Сценарий урока естествознания для 6 класса "Загадочный мир молний"
план-конспект урока по естествознанию (6 класс) на тему
Подробный сценарий урока естествознания для 6 класса. Указаны основные этапы урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_uroka_dlya_6_klassa_po_estestvoznaniyu._zagadochnyy_mir_molniy.doc | 146 КБ |
Предварительный просмотр:
СЦЕНАРИЙ УРОКА НА КОНКУРС «ТВОРЧЕСКИЙ УРОК»
Автор: Листочкина Наталья Владимировна, учитель физики и естествознания
Полное название образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 города Усть-Кута Иркутской области
Предмет: естествознание
Тема: Загадочный мир молний
Класс: 6
Учебно-методическое обеспечение: учебник «Природоведение – 6» А.В. Рыжакова.
Время реализации занятия: 40 минут
Цель урока:
познакомиться с многообразием мира молний и выяснить, как можно защититься от их вредного воздействия.
Задачи урока:
образовательная: продолжить формирование представлений об огромном многообразии мира физических явлений и их частном случае – молнии;
развивающая: познакомить учащихся с таким интересным явлением, как молния и находить способы защиты от его вредного воздействия;
воспитательная: развивать в обучающихся чувство коллективизма, умения слушать друг друга и доброго отношения друг к другу.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Оборудование: генератор высоковольтный «Разряд-1», выпрямитель «В-24», мультимедийный проектор, персональный компьютер (или ноутбук), экран.
План проведения урока:
Этапы урока | Временная реализация |
| 2 минуты |
| 5 минут |
| 18 минут |
| 7 минут |
| 5 минут |
| 3 минуты |
Ход урока:
Во все века жила, затаена,
Надежда – вскрыть все таинства природы.
В.Брюсов
- Организационный момент:
- Приветствие:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с очень интересным и грозным явлением природы – молнией. Попытаемся разобраться, как можно защититься от нее в различных ситуациях!
- Запись домашнего задания: конспект знать!; сообщение «Ученые – первооткрыватели в изучении молний», стихотворения о молниях (на текстовых или электронных носителях).
- Актуализация и закрепление знаний:
Фронтальный опрос:
- Что такое свет?
- Назовите источники света.
- Что такое: а) искусственные;
б) естественные источники света?
- Как распространяется свет?
- Что такое: а) тень;
б) полутень;
в) солнечное затмение;
г) лунное затмение?
- Почему происходят затмения?
- Какие затмения встречаются чаще?
- Почему же мы видим окружающий мир? С помощью чего?
- Какой объем информации человек получает с помощью зрения?
III. Формирование новых понятий:
Одним из естественных источников света является молния,
а что же это за явление?
Демонстрация: генератор высоковольтный «Разряд-1», выпрямитель «В-24» (получение разряда молний в лабораторных условиях).
Молния – это гигантский электрический искровой разряд в атмосфере, обычно происходит во время грозы, проявляющийся яркой вспышкой света и сопровождающим её громом.
Одним из самых опасных видов молний является шаровая молния.
А что же это такое?
Шаровая молния – это молния, которую считают феноменом природного электричества, так как в отличие от обычных молний, имеет шарообразную форму и непредсказуемую траекторию.
А каковы основные особенности шаровых молний?
- Поведение:
- движется горизонтально, довольно хаотично;
- приблизительно в метре над землёй;
- сопровождается звуковыми эффектами;
- наводит радиопомехи.
2. Момент исчезновения :
- живёт от 10 секунд до нескольких часов, после чего обычно взрывается.
3. Размер и форма:
- Размер (диаметр) шаровых молний - от нескольких сантиметров до 1метра;
- Форма сферическая, но бывают вытянутые, дискообразные, грушевидные.
4. Свечение и цвет:
- Мощность излучения — около 100 Ватт;
- Свечение иногда тусклое, иногда яркое;
- Цвет — начиная от белого и жёлтого, заканчивая зелёным, часто отмечалась пятнистость свечения.
А что же является частой мишенью для молний?
- высокие деревья;
- линии электропередач;
- люди (если гроза застает их в поле или у воды);
- животные (если убегают от шаровой молнии или находятся в поле).
А как же можно защититься от вредного воздействия молний?
Если началась гроза:
- Закройте все окна и форточки;
- Отключите по возможности в доме электричество (все бытовые приборы для того, чтобы избежать их порчи во время скачков напряжения), мобильный телефон.
Увидев шаровую молнию:
- Если вы на открытом месте, медленно удалитесь от нее;
- Если в помещении, выйдите из комнаты, не делая при этом резких движений.
