
Повторение. Задания на лето. Наблюдение в природе.
Требования у уровню подготовки обучающихся по данной программе
Знать:
· основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
· современную классификацию живой природы;
· основные характеристики царств живой природы;
· клеточное строение живых организмов и их основные свойства;
· строение и состав оболочек планеты;
· разнообразие природных явлений: физических, химических, географических и биологических;
· причины смены времен года и времени суток;
· приспособления организмов к обитанию в различных средах;
· правила поведения в природе;
· какое влияние оказывает человек на природу, примеры положительного и отрицательного воздействия.
Уметь:
· работать с различными типами справочных изданий; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
· использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;
· проводить наблюдения и описания природных объектов и явлений;
· составлять план простейшего исследования;
· распознавать простые и сложные вещества;
· собирать простейшие электрические цепи;
· показывать на географических картах и называть материки и океаны планеты;
· сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
· давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
· составлять схемы взаимосвязи и взаимодействия природных компонентов;
· использовать простейшие приемы оценки экологического состояния воды, воздуха и почвы;
· распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.
Методические пособия для учителя:
- Программа курса. «Естествознание. Введение в естественные науки». 5 класс/авт.-сост. Э.Л.Введенский. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – (ФГОС. Инновационная школа).
- Иванова Т.В., Калинова Г.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: методическое пособие к учебнику А.А.Плешакова и Н.И.Сонина. - М.: Дрофа, 2003.
- Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2010.
- Вахрушев А.А. и др. Природоведение. («Земля и люди»). 5 класс. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.
- Родыгина О.А., Вахрушев А.А., Смоктунович Т.Л. Проверочные и контрольные работы по природоведению к учебнику «Земля и люди», 5 класс. – М.: Баласс, 2011.
Дополнительная литература:
1. Мифы Древней Греции / Пересказ Г.Петникова. – М.: Эксмо, 2004.
- Библия для детей. – Свердловск: Издательство «Зеркало», 1990.
- Путешественники и первопроходцы России: справочник / составитель В.В.Шевченко. – М.: Новый учебник, 2010.
- Баландин Р.К. Всемирная история. 500 библиографий: Знаменитые правители, полководцы, народные герои, мыслители, естествоиспытатели, политики, изобретатели и путешественники… всех времен и народов. – М.: Современник, 1998.
- История открытий: энциклопедия / Перевод с англ. А.М.Голова. – М.: «РОСМЭН», 1996.
- Еськов К.Ю. Природоведение. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы (Земля и люди) / К.Ю.Еськов, О.В.Бурский, Т.Л.Смоктунович, А.А.Вахрушев. – М.: Баласс, 2011.
- Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 2009.
- Введенский Э.Л, Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию: 5 класс: линия «Вектор» / Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. - (ФГОС. Инновационная школа).
- Домогацких Е.М. География. Введение в географию: 5 класс / Е.М.Домогацких, Э.Л.Введенский, А.А.Плешаков. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – (ФГОС. Инновационная школа).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Дата проведения урока | Домашнее задание | |
Тема 1. Введение (2 ч.) | ||||
1. | Науки о природе. | 1-7.09 | §1, задания на с.6 | |
2. | Методы изучения природы. | 1-7.09 | §2, задания на с.9 | |
Тема 2. Мир астрономии (12 ч.) | ||||
3. | Рождение астрономии. | 8-14.08 | §3, задания на с.13 | |
4. | Астрономия в древности и в Средние века. | 8-14.08 | §4, задания на с.19 | |
5. | Рождение новой астрономии. | 15-21.09 | §5, задания на с.22 | |
6. | Методы астрономических исследований. | 15-21.09 | §6, задания на с.28 | |
7. | Солнечная система. | 22-28.09 | §7, задания на с.33, с.37 | |
8. | Малые тела Солнечной системы. | 22-28.09 | §8, задания на с.41 | |
9. | Мир звезд. | 29-5.10 | §9, задания на с.44 | |
10. | Время и календарь. | 29-5.10 | §10 с.45-48, задания на с.50 | |
11. | Время и календарь. | 6-12.10 | §10 с.48-50, «Проверьте себя» на с.50 | |
12. | Живые организмы в космосе. | 6-12.10 | §11 с.51-53, задания на с.53 | |
13. | Практическое значение астрономии. | 13-19.10 | §11 с.54-55, «Проверьте себя» на с.53, тест на с.54 | |
14. | Контрольная работа по теме «Мир астрономии» | 13-19.10 | работа над ошибками | |
Тема 3. Мир физики (13ч.) | ||||
15. | Что такое физика. | 20-26.10 | §12, задания на с.60 | |
16. | Молекулы и атомы. | 20-26.10 | §13, задания на с.63 | |
17. | Движение тел. | 27-2.11 | §14, задания на с.67 | |
18. | Энергия. | 27-2.11 | §15, задания на с.70 | |
