К конкурсу "Учитель года" эссе и проект статьи
статья по естествознанию на тему
Проект статьи "Научно - практические конференции и исследовательская работа с одарёнными детьми по предметам естественно – научного цикла"
Эссе "Миссия современного учителя"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конкурс Учитель года | 35.5 КБ |
Конкурс Учитель года | 48 КБ |
Предварительный просмотр:
Эссе
Миссия современного учителя
Стратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания, методов обучения и достижении нового качества его результатов. Одним из последних инноваций в области образования стало введение новых государственных стандартов второго поколения. Это одно из основных направлений Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Немецкий педагог А. Дистервег почти 200 лет назад писал: «Ученик проходит в несколько лет дорогу, на которую человечество употребило тысячелетия. Однако его следует вести к цели не с завязанными глазами, а зрячим: он должен воспринимать истину не как готовый результат, а должен её открыть. Учитель должен руководить этой экспедицией открытий, следовательно, присутствовать не только в качестве простого рассказчика. Но ученик должен напрягать свои силы, ему ничто не должно доставаться даром. Дается только тому, кто стремится». Как добиться того, чтобы каждый обучающийся действительно стал активным участником «экспедиции открытий»? Безусловно, таких возможностей в учебно-воспитательном процессе не мало.
Учитель 21-го века должен
-уметь создавать на каждом уроке атмосферу сотрудничества, чтобы каждый обучающийся почувствовал необходимую потребность учиться, быть услышанным и замеченным. Не возвышаться над ним, не подавлять его своим авторитетом, а быть другом и помощником;
-осознать свою новую роль: он не источник знаний на уроке, а организатор, способный в любую минуту помочь, направить, заинтересовать, чтобы обучающийся понимал, зачем ему то или иное знание;
-научить учиться, мыслить, самостоятельно действовать, способствовать формированию общеучебных умений и навыков.
Учебные предметы физика и химия открывают для этого много возможностей. Мастерство учителя заключается не в том, чтобы доступно и наглядно объяснить обучающемуся тот или иной материал, а именно в умении создать такую учебную ситуацию, когда у школьника появляется потребность в знании этого материала. «Важной задачей воспитания является профессиональная ориентация…Она требует не только хорошего знания своих учеников и педагогического мастерства. Но и глубокого понимания приоритетов развития региона, того, куда движется жизнь. Если учитель этих вещей не знает, помочь ученику в выборе жизненного пути он не сможет. В последнее время увеличивается доля выпускников, выбирающих физику (36,1%, по России – 28,1%)»,- отметил губернатор Самарской области в Послании жителям региона 26 декабря 2013 года. «Самарская область всегда решала задачи любого масштаба, любой сложности. Самарцы никогда страну не подводили. Научный и образовательный потенциал нашей области не раз проявлял себя на острие мировой науки, техники и технологий. Для возрождения этого статуса нужна прорывная идеология, которая начинается с образования. Победа и сегодня начинается в школах и вузах. От того, как мы поведем это дело, во многом будет зависеть будущее области, а по ряду отраслей – и будущее страны». И мы, учителя, его поддерживаем.
Я убеждена в том, что инновационный прорыв России в начале 21-го века, в определяющей мере зависит от современного учителя:
Учителю подвластно всё на свете,
Он по звонку не просто входит в класс:
Во многом то, какой Россия будет завтра,
Зависит от учителя сейчас!
Общепризнанно, что учитель должен повышать уровень профессиональной культуры и педагогическое мастерство для сохранения стабильно положительных результатов в обучении обучающихся и воспитании, на которое особое внимание обратил Николай Меркушкин. «Воспитание является важнейшей задачей школы. Хотя, к сожалению, и сейчас можно слышать в дискуссиях, что не школа должна воспитывать, а только семья. Такие рассуждения сегодня – еще большая ошибка. Семьи бывают очень разные. И школа здесь – исключительно важный момент».
Современные нововведения заставляют учителей искать формы работы, приемы, технологии, ведущие к непременному успеху учеников. Но перемены в образовании будут лишь тогда эффективными, когда каждый учитель захочет изменить себя и идти в ногу со временем. Важно стремление учиться новому. Считаю, что учителя, которые перестали внутренне развиваться, учиться, искать, становятся неинтересным для обучающихся. Требование времени – использовать современные образовательные технологии, иначе разговор с детьми может пойти на разных языках: наши дети сегодня гораздо лучше нас умеют обращаться с различными электронными устройствами, а через некоторое время может оказаться, что мы с ними разговариваем на «разных языках» и попросту не понимаем друг друга. А это непременно скажется на результатах учебной деятельности обучающихся. Считаю, что учителю никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Нужно постоянно двигаться вперед - «кто не идёт вперёд, тот идёт назад: стоячего положения нет».
Невольно задумываешься о том, что вырастут сегодняшние дети и начнут сами строить новое государство. Это они, мои обучающиеся, станут «строителями будущего». И наше завтра зависит не только от того, будут ли они владеть умениями и навыками, полученными на уроках, но и от того, насколько сформируются универсальные учебные действия, насколько вместе они «впитают» в себя все доброе и человечное. «Судьбы наших учеников – это наши судьбы, дороги, по которым они пойдут – это и наши дороги».
