Сценарий урока естествознания для 6 класса "Загадочный мир молний"
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему

Листочкина Наталья Владимировна

Подробный сценарий урока естествознания для 6 класса. Указаны основные этапы урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ  УРОКА НА КОНКУРС «ТВОРЧЕСКИЙ УРОК»

Автор:  Листочкина Наталья Владимировна, учитель физики и естествознания

Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная  школа  № 4 города Усть-Кута Иркутской области

Предмет: естествознание

Тема: Загадочный мир молний

Класс: 6

Учебно-методическое обеспечение:  учебник «Природоведение – 6»  А.В. Рыжакова.

Время реализации занятия: 40 минут

Цель урока:

познакомиться с многообразием мира молний и выяснить, как можно защититься от их вредного воздействия.

Задачи урока:

образовательная: продолжить формирование представлений об огромном многообразии мира физических явлений и их частном случае – молнии;

развивающая: познакомить учащихся  с таким интересным явлением, как молния  и находить способы защиты от его вредного воздействия;

воспитательная: развивать в обучающихся чувство коллективизма, умения слушать друг друга и доброго отношения друг к другу.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Оборудование: генератор высоковольтный «Разряд-1», выпрямитель «В-24», мультимедийный проектор, персональный компьютер (или ноутбук), экран.

План проведения урока:

Этапы урока

Временная реализация

  1. Организационный момент

2 минуты

  1. Актуализация и закрепление знаний

5 минут

  1. Формирование новых понятий

18 минут

  1. Выступления учащихся (чтение стихотворений наизусть, рассказ о художниках)

7 минут

  1. Проверка знаний учащихся

5 минут

  1. Домашнее задание (с комментариями)

3 минуты

Ход урока:

Во все века жила, затаена,
Надежда – вскрыть все таинства природы.
В.Брюсов

  1. Организационный момент:
  • Приветствие:

        Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с очень интересным и грозным явлением природы – молнией. Попытаемся разобраться, как можно защититься от нее в различных ситуациях!

  • Запись домашнего задания: конспект знать!; сообщение «Ученые – первооткрыватели в изучении молний», стихотворения о молниях (на текстовых или электронных носителях).

  1. Актуализация и закрепление знаний:

Фронтальный опрос:

  1. Что такое свет?
  2. Назовите источники света.
  3. Что такое: а) искусственные;

                       б) естественные источники света?

  1. Как  распространяется свет?
  2. Что такое: а) тень;

                       б) полутень;

                       в) солнечное затмение;

                       г) лунное затмение?

  1. Почему происходят затмения?
  2. Какие затмения встречаются чаще?
  3. Почему же мы видим окружающий мир? С помощью чего?
  4. Какой объем  информации человек получает с помощью зрения?

III.  Формирование новых понятий:

Одним из естественных источников света является молния,

 а что же это за явление?

Демонстрация: генератор высоковольтный «Разряд-1», выпрямитель «В-24» (получение разряда молний в лабораторных условиях).

Молния – это гигантский электрический искровой  разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.

Одним из самых опасных видов молний является шаровая молния.

 А что же это такое?

Шаровая молния – это молния, которую считают феноменом природного электричества, так как в отличие от обычных молний, имеет шарообразную форму и непредсказуемую траекторию.

А каковы основные особенности шаровых молний?

  1. Поведение:
  • движется горизонтально, довольно хаотично;
  • приблизительно в метре над землёй;
  • сопровождается звуковыми эффектами;
  • наводит радиопомехи.

2.  Момент исчезновения :

  • живёт от 10 секунд до нескольких часов, после чего обычно взрывается.

3.  Размер и форма:

  • Размер (диаметр) шаровых молний  - от нескольких сантиметров до  1метра;
  • Форма сферическая, но бывают вытянутые, дискообразные, грушевидные.

4.  Свечение и цвет:

  • Мощность излучения — около 100 Ватт;
  • Свечение иногда тусклое, иногда яркое;
  • Цвет — начиная от белого и жёлтого, заканчивая зелёным, часто отмечалась пятнистость свечения.

А что же является частой мишенью для молний?