19. | Электричество. | 10-16.11 | §16, задания на с.73 | |
20. | Приключения с магнитом. | 10-16.11 | §17, задания на с.77 | |
21. | Звук. | 17-23.11 | §18 с.77-79, задания 1-2 на с.80 | |
22. | Звук. | 17-23.11 | §18 с.79-80, задания 3-4 на с.80 | |
23. | Свет. | 24-30.11 | §19 с.81-83, задания 1-2 на с.85 | |
24. | Свет. | 24-30.11 | §19 с.84-85, задания 3-4 на с.85 | |
25. | Физика и практика. | 1-7.12 | §20, задания на с.89 | |
26. | Физика и охрана окружающей среды. | 1-7.12 | §21, задание 1 на с.93, «Проверьте себя» с.94 | |
27. | Контрольная работа по теме «Мир физики» | 8-14.12 | Работа над ошибками | |
Тема 4. Мир химии (12 ч.) | ||||
28. | Истоки химии. | 8-14.12 | §22, задания на с.101 | |
29. | Химические знания в Средние века. | 15-21.12 | §23, задания на с.104 | |
30. | Начало современной химии. | 15-21.12 | §24, задание 2 на с.107 | |
31. | Многообразие веществ. | 22-28.12 | §25, задание 1 на с.109 | |
32. | Смеси и чистые вещества. | 22-28.12 | §26, задание 2 на с.111 | |
33. | Основные способы разделения смесей. | 12-18.01 | §27, задания на с.114 | |
34. | Химический элемент. | 12-18.01 | §28 с.114-116, «Подумайте» с.117 | |
35. | Простые и сложные вещества. | 19-25.01 | §28 с.116-117, задания на с.118 | |
36. | Распространение химических элементов в природе. Органические и неорганические вещества. | 19-25.01 | §29, задания на с.121 «Подумайте» | |
37. | Химические явления. | 26-31.01 | §30, задания 1-2 на с.123 | |
38. | Химия в наши дни. | 26-31.01 | §31, тест на с.127-128 | |
39. | Контрольная работа по теме «Мир химии». | 2-8.02 | работа над ошибками | |
Тема 5. Мир биологии (16ч.) | ||||
40. | Что такое биология. | 2-8.02 | §32, задания 1-2 на с.135 | |
41. | Из истории биологии. | 9-15.02 | §33, задания на с.140 | |
42. | Экскурсия в мир клеток. | 9-15.02 | §34, задания 1-2 на с.142 | |
43. | Экскурсия в мир клеток. | 16-22.02 | §34 повторить, задание 3 на с.142 | |
44. | Как классифицируют организмы. | 16-22.02 | §35, задания на с.146 | |
45. | Живые царства. | 23-1.03 | §36, задание 1 на с.149 | |
46. | Жизнь продолжается. | 23-1.03 | §38, «Подумайте» с.156 | |
47. | Жизнь начинается. | 2-8.03 | §37, задания на с.153 | |
48. | Почему дети похожи на родителей. | 2-8.03 | §39, задания на с.159 | |
49. | Нужны все на свете. | 9-15.03 | §40, задания на с.164 | |
50. | Как животные общаются между собой. | 9-15.03 | §41, задания на с.167 | |
51. | Биология и практика. | 16-22.03 | §42, задания на с.171 | |
52. | Биологи защищают природу. | 16-22.03 | §43, задания на с.174 | |
53. | Биология и здоровье. | 23-29.03 | §44, задания на с.179 | |
54. | Живые организмы и наша безопасность. | 23-29.03 | §45, задания на с.183, тест на с.184 | |
55. | Контрольная работа по теме «Мир биологии». | 6-12.04 | работа над ошибками | |
Тема 6. Мир географии (11 ч.) | ||||
56. | Истоки географии. | 6-12.04 | §46, задания на с.191 | |
57. | Страницы Великих географических открытий. | 13-19.04 | §47, задания на с.194 | |
58. | Страницы Великих географических открытий. | 13-19.04 | §48, задания на с.199 | |
59. | Русские путешественники и их открытия. | 20-26.04 | §49, задания на с.206 | |
60. | Методы географических открытий. | 20-26.04 | §50, задания на с.208 | |
61. | Строение Земли. | 27-3.05 | §51, задания на с.211 | |
62. | Путешествие по Мировому океану. | 27-3.05 | §52, задания на с.215 | |
63. | Путешествие по материкам. | 4-10.05 | §53 с.216-224, задания на с.220, с.224 | |
64. | Путешествие по материкам. | 4-10.05 | §53 с.225-233, задания на с.229, с.233 | |
65. | Путешествие по материкам | 11-17.05 | §53 с.233-238, задания на с.236, тест с.239 | |
66. | Контрольная работа по теме «Мир географии» | 11-17.05 | работа над ошибками | |
Тема 7. Единство наук о природе (1ч.) | ||||
67. | Единство наук о природе | 18-24.05 | с.241-242, вопрос 2 на с.243 | |
Тема 8. Заключение (1 ч.) | ||||
68. | Повторение | 18-24.05 | с.243-245; летние задания | |
69-70. | Резерв | 25-29.05 |
Учитель химии – к.х.н., Кузьмина Ю.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Авторы программы В.В.Пасечник,В.М.Пакулова,В.В. Латюшин. Учебник "Природа живая и неживая" авт.В.М.Пакулова ,Н.В.Иванова....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа по природоведению, 5 класс, к учебнику А.А.Плешаков, Н.И.Сонин....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению 5 класс
Рабочая программа написана по учебнику В.М. Пакуловой. Содержит все требуемые разделы....
Рабочая программа по природоведению, 5 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по природоведению для 5 класса по учебнику Плешакова А.А. и Сонина Н.И....
Рабочая программа по природоведению 5 класс.Автор Овчарова.
Рабочая программа и тематическое планирование составлены по учебнику Овчаровой....
рабочая программа по природоведению 5 класс
рабочая программа по природоведению 5 класс...