Представить себя вне школы для меня невозможно. И если я зароню росток любви к школе хотя бы в одну душу, можно будет считать, что как педагог я состоялась!
Предварительный просмотр:
Проект статьи
Научно - практические конференции и исследовательская работа с одарёнными детьми по предметам естественно – научного цикла
В цивилизованном мире одаренные дети существовали всегда независимо от того, обращали на них внимание или нет. Новыми задачами современного образования стали: отход от ориентации на «среднего» ученика, повышенный интерес к одаренным, талантливым детям, раскрытие и развитие внутреннего потенциала, способностей каждого ребенка в процессе образования.
Современная жизнь ставит перед российской школой все более сложные задачи. Государство дает заказ нашему образованию подготовить выпускников с опытом исследовательской работы в различных областях знаний. Как это сделать грамотнее и эффективнее? Все зависит, конечно, от педагогического коллектива школы, от его активности, образовательных и воспитательных задач, стоящих перед школой. Учителя нашей школы для себя решили, что исследовательская работа для наших детей наиважнейшая из задач, так как позволяет развивать способности школьников, способствует сотрудничеству обучающихся и педагогов, дает возможность приобретать опыт публичных выступлений и умение отстаивать свою точку зрения. Уже несколько лет являемся активными участниками окружной научно-практической конференции «Первые шаги в науку».
Творческое мышление естественно - научно одаренных обучающихся характеризуется неординарностью - способностью выдвигать новые неожиданные идеи, гибкостью - способностью быстро и легко находить новые стратегии решения, устанавливать ассоциативные связи и переходить от одних явлений к другим, осуществлять интеграцию естественно - научных дисциплин. Следует отметить также высокий уровень развития и продуктивность их логического мышления, способность к прогнозированию, логическую и механическую память, большой объем внимания, наблюдательность, развитое воображение. Одаренных в этом плане школьников отличают такие личностные качества, как самостоятельность, настойчивость и, конечно, "химические руки" - способность оперировать химическим материалом при постановке опытов. Это и помогает выявить способных учеников: они постоянно самостоятельно экспериментируют, демонстрируют окружающим полученные вещества, вытаскивая их изо всех карманов, наизусть знают признаки огромного множества реакций, законов.
Приоритетная функция учителя - это раскрытие и развитие одаренности каждого ребенка, проявляющего способности в данной области знаний. Основная задача наставника – на основе диалога и совместного поиска помочь своему подопечному выработать наиболее эффективную стратегию индивидуального развития, опираясь на развитие его способности к самоопределению и самоорганизации. Значение работы наставника заключается в поддержке и сопровождении одаренного ребенка в образовательном процессе школы, освоении содержания образования.
Научно-исследовательская работа в школе многоэтапна, содержит много компонентов, составляющих частей. Для освоения навыков исследовательской работы на уроках химии и физики основная нагрузка ложится на лабораторный практикум, который является сочетанием экспериментальной задачи, расчетной части и теоретической работы в виде формирования научной гипотезы и выводов и отражает основные этапы научно-исследовательской деятельности. Приобретенные навыки экспериментальной работы и освоение принципов исследовательской деятельности находят свое дальнейшее развитие в разработке проектов в естественно – научной области.
Именно исследовательский подход в обучении делает ребят участниками творческого процесса, а не пассивными потребителями готовой информации. Тем более что современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности школьника и доведения её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки учебной программы. Исследовательская деятельность позволяет вооружить ребёнка необходимыми знаниями, умениями, навыками для освоения стремительно нарастающего потока информации, ориентации в нём и систематизации материала и, хотя, имеет творческий характер, и в то же время это один из способов индивидуализации обучения. Непосредственное, длительное по времени общение ученика и учителя позволяет педагогу лучше узнать особенности ума, характера, мышления школьника и в результате предложить ему то дело, которое для него интересно, значимо.
Исследовательская деятельность помогает развить у школьников следующие ключевые компетентности:
- автономизационную - быть способным к саморазвитию, самоопределению, самообразованию;
- коммуникативную - умение вступить в общение;
- информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
- продуктивную - уметь работать, быть способным создавать собственный продукт.
Основы исследовательской деятельности закладываются на уроках. Самостоятельно и активно разбираться в новом материале обучающиеся смогут, если у них возник интерес к исследованию. Для этого нужно систематически предоставлять им возможность участвовать в такой работе на уроке, обучать всем необходимым приемам проведения самостоятельного исследования. При обсуждении предположений необходимо обратить внимание обучающихся на умение выбирать рациональный путь проведения опыта. Только после этого можно выполнять опыт.
Эффективных результатов по формированию исследовательских умений можно добиться при целенаправленной систематической работе, значит, целесообразно в учебно-воспитательном процессе только тогда, когда обучающиеся достаточно свободно могут ориентироваться в определенной системе знаний, что повышает долю их самостоятельности. Исследовательский подход обучающихся не следует отождествлять с научным исследованием ученых. Обучающиеся в основном не выявляют новых научных мыслей, но познают, усваивают, «переоткрывают» их для себя.