Если гроза застала Вас врасплох, необходимо помнить следующее:
- молния никогда не ударяет в кустарник;
- избегайте отдельно стоящих деревьев;
- работая в поле, отставьте металлические орудия труда;
- не стойте под раскрытым зонтиком;
- не прикасайтесь к электрическим предметам и выньте их из карманов;
- если есть возможность, переждите грозу в автомобиле;
- держитесь подальше от высоких металлических конструкций;
- не купайтесь и не переходите вброд реку, отойдите подальше от водоёма.
IV. Выступления учащихся:
А кто же из известных ученых занимался изучением этого явления?
Сообщения учащихся:
- Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765 г.г.);
- Георг Вильгельм Рихман (1711 – 1753 г.г.).
Мы познакомились с молнией, как с явлением природы и учеными, которые изучали это явление, а не встречается ли оно в литературе? Может, молния волновала умы наших известных поэтов?
Учащиеся читают наизусть стихотворения о молнии:
«Весенняя гроза»
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный -
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
(Ф. Тютчев)
«Шаровые молнии»
Темно. Россия велика
На все равнинные века
Ночного полушарья.
И лебедь — лентой в облака,
И коршун — черной шалью.
Средь молний бешеной игры
Дух округляется в шары
В ночи зигзагов диких.
Висят московские дворы.
Безмолвствует Языков.
(Д.В.Щедровицкий)
Хорошо, а не нашло ли это явление отражение на полотнах художников?
Учащиеся показывают репродукции картин художников, на которых запечатлены разряды молний, рассказывая о судьбах авторов:
- Джорджоне «Буря»:
- В.Рогов «Молния»:
- Проверка знаний учащихся:
Фронтальный опрос:
- Что такое молния?
- Какой из видов молнии самый опасный?
- Каковы основные особенности шаровых молний?
- Влияет ли молния на человека и животных?
- Назовите объекты, которые являются частой мишенью для удара молний?
- Случалось ли вам или вашим знакомым становиться объектами воздействия молний?
- Назовите способы защиты от молний.
- Домашнее задание:
конспект знать!; сообщение «Ученые – первооткрыватели в изучении молний», стихотворения о молниях (на текстовых или электронных носителях).
Список использованной литературы:
- Дягилев Ф.М. Из истории физики и жизни ее творцов. – М.: Просвещение, 1986.
- Елисеев А.А. Г.В.Рихман. – М.: Просвещение, 1975.
- Колтун М. Мир физики. – М.: Детская литература, 1987.
- Кудрявцев П.С. История физики. – М.: Учпедгиз, 1983.
- Мощанский В.Н., Савелова Е.В. История физики в средней школе. – М.: Просвещение, 1981.
- Спасский Б.И. Физика в ее развитии. – М.: Просвещение, 1979.
- Тарасов Л.В. Физика в природе. – М.: Просвещение, 1988.
- Физическая энциклопедия. Т. 1. – М.: Советская энциклопедия, 1988.
- Храмов Ю.А. Физики. Биографический справочник. – М.: Наука, 1983.
Использованные Интернет-ресурсы:
- http:// www/school.edu.ru//projects/physicexp;
- http://www/gomulina.orc.ru/method.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мини-проект "Развитие познавательного интереса учащихся коррекционной школы 8 вида на уроках естествознания и географии через введение упражнений системы ТРИЗ"
Применение упражнений системы ТРИЗ в коррекционной школе весьма актуальны. В классе всегда найдутся дети с отсутствием мотивации к учению, с очень слабым развитием познавательного интереса.Не каждый р...
Урок естествознания 10 класс "Традиции и революции в естествознании. Религиозная традиция"
В течение определенного времени научные исследования любой области опираются на прошлые достижения, которые в этот период времени признаются основой для развития данной области знания.Эти достижения с...
Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""
Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...
урок естествознания 5 класс "Когда владыками суши были драконы"
Урок " Когда владыками суши были драконы" может использоваться в курсе естествознания как в 5 классе , так и в начальной школе , в зависимости от программы. Данный урок позволит познакомиться с технол...
урок естествознания 5 класс "Когда владыками суши были драконы"
Урок " Когда владыками суши были драконы" может использоваться в курсе естествознания как в 5 классе , так и в начальной школе , в зависимости от программы. Данный урок позволит познакомиться с технол...
Урок естествознания 8 класс. Размножение рыб.
Материалы к уроку естествознания в 8 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида. Тема "Размножение рыб" соответствует программе и календарному планированию.Содержание:Конспект урока.Презентаци...
Урок естествознания. Обучение на дому.8 класс. «Что изучает наука «Естествознание?»
Цель:- Организовать деятельность учащихся по обобщению знаний и способов деятельности по изученной теме. Создать условия для усвоения знаний, о взаимодействие и взаимосвязь внутренних и внешних процес...