  • высокие деревья;
  • линии электропередач;
  • люди (если гроза застает их в поле или у воды);
  • животные (если убегают от шаровой молнии или находятся в поле).

А как же можно защититься от вредного воздействия молний?

Если началась гроза:

  • Закройте все окна и форточки;
  • Отключите по возможности в доме электричество (все бытовые приборы для того, чтобы избежать их порчи во время скачков напряжения), мобильный телефон.

    Увидев шаровую молнию:

  • Если вы на открытом месте, медленно удалитесь от нее;
  • Если в помещении, выйдите из комнаты, не делая при этом резких движений.

Если гроза застала Вас врасплох, необходимо помнить  следующее:

  • молния никогда не ударяет в кустарник;
  • избегайте отдельно стоящих деревьев;
  • работая в поле, отставьте металлические орудия труда;
  • не стойте под раскрытым зонтиком;
  • не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;
  • если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;
  • держитесь подальше от высоких металлических конструкций;
  • не купайтесь и не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоёма.

IV.  Выступления учащихся: 

     

А кто же из известных ученых занимался изучением этого явления?

Сообщения учащихся:

  • Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 г.г.);
  • Георг Вильгельм Рихман (1711 – 1753 г.г.).

Мы познакомились с молнией, как с явлением природы и учеными, которые изучали это явление, а не встречается ли оно в литературе? Может, молния волновала умы наших известных поэтов?

Учащиеся читают наизусть стихотворения о молнии:

«Весенняя гроза»

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный -

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила. 

        (Ф. Тютчев)

«Шаровые молнии»

Темно. Россия велика

На все равнинные века

Ночного полушарья.

И лебедь — лентой в облака,

И коршун — черной шалью.

Средь молний бешеной игры

Дух округляется в шары

В ночи зигзагов диких.

Висят московские дворы.

Безмолвствует Языков.

        (Д.В.Щедровицкий)

Хорошо, а не нашло ли это явление отражение на полотнах художников?

Учащиеся показывают репродукции картин художников, на которых запечатлены разряды молний, рассказывая о судьбах авторов:

  1. Джорджоне «Буря»:

  1. В.Рогов «Молния»:

  1. Проверка знаний учащихся:

Фронтальный опрос:

  1. Что такое молния?
  2. Какой из видов молнии самый опасный?
  3. Каковы основные особенности шаровых молний?
  4. Влияет ли  молния на человека и животных?
  5. Назовите объекты, которые являются частой мишенью для удара молний?
  6. Случалось ли вам или вашим знакомым становиться объектами воздействия молний?
  7. Назовите способы защиты от молний.

  1. Домашнее задание:

конспект знать!; сообщение «Ученые – первооткрыватели в изучении  молний», стихотворения о молниях  (на текстовых или электронных носителях).

Список использованной литературы:

  1. Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
  2. Елисеев А.А. Г.В.Рихман. – М.: Просвещение, 1975.
  3. Колтун М. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.
  4. Кудрявцев П.С. История физики. – М.: Учпедгиз, 1983.
  5. Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.
  6. Спасский Б.И. Физика в ее развитии. – М.: Просвещение, 1979.
  7. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.
  8. Физическая энциклопедия. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
  9. Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.

Использованные Интернет-ресурсы:

  • http:// www/school.edu.ru//projects/physicexp;
  • http://www/gomulina.orc.ru/method.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"

Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...

Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"

В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

урок естествознания 5 класс "Когда владыками суши были драконы"

Урок " Когда владыками суши были драконы" может использоваться в курсе естествознания как в 5 классе , так и в начальной школе , в зависимости от программы. Данный урок позволит познакомиться с технол...

урок естествознания 5 класс "Когда владыками суши были драконы"

Урок " Когда владыками суши были драконы" может использоваться в курсе естествознания как в 5 классе , так и в начальной школе , в зависимости от программы. Данный урок позволит познакомиться с технол...

Урок естествознания 8 класс. Размножение рыб.

Материалы к уроку естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Размножение рыб" соответствует программе и календарному планированию.Содержание:Конспект урока.Презентаци...

Урок естествознания. Обучение на дому.8 класс. «Что изучает наука «Естествознание?»

Цель:- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процес...