Одним из самых ответственных и важных моментов исследовательской работы является выбор темы исследования каждым обучающимся. Я предлагаю примерный перечень тем для исследования. При организации исследований в рамках образовательного процесса с одаренными детьми необходимо обратить внимание на многие специфические моменты и критерии. После завершения оформления работы необходимо сосредоточить свое внимание на подготовке обучающихся к защите исследования.
При выполнении проектов обучающиеся широко используют современные источники информации: Интернет – ресурсы, мультимедийные пособия, кроме того, они готовят электронные презентации своих работ. Для этого необходимо научиться выбирать главное, кратко выражать свою мысль, усвоить работу с компьютером.
Приобщаясь к научно-исследовательской работе, ребята проявляют интерес к науке, поиску, эксперименту. Участие в научно-практических конференциях приучает их к собранности, воспитывает волю, чувство ответственности.
Знаю→могу применить→владею способами применения (знаю как применить)→имею своё отношение – эта логическая цепочка определяет развитие детей. Выстраивая систему работы с одаренными детьми, я опираюсь именно на эти принципы. Она не позволяет мне, как учителю стоять на месте, побуждает меня все время двигаться вперед.
Таким образом, правильно организованная работа по научно-исследовательской деятельности обучающихся ориентирует на овладение определенными видами деятельности, повышает интерес к исследованию, развивает исследовательские умения и навыки. В результате правильная организация научно-исследовательской работа позволяет овладевать элементарными навыками самостоятельной исследовательской работы и оказывает методическую поддержку обучающимся при проведении исследовательских работ и подготовке выступлений на различных научно-практических конференциях и конкурсах школьников.
Современная жизнь сложна и многогранна, растет конкуренция на научно – практических конференциях за призовые места. Не секрет, что в такой борьбе сельские школы часто проигрывают. Ведь сейчас недостаточно провести исследование, надо еще грамотно оформить его результаты и убедительно защитить проект. Это требует большой системной работы.
За три последних года, занимаясь с обучающимися проектно - исследовательской деятельностью «Первые шаги в науку», достигли таких результатов:
- Участие в секции «Неорганическая химия» учащейся 9 класса с работой «Сотвори краски»- окружной этап.
- Участие с этой же работой «Сотвори краски» - областной этап.
- 3 место в секции «Химия» обучающихся 8 класса с работой «Белый камешек растаял, на доске следы оставил»- окружной этап.
- 2 место в секции «Физика» обучающихся 9 класса с работой «Зависимость тормозного пути от погодных условий» - окружной этап.
- Публикация в электронном СМИ (Проект для одарённых детей социальной сети работников образования nsportal.ru «Алые паруса») творческих работ «Определение качественного состава писчего мела» и «Роль детской литературы в познании физики».
- Участие в секции «География» обучающихся 6,7 класса с работой «Народные приметы и прогноз погоды»- окружной этап.
Как мы знаем на личном опыте, ничто не объединяет людей так сильно, как общее дело. А дело у нас преподавателей и обучающихся одно – движение вперед к новым формам и методам работы, к совместному воспитанию и обучению нового человека – человека будущего, более организованного, более мобильного, более толерантного и совершенного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Разработка педагогического проекта"
В статье раскрыто понятие педагогического проекта. Подробно рассмотрены структурные элементы педагогического проекта. Приведены многочисленные примеры педагогических проектов....
Статья на тему: "Обзор проекта «Электронный дневник»"
В статье приводятся преимущества проекта «Электронный дневник». Анализируется состояние реализации данного проекта в г.Томске и области....
Статья о проектной деятельности учащихся: Проект "Путешествие по зоопарку", статья размещена на сайте ПАПО в архиве новостей, http://pacad.ru, выступление было 29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения
29 апреля 2011 г. в г. Черноголовка состоялись Московские областные педагогические чтения "Проектная и исследовательская деятельность учителя"Проект: «Путешествие по зоопарку»Бойкова Анна Александровн...
Статья по теме: Педагогический проект. Метод проекта в образовательном процессе: Международный школьный проект в рамках подготовки к устному экзамену на немецкий языковой диплом.
Эта статья может вызвать интерес у учителей немецкого языка, а также у учащихся, изучающих немецкий язык. В проекте принимали учащиеся 10 а класса нашей школы ГБОУ СОШ № 481. Тема проекта - &quo...
Статья "Метод проектов. Применение метода проектов."
Данная статья представляет собой описание применения метода проектов на уроке английского языка...
Исследовательские проекты учащихся. О проекте "Современная семья глазами подростка". Статья
Представлено описание проекта (мониторинга), изучения мнений учащихся о проблемах семьи. Проект проводился в два этапа. Первое социологическое исследование проведено школьниками в 2008 году, вто...
Реализация учебного предмета технология с использованием метода проектов - статья
материалы по предмету Технология...